Презентация на тему: Врожденные и приобретённые программы поведения

Врожденные и приобретённые программы поведения
Задачи урока.
Основные понятия урока.
Актуализация знаний.
Врожденные и приобретённые программы поведения
Рефлексы новорожденных.
Инстинкт.
Запечатление — свойство новорожденных животных в момент созревания анализаторов фиксировать в памяти образы своих родителей, место рождения, образы существ
Приобретённые формы поведения.
Приобретённые формы поведения.
Условный рефлекс.
Рассудочная деятельность.
Динамический стереотип.
Вопросы для повторения.
Домашнее задание.
Источники.
1/16
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 23)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1025 Кб)
1

Первый слайд презентации: Врожденные и приобретённые программы поведения

Изображение слайда
2

Слайд 2: Задачи урока

Показать филогенетическую обусловленность врождённых форм поведения, направленных на сохранение вида в целом, и приобретенные формы индивидуального поведения, позволяющие особи приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной, а человеку и социальной среды.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Основные понятия урока

Врожденные программы поведения:  безусловные рефлексы, инстинкты; запечатление (импринтинг), этология. Приобретенные программы поведения:  условный рефлекс, рассудочная деятельность, динамический стереотип, положительные и отрицательные эмоции, навыки, привычки.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Актуализация знаний

1). Раскрыть преемственность работ И. М. Сеченова и И. П. Павлова. 2). Рассказать о Павловском методе условных рефлексов и открытии закона взаимной индукции. 3). Начертить на доске схему выработанного условного рефлекса и рассказать об условиях наступления безусловного и условного торможения. 4). Рассказать суть теории доминанты А. А. Ухтомского. 5). Привести примеры положительных и тормозных безусловных рефлексов. 6). Привести примеры законов взаимной индукции и доминанты.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Врожденные формы поведения. Безусловный рефлекс Инстинкт Запечатление Врожденные ответы на раздражение, поступающие от внешней и внутренней среды Побуждение, цепочка врожденных рефлексов, вызванная внутренними потребностями Запоминание обстановки, особей своего вида и определённый период жизни, следование за родителями у выводковых птиц Глотание, кашель, чихание. Поворот головы лежащего на животе младенца в сторону при падении Половые, материнские инстинкты; появление дыхания у новорожденного: рождение – накопление СО в крови – вдох и расправление лёгких Опыты К. Лоренца, следование утят за спичечным коробком и пр. Приспособление к постоянно действующим факторам Удовлетворение потребностей в самосохранении, продолжении рода связь детёныша с родителями; у человека – приобщение к речи в раннем возрасте

Изображение слайда
6

Слайд 6: Рефлексы новорожденных

Если младенца положить на живот и приподнять его на руках, его тело выгнется дугой. Этот рефлекс направлен против силы тяжести. Когда грудной ребенок, лежащий на животе, приподнимает голову и смотрит перед собой, она обращена вперед. Однако он устает и опускает голову, она поворачивается в сторону. Этот рефлекс защищает нос и рот от попадания посторонних веществ, а также от удушья, поскольку, уткнувшись в подстилку, ребенок мог бы задохнуться.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Инстинкт

Подобно всем рефлексам инстинкты вызываются комплексом внешних и внутренних причин и представляют цепочку безусловных рефлексов, благодаря которым животные и человек приспосабливаются к той или иной среде.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Запечатление — свойство новорожденных животных в момент созревания анализаторов фиксировать в памяти образы своих родителей, место рождения, образы существ своего вида, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты

Так, у инкубаторских утят, после того как они вылупились из яйца и сформировался зрительный анализатор, возникает рефлекс следования. Они запечатлевают первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним, как за наседкой, по пятам. Это может быть человек, ботинки, спичечный коробок. Такое состояние продолжается всего 13—16 ч. Механизм запечатления (импринтинга) был открыт австрийским ученым, лауреатом Нобелевской премии Конрадом Лоренцем (1903—1989), основателем этологии — науки о поведении животных.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Приобретённые формы поведения

Формы Отличительные черты Значение Примеры Условный рефлекс Рассудочная деятельность Динамический стереотип Задание классу: Прочитать текст на стр. 214 и заполнить таблицу.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Приобретённые формы поведения

Формы Отличительные черты Значение Примеры Условный рефлекс Образование временной связи в коре больших полушарий мозга вследствие сочетания сигнального раздражителя с жизненно важным раздражителем Опережающая реакция на жизненно важный раздражитель при появлении ранее выявленного сигнала Слюноотделение на свет лампочки, который стал сигналом появления пищи Рассудочная деятельность Спонтанное появление временных связей между выработанными навыками и новыми потребностями Использование имеющегося опыта для решения новых задач. Мышление животных и прообраз мышления человека Собака, выдрессированная на еду, использует этот навык для выпрашивания прогулки Динамический стереотип Объединение условных рефлексов в единую цепочку. В процессе жизни может изменяться или исчезнуть вовсе Формирование навыков и привычек, ведущих к удовлетворению потребностей. Последние могут быть как положительными, так и отрицательными Навык письма, привычка чистить зубы, насвистывать во время работы, курить, навык катания на коньках и пр. Проверь себя.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Условный рефлекс

Условные рефлексы   – индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловно-рефлекторным актом. Термин «условный рефлекс» был предложен И.П. Павловым в 1903 г. Условные рефлексы строго индивидуальны и непостоянны, то есть могут исчезать и снова появляться.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Рассудочная деятельность

Более сложной формой индивидуального поведения является рассудочная деятельность. Здесь на основе прошлого опыта образуются новые связи, которых раньше не было. К рассудочной деятельности можно отнести и способность животного строить свое поведение с учетом меняющихся обстоятельств.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Динамический стереотип

Выработка стереотипа — это пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он сформирован, то поддержание его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Примерами динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Вопросы для повторения

1.    Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие — к приобретенным? 2.    Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков? 3.    Что такое инстинкт? 4.    Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?

Изображение слайда
15

Слайд 15: Домашнее задание

Прочитать параграф 51, ответить на вопросы на стр. 215.

Изображение слайда
16

Последний слайд презентации: Врожденные и приобретённые программы поведения: Источники

http://pedsovet.su/ шаблон презентации http://navse-100.ru/articles/fizicheskoe-razvitie-rebenka-do-1-goda http://school.xvatit.com/ http://900igr.net/kartinki/biologija/Refleks/023-Vyrabotka-uslovnogo-refleksa.html http://econet.ru/articles/2234-vorony-sposobny-k-prichinno-sledstvennym-umozaklyucheniyam http://ucheba-legko.ru/ Колесов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс

Изображение слайда