Презентация на тему: Юрий Александрович Шапорин (1887-1966) Симфония-кантата «На поле Куликовом»

Юрий Александрович Шапорин (1887-1966) Симфония-кантата «На поле Куликовом»
Юрий Александрович Шапорин (1887-1966) Симфония-кантата «На поле Куликовом»
На поле Куликовом
Пролог
Юрий Александрович Шапорин (1887-1966) Симфония-кантата «На поле Куликовом»
Каватина невесты
В ночь, когда Мамай залёг с ордою
Юрий Александрович Шапорин (1887-1966) Симфония-кантата «На поле Куликовом»
Юрий Александрович Шапорин (1887-1966) Симфония-кантата «На поле Куликовом»
Баллада витязя
Идут века
Юрий Александрович Шапорин (1887-1966) Симфония-кантата «На поле Куликовом»
Колыбельная и Хор вестников
Эпилог
Заключение
1/15
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 77)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (65578 Кб)
1

Первый слайд презентации: Юрий Александрович Шапорин (1887-1966) Симфония-кантата «На поле Куликовом»

Волкова Олеся 4 курс Направление «МДО» Юрий Александрович Шапорин (1887-1966) Симфония-кантата «На поле Куликовом»

Изображение слайда
2

Слайд 2

Композитор-патриот в своём произведении стремится воплотить в монументальных формах оратории свои глубокие раздумья о судьбах родины, выразить веру в народ и его светлое будущее. Это основная тема вокально-симфонического творчества Шапорина. Его вокально-симфонические произведения соединяют симфонические и музыкально-драматические принципы развития. « На поле Куликовом» это первое вокально-симфоническое произведение Шапорина. Написано на историческую тему. Вчитываясь в гениальные блоковские стихи, внимательно изучая материалы о Куликовской битве, Шапорин проникся духом эпохи и сумел воплотить в своей музыке образы героического прошлого русского народа. Композитор не ставил перед собой задачу художественного воспроизведения хода исторических событий и современной им бытовой обстановки. Отказываясь от пересказа исторических событий, он переключает своё творческое внимание на создание правдивых образов людей, на воплощение их сокровенных мыслей и дум. Композитор делает акцент на тех мыслях и чувствах, которые и поныне близки и дороги нам. Шапорина вдохновляет великое чувство любви к родине, он создаёт волнующие образы народа – трогательные и величественные. Художник рассказал о мыслях и делах русских воинов, отстоявших в жестоком бою независимость родной земли.

Изображение слайда
3

Слайд 3: На поле Куликовом

Симфония-кантата – произведение вокально-симфонического жанра, написанное по мотивам одноименного стихотворного цикла Блока. Части, которые написаны не на стихи Блока – «Колыбельная» и «Хор вестников» принадлежат М. Л. Лозинскому. Симфония-кантата «На поле Куликовом» написана для 4 солистов (сопрано, меццо-сопрано, тенор и бас), смешанного хора и симфонического оркестра. Здесь 8 частей. Год создания: 1938 Дата премьеры: 18.11.1939 Сюжетность и драматургия музыкальных образов произведения сливаются с широким симфоническим развитием. Например – пролог, картина битвы. Также здесь есть ария-монолог, вокальный ансамбль, драматическая сцена, напоминающие о близости к оперной традиции. Используется принцип контраста: смежные части резко отличаются друг от друга по драматургическому смыслу, по характеру музыки и по фактуре. Всё произведение отмечено внутренним единством, так как форма раскрывает идейное содержание симфонии-кантаты. Музыка отличается глубокой индивидуализированностью, конкретностью. Сюда относятся такие образы, как Дмитрий Донской, витязь, невеста. Шапорин использует систему лейтмотивов, причем татары характеризуются темами преимущественно инструментального характера и речитативно-декламационной мелодикой, тогда как для русских использована широко распевная мелодика, часто народного склада, с элементами подголосочной полифонии.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Пролог

В первом эпизоде – прологе – выражено раздумье современника над историческими судьбами русского народа. Пролог начинается энергичной, полной грозного величия темой, играющей важную роль во всём произведении; она имеет двоякое значение: это тема боевой тревоги и одновременно тема татар-образ врага, надвигающегося на Русь: Эта главная тема пролога развёртывается неторопливо, полна эпической шири. Мелодия воскрешает в воображении картину бескрайней русской степи. Лишь кое-где проскальзывают беспокойные, тревожные интонации, звучащие точно предчувствие надвигающихся драматических событий:

