Презентация на тему: ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Введение в возрастную психологию

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Введение в возрастную психологию
План
Понятие о ВП
Вильгельм Прейер
Признаки ВП
Категориальный аппарат
Категориальный аппарат
Самостоятельная работа
Литература
Понимание «развития» в зарубежной и отечественной психологии. Законы и закономерности психического развития.
ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ
Теория рекапитуляции
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Введение в возрастную психологию
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Введение в возрастную психологию
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Введение в возрастную психологию
Нормативный подход
Нормативный подход
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Введение в возрастную психологию
А. Бине
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Введение в возрастную психологию
Психоанализ
Эпигенетическая теория Э.Эриксона
Гуманистическая психология Иерархия потребностей по А.Маслоу
Биогенетические теории развития
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Введение в возрастную психологию
Социогенетические теории
Конвергентный подход
Обобщение по зарубежной психологии
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Введение в возрастную психологию
Теории развития в отечественной психологии
ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Д.Б.Эльконин
Обобщение по отечественной психологии
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Словарь
Характеристика возрастных периодов
1/36
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 12)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5077 Кб)
1

Первый слайд презентации: ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Введение в возрастную психологию

Методическое сопровождение уроков психологии Мартиросян Е.Е.

Изображение слайда
2

Слайд 2: План

Возрастная психология как наука Понимание «развития» в зарубежной и отечественной психологии. Развитие в онтогенезе Дошкольная психология Школьная психология

Изображение слайда
3

Слайд 3: Понятие о ВП

ВП - отрасль психологии и самостоятельная наука, изучающая закономерности психического развития и формирования личности на протяжении всей жизни человека (от рождения до глубокой старости). Разделы ВП : детская, юности, зрелости, геронтопсихология. Основоположник детской ВП – Вильгельм Прейер (немецкий психолог, создавший книгу «Душа ребенка»)

Изображение слайда
4

Слайд 4: Вильгельм Прейер

4 июля 1841, Мосс-Сайд, Великобритания - 15 июля 1897, Висбаден, Германия

Изображение слайда
5

Слайд 5: Признаки ВП

Объект ВП: психика. Предмет : развитие психики в онтогенезе Задачи : - изучать закономерности развития, вскрывать критерии деления на возраста, о писывать особенности возрастов. Методы научного исследования: те же, но с учетом возраста; лонгитюдное исследование.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Категориальный аппарат

Развитие Возраст ССР ВВД Кризисный период Сензитивный период Новообразование

Изображение слайда
7

Слайд 7: Категориальный аппарат

Развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Возраст – социальная категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. ССР – конкретная форма отношений взрослого и ребенка в данном возрастном периоде. ВВД – деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный возрастной период. Кризисный период – период наибольшего обострения противоречий. Сензитивный период – благоприятный период для развития конкретной психической функции. Новообразование - качественно новое в психике.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Самостоятельная работа

Дубровина и др. Психология. – М., 2004, с. 320-327. Прочитать, выявить и законспектировать закономерности возрастного развития. Кто и какой внес вклад в развитие возрастной психологии как науки?

Изображение слайда
9

Слайд 9: Литература

Мухина В.С. Возрастная психология. – М., Словарь. Психология./под ред. В.А.Петровского – М., Смирнова Детская психология. – М.,

Изображение слайда
10

Слайд 10: Понимание «развития» в зарубежной и отечественной психологии. Законы и закономерности психического развития

Теоретические основы возрастной психологии

Изображение слайда
11

Слайд 11: ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ

ЗАРУБЕЖНЫЕ БИО- ГЕНЕТИЧЕСКИЕ СОЦИО- ГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

Изображение слайда
12

Слайд 12: Теория рекапитуляции

(лат. recapitulatio - сжатое повторение) в психологии и педагогике, концепциягии и педагогике, концепция психического развития, рассматривающая становление индивидуального сознания как сокращённое воспроизведение (повторение) ист ории развития сознания человеческого рода. «Онтогенез есть быстрое и краткое повторение филогенеза ». Эрнст Генрих Геккель

