Презентация на тему: Введение в языкознание Лекция №1 В поисках определения языка

Введение в языкознание Лекция №1 В поисках определения языка
Евграфова Светлана Маратовна evgraffs@yandex.ru +7909663 5 418
Реформатский А.А. Введение в языковедение Маслов Ю.С. Введение в языкознание Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику Кибрик А.Е. и др. Введение в теорию языка
С.С. Аверинцев о филологии:
Цели изучения языков в массовом сознании
Стоит обдумать…
Может быть, это прозвучит парадоксально, но у лингвистов определения языка нет. Они сами как-то интуитивно понимают, чем они занимаются, и им этого хватает.
Искусство давать определения
Определения языка
Можно ли игнорировать один из важных инструментов познания мира и самого себя?
Что оспаривал Ф. де Соссюр
Информация: реальность – рецепторы – мозг… Почему, как и зачем информация оказывается закодированной с помощью языка?
Человек – социальное животное, поэтому…
О коммуникации животных
Это мыльный пузырь?
Это всё дома
Введение в языкознание Лекция №1 В поисках определения языка
Ассоциации отличаются: «Ты любишь фрукты ?»
« Слово звучит в различных ситуациях, контекстах…»
Современная коммуникация
Введение в языкознание Лекция №1 В поисках определения языка
Введение в языкознание Лекция №1 В поисках определения языка
Введение в языкознание Лекция №1 В поисках определения языка
1/23
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 77)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5368 Кб)
1

Первый слайд презентации: Введение в языкознание Лекция №1 В поисках определения языка

Светлана Маратовна ЕВГРАФОВА, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики ИЛ РГГУ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Евграфова Светлана Маратовна evgraffs@yandex.ru +7909663 5 418

Изображение слайда
3

Слайд 3: Реформатский А.А. Введение в языковедение Маслов Ю.С. Введение в языкознание Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику Кибрик А.Е. и др. Введение в теорию языка

Изображение слайда
4

Слайд 4: С.С. Аверинцев о филологии:

ФИЛОЛО́ГИЯ (греч.  φιλολογί α, букв. – любовь к слову) – содружество гуманитарных дисциплин, изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковый и стилистический анализ письменных текстов. Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей – та исходная реальность, которая дана Ф. и существенна для нее. На одном полюсе Ф. – скромнейшая служба «при» тексте, беседа с ним наедине, пристальная «согбенность» над текстом, рассматривание текста с самой близкой дистанции, не допускающее отхода от его конкретности; на другом полюсе – универсальность, пределы которой невозможно установить заранее. Ф илолог обязывался знать в самом буквальном смысле слова все – коль скоро все в принципе может потребоваться для прояснения того или иного текста. Универсализм Ф. сохраняет свою силу и поныне, хотя уже не на поверхности, а в осложненном и неявном виде. Таким образом, не следует смешивать два вопроса: прагматический вопрос о неизбежной дифференциации лингвистических, литературоведческих, исторических и других дисциплин, вышедших из лона некогда единой историко-филологической науки, и принципиальный вопрос о существенном единстве Ф. как особого способа подходить к написанному слову.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Цели изучения языков в массовом сознании

Вильгельм фон Гумбольдт. «Об изучении языков, или План систематической энциклопедии всех языков» («Язык и философия культуры»): «Уже давно сложилось такое мнение, что различия между языками суть досадное препятствие на пути культуры, а изучение языков — неизбежное зло всякого образования. Никому не приходит в голову, что язык — это не просто средство для понимания народа, который на нем говорит, или писателя, который на нем пишет. Отсюда — неправильная склонность оценивать важность языка в зависимости от совершенства его литературы, полное пренебрежение к языкам, литературы вовсе не имеющим, и превратная методика обучения языку, при которой усилия направляются на то, чтобы понимать произведения писателей». Изучая языки, люди чаще всего не задумываются о природе и свойствах самого языка Что узнала о языке современная наука, чтобы убедить нас в важности его изучения?

