Презентация на тему: Введение в языкознание Лекция №5 Супрасегментная фонетика

Введение в языкознание Лекция №5 Супрасегментная фонетика
Евграфова Светлана Маратовна evgraffs@yandex.ru +7909663 5 418
Кибрик А.Е. и др. Введение в науку о языке Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика Янко Т.Е. Интонационные стратегии русской речи в сопоставительном аспекте
Организация звучащей речи
Арсенал супрасегментных звуковых средств
А.П. Чехов. Студент: минор против мажора
Наивно – о функциях звучащей речи
Слог
Слоговые тоны
ma1 “ мать ” ma2 “ конопля ” ma3 “ лошадь ” ma4 “ ругать ” shu1 “ книга ” shu2 “ спелый ” shu3 “ считать ” shu4 “ дерево ”
Тембровая окраска слога
О словесном ударении
О русском ударении
Введение в языкознание Лекция №5 Супрасегментная фонетика
Введение в языкознание Лекция №5 Супрасегментная фонетика
Интонация (фразовая просодия)
Системное и лингвоспецифичное в иллокутивных функциях интонации
1/17
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 96)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1230 Кб)
1

Первый слайд презентации: Введение в языкознание Лекция №5 Супрасегментная фонетика

Светлана Маратовна ЕВГРАФОВА, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики ИЛ РГГУ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Евграфова Светлана Маратовна evgraffs@yandex.ru +7909663 5 418

Изображение слайда
3

Слайд 3: Кибрик А.Е. и др. Введение в науку о языке Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика Янко Т.Е. Интонационные стратегии русской речи в сопоставительном аспекте

Изображение слайда
4

Слайд 4: Организация звучащей речи

Означающие языкового знака могут различаться как с помощью сегментных средств (отдельных противопоставленных друг другу звуков – весна / десна, soeur / coeur ), так и с помощью супрасегментных, иначе – просодических, средств. Звук (мельчайший вычленяемый в потоке речи сегмент ) Звуки объединяются в слоги (есть несколько теорий; важно, что внутри слога сегменты приспосабливаются друг к другу для удобства произнесения – коартикуляция ; неправильная коартикуляция воспринимается как акцент) К супрасегментным средствам (в пределах слова) относятся словесное ударение и слоговые тоны (в тональных языках ), а также единая тембровая окраска слога Слоги группируются в фонетические слова (ритмически организуясь вокруг ударного слога – словесное ударение) В пределах высказывания супрасегментные средства используются для организации различных фонетических единств – фонетических синтагм (ритмически организованное, с помощью повышений и понижений тона и пауз, объединение фонетических слов) и фраз, оформленных интонационно (в виде семантически значимых интонационных конструкций; интонация членит речевой поток на осмысленные отрывки и объединяет элементы описания ситуации, раскрывает коммуникативное намерение говорящего )

Изображение слайда
5

Слайд 5: Арсенал супрасегментных звуковых средств

Супрасегментные языковые средства имеются в любом языке; наиболее широко распространены в языках мира следующие: слоговые тоны (в тональных языках), словесное ударение, различные фонетические способы подчеркивания слов во фразе), ритм, тональный (мелодический) рисунок фразы, громкость, темп, фонетически выраженная эмоциональная окраска речи и проч. Различение звуков (фонетических сегментов) базируется на различиях в их спектрах, а в конечном счете – на месте и способе образования согласных и конфигурации резонирующих полостей (при образовании гласных и согласных). Супрасегментные противопоставления и схемы базируются на различиях в длительности, интенсивности и частоте основного тона тех или иных фрагментов речи. Для создания различных эффектов эмоционально окрашенной речи используются особые фонации, меняющие тембр голоса, и особые артикуляционные позы (приемы) – например, палатализация при сюсюканье, глоттализация при сдерживаемом гневе и проч. Огромную роль в организации звучащей речи играют паузы.

