Презентация на тему: Введение в языкознание Лекция №4 В мире звучащей речи

Введение в языкознание Лекция №4 В мире звучащей речи
Евграфова Светлана Маратовна evgraffs@yandex.ru +7909663 5 418
Реформатский А.А. Введение в языковедение Маслов Ю.С. Введение в языкознание Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику Кибрик А.Е. и др. Введение в теорию языка
Фонетический уровень языковой системы
Организация звучащей речи
Фонетика
Устройство речевого аппарата человека
Физический аспект: акустика
Акустические свойства основных классов звуков
Сонограммы
Биологический аспект: артикуляция
Введение в языкознание Лекция №4 В мире звучащей речи
Биологический аспект: перцепция
Функционально-языковой аспект: фонология
Функционально-языковой аспект: фонология
1/15
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 87)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (987 Кб)
1

Первый слайд презентации: Введение в языкознание Лекция №4 В мире звучащей речи

Светлана Маратовна ЕВГРАФОВА, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики ИЛ РГГУ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Евграфова Светлана Маратовна evgraffs@yandex.ru +7909663 5 418

Изображение слайда
3

Слайд 3: Реформатский А.А. Введение в языковедение Маслов Ю.С. Введение в языкознание Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику Кибрик А.Е. и др. Введение в теорию языка

Изображение слайда
4

Слайд 4: Фонетический уровень языковой системы

Вопрос о том, существовала ли до звучащей речи развитая невербальная коммуникация (жестовая), является спорным; строение подъязычной кости гейдельбергского человека (300-400 тысяч лет) свидетельствует в пользу того, что в то время уже существовала звучащая речь Языковые знаки – это психические сущности, которые наше сознание должно различать или отождествлять; для этого их означающие должны иметь какую-то материальную природу, воспринимаемую нашими органами чувств (акустическую, графическую, тактильную или иную) Языковые знаки в дописьменную эпоху находили свое воплощение в форме звучащей речи Фонетическая (под)система языка является закрытой (меняется очень медленно) Хотя инструментальные исследования показывают, что мы произносим невероятное количество разнообразных звуков, оттенки звучания которых зависят от нашего физического состояния, настроения, от соседних звуков и проч., тем не менее наше сознание группирует их, игнорируя одни отличия и придавая значение другим. Арсенал фонем (противопоставляемых друг другу единиц фонетического уровня) в большинстве языков обычно колеблется между 30-ю и 40

Изображение слайда
5

Слайд 5: Организация звучащей речи

Означающие языкового знака могут различаться как с помощью сегментных средств (отдельных противопоставленных друг другу звуков – весна / десна, soeur / coeur ), так и с помощью супрасегментных, иначе – просодических, средств. Звук (мельчайший вычленяемый в потоке речи сегмент ) Звуки объединяются в слоги (есть несколько теорий; важно, что внутри слога сегменты приспосабливаются друг к другу для удобства произнесения – коартикуляция ; неправильная коартикуляция воспринимается как акцент) К супрасегментным средствам (в пределах слова) относятся словесное ударение и слоговые тоны (в тональных языках) Слоги группируются в фонетические слова (ритмически организуясь вокруг ударного слога – словесное ударение) В пределах высказывания супрасегментные средства используются для организации различных фонетических единств – фонетических синтагм (ритмически организованное, с помощью повышений и понижений тона и пауз, объединение фонетических слов) и фраз, оформленных интонационно (в виде семантически значимых интонационных конструкций; интонация членит речевой поток на осмысленные отрывки и объединяет элементы описания ситуации, раскрывает коммуникативное намерение говорящего )

Изображение слайда
6

Слайд 6: Фонетика

Фонетика в широком смысле слова – область лингвистики, которая изучает звуковую сторону речевой коммуникации Три аспекта изучения фонетики:

Изображение слайда
7

Слайд 7: Устройство речевого аппарата человека

Изображение слайда
8

Слайд 8: Физический аспект: акустика

Речевой сигнал – это незначительные колебания воздушного давления, которые возникают в результате аэродинамических и акустических процессов, обусловленных артикуляцией Аэродинамическая составляющая – поток воздуха из легких Голосовые связки – вибрация струны (амплитуда, частота); основной тон и обертоны – высота, сила, длительность, тембр звука Система резонирующих полостей, усиление одних частот и затухание других

