Презентация на тему: Звук и его характеристики

Звук и его характеристики
Цель:
Звук и его характеристики
Звук и его характеристики
ВСЕ ЗВУЧАЩЕЕ — ДРОЖИТ!!! ВСЕ ДРОЖАЩЕЕ — ЗВУЧИТ!!!
Звук и его характеристики
Звук и его характеристики
Вибрирующее тело может быть
Звук и его характеристики
Звук и его характеристики
Звук и его характеристики
Ухо – орган слуха человека
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков»
Проблема
ОПЫТЫ
Звук и его характеристики
Опыт. Распространение звука в вакууме
Вывод:
Скорость звука
Скорость звука в различных средах
Вывод
Измерение скорости звука в воде (1827г.)
Задача
Проблема
Проблема
Задача
Основные свойства звука
Звук и его характеристики
Звук и его характеристики
Громкость – это изменение давления в звуковой волне. Громкость зависит от амплитуды колебаний, давления в звуковой волне
Звук и его характеристики
Проблема
Диапазоны частот, воспринимаемых разными животными и человеком
Задача Две расчески под окном жалобно завыли…
Задача
Высота звука
Звук и его характеристики
Звук и его характеристики
Звук и его характеристики
Тембр звука
Звук и его характеристики
Эхо
Задача
Задача
Опыт. Дуэт камертонов
Работа в группах
Звук и его характеристики
Домашняя работа
Литература
1/49
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 78)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2829 Кб)
1

Первый слайд презентации: Звук и его характеристики

Образовательный портал "Мой университет"- www.moi-universitet.ru Звук и его характеристики

Изображение слайда
2

Слайд 2: Цель:

1) изучение происхождения, свойств и значения звука; 2) особенностей его распространения в различных средах; 3) восприятия звуков человеком;

Изображение слайда
3

Слайд 3

Приведите примеры колебательных движений. Что является основным признаком колебательного движения? Что такое период колебаний? Частота колебаний? Амплитуда колебаний? Записать формулы физических величин и указать их единицы измерения. Что такое волна? Что является источником волны? Что такое упругая волна? Как распространяются волны в упругих средах? В каких средах распространяются упругие волны?

Изображение слайда
4

Слайд 4

Почему барабан звучит?

Изображение слайда
5

Слайд 5: ВСЕ ЗВУЧАЩЕЕ — ДРОЖИТ!!! ВСЕ ДРОЖАЩЕЕ — ЗВУЧИТ!!!

Какое выражение верно?

Изображение слайда
6

Слайд 6

Какие условия необходимы для того, чтобы мы услышали волну?

Изображение слайда
7

Слайд 7

Источники звука  — физические тела, которые колеблются (дрожат, вибрируют)

Изображение слайда
8

Слайд 8: Вибрирующее тело может быть

- твердым (струна, земная кора) - жидким (капля, океанская волна) - газообразным (струя воздуха в свистке, смерч ).

Изображение слайда
9

Слайд 9

Звуковые волны – это упругие волны, способные вызывать слуховые ощущения

Изображение слайда
10

Слайд 10

Слуховые ощущения у человека вызывают волны с частотой колебаний, лежащей в пределах от 16 до 20000 Гц. Такие колебания называются акустическими Акустика – это учение о звуке. Инфразвук – это упругая волна с частотой < 16 Гц Ультразвук - это упругая волна с частотой > 20 кГц

Изображение слайда
11

Слайд 11

У детей в возрасте от 2 до 3 лет предел слышимости доходит до 22 000 Гц У стариков он понижается до 10 000 Гц (барабанная перепонка теряет упругость)

Изображение слайда
12

Слайд 12: Ухо – орган слуха человека

Звук улавливается ушной раковиной, вызывает вибрацию барабанной перепонки и затем через систему звуковых косточек передаётся воспринимающим клеткам.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков»

Изображение слайда
14

Слайд 14: Проблема

Зачем человеку два уха? Наличие у человека парного слухового органа даёт возможность устанавливать направление, в котором находится источник звука.

Изображение слайда
15

Слайд 15: ОПЫТЫ

Как распространяется звук? Необходима ли среда для передачи звука?

