Презентация на тему: В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения

Реклама. Продолжение ниже
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
Слово о писателе
Тематика
Сюжет и композиция
Проблематика
Человек и природа
Три типа отношения человека к природе
Браконьерство
Единство человека и природы
Жизнь и смерть
Человек и общество
Образ-символ
Выводы
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения
1/28
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 32)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3945 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации

В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
2

Слайд 2: Слово о писателе

Виктор Астафьев — талантливый мастер, знающий природу, требующий бережного отношения к ней. Уже с первых шагов на литературном поприще писатель стремился решать важные проблемы своего времени, находить пути совершенствования личности, будить в читателях чувство сострадания. В 1976 году появилось его произведение «Царь-рыба», имеющее подзаголовок «повествование в рассказах». В нем по-новому рассматриваются постоянные для творчества Астафьева мотивы. Тема природы обрела философское звучание, стала восприниматься как тема экологическая. Идея русского национального характера, к которой писатель обращался еще в рассказах «Последний по клон» и «Ода русскому огороду», также звучит на страницах повести «Царь-рыба».

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3: Тематика

Темы детства, семьи, труда и природы, социальное и природное в человеке, вечные вопросы бытия, людская солидарность («жить союзно »), философское восприятие природы и естественное отношение к ней человека, живущего в единстве с ней и по её законам.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4: Сюжет и композиция

Произведение включает двенадцать рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора, лирического героя, по родным местам — Сибири. Сквозной образ автора, его размышления и воспоминания, лирико-философские обобщения, обращения к читателю объединяют отдельные эпизоды и сцены, характеры и ситуации в законченное художественное повествование. Основу « Царь-рыбы » составляют рассказы о рыбалке и охоте, написанные в разное время.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5: Проблематика

В этих новеллах, рассказывающих о просторах великой сибирской реки, неохватной тайге поставлено множество важных проблем:

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Человек и природа

Человек — это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, "покорение". Это утверждает Астафьев в своей книге. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: "Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!" Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: " Прос-сти-итееее … еееээээ … Глаа-аша-а-а, простии-и ".

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7: Три типа отношения человека к природе

Хищнически – потребительское

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Браконьерство

Хищническое отношение к природе, тема браконьерства проходит через всю книгу. В основе браконьерства во всех его многочисленных формах и проявлениях лежит потребительство как психология, образ жизни, поведение и философия… Создавая портреты чушанских браконьеров, писатель использует одинаковую, типичную ситуацию – «случай на реке», представляющую собой разновидность классической ситуации испытания человека в его противоборстве с природой…

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9: Единство человека и природы

Каждая из новелл по-своему отображает главную мысль Астафьева: единство человека и природы. Так, например, в новелле "Капля" автором была затронута важная философская проблема, которую Астафьев формулирует в рассуждениях о капле, замершей на "заостренном конце продолговатого ивового листа". Капля у автора повествования — это отдельная человеческая жизнь. И продолжение существования каждой капли заключается в слиянии ее с другими, в образовании потока реки жизни.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10: Жизнь и смерть

Астафьев утверждает, что жизнь человека не прекращается, не исчезает, а продолжается в наших детях и делах. Смерти нет, и в мире ничто не проходит бесследно — вот основная мысль, выраженная писателем в "Капле".

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11: Человек и общество

В повести «Царь-рыба поднимается очень сложная и важная психологическая проблема, заключающаяся в отношении между человеком и обществом. Вот Игнатьич — мастер на все руки, готовый прийти на помощь любому и ничего не требующий за это, хороший хозяин, умелый механик и истинный рыбак. Но не это главное в нем. Главное в Игнатьиче — это его отношение к остальным чушанцам, отношение с некой долей снисходительности и превосходства. Именно эти качества, хотя и не выказываемые им открыто, образуют пропасть между ними. Со стороны это выглядит так, будто Игнатьич стоит на одну ступень выше своих же земляков.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
12

Слайд 12: Образ-символ

Царь-рыба... Астафьев очень ярко описывает ее: рыба походила на "доисторического ящера", "глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе". Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних "козявках" и " вьюнцах ", он с удивлением называет его "загадкой природы". Образ-символ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13: Выводы

