Презентация на тему: ВОПРОСЫ ПО ПОЛИТОЛОГИИ

ВОПРОСЫ ПО ПОЛИТОЛОГИИ
Политика как общественное явление
Политология как наука о политике: объект, предмет, методы, функции
Существуют следующие группы методов исследования, применяемые в политологии:
Политическая власть, её структура, ресурсы, функции. Легитимность политической власти
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕГАЛЬНОСТЬ И ЛЕГИТИМНОСТЬ.
Политическая система общества: понятие, структура
Понятие политического режима. Классификация политических режимов
Государство – основной институт политической системы общества. Признаки, структура и функции государства
Политическая система общества: понятие, структура
Понятие политического режима. Классификация политических режимов
Правовое, социальное государство и гражданское общество
Законодательная власть. Понятие парламента: структура, полномочия
Исполнительная власть. Понятие, состав и структура правительства. Глава государства и его полномочия
Институты государственной власти в Республике Беларусь
о
Политические партии в политической системе общества: сущность, социальная база, социальный состав, функции. Классификация партий
Общественные объединения и общественные движения в политической системе общества. Политический лоббизм
Политический процесс: сущность, структура, стадии
9
Политическая элита: типология и специфические черты
Природа политического лидерства: основные функции, типы
Избирательное право. Ключевые принципы избирательного права: всеобщность, равенство избирателей, свободное волеизъявление. Абсентеизм и его причины
р
Понятие и типы избирательных систем
Политические конфликты и кризисы. Формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов
Политическая культура: сущность, структура и функции. Основные типы политической культуры
2
Международные отношения: сущность, виды, типы
1
Геополитика. Географические, демографические, этнические и военные факторы геополитики
Политические конфликты и кризисы. Формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов
Понятие и типы избирательных систем
Институты государственной власти в Республике Беларусь
Судебная власть. Суды в политической системе общества: виды, функции.
Институты государственной власти в Республике Беларусь.
Политические партии в политической системе общества: сущность, социальная база, социальный состав, функции. Классификация партий.
Общественные объединения и общественные движения в политической системе общества. Политический лоббизм.
Политический процесс: сущность, структура, стадии.
ВОПРОСЫ ПО ПОЛИТОЛОГИИ
Политическая элита: типология и специфические черты.
Природа политического лидерства: основные функции, типы.
Избирательное право. Ключевые принципы избирательного права: всеобщность, равенство избирателей, свободное волеизъявление. Абсентеизм и его причины.
Понятие и типы избирательных систем.
Политические конфликты и кризисы. Формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов.
Политическая культура: сущность, структура и функции. Основные типы политической культуры.
1/46
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 3)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (240 Кб)
1

Первый слайд презентации: ВОПРОСЫ ПО ПОЛИТОЛОГИИ

Выполнил: студент гр. 11-ПГз-2 Игонина.Р.М

Изображение слайда
2

Слайд 2: Политика как общественное явление

Политика – это сфера общественных отношений между социальными группами по поводу использования политической власти в целях реализации их общественно значимых интересов и потребностей. Рассмотрим основные сферы жизнедеятельности, из которых состоит общество (страна) и определим среди них место политической сферы. Общество условно можно разделить на четыре основные сферы жизнедеятельности: Экономическая сфера - это сфера, в рамках которой осуществляется производство материальных ценностей, которые необходимы для удовлетворения материальных (физических) потребностей человека. Социальная сфера - сфера внетрудовой деятельности, где происходит восстановление сил, затраченных в труде, удовлетворение основных потребностей человека, развитие способностей личности. Духовная сфера - сфера общества, где осуществляется производство, распределение и потребление духовных ценностей; сфера функционирования духовной культуры общества (наука, искусство, религия). И, наконец, политическая сфера, где осуществляются действия государства по отношению к членам общества и действия членов общества по отношению к государству.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Политология как наука о политике: объект, предмет, методы, функции