Изображение слайда
16

Слайд 16

Роберт Бойль в 1660 г. Проверил передается ли звук в вакууме на опыте. Он поместил будильник в стеклянный сосуд, а затем откачал воздух.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Опыт. Распространение звука в вакууме

Изображение слайда
18

Слайд 18: Вывод:

Для распространения звука нужна среда

Изображение слайда
19

Слайд 19: Скорость звука

Скорость звука в воздухе впервые была измерена в 1636 году французом М. Мерсенном.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Скорость звука в различных средах

вещество Температура, t C Скорость звука, м \c вещество Температура, t C Скорость звука, м\с воздух 0 331 ртуть 20 1450 воздух 20 343 медь 0 3800 вода 0 1450 золото 20 3200 вода 20 1483 графит 20 1470 Вода морская 20 1490 сталь 15 4980 спирт 20 1180 сталь 20 5000 нефть 15 1330 алюминий 20 6260

Изображение слайда
21

Слайд 21: Вывод

- Скорость звука зависит от вещества и его температуры. - C увеличением температуры она возрастает, а с уменьшением - убывает. - С увеличением плотности среды, скорость звука увеличивается.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Измерение скорости звука в воде (1827г.)

Изображение слайда
23

Слайд 23: Задача

Скорость звука в воде впервые была измерена в 1826 году на Женевском озере в Швейцарии Колладоном и Штурмом. На одной лодке поджигали порох и одновременно ударяли в колокол, опущенный в воду. Звук этого колокола с помощью специального рупора, так же опущенного в воду, улавливался на другой лодке, которая находилась на расстоянии 14 км от первой. Чему равна скорость звука в воде, если сигнал улавливался через 9,8с после вспышки пороха? Ответ: 1428м/с

Изображение слайда
24

Слайд 24: Проблема

Существует ли физический смысл в выражении: «Тише! Всю рыбу распугаешь!» ?

Изображение слайда
25

Слайд 25: Проблема

Как изменился бы мир, если бы скорость звука уменьшилась в 100 раз?

Изображение слайда
26

Слайд 26: Задача

Вы услышали гром через 15 с после вспышки молнии. Как далеко от вас произошел разряд?

Изображение слайда
27

Слайд 27: Основные свойства звука

1.Звук это продольная волна. 2.Распространяется звук в упругих средах (воздух, вода, различные металлы) 3.Звук имеет конечную скорость.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Традиционными физиологическими характеристиками воспринимаемого звука являются: Громкость Высота Тембр

Изображение слайда
29

Слайд 29

Традиционными физиологическими характеристиками воспринимаемого звука являются: Громкость Высота Тембр

Изображение слайда
30

Слайд 30: Громкость – это изменение давления в звуковой волне. Громкость зависит от амплитуды колебаний, давления в звуковой волне

За единицу громкости звука принят бел (в честь Александра Грэхема Белла, изобретателя телефона). Громкость звука равна 1 Б, если его мощность в 10 раз больше порога слышимости.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Источник акустического воздействия Уровень звука, дБ Реакция организма на длительное воздействие Шум листвы, шепот 10-12 успокаивает Средней силы звуки в квартире, классе 30-40 Гигиеническая норма телевизор 70 Чувство раздражения, утомляемость, головная боль поезд 80 Реактивный самолет, летящий на высоте 300 м. 95 Ослабление слуха, агрессивность, невроз Сила звука в плеере 114 Звуковое «Опьянение», нарушение сна,психики, длительное воздействие ведет к глухоте Отбойный молоток, шум работающего трактора 120 Реактивный двигатель при взлете на расстоянии 25м 150 Боль, Звуковое «Опьянение», нарушение сна,психики, длительное воздействие ведет к глухоте

Изображение слайда
32

Слайд 32: Проблема

Выделите позитивные и негативные стороны музыкального произведения стиля: «транс», «металл», «техно», «панк». Гармонична ли эта музыка?

Изображение слайда
33

Слайд 33: Диапазоны частот, воспринимаемых разными животными и человеком

Изображение слайда
34

Слайд 34: Задача Две расчески под окном жалобно завыли…

Одной и той же палочкой провели по зубцам редкой и частой расчески. Чем будут отличаться вызванные звуки? Проверьте.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Задача

Чем вызывается звук, который насекомые издают при полете? Как объяснить «звуковой почерк» различных насекомых?

