Презентация на тему: Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Физическое развитие детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
К 5-6-летнему возрасту у ребенка меняется соотношение длины конечностей и туловища. Руки достают до границы верхней и средней трети бедра. Средняя точка тела
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Уменьшаются или полностью исчезают искривления ног, ребенок перестает переразгибать свои коленные суставы, он более эффективно использует возможности
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Особенности развития
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Масса сердца к 5 годам увеличивается в 4 раза. Развитие мышечной ткани сердца заканчивается к 10-12 годам, а иннервационный аппарат сердца совершенствуется
Особенности дыхательной системы
Дыхательная гимнастика
Другие виды дыхательной гимнастики
Развитие иммунитета Во время беременности иммунная система матери проявляет толерантность к антигенным структурам плода, благодаря чему не происходит его
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Для понимания функциональных возможностей иммунитета растущего организма важно знать физиологию его становления, которая характеризуется наличием пяти
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Особенности развития эндокринной системы
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
1/25
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 76)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1512 Кб)
1

Первый слайд презентации: Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Первое детство

Изображение слайда
2

Слайд 2: Физическое развитие детей дошкольного возраста

идет менее интенсивно, чем в раннем детстве. Масса тела годовалого ребенка удваивается к 6-7 годам. Если в течение 1-го года жизни рост увеличивается на 20-25 см, то в 4-5 лет он увеличивается только на 4-6 см. К 5 годам рост новорожденного удваивается. В 5-7 лет интенсивность роста вновь нарастает. Этот период именуется периодом "первого вытяжения".

Изображение слайда
3

Слайд 3

Сроки начала и окончания окостенения различны для различных костей. Сращение черепных швов заканчивается к 4 годам, а подвздошной, седалищной и лобковых костей начинается только с 5-6 лет. Форма грудной клетки несколько изменяется, хотя у детей 3-7 лет она еще остается конусообразной. Соответственно изменению грудной клетки увеличивается объем легких. Изменение положения ребер способствует увеличению движений грудной клетки и позволяет эффективнее осуществлять дыхательные движения. На форму грудной клетки влияют физические упражнения и посадка. Под влиянием физических упражнений она может стать шире и объемистее. До 4 лет свод стопы несколько уплощен - это физиологическое явление. Но при чрезмерной статической нагрузке можно вызвать тяжелое, необратимое плоскостопие, несмотря на высокую эластичность мышц и связочного аппарата голени и стопы. Кости запястья у детей раннего возраста только намечаются и становятся ясно видимыми к 7 годам.

Изображение слайда
4

Слайд 4: К 5-6-летнему возрасту у ребенка меняется соотношение длины конечностей и туловища. Руки достают до границы верхней и средней трети бедра. Средняя точка тела располагается ниже пупка

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Для того, чтобы узнать, прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости»

Изображение слайда
5

Слайд 5

Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В течение первых полутора лет жизни рост различных отделов позвоночника относительно равномерен. Начиная с 1,5 и до 3 лет, замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков и быстрее начинает увеличиваться рост поясничного отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника. Структура тканей позвоночного столба существенно изменяется с возрастом. Окостенение, начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение всего детского возраста. До 14 лет окостеневают только средние части позвонков. По мере роста и развития ребенка с переходом его в вертикальное положение формируются физиологические кривизны позвоночника в шейном и поясничном отделах с изгибом вперед, а в грудном и крестцовом - назад. К 6-7 годам они отчетливо намечаются. Большое значение для воспитания правильной осанки имеет симметричное развитие мышц и равномерность опоры на нижние конечности.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Уменьшаются или полностью исчезают искривления ног, ребенок перестает переразгибать свои коленные суставы, он более эффективно использует возможности костно-суставного и мышечного аппарата благодаря совершенствованию нервной регуляции движений