Политическая наука как совокупность знаний о политических явлениях и процессах засвидетельствована письменными источниками Европы около двух с половиной тысяч лет. В наиболее развитых формах она прослеживается в европейском регионе в рамках античной культуры. Долгое время она развивалась в рамках единого социально-гуманитарного знания. Как самостоятельная наука политология оформляется в первой половине ХХ века. Политология – наука о закономерностях становления, функционирования и изменения политической власти в обществе. Функции политологии: Познавательная - политология исследует и объясняет политические явления и процессы и вооружает граждан систематизированными знаниями о политической жизни общества. Инструменталистская (практическая ) – на основе полученных знаний о политической жизни политологи вырабатывают рекомендации (создают политические технологии) для субъектов политических действий, которые становятся инструментом совершенствования политических отношений в обществе. Прогностическая – политологи на основе полученных знаний определяют ближайшие и отдаленные перспективы политического развития общества, моделируют будущие политические процессы и отношения.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Существуют следующие группы методов исследования, применяемые в политологии:

1.Методы эмпирического исследования: Наблюдение за реально происходящими политическими процессами и событиями (простое и включенное) Документальный метод : исследование политических событий по материалам архивов, газет, журналов, мемуаров и т.д. Опросный : изучение общественного мнения участников политических событий с помощью интервью, анкетирования. 2. Методы общелогические : Анализ - мысленное разделение конкретного политического процесса на составные части для их более детального изучения Синтез – мысленное соединение изученных составных частей политического процесса в единую целостную картину Обобщение – выделение сходных признаков у изучаемых политических институтов и процессов и образование на этой основе конкретных понятий (политическая власть, государство, избирательный процесс, политический кризис и т.д.) Абстрагирование – при установлении сходных признаков исследуемых политических процессов необходимо отвлекаться от второстепенных свойств этих процессов. Аналогия – на основе уже установленного сходства политических процессов в одних признаках можно сделать вывод об их сходстве и в других. 3. Принципы философии как методы познания: Принцип развития – любой политический процесс необходимо изучать как постоянно развивающийся, для этого необходимо выяснить, что он представлял собой в прошлом и одновременно спрогнозировать, что он будет представлять в будущем. Принцип всеобщей связи – для создания целостной картины любого политического процесса или события необходимо выявить и описать его связи с другими процессами и явлениями в обществе. Принцип системности – данный принцип требует от ученого-политолога, с одной стороны, выявить конкретные составные части данного политического процесса, а, с другой, показать, каково место данного процесса в более общей социальной системе. Принцип детерминизма – необходимо, во-первых, выявить причины данного политического процесса, а, с другой, предположить, к каким последствиям может привести данный процесс, причиной чего он может стать сам.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Политическая власть, её структура, ресурсы, функции. Легитимность политической власти

Политическая власть – социальное взаимодействие при котором одни социальные субъекты подчиняют своей воле деятельность других субъектов с помощью государственно-правовых средств. Структура политической власти состоит из следующих элементов: Субъект власти это носитель власти, который выражает свою волю через приказ: индивиды, политические институты и организации, элиты и лидеры; Объектами власти являются: индивид, социальная группа, масса, класс и т.д. Это исполнители властного приказа; Источники власти – то на основании чего власть возникает. В качестве источников власти могут выступать знания, авторитет, сила или угроза ее применения, закон, богатство, престиж, харизма, социальный и политический статус, тайна, интерес и т. д.; Ресурсы власти – это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти. Типы ресурсов власти : экономические: материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые; силовые : оружие, аппарат физического принуждения; социальные : различные привилегии, которыми пользуется власть, кадровая политика; информационные: средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения; политико-правовые : конституция, законы, программные документы политических партий; демографические : человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы. Функции политической власти: Господство: разделение общества на господствующие и подчиненные группы, выделение аппарата управления; Руководство: выработка и законодательное закрепление стратегии развития, политической системы, выбор средств осуществления основных целей; Управление: принятие конкретных управленческих решений, деятельность административного аппарата и правительственных органов власти; Контроль: обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.

