Первый слайд презентации: Возвышенное и низменное в искусстве
Эстетика – наука о прекрасном в искусстве и жизни. Она изучает законы и особенности художественного восприятия окружающего мира.
Слайд 2: Слово «эстетика» (греч.) – ощущаю, воспринимаю. Следовательно, связано с восприятием прекрасного человеком. Как наука эстетика сформировалась в 18 веке, однако, ее основы были заложены еще в эпоху Античности философами Сократом, Платоном и Аристотелем
Слайд 3: Возвышенное в искусстве
В.М.Васнецов «Ковер- самолет. 1880г. Нижегородский государственный изобразительный музей
Слайд 4: Возвышенное»- одна из интереснейших категорий эстетики. Само слово имеет общий корень с такими словами, как «высь», «высота». С древнейших времен высота звала и манила к себе людей. Покорение высоты всегда было связано для человека с достижением идеала, воплощением заветной мечты
Питер Брейгель Старший. Падение Икара. 1555-1558 гг. Королевский музей изящных искусств, Брюссель Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563 г. Музеи Бойманса-ван-Бенингена, Роттердам.
Слайд 5: О красоте горных вершин мы читаем в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, В.С.Высоцкого, Ю.И.Визбора А Николай Константинович Рерих считал, что созерцание высоких гор наполняет душу человека «чем-то зовущим, неукротимо влекущим»
Слайд 6: Николай Константинович Рерих
Гималаи. Розовые горы Гималаи. Голубые горы.
Слайд 7: С проявлением возвышенного в природе встречается каждый из нас. М.В.Ломоносов с восхищением писал: Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна
Винсент ван Гог. Звездная ночь над Роной. 1890г.
Слайд 8: Проявления возвышенного нередко связаны с поворотными моментами в истории человечества, в судьбах людей. Это всегда что-то значительное и важное в жизни общества и человека. Возвышенное – это все то, что перекрывает масштаб обычных, соразмерных с человеком явлений и предметов. Высокое искусство ценно для нас тем, что заключает в себе возвышенное, постигнутое художником в жизни и воплощенное им в совершенной форме в произведениях искусства. Искусство сохраняет возвышенное на века, развивая наше воображение и формируя наш вкус
А.А.Рылов. В голубом просторе. 1915г. ГТГ. Москва
Слайд 9: Масштабность, монументальность- формы отражения возвышенного в искусстве
Пирамиды Хеопса, Хефрена, Минкаура Высота – 146 метров Длина основания грани – 230 метров
Слайд 10: Возвышенны чувства и мысли героев античной трагедии и произведений У. Шекспира
Уильям Шекспир «Король Лир» «Отелло» «Ромео и Джульетта» «Гамлет» Античная трагедия Эдип и Антигона Агемемнон и пророчица Кассандра Андромаха и Менелай
Слайд 11: Финал Третьей («Героической») симфонии Бетховена посвящен титанической борьбе Прометея дерзнувшего бросить вызов самому Зевсу. В фильме «Титаник» ( реж. Дж. Камерон) музыканты играют на палубе тонущего корабля финал симфонии № 3
Слайд 12: Низменное в искусстве «Чуждайтесь низменного – оно всегда уродливо» Н.Буало
Низменное особенно наглядно проявляется в изображении ужасов войны. Примеры: « Пергамский алтарь Зевса» Микеланджело «Битва кентавров» Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари »
Слайд 13: Красота проявляется не только в прекрасном и возвышенном, но и в низменном и безобразном. В искусстве обыденное, уродливое и низменное способны оттенить явления возвышенные и прекрасные
Часто произведение ис кусства строится на контрастах, противопоставлении возвышенного низменному Пример: А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» «гений и злодейство – две вещи несовместимые»
Слайд 14: Контраст жизни и смерти гениально воплотился в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь», которую для Анны Павловой ( 1881-1931гг ) поставил Михаил Фокин на музыку КамиляСен-Санса
Увидев танец Павловой, маэстро воскликнул: «Мадам, теперь я понял, какую прекрасную музыку написал !» На языке искусства прекрасной может быть даже смерть.
Слайд 15: Низменное в живописи
И.Босх «Несение креста» П.Н.Филонов «Пир королей» Ф.Гойя « Капричос »
Слайд 16: Капричос » («фантазия», «причуда», «игра воображения») – серия из 80 офортов. Каждый лист – рисунок и авторский комментарий к нему. До сих пор исследователи затрудняются дать однозначное толкование офортам Франсиско Гойи (1746-1828гг)
Офорты обличали обычаи, суеверия, пороки всех сословий Испанского общества, нищету, власть инквизиции. Красота и уродство, реальность и фантастика, трагедия и фарс переплетаются в них.