Презентация на тему: Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)

Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Рене Декарт
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Фрэнсис Бэкон
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)
1/44
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 85)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (888 Кб)
1

Первый слайд презентации

Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)

Изображение слайда
2

Слайд 2

Исторические условия возникновения и характерные особенности философии Нового времени XVII века. Проблема метода и научного познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. Философские взгляды Б. Спинозы. Джон Локк : теория познания.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Западноевропейская философия формировалась в условиях становления классического капитализма в Европе. Первой важнейшей задачей философии стала разработка теории познания, методов научного исследования, необходимые для прогресса науки, техники и т.д. Вторая задача-разработка и обоснование буржуазной концепции человека, государства и общества в целом. Характеристика

Изображение слайда
4

Слайд 4

XVII в. – время зарождения новой «науки» - экспериментально-математического познания. Развитие науки Нового времени была вызвана социальными преобразованиями, связана с разложением феодальных общественных порядков и ослабления влияния церкви, что, в свою очередь, вызвало новую ориентацию философию.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарными знаниями, то в Новое время она опирается на науку. В связи с тем, что в мировоззрении Нового времени первое место занимала наука, основными вопросами философии становятся проблемы теории познания - гносеологии

Изображение слайда
6

Слайд 6

Проблема способа познания мира Эмпиризм Ф.Бэкон Сенсуализм Дж.Локк Рационализм Р.Декарт Проблемы гносеологии в эпоху Нового времени

Изображение слайда
7

Слайд 7

Крупнейшие философы Западноевропейской философии Ф.Бэкон ( 1561-1626 ) Д.Локк 1632-1704) Рене Декарт (1596-1650)

Изображение слайда
8

Слайд 8

Методы познания Рационализм - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Представители: Демокрит, Эпикур, Декарт Эмпиризм - направление в философии, согласно которому в основе познания лежит чувственный опыт – «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах )». Представители: Томас Гоббс, Джон Локк, Бэкон

Изображение слайда
9

Слайд 9: Рене Декарт

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ ( La Have en Touraine ), ныне Декарт ( Descartes ), департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью Рене Декарт «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять»

Изображение слайда
10

Слайд 10

Рационализм Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 - 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он: обосновал ведущую роль разума в познании; выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах ; стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях»

Изображение слайда
11

Слайд 11

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку ( есть ли они? каковы их свойства? есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д. ); зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно сомневаться ( существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д. ); следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

Изображение слайда
12

Слайд 12

сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. его философское кредо «Я мыслю, следовательно, я существую»

Изображение слайда
13

Слайд 13

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи); духовные (идеи). При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение - для материальных; мышление - для духовных. Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производных от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Учение о врожденных идеях Существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины изначально очевидны и достоверны («врожденные идеи») Они существуют в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. И деи могут быть двух видов: понятия c уждения

Изображение слайда
16

Слайд 16

Примером могут служить следующие: врожденных понятий – Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т. д.; врожденных суждений – «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть». Целями познания по Декарту, являются: расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека; изобретение новых технических средств; усовершенствование природы человека. В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Вывел научный метод познания – дедукцию – осуществление познания от общего разумного основания к единичному, конкретному Дедукция – это процесс получения знаний при помощи разума, используя логические приемы. В том числе: Сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; Строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Предметом философских исследований Спинозы были: проблема субстанции; теория познания; этика, вопрос соотношения свободы и необходимости. Важная философская заслуга Спинозы – подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. Выдвигает монистическую концепцию (монизм) во взглядах на мир. Спиноза

Изображение слайда
19

Слайд 19

Учение о единой субстанции В противоположность дуализму Декарта Спиноза выдвигает монистическую концепцию (монизм) во взглядах на мир. Вместо двух субстанций он говорит об одной, главными свойствами которой является протяженность (атрибут материи) и мышление (свойство сознания). Для Спинозы Природа и Бог это одно и то же (пантеизм). Природа - Бог способна «дышать» и «мыслить» (гилозоизм). Она является причиной самой себя, самостоятельна и независима от кого-либо или от чего-либо, бесконечна в пространстве и времени, несотворима и неуничтожима, неподвижна. Отдельные проявления субстанции Природа-Бог называются модусами (вещи как таковые).

Изображение слайда
20

Слайд 20

Учение о единой субстанции не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой; Бог внутри Природы; только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает»мир сотворенный» - единичные вещи; единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями – «модусами» единой субстанции - Природы-Бога ; внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами: реально существует; самостоятельна и независима от кого-либо; имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых – мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение – свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта); бесконечна в пространстве и времени; вечна (несотворима и неуничтожимая), неподвижна.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Спиноза выделяет три ступени познания: « познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин – высший вид познания; познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций) – второй уровень, менее истинный; чувственное отражение окружающего мира; полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Английская философия Нового времени имела материалистическую направленность ( большинство философов Англии, в противоположность философам других стран, н/р., Германии, предпочитало материалистически объяснять проблемы бытия и резко критиковало идеализм); Характеризовалась господством эмпиризма над рационализмом (Англия стала страной, где в вопросах познания преобладал эмпиризм); Проявлял большой интерес к социально-политическим проблемам (философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств).