Изображение слайда
6

Слайд 6: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕГАЛЬНОСТЬ И ЛЕГИТИМНОСТЬ

Легальность – носит юридический характер и означает соответствие власти и ее действий закону. Легитимность – носит фактический характер и означает принятие населением власти и согласие ей подчиняться. Впервые термин был введен в научный оборот немецким социологом Максом Вебером (1864 – 1920 гг.) в нач. ХХ в. М. Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционная, харизматическая и легальная Традиционная легитимность Харизматическая легитимность Рациональная легитимность Источники власти Обычаи, традиции, вера в священность издревле установленных порядков Особые качества (харизма) политического лидера Законы, правила, нормы, признаваемые большинством граждан Тип лидера Монарх, религиозный советник Пророк, военачальник, популист, демагог Избранное должностное лицо Доминирующий тип социального поведения Традиционное Эмоциональное Целерациональное Типичная форма правления или режим Монархия Плебисцитарная диктатура Парламентская демократия

Изображение слайда
7

Слайд 7: Политическая система общества: понятие, структура

Политическая система – это совокупность идейно-политических и правовых установок, субъектов политики, политических институтов и отношений, с помощью которых осуществляется управлением обществом. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: Институциональная подсистема – состоит из политических институтов и неполитических организаций: государство, политические партии, общественные организации, СМИ, церковь. Коммуникативная подсистема – совокупность отношений между субъектами политической системы: принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция, сотрудничество. Нормативная подсистема – совокупность политико-правовых норм и др. средств регулирующих отношения между субъектами политической системы: конституция, законы, традиции и обычаи, мораль). Функциональная подсистема – включает способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности. Культурно-идеологическая подсистема – совокупность политических взглядов, теорий и концепций, на основании которых строится деятельность субъектов политической системы: политическое сознание, политическая и правовая культура.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Понятие политического режима. Классификация политических режимов

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ: Тоталитарный политический режим (лат. totalis – весь, целый, полный ) - контроль государства над всеми сферами общества. Авторитарный политический режим ( лат. autoritas –власть, влияние) - монополия на власть одного лица, группировки или партии, минимальное участие народа в управлении. Демократический политический режим (лат. demos -народ, kratos - власть) - граждане пользуются широкими правами на участие в управлении обществом Понятие политического режима. Классификация политических режимов Политический режим – это определенный политический порядок, система средств и методов осуществления государственной власти в обществе. Понятие политического режима показывает, соотношение, с одной стороны, прав и свобод граждан в обществе, а, с другой, меру принуждения (насилия) к ним со стороны государства. В современной науке существует множество подходов к классификации политических режимов. В научной литературе выделяют диктаторские и демократические режимы, народные и антинародные. Однако, наиболее распространённой классификацией является деление режимов на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Государство – основной институт политической системы общества. Признаки, структура и функции государства

Государство есть такой аппарат управления, который устанавливает порядок, стабильность в обществе с помощью правовых норм (законов), обеспечиваемых принудительной силой (полиция, суды, тюрьмы). Отличительные признаки государства: Наличие системы публичной власти, которая реализуется через систему органов, осуществляющих функции государственной власти (парламент, правительство, судебные органы, местные органы власти). Наличие территории, на которую распространяются полномочия данного государства. Государство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципу кровного родства. Суверенитет: на своей территории государство выступает как высшая власть, охватывающая своим влиянием всех людей, а в международном сообществе оно выступает как самостоятельная и независимая единица, не обязанная выполнять приказы других государств. Монопольное право на легальное применение силы в отношении подданных страны. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до возможного физического уничтожения человека в случае нарушения им законов страны. Право принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают экономическую самостоятельность государства. Функции государства: Внутренние: Экономическая - управление экономикой; Социальная – управление процессом распределения доходов в обществе, регулирование национальных, социально-классовых, конфессиональных отношений; Культурная – управление развитием науки, искусства- духовной культуры ; Правовая - охрана общественного порядка, контроль за соблюдением законности. Внешние: Оборонительная - защита интересов данной страны в ее взаимоотношениях с другими странами, обеспечение обороны страны; Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Политическая система общества: понятие, структура

