Презентация на тему: Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Взаимосвязь теории и практики в педагогике
Взаимосвязь теории и практики в педагогике
Для тех, у кого нет педагогического образования и для тех, кто изучал педагогику давно
Взаимосвязь теории и практики в педагогике
Взаимосвязь теории и практики в педагогике
Взаимосвязь теории и практики в педагогике
Взаимосвязь теории и практики в педагогике
Взаимосвязь теории и практики в педагогике
В чем проявляется взаимосвязь педагогической науки и образовательной практики?
Что педагогика как наука «дает» практику?
Взаимосвязь теории и практики в педагогике
Взаимосвязь теории и практики в педагогике
Что такое проблема?
Когда возникает проблема?
Проблема несоответствия между целью и средствами ее достижения: пример
Проблема несоответствия между целью и результатами деятельности: пример
Проблема несоответствия между необходимостью и возможностью некоторого действия: пример
Проблема несоответствия между сущим и должным: пример
Каковы источники проблем?
Источники проблем для педагогических исследований
Практика как источник проблемы: пример
Практика как источник проблемы: пример
Взаимосвязь теории и практики в педагогике
Вопрос после лекции
1/24
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 30)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1531 Кб)
1

Первый слайд презентации: Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Лекция 1 По курсу «Современные проблемы науки и образования»

Изображение слайда
2

Слайд 2

НАУКА Наука – это специфическая форма деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства воспроизводства и развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов. ОБРАЗОВАНИЕ Образование – процесс и результат усвоения человеком теоретических знаний, умений, навыков. Образование – это процесс развития сущностных сил человека. Образование – это внутренний процесс, процесс созидания «образов» и/или «образцов», которым человек следует в течение своей жизни. Образование – специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Для тех, у кого нет педагогического образования и для тех, кто изучал педагогику давно

Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013. Учебник написан авторским коллективом кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. В нем раскрыты классические категории общей педагогики, проблемы и достижения образовательной практики, результаты современных исследований развития образования. Учебник содержит задания, ориентированные на формирование профессиональной компетентности будущего учителя. Учебник адресован студентам бакалавриата и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование».

Изображение слайда
4

Слайд 4

Существует ли взаимосвязь науки и образования? Ваше мнение…

Изображение слайда
5

Слайд 5

Наука - это продвинутая ступень образования, а образование - это один из процессов занятия наукой, это также и фундамент науки, и ее движущая сила, и ее составляющая часть… Наука как бы вырастает из образования, это ступень развития, когда полученных знаний уже недостаточно, когда интересно искать уже то, о чем не написано в учебниках. Если образование возможно без любопытства, то наука без любопытства бывает только у чиновников… Проще всего сказать, что наука и образование это одно и то же, но на самом деле это не совсем так. Именно наука является продуктом образования... Образование - это инструмент науки, который, с одной стороны, популяризирует достижения науки, а с другой, создает новые кадры для развития науки. Можно сказать, что с помощью образования наука воспроизводит сама себя… В основном связь с образованием имеют педагогика, психология… 7 000 000

Изображение слайда
6

Слайд 6

Как взаимосвязаны педагогическая наука и педагогическая практика? Какая сторона оказывает влияние на другую?

Изображение слайда
7

Слайд 7

Изображение слайда
8

Слайд 8

Спор между теорией и практикой - спор очень старый, который, наконец, умолкает в настоящее время, сознавая свою неосновательность….Нет такого педагога-практика, который не имел бы своей, хотя и крошечной, туманной, теории воспитания, и нет такого смелого теоретика, который со временем не оглядывался бы на факты. Но если можно не доверять кабинетной теории воспитания, то еще более причин не давать никакого важного и общего значения одиночной опытности практика. К.Д. Ушинский

Изображение слайда
9

Слайд 9: В чем проявляется взаимосвязь педагогической науки и образовательной практики?

Обновленная практика Систематизация фактов (результатов ) Описание фактов (результатов) Накопление фактов (результатов) Факты (результаты) Практика Наука Обобщение и анализ систематизированных фактов (результатов), определение на этой основе исследовательских проблем, выработка теоретического знания, значимого для развития практики

Изображение слайда
10

Слайд 10: Что педагогика как наука «дает» практику?