Изображение слайда
5

Слайд 5

В первом хоровом эпизоде пролога воссоздана поэтическая картина русской природы, пейзаж, проникнутый глубоким лиризмом. Значение первого хора очень велико – всё дальнейшее повествование будет развиваться на этом пейзажном фоне. Образы природы как бы окрашены чувством народного горя и даны в неразрывной связи с настроениями людей, что характерно для всего произведения. Затем вступает хор: Река раскинулась. Течёт, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной жёлтого обрыва В степи грустят стога. О Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Последнее четверостишие – это диалог солиста Дмитрия Донского и хора. Реплики Дмитрия Донского проникнуты высоким драматизмом, в них выражен призыв к народному единению, к борьбе с врагом. Здесь композитор рисует пробуждение в народе воли к сопротивлению, к победе. Драматически-напряжённое развитие приводит к репризе. Начальная тема звучит в полнозвучном tutti оркестра, приобретая новый - мужественный и энергичный характер. Реприза отличается волевой устремлённостью; заключительная хоровая реплика – «Пусть ночь!» - звучит как смелый вызов врагу, как выражение готовности сражаться до конца.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Каватина невесты

Далее за прологом следует «Каватина невесты». Шапорин рисует трогательный облик русской девушки, проводившей своего жениха на войну; в музыке звучит лирическая жалоба, беспокойство и тревога. «Каватина невесты» написана в форме небольшой трёхчастной арии. Это как бы интермеццо между двумя большими драматическими сценами. Выразительная мелодия, интонационно близкая русской народной песне звучит тепло и искренне. Фактура оркестрового сопровождения – лёгкая, прозрачная, отличается изяществом полифонии. В «Каватине невесты» Шапориным использована характерная для русской народной песенности ладовая переменность, создающая тонкую «игру» светотени и эмоциональных оттенков. В средней части каватины прорываются драматизм, страстность чувства, выраженные более широким диапазоном мелодии, насыщенной фактурой, активным тональным движением.

Изображение слайда
7

Слайд 7: В ночь, когда Мамай залёг с ордою

Большой драматический хор – «В ночь, когда Мамай залёг с ордою» - один из наиболее значительных эпизодов всего произведения. Произведение построено в форме рондо-сонаты с большим центральным эпизодом. Вступление построено на суровой, решительной и ритмически чёткой теме: Главная тема вступает в тональности фа минор. Великолепная по своей выразительности мелодия проникнута подлинно народным характером. Это образ народа – стойкого и мужественного:

Изображение слайда
8

Слайд 8

Вторая тема экспозиции (в тональности соль-диез минор) вытекает из нового поэтического образа: Орлий клёкот над татарским станом Угрожал бедой, А Непрядва убралась туманом, Что княжна фатой. Новое проведение главной темы дано в значительно изменённом виде. Широкое оркестровое развитие приводит к центральному эпизоду. Он является дальнейшим развитием образов, впервые появившихся в «Каватине невесты». Но если там был индивидуальный портрет, то здесь обобщённый тип русской женщины, нежной и суровой. В дальнем поле стали наши други Все к плечу плечом. Каждый милый в кованой кольчуге, С боевым мечом. Кто подвигся на святое дело, Осенён судьбой, Милы други, выходите смело На великий бой.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Кода является глубоким по своему значению выводом всего развития. Этот раздел построен на материале вступления, подвергшемся коренной переработке – мелодия приобрела светлый, героический характер, звучит как священная боевая клятва, в ней выражена готовность биться до конца : Дальше появляется главная тема, производящая здесь необычно сильное впечатление: после торжественной клятвы вновь возникает образ воинов, спокойно ожидающих начала решительной битвы. В этом хоре Шапорин предстаёт во всеоружии симфонического и музыкально-драматургического мастерства. Ариозо Дмитрия Донского Героические черты Дмитрия Донского раскрыты в его большой арии «Отцы и братья! Русские дружины!» Он очерчен величаво спокойными и мужественными интонациями, торжественными фанфарами сопровождения.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Баллада витязя

Третья часть «Баллада витязя» написана в форме темы с вариациями. В «Балладе витязя» вновь воссоздан индивидуальный образ. Это – образ русского воина, защитника родины. Тема, впервые излагаемая оркестром, носит сосредоточенный характер, в ней чувствуется сдерживаемая сила. Первая вариация отличается широтой песенной мелодии, плавные фигурации сопровождения как бы дорисовывают картину русской степной природы: Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали. Две следующие вариации носят более оживлённый характер и контрастируют с первой лирической вариацией. Последние страницы баллады захватывают своей волевой устремлённостью. Сюжетность и программность сочетаются здесь со строго выдержанной сонатной формой.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Идут века