Политическая система – это совокупность идейно-политических и правовых установок, субъектов политики, политических институтов и отношений, с помощью которых осуществляется управлением обществом. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: Институциональная подсистема – состоит из политических институтов и неполитических организаций: государство, политические партии, общественные организации, СМИ, церковь. Коммуникативная подсистема – совокупность отношений между субъектами политической системы: принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция, сотрудничество. Нормативная подсистема – совокупность политико-правовых норм и др. средств регулирующих отношения между субъектами политической системы: конституция, законы, традиции и обычаи, мораль). Функциональная подсистема – включает способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности. Культурно-идеологическая подсистема – совокупность политических взглядов, теорий и концепций, на основании которых строится деятельность субъектов политической системы: политическое сознание, политическая и правовая культура.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Понятие политического режима. Классификация политических режимов

Политический режим – это определенный политический порядок, система средств и методов осуществления государственной власти в обществе. В современной науке существует множество подходов к классификации политических режимов: подразделение режимов на диктатуры и демократии ; марксистский подход к классификации предполагает деление политических режимов на: буржуазные, социалистические, переходные ; деление современных политических режимов на тоталитарный, авторитарный и демократический, осуществляется по целому комплексу показателей, выявляющих характер политической жизни в данном обществе. В качестве таковых рассматриваются следующие критерии: мера вмешательства государства в жизнь общества; способ формирования органов государственной власти; реализация принципа разделения властей и характер взаимоотношений между ветвями власти; характер отношения членов общества к политической власти; объём и характер реализации прав и свобод человека; роль идеологии в обществе.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Правовое, социальное государство и гражданское общество

Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Иначе говоря, правовое государство можно определить как государство, в котором господствуют право и закон. Основополагающими принципами правового государства являются: Верховенство закона; Неотчуждаемость прав и законов граждан; Взаимная ответственность государства и личности; Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; Эффективный контроль за осуществлением законов. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, поддержки социально слабых групп населения. Гражданское общество представляет собой систему негосударственных общественных институтов и общностей людей, которые создают условия для самоорганизации индивидов и коллективов, осуществления их личных интересов и формирования совокупности неполитических отношений в обществе (экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных и т.д.).

Изображение слайда
13

Слайд 13: Законодательная власть. Понятие парламента: структура, полномочия

Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти. По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные. Обычно однопалатный парламент и нижняя палата двухпалатного парламента избирается прямым голосованием избирателями страны. Верхняя палата двухпалатного парламента формируется в разных странах по- разному – используются следующие способы: Часть членов верхней палаты избирается гражданами (прямые и непрямые выборы); Часть назначается главой государства (монархом или президентом); Часть депутатов может получать этот пост по наследству, по принципу родства и др. Функции (полномочия) парламента: Финансовая – принятие парламентом законов о налогах и бюджете страны на каждый календарный год. Формирование правительства (в парламентских республиках и парламентских монархиях). Контроль за деятельностью правительства. Внешнеполитическая– утверждение договоров, заключенных правительством и главой государства с другими странами. Законотворческая – главная функция парламента, которая проявляется в принятии парламентом новых законов для страны. Правом законодательной инициативы в различных странах обладают разные субъекты, но чаще всего это: Члены парламента (депутаты) – парламентская законодательная инициатива. Глава государства (президент или монарх) – президентская или королевская законодательная инициатива. Правительство – правительственная законодательная инициатива. Избиратели ( народная законодательная инициатива).

Изображение слайда
14

Слайд 14: Исполнительная власть. Понятие, состав и структура правительства. Глава государства и его полномочия