Изображение слайда
6

Слайд 6: А.П. Чехов. Студент: минор против мажора

Студент вспомнил, \ что, когда он уходил из дому, \ его мать, / сидя в сенях на полу, \ босая, \ чистила самовар, \ а отец / лежал на печи и кашлял; \\ по случаю страстной пятницы | дома ничего не варили, \ и мучительно хотелось есть. \\ И теперь, \ пожимаясь от холода, \ студент думал о том, что точно такой же ветер | дул и при Рюрике, \ и при Иоанне Грозном, \ и при Петре, \ и что при них была точно такая же лютая бедность, \ голод, \ такие же дырявые соломенные крыши, \ невежество, \ тоска, \ такая же пустыня кругом, \ мрак, \ чувство гнета, \\ — все эти ужасы были, \ есть \ и будут, \ и оттого, что пройдет еще тысяча лет, / жизнь не станет лучше. \\ И ему | не хотелось домой. \\ А когда он переправлялся на пароме через реку | и потом, / поднимаясь на гору, / глядел на свою родную деревню и на запад, / где узкою полосой светилась холодная багровая заря, \ то думал о том, \ что правда и красота, / направлявшие человеческую жизнь там, / в саду и во дворе первосвященника, / продолжались непрерывно до сего дня | и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле ; \\ и чувство молодости, / здоровья, / силы, / — ему было только 22 года, / — и невыразимо сладкое ожидание счастья, / неведомого, \ таинственного \ счастья, | овладевали им мало-помалу, / и жизнь | казалась ему восхитительной, / чудесной / и полной высокого смысла. \\

Изображение слайда
7

Слайд 7: Наивно – о функциях звучащей речи

«Достань-ка календарь : читай не так, как пономарь ; а с чувством, с толком, с расстановкой» (А.С. Грибоедов) Интонация высказывания (фразовая интонация) передает эмоции говорящего (вспомним восклицание), его отношение к достоверности события (вопрос / утверждение – отсюда), оценку события как благоприятного / неблагоприятного (в какой тональности – «мажорной» или «минорной» мы о нем сообщаем) Паузы позволяют набрать воздуха в лёгкие. Членение высказывания на синтагмы с помощью пауз и чередования восходящих и нисходящих тонов позволяет объединять или группировать связанные между собой объекты или явления и противопоставлять их друг другу («качели» при противопоставлении или при условных отношениях, интонация незавершенности, рисунок перечислительной интонации, фокус контраста и проч.). Интонация завершенности высказывания контролирует смысловое членение речи. Вычленение фонетических слов – тот мостик, который позволяет установить связь между означающими и означаемыми. Чередование ударных и безударных слогов (или изменение тембра – при сингармонизме) позволяет вычленять потенциальные «кванты смысла». Слоговое членение, может быть, связано с тем, что мы выпускаем воздух из легких порциями, а это позволяет перестраивать программу коартикуляции ?

Изображение слайда
8

Слайд 8: Слог

С точки зрения речевой аэродинамики слог есть минимальный звуковой отрезок, на который приходится нарастание и спад величины воздушного потока («дыхательный импульс »). Предполагается, что в артикуляционной системе слог реализуется не как механическая сумма составляющих его звуков, а как цельный комплекс движений, т.е. задается единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам. При программировании произнесения внутри слога действуют так называемые правила коартикуляции : [ бал ] – губная артикуляция [ б ] превращает [ а ] в слегка огубленный, [ куст ] – огубленность [ у ] делает [ к ] тоже огубленным, хотя русским заднеязычным это не свойственно. Скопления согласных или открытость слога может определенным образом влиять на длительность предшествующего гласного. Слог, имеющий начальный согласный, называется прикрытым, а не имеющий его –   неприкрытым. Слог, имеющий конечный согласный, называется закрытым, а не имеющий его – открытым. Большинство языков мира имеют фиксированную слоговую структуру: возможные комбинации фонем в слоге жестко регламентированы. Наиболее простой является слоговая структура языков с открытым слогом и без комплексов согласных в инициали, т.е. допускающих только слоги типа CV и V (например, полинезийские). Многие языки мира допускают слоги с одноконсонантной финалью (большинство финно-угорских).   Не таков русский: встре-ча, перст. Различные способы устранения недопустимых начальных сочетаний согласных часто наблюдаются в заимствованиях. Один из них состоит в упрощении начального сочетания, ср. эстонские формы:  kool  'школа',  tool  'стул'. Другой способ состоит в добавлении начального гласного (это явление называется протеза). Примеры с теми же словами из андийского языка (Дагестан ): iškol, ustul.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Слоговые тоны