Изображение слайда
13

Слайд 13

Стенли Холл Карл Бюлер

Изображение слайда
14

Слайд 14

Стенли Холл Анализировал детские страхи, игры, рисунки… Ребенок в развитии повторяет историю человеческого рода. Стадии развития: Рытья и копания (1-5) Охоты(5-7) Пастушеская (7-11) Земледельческая (11-15) Промышленность и торговля (14-20)

Изображение слайда
15

Слайд 15

Карл Бюлер В основе развития – удовольствие. «Закон перехода удовольствия с конца на начало». Стадии развития: Инстинкт – удовольствие в конце Дрессура (навык) – функциональное… Интеллект – предвосхищенное удовольствие…

Изображение слайда
16

Слайд 16: Нормативный подход

Арнольд Гезелл Обогатил методологию детской психологии Наблюдение (зеркало Гезелла) Лонгитюдное исследование Близнецовый метод Фото-кинорегистрация… «Чем меньше ребенок, тем быстрее развитие»…

Изображение слайда
17

Слайд 17: Нормативный подход

Представители: А.Гезелл, А.Бине, Л.Термен, А.Гилфорд, Э.Торренс и др. Развитие=рост YQ – врожденная характеристика Провозгласили психологию как нормативную науку. Заложили основы психологии одаренности. Ввели понятие YQ и разработали тесты для его измерения.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Альфред Бине (11.07.1857-18.10.1911)

Изображение слайда
19

Слайд 19: А. Бине

Французский психолог, доктор медицины и права Парижского университета, основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии. Стремился утвердить объективный метод исследования в психологии.. Один из основоположников учения о тестах. В числе разработанных им проблем: методы экспериментирования, высшие познавательные функции, музыкальная и шахматная память, эмоции и чувства детей, решение задач, школьная психология и дефектология, умственное утомление... Наиболее полно исследование А. Бине в области психологии мышления. Основу составляют наблюдения А. Бине над своими детьми Маргаритой, Армандой и над учащимися начальной школы. Имя А. Бине широко известно, его научный вклад является достоянием не только французской, но и мировой науки…

Изображение слайда
20

Слайд 20

Зигмунд Фрейд

Изображение слайда
21

Слайд 21: Психоанализ

З.Фрейд – психиатр, основоположник психоанализа. Структура личности: Ид, Эго, Супер-Эго. Основной инстинкт – либидо (основа удовольствий). Движущая сила развития – конфликт между Ид и Супер-Эго. Стадии психо-сексуального развития: Оральная Анальная Фаллическая Латентная Генитальная

Изображение слайда
22

Слайд 22: Эпигенетическая теория Э.Эриксона

Базовое доверие – недоверие Самостоятельность - стыд Инициативность – вина Достижение – неполноценность Идентичность – диффузия Интимность – изоляция Творчество – застой Интеграция - разочарование Сверхзадачи личности.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Гуманистическая психология Иерархия потребностей по А.Маслоу

Потребность в самоактуализации Эстетические Познавательные Престижные Социальные Экзистенциальные Физиологические

Изображение слайда
24

Слайд 24: Биогенетические теории развития

Биогенетические теории – это теории, где ведущий фактор развития биологический, наследственный. Первой теорией является теория рекапитуляции Э.Геккеля: «Онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза». Последователи Э.Геккеля. Ст. Холл, изучая детские страхи, игры, рисунки, пришел к выводу, что ребенок в своем развитии повторяет историю человеческого рода. К.Бюлер предложил теорию 3 ступеней (инстинкт, навык, интеллект), где движущей силой развития считал удовольствие (закон перехода удовольствия с конца на начало). Ребенок развивается как животное… Н ачалось преодоление биогенетизма, начиная с психоанализа…

