Презентация на тему: К занятию № 6, часть 1, группа 1 ВГ, 02.11.2020 г

К занятию № 6, часть 1, группа 1 ВГ, 02.11.2020 г.
Цивилизация -
Адам Фергюсон (1723-1816)
Публий Корнелий Тацит (55-120 гг. н.э.)
Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592 гг.)
К занятию № 6, часть 1, группа 1 ВГ, 02.11.2020 г
Теория Л. Моргана
Взгляды Ф. Энгельса
К занятию № 6, часть 1, группа 1 ВГ, 02.11.2020 г
К занятию № 6, часть 1, группа 1 ВГ, 02.11.2020 г
К занятию № 6, часть 1, группа 1 ВГ, 02.11.2020 г
Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882)
Генрих Рюккерт (1823-1875)
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)
Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880-1936)
Взгляды О. Шпенглера
Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)
Взгляды А. Тойнби
Взгляды А. Тойнби
К занятию № 6, часть 1, группа 1 ВГ, 02.11.2020 г
Концепция мировых цивилизаций (Ю.В. Яковец)
1/21
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 81)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1756 Кб)
1

Первый слайд презентации: К занятию № 6, часть 1, группа 1 ВГ, 02.11.2020 г

«Понятие цивилизации. Культура и цивилизация»

Изображение слайда
2

Слайд 2: Цивилизация -

(от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) Термин ввел в научный оборот шотландский философ Адам Фергюсон

Изображение слайда
3

Слайд 3: Адам Фергюсон (1723-1816)

Подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся 1) существованием общественных классов 2) городов, 3) письменности и т.д. Предложенная им стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века Линейно-стадиальная периодизация шотландский философ и историк, профессор моральной философии в Эдинбургском университете

Изображение слайда
4

Слайд 4: Публий Корнелий Тацит (55-120 гг. н.э.)

государственность, высокий уровень материального благосостояния, письменность, города, жители возделывают землю и получают обильные урожаи, обрабатывают металлы, создают произведения искусства. имущественное и профессиональное расслоение общества, выделение в обществе людей, занимающихся специализированной деятельностью, связанной с управлением, судопроизводством, отправлением религиозных обрядов, смена форм брака и изменение его роли в общественной жизни. древнеримский историк, мыслитель «Германия», «История», «Анналы» цивилизация

Изображение слайда
5

Слайд 5: Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592 гг.)

Критика европейской цивилизации Сравнение с цивилизациями Нового света: естественная простота нравов, разумной организацией жизни, достижениями в изобразительном искусстве и архитектуре культура базируется на использовании естественных законов, позволяющую человеку жить в гармонии с природой. высокая моральность членов этих обществ, в лексиконе коренных жителей Нового Света нет даже слов, обозначающих ложь, предательство, притворство, скупость, зависть и злословие. «их способ ведения войны честен и благороден и даже извинителен и красив настолько, насколько может быть извинителен и красив этот недуг человечества: основанием для их войн является исключительно влечение к доблести». французский писатель и мыслитель эпохи Возрождения. «Опыты»,1580

Изображение слайда
6

Слайд 6

дикость варварство цивилизация Льюис Генри Морган (1818-1881) - американский учёный, этнограф, социолог, историк. «Древнее общество», 1877. Фридрих Энгельс (1820-1895) – немецкий философ, один из основоположников марксизма. «Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884. Линейно-стадиальная периодизация

Изображение слайда
7

Слайд 7: Теория Л. Моргана

господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. возникает государство, классовое общество, города, торговля, деньги, религия, письменность дикость варварство цивилизация эволюционизм Линейно-стадиальная периодизация

Изображение слайда
8

Слайд 8: Взгляды Ф. Энгельса

появление товарного производства, разделение труда и отделение умственного труда от физического, возникновение городов, появление классов и государств. цивилизация исторический материализм Линейно-стадиальная периодизация

Изображение слайда
9

Слайд 9

Таким образом, данными учеными цивилизация рассматривается как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством, как этап прогрессивного развития человечества как единого целого Линейно-стадиальная периодизация

Изображение слайда
10

Слайд 10

«Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Виктор Рикетти, маркиз де Мирабо (1715-1789) – французский экономист-физиократ. «Друг людей», 1756. Цивилизация отождествляется с цивилизованностью, т.е. хорошими манерами и навыками самоконтроля. Франсуа-Мари Аруэ, Вольтер (1694-1778) французский философ-просветитель, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник ; Цивилизация рассматривается как единство двух элементов - уровня социального развития и уровня интеллектуального развития Франсуа Пьер Гийом Гизо (1787-1874) французский историк, критик, политический и государственный деятель

Изображение слайда
11

Слайд 11

«Народы проходят свой жизненный путь одинаковым образом, вследствие чего всеобщая история представляет собою вечный круговорот возвращения одних и тех же явлений (corsi е ricorsi)» Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю Джиамбаттиста Вико (1668-1744) итальянский мыслитель. «Основания новой науки об общей природе наций», 1725 Использовал слово цивилизация в двух значениях, В его трудах многочисленные данные о политическом состоянии испанских колоний, о древней цивилизации ацтеков, общие выводы о связи природы и человека, о влиянии природы на цивилизацию, странствования племён. Александр фон Гумбольдт (1769-1859) немецкий учёный-энциклопедист, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник. «Картины мира», Космос» Шарль Бернар Ренувье (1815-1903) французский философ. «Руководство к древней философии», 1844 Впервые употребил термин «локальные цивилизации ».