Очень часто рост нижних конечностей протекает неравномерно, асимметрично. Так, к концу второго периода вытягивания, то есть к 6 годам, более чем у половины детей отмечается разница в длине правой и левой ноги на 0,5-1 см. Даже такая небольшая разница часто влияет на расположение таза ребенка и приводит к боковому отклонению позвоночника в грудо-поясничном отделе. От формы позвоночника зависит осанка человека. В раннем возрасте нет какой-то определенной, выработанной для вертикального положения позы, и осанку часто называют неустойчивой. Тело в вертикальном положении поддерживают кости, связки, мышцы и напряжения в грудной и брюшной полостях. Нормальная осанка у детей до 5-6 лет: лордотическая, кифотическая, равновесная, что определяется соотношением грудного и поясничного изгибов позвоночного столба в положении стоя. Старше 6 лет осанка может быть правильной, неправильной или патологической.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Чем младше ребенок, тем более эластичен связочно-суставной аппарат. Масса мышечной ткани мала по отношению к общей массе тела, но с возрастом мышечная ткань изменяется. Масса мышц в ходе развития увеличивается больше, чем масса многих других органов. Если масса мышц у новорожденных составляет 23,3% массы всего тела, то у 7-8-летних детей она увеличивается до 27,2%. Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются их функциональные свойства. В дошкольном возрасте, по мере снижения интенсивности роста, развитие скелетной мускулатуры связано с увеличением ее двигательной активности. Чем выше деятельность скелетных мышц в оптимальных условиях для данного возраста, тем полноценней обмен, функции внутренних органов и систем. Развитие и улучшение функции опорно-двигательного аппарата в старшем дошкольном возрасте тесно связано с совершенствованием функции внутренних органов и систем. При интенсивной мышечной нагрузке ребенок обладает малыми возможностями, по сравнению со взрослыми, за счет недостаточного регулирования кислородного режима. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом. Определите, насколько крепки и развиты мышцы спины у малыша и не нарушилась ли у него осанка. Попросите для этого ребенка сделать одно простое упражнение. Малыш должен стать прямо и вытянуть вперед руки. Проверьте, как долго он так простоит. При хорошо развитом мышечном корсете и правильной осанке малыш простоит в данном положении не меньше тридцати секунд. Если же он простоит меньше — мышцы спины у него ослаблены.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Особенности развития

Этот возраст в известном отношении является переломным: почти все органы тела (за исключением половой системы) к 7 годам приобретают свойственную им структуру и в дальнейшем их развитие выражается лишь в их росте и усовершенствовании взаимосвязей друг с другом. В нервной ткани заканчивается образование дендритов нервных клеток, в связи с чем улучшаются процессы взаимосвязи между различными отделами мозга. Заканчивающаяся миэлинизация нервных волокон влечёт за собой улучшение их проводимости. Снижается свойственная предыдущему возрасту лёгкая возбудимость нервных центров и усиливаются тормозные процессы. Улучшается работа двигательного участка коры - движения ребёнка дошкольного возраста более координированы и более сложны и разнообразны по сравнению с движениями ребёнка раннего возраста

Изображение слайда
9

Слайд 9

К 6 - 7 годам ребёнок овладевает осн. видами локомоций - ходьбой, бегом, прыганием, лазанием, метанием. В процессе упражнения его движения освобождаются от излишних и мешающих элементов (некоординированные движения рук при беге, боковые качания тела), он оказывается способным овладеть такими сложными видами передвижения, как ходьба на лыжах, катание на коньках, фигурное катание и т. д. Вместе с тем улучшается способность к выполнению очень тонких, требующих точной координации движений - держание карандаша и ручки при письме или рисовании, завязывание узла и т. д., выполняемых мелкими мышцами рук. Дошкольник отличается от взрослого поразительной подвижностью, огромной массой выполняемых в течение дня движений без явных признаков утомления. В известной степени это объясняется тем, что ребёнок этого возраста затрачивает на свои движения значительно меньше энергии из осн. обмена, чем взрослый человек (15% против 25% у взрослого). Однако это не должно приводить к снижению внимания воспитателя к вопросам переутомления дошкольника.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Дети в процессе свободной игровой деятельности и при занятиях физическими упражнениями овладевают сохранением равновесия, плаванием, ходьбой на лыжах, катанием на коньках и пр. Улучшается ориентировка. Освоение двигательных навыков, особенно в возрасте от 3 до 5 лет, происходит с широкой иррадиацией процесса возбуждения, что затрудняет обучение. У детей этого возраста сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Поэтому внимание детей неустойчиво; они быстро отвлекаются, в связи с чем в этом возрасте рекомендуется максимально использовать показ упражнений и упражнения подражательно-игрового характера, сочетая их со словом. При слишком трудных заданиях у детей может наступить утомление. В этом периоде к перегрузкам не готовы ни центральная нервная система, ни дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Отсутствуют также сила и выносливость. Осторожность в подходе к тренировке детей дошкольного возраста диктуется еще и тем обстоятельством, что усталость как субъективное проявление утомления выражается у них неярко. Это особенно характерно в тех случаях, когда занятия проводятся эмоционально. Повышенные требования, ведущие к перегрузке, являются вредными для здоровья ребенка, т.е.е могут вызвать серьезные изменения как в центральной нервной системе, так и во внутренних органах, нарушить правильный ритм роста и развития.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Масса сердца к 5 годам увеличивается в 4 раза. Развитие мышечной ткани сердца заканчивается к 10-12 годам, а иннервационный аппарат сердца совершенствуется примерно к 7-8 годам. Частота пульса продолжает уменьшаться (в 3-5 лет - 72-110 ударов в 1 мин, в 6-7 лет - 70-80 ударов в 1 мин). Артериальное давление увеличивается, особенно в период с 6-7 до 10 лет. У детей 6 - 7 лет наблюдается известное несоответствие в развитии сердца и кровеносных сосудов: в своём росте сердце отстаёт от роста сосудов и поэтому хуже справляется с работой, чем в предшествующий и последующий возрасты. В то же время сердце дошкольника отличается лёгкой возбудимостью, т. к. увеличение размеров сердечной мышцы в этом возрасте отстаёт от быстрого развития процессов её иннервации; это создаёт условия, при к-рых сильное возбуждение сердечной мышцы легко может привести к её истощению. Всё это ставит перед педагогами задачу самого внимательного отношения к воспитанникам на занятиях. Считается, что хорошее развитие скелетной мускулатуры, соответствующее возрасту, во многом способствует развитию здорового сердца, а физические упражнения увеличивают возможности организма и удлиняют жизнь человека. Рекомендуется начинать занятия физическими упражнениями как можно раньше для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний

Напряженность обмена веществ продолжает оставаться особенностью растущего организма: чем младше ребенок, тем интенсивнее обмен.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Особенности дыхательной системы

Лимфоидная ткань разрастается и достигает наибольшей выраженности к 4–10 годам, после чего в период полового созревания претерпевают обратное развитие. Половые различия в строении гортани выявляются с 3-летнего возраста: у мальчиков начинает увеличиваться передний диаметр гортани, со временем происходит ее удлинение, угол между пластинками щитовидного хряща становится острым. Легочная ткань и сегменты наиболее интенсивно растут в первые 7 лет жизни. К 7 годам ветвление бронхов завершается окончательно. Большую роль в развитии и регуляции дыхания играет двигательная активность ребенка. Тренировка дыхательных мышц приводит к увеличению экскурсий грудной клетки, мощности дыхательного аппарата, что в свою очередь создает условия для урежения дыхания, повышения оксигенации крови в легких. С возрастом дыхание становится все более управляемым. Необходимо приучать детей дышать через нос, спокойно. Вдыхаемый через нос воздух раздражает рецепторы верхних дыхательных путей, что рефлекторно приводит к расширению бронхиол (носо-легочный рефлекс). Улучшению управления дыханием способствует пребывание и активная двигательная деятельность детей на воздухе (подвижные игры, лыжи, санки и др.).

Изображение слайда
13

Слайд 13: Дыхательная гимнастика

Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Другие виды дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для студентов и школьников. Учителям в середине урока рекомендуется "пошмыгать" с учениками по - стрельниковски в течение 5-6 минут. Сразу же повышается работоспособность, и легче усваивается материал. Гимнастика Стрельниковой помогает избавиться от сутулости, формирует легкую, пружинистую походку, делает тело более гибким и пластичным.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Развитие иммунитета Во время беременности иммунная система матери проявляет толерантность к антигенным структурам плода, благодаря чему не происходит его отторжения. Это связано с наличием плацентарного барьера, с супрессорной направленностью иммунных реакций в системе мать — плод

Для плода и новорожденного характерны определенные особенности фагоцитарной системы. Фагоцитоз часто оказывается незавершенным. Материнские антитела класса lgG защищают новорожденного от дифтерийного токсина, вирусов полиомиелита, кори, краснухи, от микробных инфекций, вызываемых менингококками и Воздействие различных антигенов на первом году жизни вызывает первичный иммунный ответ, проявляющийся повышением синтеза антител класса lgM. Постепенно происходит переключение гуморальных реакций иммунного ответа на синтез антител класса lgG. К концу первого года жизни в крови имеется примерно 50—60% количества lgG и только около 30% lgA от средних значений у взрослых. К концу второго года жизни содержание lgM и lgG составляет уже около 80% значений взрослых, а lgA — около 40%. Содержание lgM достигает уровня такового у взрослых к 3—5 годам. стрептококками, отчасти от столбняка.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Секреторные иммуноглобулины класса А на протяжении первых четырех лет жизни показывают концентрацию в слюне, назальных секретах в 4—5 раз ниже, чем у взрослых. Это дает основание говорить о недостаточности в первые годы жизни системы местного И. Недостаточность lgA в кишечнике предопределяет высокую частоту пищевой аллергии.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Для понимания функциональных возможностей иммунитета растущего организма важно знать физиологию его становления, которая характеризуется наличием пяти критических периодов развития. Первый критический период приходится на возраст до 28 дней жизни, второй – до 4–6 мес., третий – до 2 лет, четвертый – до 4–6 лет, пятый – до 12–15 лет

