Презентация на тему: Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты

Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты
Для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся именно с интеллектуальной недостаточностью, необходимо осуществить:
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты
Раздел программы «Познавательное развитие» имеет следующую структуру:
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты
Основные методы и приемы развития мышления у детей с нарушением интеллекта
Задачами развития наглядно-действенного мышления являются:
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты
Работа в пропедевтический период проходит ряд последова¬тельных этапов (И.В Чумакова):
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты
Лекция 2. Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей с нарушением интеллекта
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты
1/21
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 66)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (71 Кб)
1

Первый слайд презентации: Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты

Изображение слайда
2

Слайд 2

Познавательное развитие детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Сенсорное воспитание и развитие внимания. Ознакомление с окружающим миром. Развитие мышления. Формирования элементарных количественных представлений. Развитие речи. Обучение грамоте.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся именно с интеллектуальной недостаточностью, необходимо осуществить:

Организацию предметно-практической деятельности, которая служит основой развития познавательной сферы умственно отсталых детей. Постепенность расширения и уточнения представлений об окружающей действительности, используя концентрический метод. Поэтапность овладения трудовыми навыками, начиная от простого самообслуживания.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Вне зависимости от того, в какой именно дошкольной образовательной организации находится ребенок с нарушением интеллекта, предполагается создание для него педагогических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее обучение. К ним относится правильное комплектование групп, создание команды специалистов для организации коррекционно-педагогического процесса с детьми (дефектолог, олигофренопедагог – как основные специалисты, а также воспитатели, методист, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию, прошедшие курсы переподготовки в области специальной дошкольной педагогики). К специальным педагогическим условиям относится создание пространственно-развивающей среды, а также реализация адаптированных программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта Современной программой, предназначенной для работы с детьми с нарушением интеллекта, является программа, разработанная Е.А.Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», в которой отражено современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогиче¬ской работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими умственную отсталость легкой формы (IQ в пределах 50—69), а также с детьми с умственной отсталостью в умеренной форме (IQ в пределах 35—49), которые при ранней и целенаправленной коррекционно-педагогической работе также способны овладеть основным содержанием программного материала. С учетом образовательных потребностей умственно отсталых детей дошкольного возраста в програм-ме выделены 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие». Познавательное развитие детей в дошкольном возрасте базируется на развитии восприятия, активизации представлений и наглядных форм мышления. В процессе целенаправленного обучения формируется, с одной стороны, ориентировочно-поисковая деятельность (метод проб, практическое примеривание и зрительная ориентировка на свойства и качества предметов), а с другой — создаются условия для усвоения детьми систем сенсорных эталонов и их словесного обозначения.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Раздел программы «Познавательное развитие» имеет следующую структуру:

сенсорное воспитание и развитие внимания; формирование мышления; формирование элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим; развитие речи и формирование коммуникативных способностей; подготовка к обучению грамоте.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, ребенка нужно научить действиям рассматривания, выслушивания, ощупывания, т. е. сформировать у него перцептивные действия. Далее важно научить ребенка сравнивать то, что он воспринимает в данный момент с общепринятыми мерками (эталонами). Это системы геометрических форм, шкалы величин, меры веса, звуковысотный ряд, цветовой спектр, система фонем родного языка и т. д. На основе получения образов восприятия у ребенка начинает складываться целостная система отношений и знаний, которая постепенно оформляется и закрепляется в речи. На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. Затем в процессе коррекционной работы эти образы становятся более четкими и включаются в систему за счет: формирования связей внутри определенного анализатора, а также за счет межанализаторных связей.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Еще один важный раздел образовательно-воспитательной работы дошкольного учреждения - ознакомление детей с окружающим миром. Этот раздел программы имеет важное значение для умственного, нравственного развития, для формирования личностных качеств ребенка. Представления об окружающем мире влияют на содержание игр детей, на их общение со сверстниками и взрослыми. Однако, данное направление работы положительно влияет на умственное развитие детей лишь в том случае, когда дошкольникам дается целостная система знаний, отражающая связи и зависимости в той или иной области. Основными методами обучения являются наблюдение, фиксация и обобщение взрослым опыта действий детей с предметами окружающего мира, с объектами живой и неживой природы; экскурсии, дидактические игры; специальная организация детского опыта; чтение художественной литературы, использование иллюстративно-наглядных пособий. Данный раздел программы включает такие направления работы: ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с природой (живой и неживой); ознакомление с явлениями природы. Каждое из этих направлений имеет свою специфику, знакомит детей с определенным типом свойств, связей и отношений, специфических для данной области действительности.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Основные методы и приемы развития мышления у детей с нарушением интеллекта