Современное понимание педагогической действительности Объяснение Рефлексия Инструменты Информация ИНФОРМАЦИЯ о современном Детстве, особенностях личности, способах педагогической поддержки и сопровождения человека в образовании ИНСТРУМЕНТЫ содействия развитию личности средствами образования, созданные на основании результатов педагогических исследований РЕФЛЕКСИЯ - осмысление своего личного педагогического опыта, выявление в нем ресурсов его развития ОБЪЯСНЕНИЕ – более глубокое понимание происходящих в образовании изменений и прогнозирование грядущего

Изображение слайда
11

Слайд 11

Педагогическая наука Педагогическая (образовательная) практика Педагогические факты Проблемы Педагогические проблемы Проблемы в педагогике

Изображение слайда
12

Слайд 12

Проблема в педагогике Каким образом может быть сформировано правильное отношение детей к деньгам, материальным ценностям? Поиск современных, адекватных возрастным особенностям форм организации отдыха учащихся на переменах. Выявление особенностей взаимоотношений между полами в разные возрастные периоды взросления личности. Педагогическая проблема На перемене двое пятиклассников – мальчик и девочка – громко спорят. Подошедшая учительница узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер. Учительница отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее однокласснику, а теперь его же и обвиняет.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Что такое проблема?

Древнегреческое слово, от которого произошла наша "проблема", означает вообще "преграду", "трудность", "задачу". Проблема – атрибут человеческого бытия и деятельности, который проявляется как затруднение, требующее осмысления, рефлексии. Современное слово "проблема" часто употребляется в разных значениях: 1) как синоним практической задачи (например, проблема повышения успеваемости, проблема устранения перегрузки, проблема совершенствования качества урока и т.д.); 2) как нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний о действительности.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Когда возникает проблема?

Проблема возникает как несоответствие между: Целью и средствами ее достижения. Целью и результатами деятельности. Необходимостью и возможностью некоторого действия (индивидуального или социального). Сущим и должным. Это несоответствие может обостряться до противоречия. Источник: Современный философский словарь/ Под общ. ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. – 4-е изд., испр. и доп.. – М. Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Проблема несоответствия между целью и средствами ее достижения: пример

Факт. В современной системе образования меняется характер отношений участников педагогического процесса, их взаимные позиции. Создаются условия, при которых участники образовательного процесса становятся сотрудниками в совместной деятельности, а поэтому каждый из них имеет право на индивидуальный выбор, на личностное самоопределение и самореализацию. Проблема. Каким образом выстраиваются эффективные педагогические отношения? Каковы были мнения ученых и практиков по этому вопросу в истории отечественного образования, от чего они зависели? Конкретизация проблемы: Позиции ученых по этому вопросу были неоднозначны. Одни предлагали строить отношения постоянного контроля, послушания, недооценивая возможности детей. Другие, наоборот, недооценивали роль педагогов, сводя ее к консультациям, оказанию помощи. Третьи последовательно отстаивали позицию разумного сочетания активности и педагогов, и учащихся в жизни школы. Подробнее см.: Радионова Н.Ф., Ривкина С.В. Проблема отношений учитель-ученик в педагогической науке: история вопроса// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 375-380. Доступ: http://elibrary.ru/download/69703500.pdf

Изображение слайда
16

Слайд 16: Проблема несоответствия между целью и результатами деятельности: пример

Факт. Современная развивающаяся система образования испытывает потребность в педагогических кадрах нового поколения, поучивших современное качественное педагогическое образование. Проблема. Каковы факторы, оказывающие влияние на качество подготовки педагогических кадров нового поколения, обеспечивающих современное качество разных видов и ступеней образования. Конкретизация проблемы: Каким образом отбираются претенденты на должность учителя в разных странах? Каково содержание подготовки будущего учителя? Каким образом может и должно быть организовано сопровождение выпускника педагогического университета? Подробнее см.: Тряпицына А.П. Современные тенденции развития качества педагогического образования // Человек и образование. 2012. № 3 (32). С. 4-10. Доступ: http://elibrary.ru/download/17068002.pdf

Изображение слайда
17

Слайд 17: Проблема несоответствия между необходимостью и возможностью некоторого действия: пример

Факт. Повседневные наблюдения учителей фиксируют смену поколения учащихся: в школу приходят «другие дети», при работе с которыми привычные способы педагогического воздействия не дают желаемых результатов. Проблема. Каковы возможные и необходимые изменения в системе оценивания образовательной деятельности учащихся? Конкретизация проблемы: Кому и для чего нужна оценка образовательной деятельности учащихся? Что мы оцениваем? Что может быть объектом оценки? Кто оценивает: тот, кто учит, или независимый эксперт? Можно ли утверждать, что основная цель оценки — самооценка ученика? Как оценить систему оценивания? Подробнее см.: Лебедев О.Е. Как оценивать образовательные достижения учащихся// Школьные технологии. 2013. № 1. С. 31-39. Доступ : http://elibrary.ru/download/92202126.pdf