Первый критический период характеризуется тем, что иммунная система ребенка подавлена. Иммунитет имеет пассивный характер и обеспечивается материнскими АТ. Новорожденный проявляет слабую резистентность к условно–патогенной, гноеродной, грамот -рицательной флоре. Характерна склонность к септическим состояниям. Очень высока чувствительность ребенка к вирусным инфекциям, против которых он незащищен материнскими антителами. Примерно на 5–е сутки жизни осуществляется первый перекрест в формуле белой крови и устанавливается абсолютное и относительное преобладание лимфоцитов.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Второй критический период обусловлен разрушением материнских антител. Первичный иммунный ответ на проникновение инфекции развивается за счет синтеза иммуноглобулинов класса М и не оставляет иммунологической памяти. Такой тип иммунного ответа наступает также при вакцинации против инфекционных заболеваний, и только ревакцинация формирует вторичный иммунный ответ с продукцией антител класса IgG. Недостаточность системы местного иммунитета проявляется повторными ОРВИ, кишечными инфекциями и дисбактериозом, кожными заболеваниями. Дети отличаются очень высокой чувствительностью к респираторному синцитиальному вирусу, ротавирусу, вирусам парагриппа. Атипично протекают коклюш, корь, не оставляя иммунитета. Дебютируют многие наследственные болезни, включая первичные иммунодефициты. Резко нарастает частота пищевой аллергии, маскируя у детей атопические проявления.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Третий критический период. Значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром (свобода передвижения, социализация). Сохраняется первичный иммунный ответ (синтез IgM) на многие антигены. Вместе с тем, начинается переключение иммунных реакций на образование антител класса IgG. Система местного иммунитета остается незрелой. Поэтому дети остаются чувствительными к вирусным и микробным инфекциям. В этот период впервые проявляются многие первичные иммунодефициты, аутоиммунные ииммунокомплексные болезни (гломерулонефрит, васкулиты и др.). Дети склонны к повторным вирусным и микробно–воспалительным заболеваниям органов дыхания, ЛОР–органов. Становятся более четкими признаки иммунодиатезов. Проявления пищевой аллергии постепенно ослабевают. По иммунобиологическим характеристикам значительная часть детей второго года жизни не готова к условиям пребывания в детском коллективе. Четвертый критический период отличается тем, что средняя концентрация IgG и IgM в крови соответствует уровню взрослых, однако уровень IgA в крови еще не достигает окончательных значений. Содержание IgE в плазме крови отличается макси мальным уровнем в сравнении с другими возрастными периодами, что отчасти обусловлено довольно частыми в это период паразитарными инфекциями – лямблиозом, гельминтозами. При этом уровень сывороточного IgА остается ниже нормы. Может нарастать аллергическая патология.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Может ли у ребенка снижаться иммунитет? Причин и факторов риска снижения иммунитета много. Транзиторное снижение иммунитета вызывают недостаточное по белку и энергии питание, дефицит потребления микронутриентов, особенно витаминов А, С, Е, Д, β–каротина, эссенциальных микроэлементов (цинк, железо, селен, йод), полиненасыщенных жирных кислот, наличие хронических болезней органов пищева- рения, инфекционных болезней в анамнезе, прием антибиотиков, воздействие экопатологических факто- ров, нарушение состава кишечной микро флоры. Известно, что недостаточное потребление белка и энергии снижает синтез антител. Дефицит в рационе по линенасыщенных жирных кислот, витаминов А, С, β–ка ротина, цинка со провождается нарушениями во всех звеньях иммунного ответа. Недостаток йода сни- жает активность фагоцитарного звена, компонентов антиоксидантной защиты (витамины А, Е, цинк, селен, др.), неблагоприятно влияет на функциональную актив- ность и жизнедеятельность иммунокомпетентных кле- ток.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Особенности микрофлоры кишечника у детей Желудочнокишечный тракт у плода стерилен. При контакте ребенка с окружающей средой происходит заселение его микрофлорой. В желудке и двенадцатиперстной кишке микрофлора скудная. В тонком и толстом кишечнике количество микробов увеличивается и зависит от вида вскармливания. Основной микрофлорой является B. bifidum, рост которой стимулируется лактозой грудного молока. При искусственном вскармливании в кишечнике доминирует условнопатогенная грамотри цательная кишечная палочка. Нормальная кишечная флора выполняет две основные функции: 1)      создание иммунологического барьера; 2)      синтез витаминов и ферментов.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Особенности развития эндокринной системы

