Презентация на тему: Зарубежная этнопсихология в 20 веке

Зарубежная этнопсихология в 20 веке
Зарубежная этнопсихология в 20 веке
Зарубежная этнопсихология в 20 веке
Зарубежная этнопсихология в 20 веке
Зарубежная этнопсихология в 20 веке
Зарубежная этнопсихология в 20 веке
Зарубежная этнопсихология в 20 веке
Зарубежная этнопсихология в 20 веке
Зарубежная этнопсихология в 20 веке
Спасибо за внимание!!!
1/10
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 77)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (12544 Кб)
1

Первый слайд презентации: Зарубежная этнопсихология в 20 веке

Выполнила студентка гр 16нп1 Сидрова Радмила

Изображение слайда
2

Слайд 2

В начале XX в. в исследованиях западных ученых начинают вырисовываться совершенно новые по форме подходы к изучению этнической психологии. Они опирались, как правило, на набиравшие силу молодые учения бихевиоризма и психоанализа, которые быстро завоевали признание исследователей и нашли применение в описании черт национального характера представителей разных народов.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Этнопсихология в это время, выступая в качестве междисциплинарной области знаний, включала в себя элементы таких наук, как психология, биология, психиатрия, социология, антропология и этнография, что наложило отпечаток на способы анализа и интерпретации эмпирических данных. Различные подходы к изучению этнических процессов сопровождались дискуссиями о содержании и форме этнопсихологических понятий и терминов. Наибольшее распространение получило " социологизирование " концептуального аппарата, что было свойственно и для всей западной науки того времени в целом.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Большинство западных ученых- этнопсихологов начала XX в. придерживались так называемого психоаналитическою подхода. Предложенный в конце XIX столетия 3. Фрейдом психоанализ из своеобразного способа изучения подсознательной сферы психики человека постепенно превратился в "универсальный" метод исследования и оценки сложнейших социальных явлений, в том числе психического склада этнических общностей. Психоанализ, основоположником которого был 3. Фрейд, возник одновременно как психотерапевтическая практика и как концепция личности. По Фрейду формирование человеческой личности происходит в раннем детстве, когда социальное окружение подавляет как нежелательные, недопустимые в обществе, в первую очередь сексуальные, влечения. Таким образом, психике человека наносятся травмы, которые потом в различных формах (в виде изменений черт характера, психических заболеваний, навязчивых сновидений и т.д.) дают о себе знать в течение всей жизни.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Заимствуя методологию психоанализа, многие зарубежные этнопсихологи не могли не считаться с критикой, указывавшей на несостоятельность стремления Фрейда объяснить поведение людей только лишь врожденными инстинктивными влечениями. Отказавшись от некоторых наиболее спорных положений Фрейда, этнопсихологи тем не менее не смогли порвать с основной направленностью его представлений, но оперировали более модернизированными понятиями и категориями. Одна из них – социальное взаимодействие – сводилась к тому, что представители одной этнической общности воздействуют друг па друга посредством своих идей, настроений и чувств, соотносящихся с их "культурой" каким-то смутным и абстрактным способом, не имеющим ничего общего с их осознанием и осмыслением, а также с практической деятельностью[1]. Очевидно, что некоторые этнопсихологи на Западе рассматривали социальную среду не как исторически определенные отношения людей в системе общественного производства, а как результат проявления психологических влечений, чувств, эмоций, совершенно оторванных от породившей их основы.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Большое влияние на развитие этнопсихологических воззрений и их методологических основ на Западе в это время оказали работы широко известного французского философа и этнографа Л. Леви-Брюля (1857–1939), который полагал, что людям различных этнических общностей свойствен специфический тип мышления. Он утверждал, что над мышлением отдельных людей довлеют коллективистские представления, отражающиеся в обычаях, обрядах, языке, культуре, социальных институтах и т.д. Тот факт, что логика первобытных людей отличается от мышления современного человека, свидетельствовал, по его мнению, о длительности эволюции национальной психики.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Согласно Леви-Брюлю логика первобытного человека была "мистической", она не подчинялась четырем законам формальной логики, зато была подвластна закону " партиципации ", в соответствии с которым все предметы и явления обладают свойством " единосущности ", т.е. могут одновременно быть самими собой и чем-то иным и проявляться в разных временны́х и пространственных измерениях. По его мнению, в основе мышления первобытного человека лежали практический опыт и способность к развитию, зависящая от роста знаний. В то же время он считал, что дологическое мышление проявляется в таких сферах общественной жизни, как религия, мораль, нравственность, национальное самосознание и национальные отношения[2]. Взгляды Леви-Брюля оказали влияние на глубинно-психологическое направление в психоаналитической школе Запада, которое выводило архетипы "коллективного бессознательного" человека, в том числе национально специфического, из своеобразия "первобытного мышления". В рамках этнической психологии его работы помогали осознать факторы и механизмы зарождения национальной специфики мышления (психологии этнической общности в целом) и ее влияния на поведение, действия и поступки людей

Изображение слайда
8

Слайд 8

На развитие этнопсихологических взглядов оказали влияние и идеи К. Леви- Строса (1908–1987), французского этнографа и социолога. Главным направлением творчества Леви- Строса был анализ структур жизни и мышления, не зависящих от индивидуального сознания, на примере исследования первобытных обществ Южной и Северной Америки. По его мнению, культура как важнейший компонент образа жизни людей обладает примерно одинаковым набором признаков в различных национальных общностях.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Цель исследования социальных, культурных и национальных структур, как полагал Леви- Строс, должна состоять в обнаружении законов, которые управляют общностями. Анализируя правила брака, терминологию родства, принципы построения первобытных обществ, социальных и национальных мифов, языка в целом, он видел за разнообразием социальных форм поведения общие механизмы и факторы, его инициирующие. Соотношение между сосуществующими современными обществами – индустриально развитыми и "примитивными" – он назвал соотношением "горячих" и "холодных" обществ: первые стремятся производить и потреблять как можно больше энергии и информации, а вторые – ограничиваются устойчивым воспроизводством простых и схожих условий существования. Однако, по его мнению, человека нового и древнего, развитого и "примитивного" объединяют всеобщие законы культуры, законы функционирования человеческого разума[3]. К. Леви- Строс выдвинул концепцию "нового гуманизма", не знающего сословных и расовых различий. Его теория во многом этнопсихологична по своему содержанию, но она направлена не на выявление различий между представителями различных этнических общностей, а на нахождение того, что может их объединить. В 30-е г. XX в. развитие научных представлений на Западе происходило под преимущественным влиянием американской этнопсихологической школы, выделившейся из этнографии. Ее родоначальником был Ф. Боас, а возглавил и длительное время руководил ею А. Кардинер. Наиболее известными представителями были Р. Бенедикт, Р. Линтон, М. Мид и др.

Изображение слайда
10

Последний слайд презентации: Зарубежная этнопсихология в 20 веке: Спасибо за внимание!!!

Изображение слайда