Презентация на тему: Введение в учебный курс «Экономика образования»

Введение в учебный курс «Экономика образования»
Рекомендуемая литература
Термин «экономика»
Возникновение экономики
Возникновение экономики
Термин «экономика»
Дисциплина экономика и ее направления
Экономика как наука
Результат ведения хозяйства -
В экономической теории предмет признается благом при наличии и совпадении следующих четырех условий:
Сферы и отрасли экономики
Сферы экономики
Отрасли экономики
Сферы и отрасли экономики
Экономика образования как дисциплина и как наука
Появление экономики образования
Задачами экономики образования являются:
Объект и предмет экономики образования
Объект и предмет экономики образования
Образовательные услуги -
В отечественной экономической литературе выделяют два вида образовательных услуг:
Классификация образовательных услуг
Х арак­терные черты образовательной услуги :
Эффект от потребления образовательной услуги:
Чем (как?)измерить образовательную услугу?
Особенности образовательной услуги как товара
Особенности образовательной услуги как товара
Интеллектуальная собственность -
Основные признаки (характеристики) интеллектуальной собственности:
Педагогическая интеллектуальная собственность -
1/30
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 30)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5241 Кб)
1

Первый слайд презентации: Введение в учебный курс «Экономика образования»

А мы экономить будем.... Кот Матроскин Экономика должна быть экономной. Таково требование времени. Л.И.Брежнев

Изображение слайда
2

Слайд 2: Рекомендуемая литература

Экономика образования : учебное пособие - Тула : ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012 Менеджмент, маркетинг и экономика образования : учебное пособие / под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова, 2004 Сыроваткина, Т.Н. Основы экономики образования : учебное пособие, 2013

Изображение слайда
3

Слайд 3: Термин «экономика»

первоначальное значение этого термина — «искусство ве­дения домашнего хозяйства» (перевод с греческого: экос – дом, хозяйство; номос – закон)

Изображение слайда
4

Слайд 4: Возникновение экономики

Аристотель подошел к пониманию разницы между: производством всего необходимого (вещи и продукты питания) для самого себя товарным производством (люди производят вещи для продажи) запомните! товар - это продукт труда, который произведен не для себя, а именно для продажи Обмен продуктов как товаров  возникает  в  определенных  исторических условиях : на основе общественного разделения труда, когда производитель специализируется на производстве одного продукта. Удовлетворение потребностей человека в других товарах осуществляется через куплю-продажу товаров на рынке)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Возникновение экономики

Аристотель заявил о том, что существуют два вида богатства: Первый вид богатств, по его мнению, образуется в том случае, если человек произвел продукцию (вырастил скот, построил дом, собрал урожай). Все это и будет его богатством. Если он продаст часть произведенной продукции, то полученные за них деньги тоже будут являться первым видом богатства, потому что эти немногочисленные деньги он потратит на приобретение необходимых вещей Этот вид богатства Аристотель назвал естественным Однако в мире существуют еще и посредники, которые ничего не производят, а только покупают продукцию у одних и перепродают ее другим. У этих посредников тоже возникает богатство от перепродаж Такое богатство относится уже ко второму виду, потому что данное богатство накапливается ради самого богатства – противоестественное б огатство В связи с этим, Аристотель разделил экономическую науку на две части : экономию и хрематистику. Экономия должна изучать естественные процессы, а хрематистика - противоестественные процессы

Изображение слайда
6

Слайд 6: Термин «экономика»

Совокупность отношений по поводу производства, распреде­ления, обмена и потребления, сложившихся в том или ином обществе Народное хозяйство данной страны или его часть Отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере обществен­ного производства и обмена

Изображение слайда
7

Слайд 7: Дисциплина экономика и ее направления

Экономика - дисциплина, изучающая, каким образом обще­ство с ограниченными дефицитными ресурсами решает, что, как и для чего производить Различают: Позитивную ( дискриптивную ) экономику - ориентируется на объективное толкование, научное объяснение экономических явлений и процессов, которые наблюдаются Нормативную теоретическую экономику - дает ответы на вопрос как должно быть, как действовать, чтобы достичь желаемых результатов (является научной основой для разработки экономической политики государства) Прогнозирование - особая ветвь экономической мысли, является научным предвидением того, что может произойти в экономике в будущем. Это наука экономических ожиданий