В раннем возрасте мышление ребенка формируется в единстве с процессом овладения речью, в различных видах деятельности (предметной, игровой, общении). У умственно отсталых детей основное место в структуре дефекта занимает недоразвитие познавательной деятельности, следовательно, без специально организованной коррекционной работы развитие мышления у детей данной категории малоэффективно. Для формирования мыслительной деятельности умственно отсталых детей широко используются проблемные ситуации и проблемные задачи, так как только в условиях препятствий и наличия интеллектуальных трудностей возникает потребность в познании и овладении мышлением. Система работы по формированию мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта была разработана Е.А.Стребелевой.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Задачами развития наглядно-действенного мышления являются:

Создание предпосылок для развития наглядно-действенного мышления; Формирование способов ориентировки в условиях проблемных практических задач и освоение метода проб и ошибок, как основного при решении наглядно-действенных задач; Включение речи в процесс решения наглядно-действенных задач.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Для его формирования широко используются картинки и иллюстрации. Детей необходимо научить улавливать внутренние взаимосвязи, выстраивать логику действий, находить недостающее звено и др. В работе по его формированию у детей с нарушением интеллекта выделяется несколько этапов: Установление внутренних и внешних связей между изображенными объектами. Установление причинно-следственных связей. Определение правильной последовательности изображенных и подразумеваемых действий персонажей картинки. Вычленение опосредованных, скрытых связей, которые вытекают из характера ситуации, изображенной на картинке (узнавание персонажей, их выбор). Составление словесного описания ситуации, изображенной на картинке. Используются тексты и картинки.

Изображение слайда
11

Слайд 11

У старших дошкольников с нарушением интеллекта предполагается формирование элементов словесно-логического мышления. Это вид мышления, осуществляемый при помощи операций с понятиями. В работе с умственно отсталыми детьми преимущественно используется три вида заданий для формирования данного вида мышления: Задания, в которых присутствует нарушение привычного хода явлений (сначала предметные ситуации, потом – изображенные на картинках). Задания, направленные на выявление скрытых свойств предметов (например, угадай, что плавает, что тонет). Сюда же относятся задания на классификацию предметов. Логические задачи. Сюда же входит отгадывание загадок. Основная задача формирования элементарных количественных представлений - обучение умениям сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств. Овладение математическими представлениями - эффективное средство коррекции недостатков умственного развития. Исследования Л. Б. Баряевой, Н. Г. Морозовой, Н. И. Непомнящей, М. Н. Перовой и др. показывают, что поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на различные стороны восприятия, мышления, всей познавательной деятельности в целом.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Работа в пропедевтический период проходит ряд последова¬тельных этапов (И.В Чумакова):

Подбор и группировка предметов по определенному качественному признаку. Формирование представлений один – много, много – мало. Составление упорядоченного ряда предметов. Установление отношений больше, меньше, поровну. Преобразование множеств, изменяющих количество элементов. Преобразование множеств, сохраняющих количество элементов. Сопоставление множеств, воспринимаемых различными анализаторами.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Основными направлениями дальнейшей работы являются формирование интереса к математике, формирование представлений о количестве, формирование представлений о смысле действий сложения и вычитания, обучение решению арифметических задач, обогащение опыта и словаря детей, формирование геометрических представлений, представлений о времени и пространстве и др. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех основных функций речи (фиксирующей, сопровождающей, познавательной, коммуникативной и регулирующей), а также освоение всех сторон языковой системы — семантической, грамматической, лексической и фонетической.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Необходимо формировать у детей не только вербальные, но и невербальные формы коммуникации (умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть ему в глаза, выполнять предметно-игровые действия со сверстником, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкцию: «дай», «на», «возьми», понимать и использовать указательные жесты ). Занятия по развитию речи проводятся в игровой форме. Лексический и грамматический материал должен повторяться не только на занятиях по развитию речи, но и в других видах детской деятельности. Каждое планируемое занятие с детьми с нарушением интеллекта имеет не только специфическую для данного вида деятельности, но и речевую задачу. Специальная речевая задача ставится на занятиях по развитию речи, однако она также носит игровой характер. На занятия по развитию речи выносятся следующие направления работы: 1. Формирование речевого и фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте. 2. Формирование словаря (развитие понимания речи окружающих, обогащение и активизация словаря, обучение связной речи: формирование грамматических навыков; ознакомление с детской художественной литературой.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Подготовка детей к обучению грамоте включает в себя два основных направления: подготовку детей к письму и формирование элементарных навыков звукового анализа. Подготовка к письму начинается с первого года пребывания детей в специальном дошкольном учреждении и проводится на протяжении всех последующих лет обучения, второе направление работы в форме занятий учителя-дефектолога и учителя-логопеда проводится только на последнем году обучения детей в системе дошкольного образования.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Лекция 2. Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей с нарушением интеллекта