Изображение слайда
6

Слайд 6: Стоит обдумать…

Зачем филологу (литературоведу) изучать языкознание – дисциплину, давно отделившуюся от филологии, изучающую иной предмет (язык), с иных позиций (даже текст лингвисты изучают не так, как литературоведы), иными методами? Какая от этого может быть польза? Почему мы изучаем в школе множество предметов, в том числе различные языки, но никогда не обсуждаем язык вообще? А ведь язык тесно связан с нашей психикой, с сознанием, мышлением. Впрочем, психологии нас тоже не учат… Почему дети осваивают родной язык сами, а иностранный приходится учить, иногда с большим трудом? Интересно, почему говорят, что каждый следующий язык учить легче? Что значит «знать язык в совершенстве»? Почему буквальный перевод никогда не бывает хорошим? Из-за чего мы говорим на иностранном языке с акцентом и можно ли от него избавиться?

Изображение слайда
7

Слайд 7: Может быть, это прозвучит парадоксально, но у лингвистов определения языка нет. Они сами как-то интуитивно понимают, чем они занимаются, и им этого хватает. Для каких-то ясных случаев интуиции достаточно, а на неясные случаи определения нет. И это объяснимо, потому что слово "определить" – от слова «предел». Определить – значит положить пределы, а пределы языка в точности неизвестны

С.А. Бурлак. О неизбежности происхождения языка ( https://polit.ru/article/2008/11/07/lang/ )

Изображение слайда
8

Слайд 8: Искусство давать определения

К какому более крупному классу объектов он принадлежит (родовое слово, гипероним ) Как объект выглядит, из каких частей состоит (внешние признаки) Каковы его свойства (что он делает) и функции (для чего его обычно используют) Какие конкретные примеры объектов можно назвать (гипонимы) * Где этот объект обычно встречается * Кто его обычно использует * Когда и при каких условиях этот объект можно наблюдать ПОПРОБУЙТЕ САМИ ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКА

Изображение слайда
9

Слайд 9: Определения языка

Википедия : это сложная знаковая система, естественная или искусственно созданная, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Словарь лингвистических терминов Розенталя и Теленковой : это система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи неразрывно связан в своем становлении и развитии с данным человеческим коллективом, язык представляет собой явление социальное. Язык образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует. Философская энциклопедия : это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Системность языка выражается в наличии в каждом языке, помимо словаря, также синтаксиса и семантики. Синтаксис определяет правила образования выражений и их преобразования. Семантика является множеством правил придания значений выражениям языка. Каждый язык имеет также прагматику, определяющую отношение между ним и теми, кто использует его для общения и познания.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Можно ли игнорировать один из важных инструментов познания мира и самого себя?

А.Е. Кибрик (Лингвистический энциклопедический словарь, 1991): Язык является основной общественно значимой (опосредованной мышлением) формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, т. е. формой хранения знаний о действительности ( эпистемическая функция), а также средством получения нового знания о действительности (познавательная, или когнитивная, функция). Парадоксальное высказывание Наума Хомского: коммуникативная функция для языка побочна, на самом деле язык нужен для классификации объектов внешнего мира.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Что оспаривал Ф. де Соссюр

Многие полагают, что язык есть по существу номенклатура, то есть перечень названий, соответствующих каждое одной определенной вещи. arbor дерево equos лошадь Языковой знак связывает не вещь и название, а понятие и акустический образ. Это двусторонняя психическая сущность. Две ее стороны тесно и неразрывно связаны.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Информация: реальность – рецепторы – мозг… Почему, как и зачем информация оказывается закодированной с помощью языка?

Изображение слайда
13

Слайд 13: Человек – социальное животное, поэтому…

Естественно предположить, что часть реакций, в том числе коммуникативно ориентированных, запрограммирована генетически (вспомним генетически унаследованные виды социального поведения и коммуникативные сигналы, свойственные многим птицам). Ч еловек, в отличие от других сложных организмов, должен был приспосабливаться к быстрым изменениям среды обитания и быстро на них реагировать, поэтому для него знаний о среде, заложенных генетически, и правил реагирования, укладывающихся в схему «стимул – реакция», было недостаточно. Человек – биологическое существо, живущее в социуме, нервная система которого адаптировалась в результате долгой эволюции к тому, чтобы эффективно передавать, получать, хранить и обрабатывать информацию о среде обитания, о членах социума и о внутреннем состоянии индивида. Гипотеза: язык – порождение нервной системы, один из инструментов обработки, хранения и передачи информации