Изображение слайда
8

Слайд 8: Экономика как наука

изучает отношения, в которые вступают между собой субъекты по поводу ведения «сво­их» хозяйств, и действия, которые эти субъекты предпринимают в рамках этих отношений В качестве субъекта, ведущего хозяйство, может высту­пать: отдельный человек группа людей или организаций государ­ство или его обособленная часть — регион

Изображение слайда
9

Слайд 9: Результат ведения хозяйства -

Определяется термином «благо»: всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие благом может высту­пать любой объект, материальный и (или) нематериальный в экономическо-социальном отношении благо - все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену

Изображение слайда
10

Слайд 10: В экономической теории предмет признается благом при наличии и совпадении следующих четырех условий:

человеческая потребность свойства предмета связывают его с удовлетворением этой потребности познание человеком этой причинной связи возможность распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности Предмет только тогда становится благом, когда совпадают эти четыре условия, но если отсутствует хотя бы одно из них, то предмет никогда не может стать благом

Изображение слайда
11

Слайд 11: Сферы и отрасли экономики

Наука экономика может изучать отношения ведения всего хо­зяйства в целом или какой-либо его части, называемой сферой или отраслью

Изображение слайда
12

Слайд 12: Сферы экономики

области экономической деятельности, которые отличаются друг от друга единством и од­нотипностью выпускаемого продукта, однотипностью ресурсов и технологий, объединяют в себе субъектов по признаку однотипно­сти осуществляемой ими деятельности общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу

Изображение слайда
13

Слайд 13: Отрасли экономики

Отрасль определяется практически так же, как и сфера, только по признаку объединения юридических лиц, производящих одно­типную продукцию Отрасль административно объединяет субъек­тов в рамках определенной управленческой структуры, например, министерства или ведомства

Изображение слайда
14

Слайд 14: Сферы и отрасли экономики

К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание… К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления…

Изображение слайда
15

Слайд 15: Экономика образования как дисциплина и как наука

Экономика образования – одна из самых молодых эконо­мических наук, она сложилась позже экономики промышленности и других отраслевых экономик дисциплина, исследующая и выявляющая особенности действия экономических законов и категорий в сфере: обучения и воспитания подрастающего поколения подготовки квалифицированной рабочей силы; повышения образовательного и культурно-технического уровня населения наука, изучающая отношения, связанные с производством, рас­пределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования (как части народного хозяйства страны) и (или) в ча­стях сферы образования (например, только в образовательных учреждениях об­щего образования)

Изображение слайда
16

Слайд 16: Появление экономики образования

с вязано с необходимостью ответить на «простые» вопросы: почему на систему образования нужно тратить общие деньги и что общество получает взамен сколько денег нужно системе образования для того, чтобы она достигла высокого уровня, какого именно уровня она должна достичь и в какие сроки на что именно нужно потратить выделяемые деньги как именно нужно расходовать деньги какой результат будет или должен быть получен

Изображение слайда
17

Слайд 17: Задачами экономики образования являются:

систематизация знаний об образовании установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг

Изображение слайда
18

Слайд 18: Объект и предмет экономики образования

Образование как термин обычно рассматривается в двух основ­ных смыслах: как совокупность знаний, умений и навыков, которыми об­ладает человек (уровень образования, квалификация) - резуль­тат деятельности обособленной сферы как обособленная сфера деятельности, в которой человека обучают, т.е. формируют у него совокупность знаний, уме­ний и навыков - процесс

Изображение слайда
19

Слайд 19: Объект и предмет экономики образования

объект изучения экономики образования - сфера образования (или ее отдельные части) предмет изучения — отношения, складывающиеся (сложивши­еся, формируемые, формирующиеся и т.д.) в этой сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления создаваемых в ней благ

Изображение слайда
20

Слайд 20: Образовательные услуги -

система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения раз­нообразных образовательных потребностей личности, общества, государства: обеспечи­вают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовле­творяют потребности личности в ее духовном, интеллектуальном развитии создают условия для самоопределения и самореализации личности, для развития в человеке истинно человеческого эти услуги выражаются в обучении потенциальных (будущих) и нынешних работников в формировании, сохранении и развитии их способности к труду в специализации, профессионализации и росте квалифицированной рабочей силы

Изображение слайда
21

Слайд 21: В отечественной экономической литературе выделяют два вида образовательных услуг:

образовательные услуги, которые участвуют в духовном и интеллектуальном развитии личности, в формировании индивидуального и общественного сознания образовательные услуги, которые обеспечивают потребности человека в приобретении профессии и воплощаются в определенных навыках и умениях

Изображение слайда
22

Слайд 22: Классификация образовательных услуг

- по длительности оказания: краткосрочные — от одного дня до месяца среднесрочные — от месяца до года долгосрочные с различными уровнями — незаконченное среднее, среднее, среднее специальное, высшее ( бакалавриат, магистратура), курсы повышения квалификации, аспирантура, докторантура - по констатации достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов): с получением документов, подтверждающих достижение образовательного уровня без получения - по способу возмещения средств за обучение: образовательные услуги, оказываемые бесплатно (за счет бюджетных средств) п латные с частичным возмещением затрат

Изображение слайда
23

Слайд 23: Х арак­терные черты образовательной услуги :

н ематериальность н есохраняемость и зменчивость качества о тсутствие гарантий д лительность потребления и последующего использования неотделимость от субъекта, оказывающего услугу (возможность потребления услуги только в процессе ее оказания) невозможность полной стандартизации невозможность оценки ожидаемого эффекта от образовательной услуги потребителем на момент завершения обучения эффект запаздывания и кумулятивный эффект на полезность образовательной услуги неэквивалентность услуги и результата ее потребления (взаимосвязанность с потребителем)

Изображение слайда
24

Слайд 24: Эффект от потребления образовательной услуги:

сохранение ( восстановление) способностей наращивание ( повышение) способностей

Изображение слайда
25

Слайд 25: Чем (как?)измерить образовательную услугу?

образовательную услугу можно (!) рассматривать как расходование определенного времени учителя образовательную услугу можно рассматривать как демонстра­цию в течение определенного времени способностей преподавателя п риобретая (оплачивая) такую услугу, учащийся приобретает воз­можность присутствовать на этой демонстрации и участвовать в ней

Изображение слайда
26

Слайд 26: Особенности образовательной услуги как товара

на отношения купли-продажи образовательных услуг действуют все законы рыночных отношений и условия обеспечения устойчивости этих отношений: покупатели образовательных услуг должны иметь надежную информацию о происходящем на рынке, о ценах и качестве услуг у разных продавцов для новых производителей образовательных услуг должны быть созданы возможности свободно и быстро войти и утвер­диться на рынке не должно существовать преимущества крупномасштабного производства, разоряющего малые предприятия и ведущего к монополии

Изображение слайда
27

Слайд 27: Особенности образовательной услуги как товара

Важной отличительной особенностью образовательной услуги как товара считается выраженная асимметрия информации, т.е. невозможность оценить качество приобретаемой услуги в момент ее потребления Причины асимметрии: отсутствует общепринятая и общепонятная терминология, позволяющая продавцу и покупателю одинаково понимать характеристики услуги и оценивать ее пользу результат потребления услуги проявляется далеко не сразу (так называемый временной лаг) и, возможно, не в ожидае­мой степени отношения касаются не материального объекта, а невещест­венного взаимодействия имеет место „нормальное“ искажение информации

Изображение слайда
28

Слайд 28: Интеллектуальная собственность -

это охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

Изображение слайда
29

Слайд 29: Основные признаки (характеристики) интеллектуальной собственности:

Интеллектуальная собственность нематериальна Интеллектуальная собственность абсолютна Нематериальные объекты интеллектуальной собственности воплощаются в материальных объектах

Изображение слайда
30

Последний слайд презентации: Введение в учебный курс «Экономика образования»: Педагогическая интеллектуальная собственность -

результаты творческой деятельности педагога в виде педагогического достижения, в дальнейшем способствующие прогрессивному развитию человека путем обучения, воспитания и образования Обоснованность : предметная область педагогической интеллектуальной собственности охватывает всю педагогическую деятельность главным ее параметром является проявление таланта человека в области педагогики деятельность по ее созданию носит творческий характер результаты деятельности педагога способствуют удовлетворению потребностей человека в своем совершенствовании результаты педагогической деятельности имеют объективную форму и выступают носителями педагогической информации, способствующей решению педагогических задач в соответствии с социальным заказом общества п едагогическим объектом интеллектуальной собственности является конкретный результат творческой деятельности педагога: технологии обучения и воспитания, методики обучения и воспитания, учебник (учебное пособие), учебные программы и программы воспитания, сценарии уроков и мероприятий, собственные методические приемы, заимствованные методические приемы

Изображение слайда