Изображение слайда
36

Слайд 36: Высота звука

Определяется частотой источника звуковых колебаний. Чем больше частота колебаний, тем выше звук. Колебаниям малых частот соответствуют низкие звуки.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Высота голоса у человека зависит от длины и натяжения голосовых связок. У мужчин длина голосовых связок 18 – 25 мм, у женщин – 15 – 20мм. Женский голос сопрано имеет диапазон длин волн 137 – 34 см, а мужской голос баритон – 342 – 86 см.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Изображение слайда
39

Слайд 39

Изображение слайда
40

Слайд 40: Тембр звука

Определяется формой звуковых колебаний. Различие формы колебаний, имеющих одинаковый период, связано с разной относительной амплитудой основной моды и обертонов

Изображение слайда
41

Слайд 41

Изображение слайда
42

Слайд 42: Эхо

Звук, отражённый от препятствия и возвратившийся к своему источнику, называется эхо.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Задача

Эхо в районе горного озера Лох-Лайн (Ирландия) откликается на один звук до ста раз. Как бы вы это объяснили?

Изображение слайда
44

Слайд 44: Задача

Чтобы различать посланный и отражённый сигналы, необходим промежуток времени 0,05с. Рассчитайте на каком наименьшем расстоянии может быть воспринято эхо. Ответ: 8,5 м

Изображение слайда
45

Слайд 45: Опыт. Дуэт камертонов

Что происходит? Как бы вы это объяснили? Что будет, если изменить расстояние между камертонами?

Изображение слайда
46

Слайд 46: Работа в группах

1. Часы установлены по звуку сигнала от удаленного радиоприемника. В каком случае часы будут установлены более точно: летом или зимой? 2. Могут ли космонавты при выходе в открытый космос общаться между собой при помощи звуковой речи? 3. Почему столбы линий электропередач гудят при ветре? 4. Чем музыкальные звуки отличаются от шума?

Изображение слайда
47

Слайд 47

Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего? Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Где пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?

Изображение слайда
48

Слайд 48: Домашняя работа

А. § 37-39, (упр.31). Б. Как бы вы измерили скорость звука в воде? В железе? В стекле? В земной коре? В. Лабораторная работа «Спичечный телефон» 1. Изготовьте спичечный телефон из двух спичечных коробок и ниток. 2.Испытайте, на каких расстояниях возможна связь. 3.Что может помешать разговору? Найдите причины и постарайтесь их устранить. 4. Где может пригодиться спичечный телефон?

Изображение слайда
49

Последний слайд презентации: Звук и его характеристики: Литература

А. В. Перышкин, Е. М. Гутник Физика 9 класс Дрофа 2003г. С. В. Громов, Н. А. Родина Физика 8 класс М. Просвещение 2001г. Н.К. Мартынова, Физика,7-9, Книга для учителя, 2003г. А. В. Аганов, Р.К. Сафиуллин, А. И. Скворцов, Д.А. Таюрский Физика вокруг нас. Качественные задачи по физике. М. Дом педагогики 1998 г. С. А. Чандаева Физика и человек.М. АО Аспект Пресс 1994 г. А.Л Камин Физика 7 класс –развивающее обучение, «Феникс», 2003. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: Пособие для учителей / В.А.Буров, Б.С.Зворыкин, А.П.Кузьмин и др.; Под ред. А.А.Покровского. – 3-е изд., перераб. Ч. 2. Колебания и волны. Оптика. Физика атома. – М.: Просвещение, 1979. Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учеб. пособие для учащихся. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1989. http://school-collection.edu.ru/ http://school149.avers-telecom.ru/dlrstore/669bc7a3-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_10.swf Я.И.Перельман, Занимательная физика, Москва, 1994. Эликтив 9, Физика. Химия. Биология. Для организации предпрофилоной подготовки учащихся в 9 классе. Кн.1\Дендебер С.В., Зуева Л.В., Внанникова Т.В и др., 5 за знания, Москва, 2006.

Изображение слайда