Хоровая сцена «Идут века» - центральный эпизод симфонии-кантаты. Драматическая коллизия достигает здесь наибольшей остроты – враги показаны в момент решительной схватки. Картина битвы написана в форме широко развитого сонатного аллегро, логика построения, которого определяется драматургическим, сюжетным началом. Свирепый облик завоевателей обрисован грозными, полными дикой силы мелодиями, не имеющими ничего общего с народной музыкой. Темы излагаются широко. Облик врага, видневшийся раньше в отдалённой перспективе, впервые предстаёт словно воочию, во всей своей грозной силе. Образ этот отличается драматической устремлённостью, подчёркнутой характером сопоставления тем: первая – неуклюжая и угловатая, вторая – размашистая и стремительная, как бы рисующая хищника, готовящегося к прыжку:

Изображение слайда
12

Слайд 12

Разработка начинается развитием первой темы, тесно связывающим её с предыдущим музыкальным материалом. На сцену выступают русские воины. Их характеризуют широкие мелодии, полные силы. Здесь различаются 2 основных элемента: первый – строгая интонация витязя и второй – великолепный в своей пластичности основной мотив его баллады, интонируемый женским хором: Обе мелодии резко контрастны татарским темам. Образ народа, отстаивающего свою свободу, противопоставлен образу бесчеловечных угнетателей. Поэтому в интонациях витязя господствует спокойная твёрдость и сила, в интонациях захватчиков – свирепость и жестокость. Кода утверждает идею победы. Она основана на контрасте двух элементов: героических призывов витязя и смятенных криков татар. Витязь получает новую мелодическую характеристику, вырастающую из интонаций Дмитрия Донского (из его темы в прологе). В коде преобладают светлые фанфарные звучности, подчёркивающие торжественность и величавость общего настроения.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Колыбельная и Хор вестников

Главные действующие лица симфонии-кантаты показаны в неразрывной связи с народом. Народные думы и чаяния нашли воплощение в хоровых эпизодах. Это русские воины, мужественно и спокойно ожидающие врага, русские женщины с их тёплой и нежной думой об ушедших на войну. Сюда также относится замечательный, проникновенный образ народного горя – «Колыбельная», чистый образ народной радости – «Хор вестников». Во всех этих эпизодах симфонии-кантаты разрабатываются русские песенные интонации, определяющие характер музыки, в которой, композитор стремится воплотить мир народных дум и чувств.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Эпилог

Философские обобщения, которые выражены в прологе завершаются грандиозным эпилогом, где вновь воскресают страницы далёкого, давно минувшего прошлого. Подвиги, совершённые много лет тому назад, вдохновляют нас и ныне – такова главная идея эпилога. Широко используя тематический материал пролога и хоровой сцены «В ночь, когда Мамай залёг с ордою», композитор как бы перекидывает смысловую и интонационную арку от пролога к финалу. Тематический материал пролога появляется теперь в преображённом виде, получает новое смысловое значение. Исчезли тревожные и тоскливые ноты, на смену им пришло величественное утверждение темы освобождённого народа. Знакомые темы приобретают в заключительном ансамбле черты монументальности, величия, жизнеутверждающей силы. В этом ансамбле – конечном выводе развития симфонии-кантаты – объединены важнейшие тематические элементы всего произведения: героические интонации витязя, мелодия хора русских воинов, широкие фразы пролога. Такой синтез подчёркивает органическую связь всех частей симфонии-кантаты, является логическим выводом музыкально-драматургического развития.

Изображение слайда
15

Последний слайд презентации: Юрий Александрович Шапорин (1887-1966) Симфония-кантата «На поле Куликовом»: Заключение

По своей сущности всё произведение глубоко лирично, даже в большинстве драматических эпизодов. Высокий романтический пафос придаёт музыке симфонии-кантаты особый характер – он захватывает широтой мелодического дыхания, лирической непосредственностью повествования. Оно эпически возвышенно и величаво. Единство и ясность ощущения формы целого помогают верности восприятия симфонии-кантаты. Музыкальный язык симфонии-кантаты связан с традициями русской классики. Произведению свойственна новизна в трактовке жанра героической оратории, своеобразие принципов конструкции и развития.

Изображение слайда