Слоговые тоны : каждый слог в слове обладает особым просодическим признаком, который не обусловливается ни звуковым составом слога, ни положением слога в слове. Основной «инструмент» для тоновых языков – изменение высоты голоса; оно может сопровождаться изменением интенсивности, длительности, типа фонации Тональные языки используют различия слоговых тонов для передачи смысловых различий (такие языки распространены в Китае, Юго-Восточной Азии, Африке и Центральной Америке ) Существует два типа тональных систем: уровневые и контурные (классификация американца К. Пайка, 1940-е гг.) В уровневых тональных системах противопоставляются ровные тоны разных уровней (высокий, средний, низкий, реже – промежуточные, максимум – пять уровней, распространены в Африке и в языках американских индейцев); akpa  (LH ' первый') –  akpa  (HM ' он умирает‘) – язык эфик (Нигерия, более 700 тыс. чел.) В контурных тональных системах противопоставляются скользящие тоны (восходящий, нисходящий, их комбинации, к ним обычно добавляется один ровный тон; распространены в Китае и Юго-Восточной Азии).

Изображение слайда
10

Слайд 10: ma1 “ мать ” ma2 “ конопля ” ma3 “ лошадь ” ma4 “ ругать ” shu1 “ книга ” shu2 “ спелый ” shu3 “ считать ” shu4 “ дерево ”

Изображение слайда
11

Слайд 11: Тембровая окраска слога

В некоторых языках слог целиком должен быть характеризоваться тем или иным тембровым признаком В древнерусском языке до падения редуцированных именно так проявлялась палатализованность. В этот период слог был всегда открытым (т.е. не мог заканчиваться согласным звуком), а внутри слога мягкие согласные сочетались только с гласными переднего образования, а твердые согласные – только с гласными заднего образования:  да= н ' ь,   д ' ь = н ' ь   ( день ),   съ = нъ (сон), о= в ' и = нъ в американском варианте английского языка сужение глотки, сопровождающее артикуляцию звука   [r], может распространяться на предшествующие звуки: В дагестанских языках так же действует глоттализация…

Изображение слайда
12

Слайд 12: О словесном ударении

Ударением называется выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами. Этот термин применим и к случаям выделения слова в составе синтагмы (речевого такта) или синтагмы в составе фразы. В качестве средств выделения используется усиление голоса или изменение высоты основного тона в  сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости). Функции словесного ударения – смыслоразличительная (невозможна в языках с автоматическим ударением), кульминативная (выделение центра ритмической группы) и делимитативная (разграничивает слова в потоке речи) Ударение бывает: экспираторное (силовое, динамическое – при усилении мускульного напряжения и напора струи выдыхаемого воздуха) / мелодическое (музыкальное – при изменениях высоты основного тона) с вободное (разноместное – может падать на любой слог слова) / фиксированное (падает на определенный слог слова – как в чешском, венгерском, польском, французском) Свободное ударение может быть подвижным (как в русском) Фиксированное ударение является автоматическим ; автоматическое ударение бывает и в языках, где место ударения определяется чередованием «легких» (кратких) и «тяжелых» (долгих) слогов (такова латынь) Р.И. Аванесов «Об ударении в русском языке» http :// gramota.ru/biblio/magazines/riash/28_746

Изображение слайда
13

Слайд 13: О русском ударении

Русское ударение: э кспираторное (усиление голоса сопровождается удлинением гласного ударного слога и сокращением длительности безударных; это явление называется редукцией) – Л.В. Златоустова считает, что длительность важнее, и называет РУ квантитативным свободное (разноместное) подвижное (голов а – г о лову, пр и был – прибыл а ) Оно выполняет смыслоразличительные функции (п и ли – пил и, з а мок – зам о к), причем может различать не только лексемы, но и словоформы (гроз ы – гр о зы), кульминативную и делимита - тивную (членит поток речи на фонетические слова) Фонетическое слово не всегда совпадает с грамматическим (з а голову, а втом о тог о нки ). Оно может включать в себя примыкающие к полнозначному слову безударные служебные и полуслужебные слова (предлоги, частицы, местоимения, союзы). Такие слова называются клитиками. Клитики, предшествующие полнозначному слову (например,  не   готóва ), называются проклитиками, а следующие за ним (например,  готóва   ли ) – энклитиками.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Academia. Андрей Анатольевич Зализняк. "Русский устный". 1-я лекция https ://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/973669/video_id/983735 / В лекции рассматриваются аспекты трудности русского ударения. Историческое изменение ударения. Ударение и вопросы нормы. Морфологическая концепция ударения