Особенно важно, что автор затрагивает не только экологический вопрос, и не только нравственный, но показывает их как единый и нераздельный проблематический комплекс, показывает, что одно не может быть без другого, и человек в любом своём проявлении остается собой. "Царь-рыба" заставляет каждого всерьез задуматься об ответственности не только перед другими людьми, но перед матерью-природой и перед самим собой, потому что только существуя в гармонии с окружающим человек может обрести внутреннюю свободу.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
14

Слайд 14

1. Что такое « ждановщина » ? А) Культурная обстановка, связанная с гонениями на деятелей литературы и искусства, обвинениями в безыдейности и антинародности. Б) Направление в искусстве второй пол. XX века. В) Стихотворение А. Твардовского об обороне г. Жданов в войну. Г) Тюрьма для политических заключенных в Москве.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

2. Период с 1955 по 1964 гг. назвали «оттепелью» потому что: А) начался он весной. Б) термин заимствован из одноименного романа И. Эренбурга. В) такое предложение внес Н.С. Хрущев. Г) это название гостиницы, в которой устраивались творческие вечера поэтов.

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16

3. На страницах литературных журналов второй половины XX века разворачивались дискуссии передовых общественных деятелей и литераторов. Какой журнал к тому времени перестал существовать? А) «Нева» Б) «Иностранная литература» В) «Дружба народов» Г) «Современник».

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17

4. Развенчание культа личности Сталина состоялось: А) на очередной встрече поэтов в Политехническом музее Б) на первой полосе газеты «Правда» В) на XX съезде КПСС Г) на Втором Всесоюзном съезде писателей

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18

5. Период рассвета поэзии в 60-х годах XX века называли: А) «Золотым веком» Б) «Серебряным веком» В) «Бронзовым веком» Д) «Медным веком»

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

6. Кто автор поэмы «Реквием»? А) А.А. Ахматова Б) А.Т. Твардовский В) Б.Л. Пастернак. Д) А.А. Блок

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

7. Кто из перечисленных авторов НЕ был лауреатом Нобелевской премии? А) Б.Л. Пастернак Б) М.А. Шолохов В) Е.А. Евтушенко Д) А.И. Солженицын

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21

8. Кто из перечисленных авторов НЕ совмещал литературное творчество с актёрской работой? А) В.М. Шукшин Б) А.И. Солженицын В) В.С. Высоцкий. Д) Ю.И. Визбор

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22

9) Какие произведения воспроизводят картины лагерной жизни А.Солженицына? А) «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича» Б) «Люби революцию» и «Один день Ивана Денисовича» В) «Архипелаг ГУЛАГ» и «В круге первом» Г) «Раковый корпус» и «Матренин двор»

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23

10. Как называют шукшинских персонажей – героев его рассказов? А) авантюристы Б) приколисты В) чудики Г) новаторы

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24

11. Как называется новеллистический цикл В.П. Астафьева, целостность которого обеспечивается единым художественным пространством – «рекой жизни» Енисеем, единой темой – связи Человека и Природы, единым образным миром? А) «Последний поклон» Б) «Царь-рыба» В) «Кража» Г) «Пракляты и убиты»

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25

12. Найдите лишнего драматурга среди перечисленных: А) А. Вампилов Б) В. Розов В) А. Володин Г) А. Чехов

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26

13. Какое из произведений А.Т. Твардовского считается поэмой-исповедью? А) «Василий Тёркин» Б) «Тёркин на том свете» В) «По праву памяти» Г) «Страна Муравия»

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27

14.Какое из произведений можно отнести к «лейтенантской прозе»? А) «Они сражались за Родину» М. Шолохова Б) «Молодая гвардия» А. Фадеева В) «Народ бессмертен» В. Гроссмана Г) «В окопах Сталинграда» В. Некрасова

Изображение слайда
1/1
28

Последний слайд презентации: В.П. Астафьев «Царь-рыба» Человек и природа Философская символика произведения

15. Какое из произведений НЕ принадлежит перу Ю. Бондарева? А) «Батальоны просят огня» Б) «Горячий снег» В) «Последние залпы» Г) «А зори здесь тихие…»

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже