Презентация на тему: Введение в дифференциальную психологию

Введение в дифференциальную психологию
История дифференциальной психологии включает три глобальных периода.
Донаучный
В рамках донаучного периода возникли идеи, давшие основу современным научным исследованиям.
В рамках донаучного периода возникли идеи, давшие основу современным научным исследованиям.
Второй этап включает в себя развитие ДП в рамках философии и медицины.
Введение в дифференциальную психологию
3. Становление ДП как самостоятельной науки
1/8
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 16)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (651 Кб)
1

Первый слайд презентации: Введение в дифференциальную психологию

Лекция 1

Изображение слайда
2

Слайд 2: История дифференциальной психологии включает три глобальных периода

Донаучный - связан с появлением интереса к индивидуальным различиям, попыткам найти им объяснение. Зарождение – ДП развивается в рамках философии и медицины Становление как самостоятельной науки – появляется свой предмет, методология и методы

Изображение слайда
3

Слайд 3: Донаучный

П рисваивание тотема – отражает первые попытки дифференцировать соплеменников и представителей других племен. Составление гороскопов – отражает первые попытки систематизации и объяснения индивидуальных различий. Фиксация индивидуальных особенностей в имени (индейцы майя) – попытки влиять на их формирование. Хиромантия - одна из древнейших систем предсказания индивидуальных особенностей человека, черт его характера, пережитых им событиях и грядущей судьбе по кожному рельефу ладоней

Изображение слайда
4

Слайд 4: В рамках донаучного периода возникли идеи, давшие основу современным научным исследованиям

Хиромантия дерматоглифика - изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью. Б. Г. Ананьев и его коллеги проводили в 60-х годах эксперимент на базе ЛГУ. В цель исследования входило сопоставление пальцевых узоров и свойств нервной системы. Дальнейшие эксперименты были сосредоточены на поисках зависимости между поперечными узорами на ладонях и генными аномалиями (например, болезнью Дауна), коэффициентами интеллекта, а также были предприняты работы по изучению дерматоглифики левшей и серийных убийц. Физиогномика - попытки определять характер человека, ориентируясь на особенности его лица.

Изображение слайда
5

Слайд 5: В рамках донаучного периода возникли идеи, давшие основу современным научным исследованиям

Аристотель связывал характер человека с характером похожего на него по внешнему облику животного. Так, человек, похожий на льва, — бесстрашен, благороден, смел; человек, похожий на волка, — активен, любознателен; человек, похожий на кабана, — хитер, жаден и т.д. В рамках донаучного периода возникли идеи, давшие основу современным научным исследованиям. Физиогномика - попытки определять характер человека, ориентируясь на особенности его лица. Данные изыскания продолжил в эпоху Возрождения И. Г. Лафатер, а в 19 в. — Ч. Ломброзо. На сегодняшний день интерес к физиогномике держится на достаточно высоком уровне. И. Г. Лафатер Ч. Ломброзо

Изображение слайда
6

Слайд 6: Второй этап включает в себя развитие ДП в рамках философии и медицины

Платон - «Классификация характеров» Теофраст - трактат «Этические характеры» стремление проанализировать отличия людей друг от друга проявилось в описании способностей Х. Уарте, К. Гельвеций заложили основы научного подхода к проблеме индивидуальности в рамках психологии способностей. Однако объективное изучение индивидуальных различий могло происходить только на основе их экспериментального исследования. У основателя экспериментальной психологии В. Вундта не было работ, направленных на выявление индивидуальных различий, но у его первых учеников — Крепелина, Кеттела и других — появилась установка на переориентацию эксперимента в этом направлении. Так зародилась новая область психологической науки - дифференциальная психология. Ее развитию способствовали также запросы практики: педагогической, медицинской и индустриальной.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Ученик Вундта — американский психолог Д. М. Кеттелл (1860–1944) стал одним из первых психологов, разрабатывавших новые методы диагностики индивидуальных различий — тесты. Хотя термин «тест» получил распространение благодаря Кеттелу, сам метод тестирования начал приобретать популярность благодаря работам А. Бине (1857-1911) по измерению интеллекта. Для более точной диагностики интеллекта немецкий психолог Штерн предложил ввести коэффициент интеллекта (IQ), который является постоянной величиной и рассчитывается по формуле: IQ = УВ/ФВ*100 % где УВ — умственный возраст, высчитываемый по шкале Бине -Симона, а ФВ — физический возраст ребенка. Нормой считался коэффициент от 70 до 130%, ниже этого показателя были умственно отсталые дети, выше — одаренные.

Изображение слайда
8

Последний слайд презентации: Введение в дифференциальную психологию: 3. Становление ДП как самостоятельной науки

М ногими учеными именно В. Штерн признается основателем дифференциальной психологии. В 1900г. он пишет работу «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии», которая была переиздана в 1911 году уже под заголовком «Дифференциальная психология и ее методические основы». В этих работах В. Штерн намечает основные направления развития ДП. С этого момента развитие ДП вступает в третий этап. На сегодняшний день принято выделять три центра развития ДП : 1. Европа — в рамках работ В. Штерна, А. Бине, Ф. Гальтона, Ч. Спирмена, и др. 2. Америка — работы А. Анастази, Д. Кеттелла, Г. Мюнстерберга и др. 3. Отечественное направление — работы А. Ф. Лазурского (учение о психических уровнях и классификации личностей), Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, В. С. Мерлина, В. М. Русалова (изучение свойств нервной системы, темперамента и др.).

Изображение слайда