Изображение слайда
25

Слайд 25

Джон Уотсон Эрик Торндайк Беррес Скиннер Альберт Бандура Бихевиоризм ТСН

Изображение слайда
26

Слайд 26: Социогенетические теории

Социогенетические – теории, где ведущий фактор развития социальный. Бихевиоризм – направление, изучающее поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Это психология научения. Развитие – результат научения. Его представители Дж.Уотсон, Э.Торндайк… Теории социального научения – самое популярное направление в современной американской школе. Основная проблема – социализация. Представители: Миллер, Доллард, Р.Сирс, Б.Скиннер, А.Бандура, Аронфрид, Ю.Бронфенбреннер и др. Поднимали проблемы влияния отношения родителей на поведение ребенка, влияние методов стимулирования и семьи на успешность социализации…

Изображение слайда
27

Слайд 27: Конвергентный подход

ВИЛЬЯМ ШТЕРН: «ДЕТСКОЕ РАЗВИТИЕ ЕСТЬ КОНВЕРГЕНЦИЯ ВНУТРЕННИХ ЗАДАТКОВ С ВНЕШНИМИ УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ».

Изображение слайда
28

Слайд 28: Обобщение по зарубежной психологии

Преформизм Конвергенция 2 факторов Разные формы теории рекапитуляции Приспособление Внутри индивида (в его природе) Наследственность Среда От индивидуального к социальному (социализация) Ст. Холл К.Бюлер З.Фрейд Э.Эриксон Ж.Пиаже Э.Торндайк А.Бандура и другие Движущие силы развития Специфика развития Формы развития Источник развития Условия развития Ход развития Психологи

Изображение слайда
29

Слайд 29

Л.С.Выготский А.Н.Леонтьев Д.Б.Эльконин П.Я.Гальперин

Изображение слайда
30

Слайд 30: Теории развития в отечественной психологии

Л.С.Выготский Перевел психологию в науку теоретическую. Предмет – сознание. Ввел экспериментально-генетический метод и исторический принцип. Законы психического развития… Не отождествлял обучение (2 уровня развития: АУР, ЗБР) и развитие… Последователи Л.С.Выготского. Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин и др.) РСО (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков и др.) Мотивационно-потребностная сфера (Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин и др.)

Изображение слайда
31

Слайд 31: ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Сложной организации во времени. Метаморфозы. Неравномерности. Развития ВПФ. Чередования.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Д.Б.Эльконин

ПЕРИОДЫ Раннее детство Детство Отрочество ЭТАПЫ Младенчество Дошкольник Подросток Раннее детство Младший шк-к Юность КРИЗИСЫ 0 1 3 7 12 15 МПС ОТС В основе периодизации: смена 2 типов ВД «ребенок – общественный взрослый» и «ребенок – общественный предмет».

Изображение слайда
33

Слайд 33: Обобщение по отечественной психологии

Обучение Деятельность Развитие подчиняется действию общественно-исторических законов Присвоения Вне индивида (среда) Морфо-физиологические особенности строения мозга и общение От социального к индивидуальному (закон развития высших психических функций) Л.С.Выготский А.Н.Леонтьев В.В.Давыдов Л.В.Занков Д.Б.Эльконин и другие Движущие силы Специфика Формы Источник Условия Ход развития Психологи

Изображение слайда
34

Слайд 34: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЛИЧНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКИЕ Конституция Пол Здоровье Темп созревания СОЦИАЛЬНЫЕ Семья Взрослые Сверстники Предметная среда ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВВД

Изображение слайда
35

Слайд 35: Словарь

Психология Онтогенез Филогенез Развитие Возраст ВВД (ведущий вид деятельности) ССР (социальная ситуация развития) Кризисный период Сензитивный период Новообразование Возрастнасихология Лонгитюдное исследование

Изображение слайда
36

Последний слайд презентации: ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Введение в возрастную психологию: Характеристика возрастных периодов

1. Особенности формирования личности ССР ! ВВД ! Н\О Особенности психического развития Особенности физического развития Кризис № Название возраста, границы

Изображение слайда