Изображение слайда
9

Слайд 9: Акустические свойства основных классов звуков

Форманты – частотные области, в которых колебания, идущие от голосового источника, усиливаются за счет особенностей резонирующих полостей Открыты в 1863 г. Германом фон Гельмгольцем При изменении характеристик голоса соотношение между формантами не меняются, хотя реальные частоты сдвигаются(мы узнаем гласные по соотношению формант)

Изображение слайда
10

Слайд 10: Сонограммы

https:// vk.com/topic-112633276_38257240 «Много фонетики» (книга Л.В. Бондарко)

Изображение слайда
11

Слайд 11: Биологический аспект: артикуляция

Артикуляция как совокупность процессов порождения речевых сигналов; инициация – фонация – артикуляция. Органы речи – активные и пассивные. Принципы образования звуков речи: гласные (голос, тон) и согласные (шум); изменение формы резонаторов и места возникновения преграды, порождающей шум Изолированное произнесение: экскурсия-выдержка-рекурсия Коартикуляция в слоге и потоке речи; артикуляционная база языка как совокупность навыков произнесения звуков Основные принципы классификации гласных (ряд, подъем, огубленность ) Основные принципы классификации согласных (место и способ образования). Сонорные согласные: назальные, аппроксиманты, латеральные, вибранты. Дополнительные артикуляции Транскрипция как способ фонетического анализа

Изображение слайда
12

Слайд 12

Изображение слайда
13

Слайд 13: Биологический аспект: перцепция

Органы слуха как инструмент для улавливания и усиления звуковых колебаний: улавливание – наружное ухо и слуховой проход; механическое усиление – среднее ухо (барабанная перепонка и слуховые косточки); восприятие колебаний и их передача для обработки – внутреннее ухо (базилярная мембрана и волосковые клетки): обработка звуковых сигналов – слуховой нерв (30 тыс. нейронов) и височная зона коры головного мозга Ухо воспринимает: от 20 до 10 000 герц Низкие (50-400 герц) Средние (от 200 до 4000 герц) Высокие (от 1000 до 10000 герц) Метод Альфреда Томатиса

Изображение слайда
14

Слайд 14: Функционально-языковой аспект: фонология

Фонема должна различать языковые знаки – например, слова «Фонема – звук, используемый в языке для различения слов или их форм по смыслу» «Видоизменения фонемы в зависимости от положения в слове называют аллофонами» Минимальная пара (дом – том, дом – дам, рот – лот, лень – день, шаль – жаль и т.п.) Подбирая минимальные пары, устанавливаем те фонетические единицы, которые выполняют смыслоразличительную функцию; они и образуют единицы фонетического уровня Оппозиция Различительные признаки фонетических единиц

Изображение слайда
15

Последний слайд презентации: Введение в языкознание Лекция №4 В мире звучащей речи: Функционально-языковой аспект: фонология

Ленинградская фонологическая школа (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич) – от обобщенного звукотипа к различению значимых единиц; Московская фонологическая школа – от морфа через варьирование фонемы в разных контекстах к представлению о фонеме. Московская фонологическая школа (одна из концепций в фонологии; ее основатели – Н.Ф. Яковлев, А.А. Реформатский, П.С. Кузнецов, Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров) устанавливает число звуков и их качество, исследуя их в пределах минимальной значащей части слова – морфа (разновидности данной конкретной манифестации морфемы). Например, корневая морфема употребляется в различных словоформах в виде различных вариантов: вод-á, вод- янóй, вóд-ный, вод, пá -вод- ок, вод- олáз и т.д. В одну морфему объединяются морфы, обладающие, во-первых, тождеством значения и, во-вторых, частичным формальным тождеством составляющих. Анализируя воплощения морфемы в различных словоформах, ученые Московской фонологической школы устанавливают, в частности, наряду с ударным звуком ó различные типы безударных звуков, наряду со звонким д – глухой т, наряду с твердыми д, т, – мягкие согласные дь и ть.

Изображение слайда