Изображение слайда
14

Слайд 14: О коммуникации животных

Зоя Зорина и Анна Смирнова «О чем рассказали “говорящие” обезьяны: способны ли высшие животные оперировать символами?» Многообразие форм: танец пчел как особая форма языка ( https://www.youtube.com/watch?v=7uAE0HBMTaA, Карл фон Фриш – https://www.youtube.com/watch?v=5O5OlmeGZdE), коммуникация в сообществах птиц ( https://cameralabs.org/8680-udivitelnaya-statya-o-voronakh-kotorye-razbirayutsya-v-tebe-namnogo-luchshe-chem-ty-v-nikh, http://animalworld.com.ua/news/Vorony-vladejut-jazykom-zhestov, https://yandex.ru/turbo?d=1&text=https%3A%2F%2Fribalych.ru%2F2017%2F01%2F13%2Fkopilka-znanij%2F ‒ о воронах, К. Лоренц «Кольцо царя Соломона» ‒ о галках), коммуникация приматов ( https://studme.org/68829/psihologiya/obuchenie_obezyan_obscheniyu_pomoschi_yazykov-posrednikov, а также М. Крайтон «Конго»). С.А. Бурлак. https://www.youtube.com/watch?v=6f4u49JgWZY&fbclid=IwAR378fxDgIKPN0HYWIIY839vAkjWzwKpPmeqGLwm-Q71LumkoIR5tjQ-xgU Лекция С.А. Бурлак 15 мая 2020 г. «О неизбежности происхождения языка» (Онлайн-лекторий №13 – Москва – Санкт-Петербург – Иерусалим)

Изображение слайда
15

Слайд 15: Это мыльный пузырь?

ЧТО ТАКОЕ ПЫЛЕСОС? ЧТО РАСТЁТ В ОГОРОДЕ? Слово как «живой поликодовый гипертекст» (А.А. Залевская )

Изображение слайда
16

Слайд 16: Это всё дома

Изображение слайда
17

Слайд 17

Изображение слайда
18

Слайд 18: Ассоциации отличаются: «Ты любишь фрукты ?»

Изображение слайда
19

Слайд 19: Слово звучит в различных ситуациях, контекстах…»

Я купила три ложки. Осторожно перемешай ложкой… Я съел три ложки каши! Ложка дёгтя в бочке мёда… Через час по чайной ложке! Он играет на ложках.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Современная коммуникация

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изображение слайда
22

Слайд 22

Предназначением интеллектуальной системы человека в целом является его адаптация к биологической среде и социуму, функция этой системы – переработка и хранение информации об окружающем мире и самом себе. Внешней средой для интеллектуальной системы является объективная реальность (организм человека и окружающий его мир), с которой интеллектуальная система сообщается через систему рецепторов. Генетически человек унаследовал набор мгновенных реакций на определенный набор сигналов, но для адаптации к постоянно меняющейся реальности у него выработались дополнительные, вторичные подсистемы обработки информации. Предназначением семиотической системы человека является упрощение и ускорение переработки информации об окружающем мире и самом себе, функция этой системы – внутреннее запечатление информации о состоянии внешнего и внутреннего мира человека в виде дискретных образов и установление отношений между ними, отображающих связи между объектами внешнего мира. Внешней средой для семиотической системы является поток недискретной информации, которую воспринимает, аккумулирует и обрабатывает интеллектуальная система. Предназначением коммуникативной системы человека является обмен информацией о внешнем и внутреннем мире человека с другими членами социума, функция этой системы – экстериоризация семиотической системы. Внешней средой для коммуникативной системы является массив частично упорядоченной, в том числе дискретной, информации о состоянии внешнего мира и внутреннего состояния индивида.

Изображение слайда
23

Последний слайд презентации: Введение в языкознание Лекция №1 В поисках определения языка

А ЯЗЫК? Предназначением языковой системы человека является оптимизация коммуникации и семиозиса в условиях постоянного расширения и детализации представлений человека о внешнем мире, социуме и самом себе, функция этой системы – выражение сложных представлений индивида в коммуникативно доступной форме для решения сложных задач преобразования мира, социального взаимодействия и самопознания. Внешней средой для языковой системы является массив семиотически обработанной и коммуникативно поддерживаемой, практически всегда дискретной информации о внешнем мире, социуме и внутреннем состоянии индивида. Если говорить несколько огрубленно, внешней средой для языковой системы является нейронная сеть индивида, связи в которой отображают его представления о мире, социуме и себе самом, причем большинство узлов этой сети индивид соотносит с некими звуковыми комплексами, которые он слышал от других членов социума.

Изображение слайда