Изображение слайда
17

Слайд 17

Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Содержание данного раздела включает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми: концентр «Я сам»; концентр «Я и другие»; концентр «Я и окружающий мир». Игровая деятельность имеет большое значение для социально-эмоционального развития ребенка. Весь период дошкольного детства она выполняет ведущую роль в психическом развитии ребенка. Работа по развитию игровой деятельности у умственно отсталых детей строится поэтапно. Сначала привлекают внимание детей к разнообразным игрушкам, обучают действиям с ними. Для этого, на занятиях проводится обыгрывание различных игрушек (рассматривание, выполнение с ними различных действий, называние). Особенное отношение вырабатывается к кукле, как заместителю человека. После первичного знакомства с игрушками, обучают различным действиям с ними. Действие считается сформированным, если ребенок способен воспроизвести его на другом объекте и начинает переносить в свободную деятельность.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Уже на первом году обучения проводится работа по введению в игру предметов-заместителей и воображаемых предметов. Прежде всего, ребенка подводят к пониманию функции замещения. Для этого учат многообразному использованию различных предметов в игре (кубик это – мыло, утюг, печенье, столик). В дальнейшем происходит переход к ролевой игре. Все ролевые действия по своей природе двойственны и включают действия самого ребенка и действия другого человека. Трудовое воспитание включает в себя становление практических действий детей, которые осуществляются в процессе формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Основными видами труда, используемого в работе с умственно отсталыми дошкольниками являются: самообслуживание, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Требованиями к трудовому воспитанию детей с нарушением интеллекта являются: доступность цели деятельности; возможность наглядно представить ее результаты; формирование социально-значимых мотивов деятельности; развитие умения планировать работу. В качестве методов трудового воспитания используются совместные действия, действия по подражанию, поэлементный показ, действия по образцу, словесная инструкция, самостоятельное выполнение. Формы трудового воспитания в ДОУ: поручение, дежурство, коллективный труд. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. В данном разделе рассматриваются следующие виды детской деятельности: музыкальное воспитание и театрализованная деятельность; ознакомление с художественной литературой; эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изобразительная деятельность занимает в дошкольном возрасте ведущее место наряду с игровой. Изобразительная деятельность имеет моделирующий характер, помогает ребенку упорядочить и зафиксировать знания об окружающем мире. Одно из значений изобразительной деятельности заключается в том, что она мобилизует познавательные возможности ребенка, учит его ориентироваться в окружающем мире, а также преобразовывать его. Кроме того, изобразительная деятельность является первой продуктивной деятельностью ребенка. Физическое воспитание ребенка с нарушением интеллекта направлено на: совершенствование функций формирующегося организма ребенка; развитие основных движений, двигательных навыков; совершенствование тонкой ручной моторики; развитие зрительно-двигательной координации. В соответствии с программой обучения и воспитания в разделе «Физическое воспитание и физическое развитие» выделяются направления работы по развитию основных движений: метание, построение, ходьба, бег, ползание, лазание, перелезание, прыжки, общеразвивающие упражнения; подвижные игры; плавание.

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта. Содержательные аспекты

В процессе выполнения режимных моментов необходимо проводить работу по укреплению детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выработку укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их практической реализации. Специализированные занятия проводятся с детьми в подготовительной к школе группе в соответствии с расписанием занятий по основным направлениям работы (один раз в неделю). Одним из эффективных приемов является ознакомление ребенка с собственным телом и его возможностями.

Изображение слайда