Презентация на тему: Языческая мифология

Реклама. Продолжение ниже
Языческая мифология
Термин «мифология»
Виды мифов
«Языческий» - этимология
Как в других языках называется
Язычество
Синонимы
Структура языческого пантеона
Праиндоевропейцы
Праиндоевропейская религия
Праиндоевропейская религия
Наиболее общие мифологемы
Наиболее общие мифологемы
Прародитель
Загробный мир
Славянская мифология
Индоевропейский пласт
Диверсификация
Збручский идол
Збручский идол
ДЗ
Для интересующихся музыкальной культурой
1/22
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 35)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (175 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Языческая мифология

Лектор – кандидат искусствоведения Чащина С.В.

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Термин «мифология»

от греч. от  μῦθος  — предание, сказание и  λόγος  — слово, рассказ, учение. - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности, характерный для ранних этапов развития общества.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Виды мифов

Космогонические мифы — о происхождении мира, солярные мифы лунарные мифы астральные мифы Эсхатологические мифы — о конце мира Антропогонические мифы — о происхождении человека культурный герой Календарные мифы мифы об умирающем и воскресающем звере Умирающий и воскресающий бог Мифы о животных Культовые мифы

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Языческий» - этимология

Славянский термин происходит от церк.-слав.  ıả зы́къ, то есть «народ», «племя», которым в славянском переводе Библии переведены еврейские термины  гой / גוי и  нохри / נכרי.. Последние соответствуют в греческом переводе слову  εθνοί ( этнос), в Вульгате — лат.  gentilis. С точки зрения этимолога Фасмера, церковно-славянский термин является калькой с греческого.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Как в других языках называется

В большинстве европейских языков используются термины, производные от лат.  P aganismus (от paganus, означавшего исходно «сельский» или «провинциальный» (от pagus «округ»), позднее получившее значение «простолюдин», «деревенщина»). Христианство в Римской империи вначале распространялось в крупных городах, местах пребывания епископов. Уничижительное значение «невежественный нехристь» появляется в вульгарной латыни: в период до IV века христиане называли язычество religia pagana, то есть «деревенская вера». После крещения и на Руси язычников называли «погаными» (от лат. paganus - земледелец).

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Язычество

Абстрактное понятие «язычество» в русском языке появляется гораздо позже конкретных терминов «язычник» и «языческий» Язычество - обозначение нехристианских, религий в литературе   христианский авторов.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Синонимы

Идолопоклонство ( ст-слав.) — религия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от авраамических религий — иудаизма, христианства, ислама. Политеизм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч.  θεός, «Бог, божество») — « многобожие ». Большинство исследователей склоняются к мнению, что политеизм является древнейшей формой религиозной жизни человека, из которой вырос монотеизм.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Структура языческого пантеона

Пантеон (греч.  Πάνθειον, - все боги) Языческий пантеон = отражение социального устройства каждого конкретного периода. = > не всегда жестко иерархизирован - ??? Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Праиндоевропейцы

(в литературе XIX — серед. XX веков — «арийцы») — носители праиндоевропейского языка, жившие на прародине индоевропейцев  ок. 6000 лет тому назад, во время энеолита и раннего бронзового века. Общий для всех индоевропейских народов лексикон свидетельствует о том, что это был воинственный кочевой народ, одним из первых одомашнивший лошадь  и использовавший для передвижения на большие расстояния повозки сначала на массивных сплошных, а позднее облегчённых колёсах со спицами. Благодаря использованию таких технологий, как колесо и колесница, их потомки —  индоевропейцы — смогли заселить огромные просторы Евразии. Самоназвание праиндоевропейцев неизвестно.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Праиндоевропейская религия

выдающийся французский компаративист (сопоставлял языковой материал и мифы различных индоевропейских народов) пришёл к выводу, что протоиндоевропейское общество функционально делилось на три сословия жреческое (ср. брахманы), воинское (ср. кшатрии) и земледельческое (ср. вайшьи). Каждой касте соответствовало особое божество: у жрецов это был грозный, но справедливый бог-судь я (Зевс — Юпитер — Один —  Арамазд  —  Михр  —Митра —  Варуна ), у воинов — бог войны (Тор — Марс — Арес —  Ваагн  — Индра — Перун —  Пяркунас ), у земледельцев — бог плодородия ( Фрейр  —  Квирин  — Велес). Жорж Дюмезиль (1898-1986)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11: Праиндоевропейская религия