Изображение слайда
12

Слайд 12: Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882)

французский писатель-романист, социолог, автор расовой теории, взятой впоследствии на вооружение национал-социалистами. «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855) Выделил 10 цивилизаций каждая из которых проходит свой собственный путь развития: индийская египетская ассирийская эллинская китайская италийская германская аллеганская мексиканская и андская Возникнув, каждая цивилизация рано или поздно погибает. Не представляет собой исключения и западная цивилизация, созданная германцами. Ее тоже ждет подобная участь. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю расовая теория

Изображение слайда
13

Слайд 13: Генрих Рюккерт (1823-1875)

немецкий историк и исследователь германских древностей. «Учебник всемирной истории в органическом изложении» (1857) индийский тип германо-христианский тип восточно-христианский тип арабский тип китайский тип 5 высших «культурных типов» Человечество, распадается на социальные единицы, которые Г. Рюккерт именует историческими или культурно-историческими организмами. Потому история человечества — это не единый процесс, а сумма параллельно протекающих процессов развития культурно-исторических организмов, или индивидов, которые невозможно расположить на одной линии. Существует не одна линия, не одна нить исторического развития, а множество линий, множество нитей. Человечество есть не реальное, а лишь мыслимое единство. теория европеизации Каждый культурно-исторический индивид имеет свою собственную историю. Он возникает, развивается и рано или поздно исчезает. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

Изображение слайда
14

Слайд 14: Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)

Понятие «культурно-исторический тип» – его образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель, геополитик. «Россия и Европа» (1871-1885) панславизм Основные культурно-исторические типы, уже реализовавшие себя в истории 1)египетский, 2)китайский, 3)ассирийско-вавилонско-финикийский, халдейский или древне-семитический, 4)индийский, 5)иранский, 6)еврейский, 7)греческий, 8)римский, 9)ново-семитический или аравийский и 10)германо-романский или европейский «Европа враждебна России». Критика европоцентризма. а также мексиканский и перуанский, не успевшие совершить своего развития. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю Ни один культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные

Изображение слайда
15

Слайд 15: Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880-1936)

К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю немецкий философ и культуролог. «Закат Европы» (1918-1922) История не линейна, а циклична: возникновение, расцвет и гибель многочисленных самобытных и неповторимых культур. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Взгляды О. Шпенглера

Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны: атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» ("Закат Европы"). Взгляды О. Шпенглера Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю культурология

Изображение слайда
17

Слайд 17: Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)

ц и в и л и з а ц и я Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) Появление, становление и упадок цивилизаций характеризовались такими факторами, как внешний Божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение. Отношения между цивилизациями хотя и имеют внешний характер, но составляют часть жизни самих цивилизаций. Некоторые общества, присоединяясь к другим, обеспечивают тем самым непрерывность исторического процесса британский историк. Автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций. «Постижение истории» (1934-1961) появление упадок становление история человечества подразделяется на ряд локальных цивилизаций, имеющие одинаковую внутреннюю схему развития. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

Изображение слайда
18

Слайд 18: Взгляды А. Тойнби

независимые (13 цивилизаций): западная, индская, эллинская, сирийская, андская, египетская, исламская, эгейская, православная, среднеамериканская, шумеро-аккадская, индийская китайская. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю Взгляды А. Тойнби 28 развившихся цивилизаций. сателлитные (15 цивилизаций): хеттская, иранская, русская, японская, Корейская, миссисипийская, юго-западная (в Северной Америке), северо-андская, южно-андская, эламская, урартская, вьетнамская, италийская, юго-восточно-азиатская, тибетская.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Взгляды А. Тойнби

Кроме них существуют или существовали четыре приостановленные (arrested) цивилизации : эскимосы, кочевники, спартанцы, османы (иногда к ним причисляются полинезийцы и тогда их число доходит до пяти) и четыре недоразвитых (abortive) цивилизации: дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская первая сирийская. Взгляды А. Тойнби Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания

Изображение слайда
20

Слайд 20

С ростом популярности в конце XIX — начале XX века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться «локальные цивилизации» – качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: К занятию № 6, часть 1, группа 1 ВГ, 02.11.2020 г: Концепция мировых цивилизаций (Ю.В. Яковец)

Глобальная цивилизация Мировые цивилизации Поколения локальных цивилизаций Локальные цивилизации Первый исторический суперцикл (8-е тыс. до н. э. — 1-е тыс. н. э.) Неолитическая (8-4 тыс. до н. э.) Раннеклассовая (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.) 1-е поколение (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.) Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская Античная (VIII в. до н. э. — V в. н. э.) 2-е поколение (VIII в. до н. э. — V в. н. э.) Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская Второй исторический суперцикл (VI—XX вв.) Средневековая (VI—XIV вв.) 3-е поколение (VI—XIV вв.) Византийская, восточноевропейская, восточнославянская, китайская, индийская, японская Раннеиндустриальная (XV — середина XVIII в.) Индустриальная (середина XVIII—XX в.) 4-е поколение (XV—XX вв.) Западная, евразийская, буддийская, мусульманская, китайская, индийская, японская Третий исторический суперцикл XXI—XXIII вв. (прогноз) Постиндустриальная (XXI — начало XXIII в. — прогноз) 5-е поколение (XXI — начало XXIII в. — прогноз) Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая, российская, китайская, индийская, японская, мусульманская, буддийская, африканская

Изображение слайда