Изображение слайда
15

Слайд 15

Изображение слайда
16

Слайд 16: Интонация (фразовая просодия)

Работают все акустические параметры, но активнее всего используется частота основного тона (повышения и понижения основного тона). Интонация может использоваться интегрально (на протяжении всего речевого отрезка – например, общий темп, ориентация на полный / сниженный стиль произношения) и локально (в привязке к определенным ударным слогам, причем на закономерное выделение накладывается особое – например, при логическом ударении) Основные значения, передаваемые интонационно: 1) иллокутивные (формируют речевые акты с определенными коммуникативными заданиями – вопрос в отличие от утверждения), 2) дискурсивные (обеспечивают связность текста – например, информируют о незавершенности высказывания; бывают локальные – в пределах одного речевого акта, например, выделение темы и ремы, – и собственно дискурсивные – обеспечивающие выход в текст) Вторичные иллокуции. Нетерминологически они называются менторским тоном, грозным, умоляющим, требовательным голосом, металлом и слезами в голосе. Они задают речевые акты мольбы и угрозы или выражают состояние говорящего, ср. умоляющая интонация, упавший голос, изнемогающий тон. Существенная черта «тона» (менторского, настойчивого), «голоса» (металлического, решительного), «интонации» («иронической, шутливой, пафосной, деловой, плавной, гибкой, резкой») состоит в том, что « тонá » и « голосá » аморфно растекаются по большим фрагментам текста — предложениям, группам предложений и целым пространным монологам. Важное свойство «тонов» и «голосов» состоит в том, что они сочетаются с первичными иллокутивными и дискурсивными значениями. Вторичные иллокуции могут менять принципы выбора носителей акцентных пиков по сравнению с теми принципами, которые определяли бы выбор носителей акцентов в соответствующих первичных иллокуциях. Так, в нейтральной просьбе Дай мне чаю, пожалуйста акцентоноситель — словоформа чаю, а в предложении с иллокутивной силой настойчивой просьбы Ну дай мне чаю, ну пожалуйста акцентоноситель — глагол в повелительном наклонении.

Изображение слайда
17

Последний слайд презентации: Введение в языкознание Лекция №5 Супрасегментная фонетика: Системное и лингвоспецифичное в иллокутивных функциях интонации

Иллокутивные значения подразделяются на системные и уникальные. Системные иллокутивные значения задают иллокутивную грамматику языка. Для системных иллокуций, таких, как сообщение и вопрос, характерна бинарная структура (тема vs. рема, собственно вопросительный vs. несобственно вопросительный компонент вопроса). Интонационные структуры, характеризующие системные значения, жестко связаны с определенными словоформами- акцентоносителями, которые выбираются согласно определенным правилам. Т.Е. Янко считает системные иллокутивные значения универсальными. Уникальные же типы речевых актов не входят в структуры, не подвержены преобразованиям, не сочетаются с модифицирующими значениями; они поются, как песня, независимо от синтаксической структуры предложения и сегментного материала, ср. цитировавшиеся выше вокативные контуры, например, зов невидимого адресата (Хозяйка-а!; Есть ктонибу-удь ?!), а также интонацию безрезультатной деятельности (Стоим в метро, ждем поезда; Сунулся туда, сунулся сюда), интонацию ментальных состояний ( воспоминания — Там еще роди- ители собрались, знако-омые там; недоумения — И куда-а она запропастилась?, предвкушения — А я колба- аски купила!), интонацию обоснования (〈—Что ты такой грустный?〉 — Джон умер; 〈Тише.〉 Бабушка спит). Уникальные иллокутивные значения лингвоспецифичны (зависят от языка).

Изображение слайда