в противовес теории Дюмезиля выдвигают дуалистический принцип индоевропейской социальной организации, который, по их мнению, отразился в: близнечном культе и в мифе об инцесте близнецов, в мифе о вражде  пандавов и  кауравов  (основной сюжет «Махабхараты»). Боги представляются разделёнными на две оппозиционные группы, находящиеся вместе с тем в родственных отношениях (девы и асуры в Индии, дэвы и ахуры в Иране, ваны  и асы в Скандинавии, отчасти также олимпийские боги и титаны в Греции). Тамаз Валерианович Гамкрелидзе и Вячеслав Всеволодович Иванов   (оба р. 1929)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
12

Слайд 12: Наиболее общие мифологемы

мирового дерева (у индоевропейцев мировое древо связано с культом лошадей ( Иггдрасиль  — « скакун  Одина» в Скандинавии; ашваттха, от корня  ашва  («конь») — название мирового древа в Индии)

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Наиболее общие мифологемы

Мифологема нечистого змея В. Н. Топоров и  Вяч. Вс. Иванов разработали так называемую «теорию основного мифа», согласно которой основной индоевропейской мифологемой является противостояние Громовержца со Змеем. Ими восстанавливается имя основного противника бога-громовержца: славянский Велес, литовский  Велняс, индийские Вала и  Вритра. С противником богов связан и ряд ассоциирующихся с водой персонажей чьи имена включают корень * dhon  (от которого происходят названия рек Дон, Днепр, Днестр, Дунай) — у  индоариев  мать Вритры   Дану  и  данавы, у древних ирландцев племена богини Дану, осетинский Донбеттыр.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Прародитель

Прародитель человеческого рода, имя которого обозначало «человек, мужчина» (индийский Ману, германский Манн). Прародитель также считался первым умершим человеком, открывшим дорогу другим людям в иной мир и ставшим его хозяином. Мотив принесения первочеловека в жертву (скандинавского  Имира  или ведийского  Пуруши, ср. сходный сюжет в русском «Стихе о Голубиной книге») уходит корнями в праиндоевропейскую древность. Во многих традициях мир создается путем расчленения тела первобытного существа (камни — из костей, земля — из плоти) Мотив инцеста божественных близнецов, от которых произошло человечество (ведийские Яма и  Ями, балтийские  Юмис  и Юмала, ср. у русских Иван-да-марья). Мотив брака неба и земли (Уран и Гея в Греции,  Дьяус  и  Притхиви  в Индии) распространён и за пределами индоевропейской общности.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Загробный мир

Отличительная черта индоевропейских народов — вера в … Как правило, отделён от мира живых рекой. Рай, как правило, помещался в далёких странах (острова блаженных), Ад представляли как холодную полость под землей, вход в которую стережёт свирепый пёс ( Кербер  — Гарм).

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Славянская мифология

Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов.

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: Индоевропейский пласт

предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца ( Стрибог ). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения ( Мокошь ), солнечное божество ( Дажьбог ), и некоторые другие.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: Диверсификация

При разделении праславянской общности стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные региональные отличия. В частности, религия западных славян перед началом христианизации, очевидно, значительно отличалась от всех прочих.

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19: Збручский идол

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20: Збручский идол

четырёхгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света. Каждая его сторона разделена на три уровня На небесном уровне изображены божества, на земном — люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), а в подземном — некое хтоническое существо, держащее на себе землю.

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21: ДЗ

http://www.inslav.ru/images/stories/pdf/1996_Ocherki_istorii_kul'tury_slav'an.pdf. Читать и конспектировать очерк 3 «Религиозные верования древних славян» (с. 145-195). Дополнительная литература: Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 тт. (Под ред. Н.И. Толстого).  Т. 1-4. М., 1995, 1999, 2004, 2009, 2012. Смотреть: 1я часть - http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/video_id/178926 (на лекции с 17 минуты); 2я часть - http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/video_id/177392

Изображение слайда
1/1
22

Последний слайд презентации: Языческая мифология: Для интересующихся музыкальной культурой

Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки. // Ранние формы искусства / - М., 1972.

Изображение слайда
1/1