Презентация на тему: Введение в языкознание Лекция №8 Синтаксис

Введение в языкознание Лекция №8 Синтаксис
Евграфова Светлана Маратовна evgraffs@yandex.ru +7909663 5 418
Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику Кибрик А.Е. и др. Введение в науку о языке Реформатский А.А. Введение в языковедение Маслов Ю.С. Введение в языкознание
Синтаксис в уровневой модели языка
Именно синтаксис часто делает текст понятным или непонятным
Из интервью Дины Рубиной (беседовал М.Юдсон, 15.11.2007, http ://www.dinarubina.com/interview/yudson2007.html ):
Уровни языка: выражение и содержание (по А.Я. Шайкевичу)
О понятии конструкции
Синтаксический уровень: единицы
Единицы непредикативные, предикативные и полипредикативные
Словоформа и синтаксис
Синтаксис разговорный или литературный?
Человек произошел от обезьяны?
Талми Гивон о протограмматике
СФЕ и синтаксис
Богатство явных и скрытых предикатов при минимуме слов-коннекторов
Авторский синтаксис: избыток свернутых предикатов
Как мы учимся синтаксису?
1/18
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 96)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (557 Кб)
1

Первый слайд презентации: Введение в языкознание Лекция №8 Синтаксис

Светлана Маратовна ЕВГРАФОВА, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики ИЛ РГГУ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Евграфова Светлана Маратовна evgraffs@yandex.ru +7909663 5 418

Изображение слайда
3

Слайд 3: Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику Кибрик А.Е. и др. Введение в науку о языке Реформатский А.А. Введение в языковедение Маслов Ю.С. Введение в языкознание Современный русский язык (п/ред. В.А. Белошапковой ) https://scicenter.online/yazyik-russkiy-scicenter/sovremennyiy-russkiy-yazyik-ucheb-dlya-filol.html

Изображение слайда
4

Слайд 4: Синтаксис в уровневой модели языка

Изображение слайда
5

Слайд 5: Именно синтаксис часто делает текст понятным или непонятным

«Это была ювелирная работа: почти ничего не вписывалось и не зачеркивалось, и только заменялось и перестраивалось, и тяжёлая связь мыслей вдруг становилась лёгкой и ясной » (М.Л. Гаспаров о том, как его отец правил рукописи матери) Однажды Соболь принес в "Моряк" свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый. Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. Предложить Соболю исправить его никто не решался. … Благов кончил работу над рукописью только к утру. … «Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?» – Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. ( К.Г.Паустовский. Случай в магазине Альшванга )

Изображение слайда
6

Слайд 6: Из интервью Дины Рубиной (беседовал М.Юдсон, 15.11.2007, http ://www.dinarubina.com/interview/yudson2007.html ):

Был такой философ школы сократиков — Алексин, он учил, что "мир поэтичен и соответствует грамматике". Согласны? Совершенно согласна, и даже полагаю это одним из своих принципов в работе. Я просто приведу слова Теофила Готье, которые когда-то выписывала для себя : "Я писатель. Я должен знать свое ремесло. Вот передо мной бумага: я словно клоун на трамплине. А потом, я очень хорошо знаю синтаксис. Я бросаю фразы в воздух, словно кошек, я уверен, что они встанут на свои лапки. Это очень просто, нужно только знать синтаксис …который — не в содержании слов, а в интонационном рисунке, в артикуляции, расстановке, в чередовании пауз между словами. Синтаксические фигуры суть именно фигуры, как бы под шапкой-невидимкой спрятанные в интервалах между образами вещей, фигур и действий, обозначаемых словами. И они, эти невидимые фигуры, тоже действенны, обладают смыслопорождающей энергией. Ее мощь бесконечно возрастает при перемещении из бытовой сферы в сферу художественную: здесь конструктивная роль этих "фигур" из незаметной делается заметной». Синтаксис – это РИТОРИКА или ГРАММАТИКА? Аристотель считал, что грамматика заканчивается предложением. Впрочем, Эмиль Бенвенист – тоже ( http://philology.ru/linguistics1/benvenist-74i.htm ).