Изображение слайда
24

Слайд 24

Большое влияние на характер английской философии XVII в. имели следующие политические события: революция середины XVII в. окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимость от Папы Римского; упрочение роли парламента; развитие новых буржуазных общественно-экономических отношений.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Наибольший след в философии Англии нового времени оставили: Фрэнсис Бэкон – считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии; Томас Гоббс (уделял большое внимание проблемам государства, автор книги «Левиафан», выдвинул идею «общественного договора»); Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил традицию Т. Гоббса).

Изображение слайда
26

Слайд 26: Фрэнсис Бэкон

Английский философ, государственный деятель. Лорд, барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский – второе должностное лицо в стране после короля. Фрэнсис Бэкон родился 22 января 156 1 года в Лондоне. Фрэнсис Бэкон «Знание есть сила,сила есть знания»

Изображение слайда
27

Слайд 27

Важнейшую задачу науки видел в: 1. покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы; 2. увеличение власти, господства человека над природой ; 3. познать причинную связь природных явлений для их использования на благо людей.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Среди работ Фрэнсиса Бэкона – «Новый органон», «Опыты, или наставления нравственные и политические» (1597; эссе на различные темы от морально-бытовых до политических). Его философское кредо – «Знание – сила!» Определив главный метод познания – индукцию(всякое познание должно опираться на опыт, должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям ), философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность - «путь паука», «путь муравья», «путь пчелы».

Изображение слайда
29

Слайд 29

Пути познавательной деятельности : « Путь паука» Получение знаний рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, « ткут паутину мыслей из своего ума».

Изображение слайда
30

Слайд 30

« Путь муравья » Это способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знаний, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблемы изнутри.

Изображение слайда
31

Слайд 31

«Путь пчелы» По Бэкону, - идеальный способ познания. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь » проблемы, понять ее сущность.

Изображение слайда
32

Слайд 32

На пути к истинному знанию встречаются различные препятствия. Бэкон назвал их идолами ( «призраками») и выделил их разновидности: призраки рода; призраки пещеры; призраки рынка; призраки театра.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей. Призрак рода – заблуждение, присущее всему человечеству, порождаемое способностями человеческого разума примешивать к природе изучаемых предметов определенные дополнительные признаки, им не свойственные, домысливать их и строить иллюзии. Призрак пещеры – заблуждения, которые могут вызываться в процессе познания индивидуальными особенностями людей, их воспитанием, образованием, чертами характера и т.д.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения. Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, выражений. Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Томас Гоббс (1588 – 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона: отвергал теологическую схоластическую философию; целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу; в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма ; критиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом; считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства ; первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Т.Гоббс считал, что человек осуществляет познание благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие - это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию : сигналы - звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений; метки – различные знаки, придуманные человеком для общения; естественные знаки – « сигналы» природы; произвольные коммуникативные знаки – слова различных языков; знаки в роли «мето к» – специальная «закодированная» речь, понятная немногим; знаки знаков - имена имен - универсалии (общие понятия).

Изображение слайда
37

Слайд 37

В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции. О босновал теорию общества и государства, суть которой заключается в следующем: человек обладает изначально злой природой; движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты, которые приводят к осознанию каждым человеком права на все; право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс ;

Изображение слайда
38

Слайд 38

в целях совместного выживания люди заключили общественный совместный договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»; для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе - государство ; чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным; государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище Левиафан, которое «пожирает и сметает все на своем пути» – сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности существа, порядка и справедливости в нем.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Джон Локк (1632 - 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени. Основные положения философии Дж. Локка: мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»); сознание – пустое помещение ( empty cabinet ), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о « чистой доске», на которой записывается опыт – tabula rasa ); источником опыта выступает внешний мир; цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства - государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).

Изображение слайда
40

Слайд 40

Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий ученый-математик, юрист, философ – считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии. В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие: весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу; данные субстанции называются монадами ; монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; по своей сути монада – это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; в силу непрерывности своего существования монада осознает себя; монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Все существующие монады Г. Лейбниц делит на четыре класса : «голые монады» - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых); монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; монады человека (души) – обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить; высшая монада - Бог. Г.Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм: все знания разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта»; «истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер; «истины факта» – знания, полученные эмпирическим (опытным) путем ( н / р : температура кипения воды, температура плавления различных металлов; как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер); несмотря на то, что опытное (эмпирическое, «истины факта») знание вероятностное, а не достоверное (подобно «истинам разума»), тем не менее, его нельзя игнорировать в качестве знания.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Джон Локк Готфрид Лейбниц

Изображение слайда
43

Слайд 43

Вопросы?

Изображение слайда
44

Последний слайд презентации: Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)

Изображение слайда