Презентация на тему: Зоо- и сравнительная психология

Зоо- и сравнительная психология
Основные методы исследования
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАБЛЮДЕНИЯ
Основные принципы метода эксперимента
Зоо- и сравнительная психология
Зоо- и сравнительная психология
Конкретные методы зоопсихологических экспериментальных исследований
Метод «лабиринта» позволяет изучать как вопросы, связанные непосредственно со способностью животных к научению ( к выработке двигательных навыков), так и
Дифференцировочная дрессировка направлена на выявление способности подопытного животного к различению одновременно или последовательно предъявляемых объектов и
Зоо- и сравнительная психология
Метод "проблемной клетки" (ящика)
Метод употребления орудий применяется при решении задач с помощью посторонних предметов, которые должны включаться в экспериментальную ситуацию между животным
Метод открытого поля заключается в предоставлении животному возможности свободного выбора пути и местонахождения в пространстве, огороженном стенками и по мере
Зоо- и сравнительная психология
Принципы изучения психической активности животных по Владимиру Александровичу Вагнеру
Зоо- и сравнительная психология
Спасибо за внимание!
1/17
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 77)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1019 Кб)
1

Первый слайд презентации: Зоо- и сравнительная психология

Тема занятия - Методы исследования в зоопсихологии

Изображение слайда
2

Слайд 2: Основные методы исследования

Наблюдение эксперимент - тщательная последовательная фиксация всех поведенческих проявлений активности объекта наблюдения (животных и человека) - активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта (животных и человека)

Изображение слайда
3

Слайд 3: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАБЛЮДЕНИЯ

Объективность; Систематичность ; Точность фиксации данных ; Обеспечение естественного поведения животного в ситуации наблюдения.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Основные принципы метода эксперимента

контролируемость условий и поведения испытуемого; наличие специально разработанной процедуры проведения эксперимента и фиксации получаемых данных; возможность повторения эксперимента с этим же и другими животными, а также другими исследователями; объективность.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Схематический рисунок использования орудий иниями. Взрослый самец трет щеткой спину молодому дельфину (по: Pilleri et al., 1980) Различные способы оказания помощи у дельфинов (по: Caldwell, 1963) Выразительные движения обезьян (шимпанзе): Слева — мимика лица при возбуждении, в центре — мимика лица при плаче, справа — мимика лица при улыбке

Изображение слайда
6

Слайд 6

Использование современных технологий в изучении поведения животных

Изображение слайда
7

Слайд 7: Конкретные методы зоопсихологических экспериментальных исследований

Метод «лабиринта» Метод дифференцировочной дрессировки метод «выбора на образец » Метод «проблемной клетки» (ящика) Метод употребления орудий Метод открытого поля Анализ обычного, неподкрепляемого манипулирования различными предметами

Изображение слайда
8

Слайд 8: Метод «лабиринта» позволяет изучать как вопросы, связанные непосредственно со способностью животных к научению ( к выработке двигательных навыков), так и вопросы пространственной ориентации, в частности роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, способности к переносу двигательных навыков в новые условия, к формированию чувственных обобщений и др

Лабиринты, в которых Э. Толмен исследовал формирование «мысленных карт» у животных. В - крысу обучили при помещении в точку старта (с) находить корм (К). Постепенно у нее сформировался «мысленный план» лабиринта. После того как убрали перегородку (П), она стала бегать по более короткому пути, который обозначен пунктирной линией.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Дифференцировочная дрессировка направлена на выявление способности подопытного животного к различению одновременно или последовательно предъявляемых объектов и их признаков

Отождествление обезьяной шимпанзе предметов по величине, цвету, форме Метод «выбора на образец » опыты Н.Н. Ладыгиной-Котс

Изображение слайда
10

Слайд 10

Схема экспериментов по формированию обобщения признака «больше, чем». А - схема опыта; Б — примеры множеств, предъявляемых в тесте. В парах множеств для сравнения 1 и 2 показаны стимулы, у которых суммарная площадь большего множества больше (первая сверху пара карточек) или меньше (вторая сверху пара), чем меньшего; 3 - пример двух сходных множеств -24/25, которые некоторые птицы успешно различали (Зорина, Смирнова, 1995; 1996 )

Изображение слайда
11

Слайд 11: Метод "проблемной клетки" (ящика)

Открывание макаком запоров, замыкающих дверцы «проблемной» клетки с заключенной в ней приманкой Кривая ускорения отмыкания механизмов крюков (опыты Н.Н. Ладыгиной-Котс)

Изображение слайда
12

Слайд 12: Метод употребления орудий применяется при решении задач с помощью посторонних предметов, которые должны включаться в экспериментальную ситуацию между животным и целевым объектом -приближение приманок палками или веревками, составление пирамид из ящиков и т.д

Доставание павианом приманки при помощи палки (опыты В.П. Протопопова ) Шимпанзе Парис употребляет палку для доставания приманки Шимпанзе Парис употребляет палку для доставания приманки Доставание Рафаэлем приманки удлиненной палкой (опыты Э.Г. Вацуро, в лаборатории И.П. Павлова) Метод употребления орудий применяется при решении задач с помощью посторонних предметов, которые должны включаться в экспериментальную ситуацию между животным и целевым объектом -приближение приманок палками или веревками, составление пирамид из ящиков и т.д.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Метод открытого поля заключается в предоставлении животному возможности свободного выбора пути и местонахождения в пространстве, огороженном стенками и по мере надобности усложняемом структурными компонентами (предметами, убежищами и т.д.)

Постройка пирамиды: слева - капуцином (опыты Биренс-де-Гана ), справа - высшей обезьяной-шимпанзе (опыты в лаборатории И.П. Павлова)

Изображение слайда
14

Слайд 14

А нализ обычного, неподкрепляемого манипулирования различными предметами позволяет судить об эффекторных способностях животных, их ориентировочно-исследовательской деятельности, игровом поведении, способностях к анализу и синтезу и др., а также проливают свет на предысторию трудовой деятельности человека. Дельфин, играющий кольцом. Фото Л.В. Крушинского Во всех зоопсихологических исследованиях широко применяется фото- и киносъемка, звукозапись и другие средства фиксации поведения животных.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Принципы изучения психической активности животных по Владимиру Александровичу Вагнеру

субъективный (-) состоит в измерении психики животных масштабом психики человека; биологический (+)состоит в изучении психики группы живых организмов на основе сравнения их поведения с поведением тех живых существ, которые предшествуют в эволюции данной группе и которые следуют за ней; филогенетический (+) состоит в изучении истории развития психики живых существ и выявлении ее качественных отличий у различных представителей животного мира; онтогенетический (+) состоит в изучении изменений психики у конкретного представителя живых существ в процессе его жизни; биогенетический (+)состоит в сравнении филогенеза и онтогенеза психики живых существ

Изображение слайда
16

Слайд 16

Изображение слайда
17

Последний слайд презентации: Зоо- и сравнительная психология: Спасибо за внимание!

Изображение слайда