Изображение слайда
7

Слайд 7: Уровни языка: выражение и содержание (по А.Я. Шайкевичу)

Изображение слайда
8

Слайд 8: О понятии конструкции

«Мельчайшим лингвистическим знаком является морфема. И морфемы, и слова соединяются друг с другом в более сложные комплексы. Способ соединения лингвистических знаков называется конструкцией. Одна и та же конструкция представлена в словах рус. учитель, вожак, пахарь, лат. scriptor ‘писатель’, англ. writer ‘писатель’. Любая конструкция может быть представлена как две или более позиции, заполняемые лингвистическими знаками определенного типа. В конструкции (основа глагола) + (суффикс деятеля) = (имя деятеля) соединяются части меньшие, чем слово (морфемы, основы). Первая позиция здесь может быть заполнена основой глагола (корнем или корнем с аффиксом) из числа многих сотен подобных основ, имеющихся в языке. Вторая позиция заполняется одним из нескольких суффиксов (например, в русском языке: - тель, - арь ). Обобщенное значение этой конструкции – ‘деятель’, т. е. ‘человек, выполняющий действие, обозначенное глагольной основой’. В русской фразе Америка открыта Колумбом заполнено семь позиций: 1) основа имени; 2) показатель именительного падежа; 3) основа глагола; 4) суффикс пассивного причастия прошедшего времени; 5) показатель согласования в числе и роде с именем − №1; 6) основа имени – №2; 7) показатель творительного падежа. Эта же конструкция реализуется в предложениях Помпеи засыпаны вулканическим пеплом ; Картина написана художником XVII века ; Аппарат изготовлен самарским заводом ; Враг нами разбит. Значение всей конструкции соответствует такой ситуации: ‘деятель, обозначенный именем №2, сделал то, что обозначено глаголом, с объектом, обозначенным именем №1’. Как и в конструкции первого типа ( учитель и т. п.), в этой конструкции позиции заполняются основами и аффиксами. Различие двух типов конструкций – в степени спаянности. Первая конструкция обладает абсолютной жесткостью: нельзя ни изменить порядок следования частей, ни вставить между ними какой-нибудь третий лингвистический знак. Напротив, во второй конструкции можно менять части местами ( Враг разбит нами ), можно вставлять промежуточные части ( Аппарат изготовлен московским заводом ). Жесткие конструкции образуют слово, рыхлые конструкции сочетания слов. Договоримся жесткие конструкции называть моделями, остальные конструкции по-прежнему конструкциями. Тогда можно наметить границу между традиционными разделами грамматики: морфология изучает модели и их значения, синтаксис – конструкции и их значения» [Шайкевич 2005: 76].

Изображение слайда
9

Слайд 9: Синтаксический уровень: единицы

На уровне фонем единицы служат для дифференциации простейших языковых знаков (морфем, слов). На уровне морфем единицы служат для создания простейших языковых знаков, которые могут выполнять номинативную функцию: ведь из морфем складываются слова, а слово – это имя объекта внешнего мира. Единицы синтаксического уровня служат для обозначения / оформления отношений между объектами внешнего мира. Благодаря этому язык может выполнять мыслеформирующую функцию Единицы синтаксического уровня выделяют по-разному: СЛОВОФОРМА (это одновременно и высшая морфологическая единица; в синтаксисе изучается с точки зрения их связей с другими словами и с точки зрения их роли в словосочетании) СЛОВОСОЧЕТАНИЕ [ПРОСТОЕ] ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ специфика русской традиции! СВЕРХФРАЗОВОЕ ЕДИНСТВО (изучается с точки зрения связей между входящими в него простыми и сложными предложениями)

Изображение слайда
10

Слайд 10: Единицы непредикативные, предикативные и полипредикативные

Простое предложение обладает способностью выступать в роли коммуникативно ориентированной единицы. В.В. Виноградов считал, что основная особенность предложения – это его предикативность, то есть связь с реальным миром и говорящим (выражается через категории лица, времени, наклонения и проч.): «В речи каждое предложение имеет модально-временное значение» (В.А.  Белошапкова ). Сложное предложение моделирует отношения между несколькими связанными ситуациями, просто указывая на их взаимосвязь (бессоюзие), или фиксируя простейшие отношения одновременности или последовательности, противоположения и др. (сочинительная связь), или уточняя нюансы смыслов с помощью союзов (подчинение). Различие между словосочетанием и предложением (простым и сложным) – грамматическое: по смыслу они могут выражать приблизительно одно и то же. Сравним (примеры В.А.  Белошапковой ): Вечернее рассказывание сказок бабушкой; Вечером бабушка рассказывает сказки; Когда наступает вечер, бабушка рассказывает сказки.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Словоформа и синтаксис