Изображение слайда
18

Слайд 18: Проблема несоответствия между сущим и должным: пример

Факт. В течение ряда лет в вузах Санкт-Петербурга организуется прием в магистратуру специалистов и бакалавров, имеющих опыт работы по специальности и продолжающих работать по специальности в течение срока обучения в магистратуре. Проблема. Совмещение работы с обучением в магистратуре, безусловно, приводит к заметным негативным последствиям: перегрузка магистрантов, сложность совмещения работы и занятий, постоянное проявление противоречий между теорией и практикой и др. Конкретизация проблемы: В то же время подобный способ формирования контингента обучающихся в магистратуре может при правильном подходе дать неоценимые преимущества при переходе на образовательные стандарты нового поколения и необходимости формирования высокой профессиональной компетентности будущих магистров. Подробнее см.: Бахмутский А.Е., Голубенко Н.И. Опыт и проблемы магистерской подготовки работающих специалистов// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 3. С. 129-133.Доступ: http://elibrary.ru/download/26586282.pdf

Изображение слайда
19

Слайд 19: Каковы источники проблем?

Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Бернал (1901- 1971) Английский физик и социолог науки, общественный деятель. Иностранный член АН СССР. Вице-президент Всемирной федерации научных работников. Лауреат Международной Сталинской Премии «За укрепление мира между народами» (1953).

Изображение слайда
20

Слайд 20: Источники проблем для педагогических исследований

Изображение слайда
21

Слайд 21: Практика как источник проблемы: пример

Что привлекает в в школе? Данные конца 60-х гг. ХХ в (Г.И. Щукиной) Данные 2010 г. Процесс овладения знаниями 71% 40% Удовлетворение интереса к конкретным предметам 36% 48% Коллективная учебная деятельность 11% 46% Коллективная внеучебная деятельность - 46% Общение с друзьями по школьному коллективу 77% 73% Общение с учителями 27% 23% Дополнительные спецкурсы, факультативы по выбору 12% 23%

Изображение слайда
22

Слайд 22: Практика как источник проблемы: пример

Причины, осложняющие отношение к школе Данные конца 60-х гг. ХХ в (Г.И. Щукиной) Данные 2010 г. Неинтересное преподавание 27% 63% Отсутствие дружеских связей в школе 6% 25% Формализм внеурочной деятельности 22% 23% Конфликты с учителями 22% 56% Конфликты с одноклассниками 2% 29% Конфликты с родителями 8% 19% Школа не даёт возможности творчески проявить себя - 27% Не учитываются мои индивидуальные качества - 42% Неуспех в учебной деятельности 16% 23%

Изображение слайда
23

Слайд 23

Не навязывайте своего понимания или, еще того хуже, непонимания другим. Не считайте, что вы обладаете абсолютным вкусом, как и абсолютным знанием. Первое невозможно в искусстве, второе невозможно в науке. Д.С. Лихачев

Изображение слайда
24

Последний слайд презентации: Взаимосвязь теории и практики в педагогике: Вопрос после лекции

Сформулируйте одну проблему для последующего исследования, вытекающую из следующей сложившейся ситуации в образовательной практике: « …одной из наиболее значимых проблем современной школы, по мнению учителей, является «самоустранение семьи от воспитания детей». На это указывает четверть опрошенных - 74,7%. К сказанному следует добавить, что практически каждый четвертый педагог (22,1%), фиксируя проблемы системы школьного образования, указывает на «неготовность родителей и детей к изменению школы. Этот факт говорит о том, что, по мнению значительной части учителей, родители не принимают тех основных тенденций, которые связаны с модернизацией современного школьного образования. Таким образом, мы видим, что, по мнению современных учителей, проблема связи семьи и школы рассматривается как одна из ключевых социальных проблем современного школьного образования». (П о материалам социологического опроса 3514 учителей общеобразовательных школ, который был проведен в 8 регионах РФ весной 2014 г.) Источник: Собкин В.С., Адамчук Д.В. Семья и школа: взгляд учителя// В книге: Психологические проблемы современной семьи сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции. Под редакцией: Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н.. 2015. С. 168-176.Доступ: http://elibrary.ru/download/58850381.pdf

Изображение слайда