В динамике развития эндокринного аппарата некоторые железы можно рассматривать преимущественно как железы раннего детства. К ним относится зобная железы, паращитовидные железы, кора надпочечников, частично гипофиз. Так, у детей до 3 лет слабо выражена функция гипофиза и щитовидной железы и совсем не проявляется деятельность половых желез. К 7 годам отмечается понижение функции коры надпочечников и зобной железы. Одновременно наблюдается повышение функциональной активности гипофиза, щитовидной железы и начинается деятельность половых желез (интерстициальные клетки).

Изображение слайда
23

Слайд 23

Паращитовидные железы у новорожденного имеют массу 5 мг, к 10 годам она достигает 40 мг, у взрослого — 75—85 мг. Обычно имеются 4 или более паращитовидных желез. В целом после рождения функция паращитовидных желез постепенно уменьшается. Максимальная их активность наблюдается в перинатальный период и на 1—2 году жизни. Они влияют на остеогенез и напряженность фосфорно-кальциевого обмена. Гормон паращитовидной железы — паратгормон — вместе с витамином D регулирует всасывание кальция из кишечника, реабсорбцию кальция в канальцах почек и вымывание кальция из костей, активирует остеокласты костной ткани. Зобная (вилочковая) железа у ребенка Абсолютный вес вилочковой железы увеличивается от момента рождения, но относительный вес ее убывает и по завершению роста она атрофируется. Считают, что вилочковая железа влияет на процессы роста, окостенение и половое развитие, ей предписывают также значительную роль в образовании иммунных тел.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Гипофиз ребенка вполне сформирован уже у новорожденного. Эта железа, имеющая овальную форму, расположена на основании черепа в области турецкого седла. Она состоит из трех долей, которые различаются по сво­ему гистологическому строению, с чем связывают их способность выделять различные гормоны. Особенное значение имеет передняя доля гипофиза, которая выделяет так называемые тропные гормоны, в том числе гормон роста и тиреотропный гормон. У новорожденного масса гипофиза 0,1-0,2 г, в 10 лет он достигает массы 0,3 г, а у взрослых – 0,6-0,9 г. Во время беременности у женщин масса гипофиза может достигать 1,65 г. К 20-летнему возрасту масса гипофиза достигает максимума (530-560 мг) и в последующие возрастные периоды почти не меняется. После 60 лет наблюдается небольшое уменьшение массы этой железы внутренней секреции. Эпифиз (масса до ОД г) наиболее активно функционирует до 7 лет, а дальше перерождается в неактивную форму. Надпочечники расположены над почками и имеют массу при рождении ребенка 6-8 г, а у взрослых – до 15 г каждая. Наиболее активно эти железы растут в период полового созревания, а окончательно созревают в 20-25 лет.

Изображение слайда
25

Последний слайд презентации: Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Эндокринная часть поджелудочной железы начинает формироваться на 5-6 неделе внутриутробного развития, когда происходит разделение ее клеток на экзо- и эндокринные, располагающиеся в островках. С возрастом увеличиваются размеры островков от 50 мкм в период новорожденности до 100-200 мкм в возрасте от 10 до 50 лет. После 50 лет размер островков вновь уменьшается. Характерные возрастные изменения наблюдается в содержании цинка, который входит в состав гормонов поджелудочной железы. Гранулы цинка в клетках поджелудочной железы появляются уже на 6-й неделе эмбрионального развития. В первые месяцы после рождения отмечается максимальное содержание цинка, которое сохраняется в течение периода зрелости. В старости количество цинка в гормонах резко снижается, происходит разрастание соединительной ткани и относительное увеличение числа клеток, синтезирующих глюкагон за счет уменьшения числа клеток, секретирующих инсулин. Этими изменениями структуры обусловливаются функциональные возрастные особенности. У детей первых шести месяцев жизни инсулина выделяется в два раза больше, чем у взрослых. После сорока лет падает активность эндокринного аппарата поджелудочной железы и уменьшается в соответствии с этим количество секретируемого ею гормона. Уменьшение секреции инсулина с одновременным относительным увеличением в старости количества глюкагона создает неблагоприятные условия для обмена углеводов и может послужить причиной развития сахарного диабета.

Изображение слайда