Словоформа нас интересует главным образом с точки зрения совокупности грамматических значений, потому что именно они обеспечивают ее участие в различных словосочетаниях: книга (существительное → может иметь связи с признаковыми словами или участвовать в предикативной связи); женский род, единственное число, Им. падеж → хорошая, умная и проч.; лежала, ст о ила и проч. Грамматические значения словоформ в потоке речи – это своего рода предупредительные сигналы, позволяющие – через их координацию – предсказывать, ожидать то или иное продолжение предложения: В тот … (раз, год, дом…) осенняя… (сырость, погода, природа…) (погода – стояла, радовала, была противная…) (стояла – до января, с начала августа, долго, …) (стояла – в Москве, на юге, на дворе … ).

Изображение слайда
12

Слайд 12: Синтаксис разговорный или литературный?

В разговорной речи с ее разрываемыми в любой момент синтагмами это особенно важно: Читала / тьфу… / маразм… / «Понедельник начинается в субботу»? Там / обожаю Стругацких! / герой такой типа придурок / на Шурика похож / так вот… // Попадает он в НИИЧАВО / НИИ чародейства и волшебства / работает программистом / и сам тоже начинает / там же все волшебники / учиться / заклинания учить / Грамматическое значение словоформы – это потенциальная возможность оказаться связанной с кем-то из соседей. С какой другой словоформой она окажется связанной, мы проверяем по семантическим связям, оглядываясь на предшествующую часть предложения. Нормы письменной речи налагают существенные ограничения на расстояние между синтаксически связанными словоформами: Читала / тьфу… / маразм… / «Понедельник начинается в субботу»? Там / обожаю Стругацких ! / герой такой типа придурок / на Шурика похож / так вот… // Попадает он в НИИЧАВО / НИИ чародейства и волшебства / работает программистом / и сам тоже начинает / там же все волшебники / учиться / заклинания учить / Читала «Понедельник начинается в субботу» Стругацких? Я их обожаю! Там герой – он немного похож на Шурика, тоже смешной и наивный, – попадает в НИИ чародейства и волшебства, устраивается работать программистом и начинает потихоньку учиться волшебству. Там же все волшебники… Помимо более точно подобранных слов, в отредактированном тексте убраны или переставлены на новые места слова, которые отдаляют друг от друга слова, связанные синтаксической связью.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Человек произошел от обезьяны?

Зачем нужна грамматика? Если ролевые отношения очевидны ввиду знания обоими коммуникантами ситуации, то лексика справляется с передачей необходимой информации и без грамматики: Надпись на двери магазина: ВРЕМЯ РАБОТА ОТДЕЛ ОВОЩИ 14 – 19 Из книги С.А. Бурлак «Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы»: Панбаниша ( йеркиш ): ШЕРМАН ОСТИН ДРАКА (“ Шерман и Остин дрались”) Тату (“ амслен ”): УБОРКА СКОРЕЕ БАНАНЫ БАНАНЫ (“Надо поскорее закончить уборку, поскольку после нее дадут бананы”) Мое мнение о "пусть говорят" Раньше КОГДА смотрела И чуть было не восхищалась, ЧТО такие молодцы помогают людям, НО мое мнение изменилось после одного выпуска. Показывали его в мае 2013 года под названием ― «ночь в отеле». Участниками были наши родственники… (Письмо, опубликованное в Интернете)

Изображение слайда
14

Слайд 14: Талми Гивон о протограмматике

1.  Интонационные правила: • более информативные единицы несут на себе ударение; • концептуально связанные единицы информации бывают связаны общим мелодическим контуром; • длительность пауз между отдельными составляющими высказывания прямо пропорциональна когнитивной или тематической дистанции между ними; 2.  Правила расположения: • единицы информации, связанные по смыслу, располагаются в тексте поблизости друг от друга; • функциональные операторы располагаются поблизости от тех слов, к которым они относятся; 3.  Правила следования: • более значимые единицы информации предшествуют менее важным; • порядок следования событий зеркально отображается порядком следования элементов высказывания; 4.  Правила количества: • предсказуемая (или уже выраженная ранее) информация может быть не выражена на поверхностном уровне (или, как говорят лингвисты, выражена нулем); • незначимая или нерелевантная информация также может быть выражена нулем. Такого рода речь без грамматики понимается практически исключительно на основе лексики (т. е. с использованием лексического анализатора), она более медленна, менее автоматизирована, требует бóльших мыслительных усилий и приводит к большему числу ошибок распознавания, но тем не менее ее нередко хватает для достижения коммуникативного успеха

Изображение слайда
15

Слайд 15: СФЕ и синтаксис

Сверхфразовое единство – это текст, рассматриваемый с точки зрения того, какими именно способами осуществляется связь между предложениями. Анафорические слова, повторы различных типов – это сигналы, сообщающие нам, что данный элемент уже встречался в тексте, что правильность упоминания нужно контролировать (требование рекурсии). Словосочетания указывают на характер связи между объектами: согласование указывает на атрибутивную связь, управление – на наличие актантов и сирконстантов, их совмещение – на наличие предикативной связи.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Богатство явных и скрытых предикатов при минимуме слов-коннекторов

На прогулки меня не выводили, но свободного хода в тюрьме хватало. Поход в нужник, находившийся внизу, у каморы надзирателя, уже был приключением. Мне очень нравилось это винтовое, кружащее голову пространство древней башни, похожей снаружи на рубку подлодки, зарытой в пески и камни. Спускаясь и бесконечно поднимаясь по ее стертым, удобным стопе ступеням, вращаясь в долгом вертикальном полумраке, пронизанном спицами лучей, я ощущал себя необычайно уютно, словно бы искра души архитектора этой башни заронилась когда-то во мне. (76; 2/22)

Изображение слайда
17

Слайд 17: Авторский синтаксис: избыток свернутых предикатов

А. Иличевский. Перс: Невиданная Ленкорань, где родился мой прадед, и ее субтропические окрестности поразили меня. Там, в лазоревом краю ОХОТНИЧЬЕГО ЦАРСТВА Сефевидов, до смерти пугаемый безмолвными БОЛОТНЫМИ ЛУНЯМИ, вдруг срезавшими воздух над самой макушкой, донимаемый на стоянках КАМЫШОВЫМ КОТОМ, преследуемый круглосуточным скулением ШАКАЛА-ПРИЛИПАЛЫ, в окружении ХОХЛАТЫХ ПЕЛИКАНОВ И «ОГНЕННЫХ ГУСЕЙ» — ФЛАМИНГО, я дважды тонул в прожорливом батта́хе — жирном иле Гызы́л-Ага́ча, заповедном заливе падеж ?, ПТИЧЬЕМ ЦАРСТВЕ Персии … (12+50)

Изображение слайда
18

Последний слайд презентации: Введение в языкознание Лекция №8 Синтаксис: Как мы учимся синтаксису?

В диалоге через инпут : Где папа? – Папа на работе. – Где бабушка? – Бабушка на кухне. Где мама? – Мама ушла в магазин. – Она давно ушла? – Полчаса назад. Где дядя? – Дядя ушел на работу. Дай яблоко! – Бабушка даст тебе яблоко. – А Маше? – И Маше бабушка даст яблоко. Падежи осваиваются параллельно с отношениями, которые эти падежи выражают. Сравнивая и «склеивая» эллиптические конструкции, ребенок осваивает «общее пространство» предложения : у него складываются представления о действующих лицах, объектах действий, инструментах, адресатах и проч., о максимальных возможностях распространения предложения, о совмещении двух событий: Бабушка дала Маше яблоко и ушла в магазин. Мама сделала для папы бутерброды, и папа ушел на работу вместе с дядей. Слушая сказки, дети пополняют свои представления, но уже не в диалоге, а пассивно…

Изображение слайда