Правительство - коллегиальный орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть. Правительство осуществляет ( исполняет ) политические решения, принятые Парламентом. Правительство ( названияв различных странах): Совет Министров (кабинет министров) - Беларусь, Англия, Франция; Государственный Совет – Норвегия, Финляндия, Швеция; Федеральный Совет – Швейцария; Федеральное правительство – Германия. Структура (состав) правительства: Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер – глава правительства в Германии, Австрии); Вице-премьеры (заместители председателя правительства); Министры; Аппарат министерств. Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти. В качестве главы государства может выступать монарх, президент, премьер-министр. Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от многих факторов, важнейшие из которых форма правления и политический режим. Полномочия главы государства определяются конститу­цией и зависят от формы правления. В полномочия президента входит: формирование правительства и контроль над его дея­тельностью; обращение к парламенту с посланиями; роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституцией (Франция, Россия, Беларусь); подписание и контроль за исполнением законов; право вето на отдельные законодательные акты; назначение судей (без права вмешательства в про­цесс правосудия); право помилования, амнистии; решение вопросов, связанных с использованием вооруженных сил, выработкой военной политики государства; прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов; ведение переговоров и заключение международных соглашений; введение чрезвычайного и военного положения в случаях, предусмотренных конституцией и др.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Институты государственной власти в Республике Беларусь

Система законодательной власти. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Национальное собрание Республики Беларусь является высшим представительным и законодательным органом страны и состоит из двух палат: нижней – Палаты представителей и верхней – Совета Республики. В состав Палаты представителей входят 110 депутатов, избрание которых осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тай­ном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Совет Республики – палата территориального представительства. От каждой области и г. Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня и Минского городского Совета депутатов избираются по восемь членов Совета Республики; восемь членов назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее пяти лет. Система исполнительной власти. Правительство. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. В состав Правительства входят председатель – Премьер-министр, его заместители, министры, а также руководители иных республикан­ских органов государственного управления.

Изображение слайда
16

Слайд 16: о

Глава государства – Президент. В Беларуси институт президентства был впервые введён в 1994 г., под данным институтом следует понимать совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Бела­русь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Судебная система. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Политические партии в политической системе общества: сущность, социальная база, социальный состав, функции. Классификация партий

Политическая партия – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении. Структуру политической партии можно представить следующим образом: Партийное руководство Рядовые члены партии Блок избирателей Современные политические партии выполняют ряд функций : Функция представительства; Функция борьбы за завоевание государственной власти; Идеологическая функция; Функция отбора и формирование политических лидеров и элит; Функция социальной интеграции граждан; Функция политической социализации и мобилизации граждан; Функция контроля над властью. Под типом партии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идеологическая основа, главная общественно-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Если за основу классификации берется характер и задачи деятельности, то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам: Революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях и политической системе; Реформаторские, выступающие за умеренные, постепенные изменения в общественных отношениях с сохранением основ существующей политической системы; Консервативные, стоящие на позициях сохранения основных черт сложившихся социально-политических отношений; Реакционные, ставящие перед собой задачи восстановления старых структур.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Общественные объединения и общественные движения в политической системе общества. Политический лоббизм

Общественное движение – это относительно массовое объединение граждан, стремящихся к реализации общей цели. Для общественного движения характерны следующие черты: отсутствие жёстко централизованной организации и фиксированного членства; неоднородный состав участников, объединённых на добровольной основе; деятельность направлена на достижение определённых социально значимых целей. Общественная организация - это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил. В политологии под лоббизмом понимается политика, направленная на отстаивание отдельными политическими и социальными силами своих интересов в органах государственной власти. По отношению к лоббизму существует два подхода: запретительный; регулятивно-правовой.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Политический процесс: сущность, структура, стадии

Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов (индивидов, групп, партий, классов), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества. Субъект политического процесса – это носитель политической деятельности, вызывающей определенные изменения в политической системе общества. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: Открытый процесс: политический курс государства свободно обсуждаются общественностью, властные структуры учитывают общественное мнение; Скрытый процесс: субъекты политики скрывают от общественности объективную информацию, а также негативные факты своей деятельности; Стабильный процесс: преобразования в обществе осуществляются последовательно, политические отношения отличаются устойчивостью и цивилизованностью; Нестабильный процесс: неустойчивость политической ситуации в обществе. Массовое недовольство граждан уровнем и качеством жизни; Внутриполитический процесс: отражает изменения в политической системе национального государства; Международный процесс: отражает изменения в политической жизни мирового сообщества; Эволюционный процесс: характеризуется постепенностью, непрерывностью развития; Революционный процесс: характеризуется проведением коренных, радикальных изменений. С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются и политические процессы. Чаще всего различают четыре стадии (режима) протекания политического процесса.

Изображение слайда
20

Слайд 20: 9

Первая - это стадия конституирования совпадает с революционным, переломным периодом развития общества, когда утрачивается легитимность власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закрепляются возникшие институты власти. Полностью пересматривается конституция. Вторая стадия – стадия функционирования совпадает со стабильным периодом общественного развития. На данной стадии политического процесса осуществляются процедуры по поддержанию деятельности уже созданных органов власти, политических партий, общественных организаций. Политический процесс отражает простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями. Третья стадия протекания политических процессов - это стадия развития. Для данной стадии характерна определенная перегруппировка в расстановке политических сил. Происходят частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных организаций. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги определили цели и методы управления, соответствующие изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене. Четвертой является стадия упадка, распада политической целостности. Разрушительные тенденции преобладают над конструктивными. распад режима правления носит необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность контролировать и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность

Изображение слайда
21

Слайд 21: Политическая элита: типология и специфические черты

Термин “элита” происходит от латинского eligere или франц. elite - лучшее, отборное, избранное. Начиная с XVII в начали употреблять применительно к высшей знати. В научный оборот он был введен в к. XIX – н. XX в. ТИПОЛОГИЯ ЭЛИТ: по функциональному признаку: политическая (высшая, средняя и административная), экономическая и культурно-информационная элиты; в состав контрэлиты входят те, кто стремится занять позиции правящей элиты; по интенсивности циркуляции и способам рекрутирования : выделяются открытые и закрытые элиты. Открытая элита характеризуется достаточно динамичной циркуляцией, ей присуща открытость, выражающаяся в формально равных возможностях доступа членов неэлитных групп в нее. Для закрытой характерна замедленная циркуляция, выражающаяся в неравных возможностях доступа представителей неэлитных групп в нее. В конечном счете, элита стремится к самовоспроизводству, что в свою очередь обрекает ее на вырождение и деградации, ее положительными чертами являются: высокая степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, невысокая вероятность внутренних конфликтов. К недостаткам этого типа элиты следует отнести косность, слабую способность реагировать на происходящие социальные изменения, тенденция к кастовости.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Природа политического лидерства: основные функции, типы

Политическое лидерство представляет собой постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА: Программно-ориентационная: определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности; Инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач; Интегративная: объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом; Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения; Функция легитимации власти: обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы; Коммуникативная: коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между обществом и властью. Убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА: традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях привычке последователей к подчинению; харизматическое лидерство, основывающееся на вере в не обыкновенные, выдающиеся качества вождя; рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Избирательное право. Ключевые принципы избирательного права: всеобщность, равенство избирателей, свободное волеизъявление. Абсентеизм и его причины

Избирательное право - это совокупность юридических норм, регламентирующих участие граждан в выборах представительных органов власти и должностных лиц государства, подготовку и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами государства. Различают активное и пассивное избирательное право: Активное избирательное право - это право гражданина лично участвовать в выборах (избирать) членов представительных учреждений и должностных лиц. Пассивное избирательное право - это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительские органы или на выборную должность. В основу современного избирательного права заложены принципы: Всеобщего избирательного права; Прямого избирательного права; Тайного избирательного права; Равного избирательного права; Свободного избирательного права.

Изображение слайда
24

Слайд 24: р

Абсентеизм - одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит», политика «не мое дело» и т.п. Есть два важнейших типа абсентеизма: связанные с особенностями конкретной избирательной кампании, когда в силу определенных причин выборы не интересны: выдвинутые неяркие кандидаты, отсутствует подлинная состязательность на выборах и т.д.; связанные с общей политической, социальной и экономической ситуацией в стране.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Понятие и типы избирательных систем

Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Выделяют три типа избирательных систем: мажоритарная система- вид избирательной системы, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов выборов пропорциональная система - в ид избирательной системы, основанной на пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ими мандатами; смешанная система - вид избирательной системы, которая предполагает комбинирование элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем с целью минимизации тех недостатков, которыми обладает каждая из них в отдельности. При наличии такой системы одна часть парламента страны избирается по пропорциональной системе, а другая - по мажоритарной. Каждый избиратель в этом случаи обладает как минимум двумя голосами.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Политические конфликты и кризисы. Формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов

В политической науке конфликт рассматривается как социальное явление, под которым понимается столкновение (противоборство) общественных сил, отдельных групп или лиц, происходящее в ходе разрешения осознанного ими противоречия, возникшего из взаимоисключающихся интересов или способов их достижения. Урегулирование конфликта – это предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.). Политической наукой выработаны универсальные принципы технологии урегулирования конфликтов. публичная оценка истинных причин конфликтов, изучение внутренних и внешних факторов возникновения и развития конфликтов; общественный и государственный контроль конфликтов, оперативное реагирование с целью предотвращения разрушительных социальных последствий; обязательное создание специальных (состоящих из экспертов, аналитиков, представителей власти, общественности) институтов по урегулированию конфликтов (они организовывают диалог, переговоры конфликтующих сторон, их консультирование); организация переговорного процесса участников конфликта, побуждение их к добровольному примирению.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Политическая культура: сущность, структура и функции. Основные типы политической культуры

Политическая культура – это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм и методов политического поведения всех субъектов политического процесса. В ее структуре выделяют следующие компоненты: познавательный компонент: доминирующие в обществе представления и знания о политической действительности; эмоциональный – психологический компонент: чувства и эмоции, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни общества; оценочный компонент: оценка политических явлений; поведенческий компонент: мотивы и модели политического поведения. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Познавательная функция Коммуникативная функция Интегративная функция Мобилизационная функция Нормативно-регулятивная функция Социализирующая функция

Изображение слайда
28

Слайд 28: 2

В современных обществах существуют различные типы политических культур. Классической является типология предложенная американскими политологами Г.Алмондом и С. Вербой. Они выделили 3 основных типа политической культуры: Патриархальная политическая культура. Данную культуру характеризует политическая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, неучастие в политической жизни. Такой тип культуры присущ начальным этапам формирования политической системы, но его проявления продолжают влиять и на вполне современные общества. Подданническая политическая культура. Характеризуется сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия. Отличается от патриархальной тем, что в ней присутствует интерес к политике, но отношение к политической системе в основном эмоциональное. Активистская политическая культура. Отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах, что предполагает и высокий интерес к политике и политическую активность индивида.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Международные отношения: сущность, виды, типы

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: Политические – играют главенствующую роль и находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Экономические и научно-технические - в современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы. Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами. Военно-стратегические отношения- это отношения связанные с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы. Культурные отношения связаны с процессами интернационализации общественной жизни, взаимопроникновением и обогащением культур, систем образования, бурным развитием средств массовой информации.

Изображение слайда
30

Слайд 30: 1

Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали). По вертикали – масштабные уровни: Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом. Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер. По горизонтали – групповые уровни: Групповые (коалиционные, межкоалиционные ) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д. Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Геополитика. Географические, демографические, этнические и военные факторы геополитики

Геополитика - это наука, которая изучает роль и воздействие природно-пространственных, географических факторов на политику любого государства. Основным объектом геополитических исследований является географическая среда страны, которая характеризуется рельефом, размером и расположением территории в мировом геополитическом пространстве; типом и формой государственных границ; состоянием окружающей среды; наличием природных ресурсов. Важной пространственной категорией в геополитике является государственная территория. Она представляет собой часть земного шара, над которой осуществляет суверенитет определенное государство. Существенную роль в геополитических исследованиях, играет категория «граница». С юридической точки зрения граница — это линия, фиксирующая пределы государственной территории. Важную роль в формировании геополитического пространства играют так называемые геостратегические линии. Под ними понимают оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе. В качестве таких линий обычно выступают: сухопутные и морские коммуникации (железные и шоссейные дороги, морские и океанские пути движения судов и т.п.); направления распространения культур, религий, идеологий, линии сотрудничества или соперничества между государствами.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Политические конфликты и кризисы. Формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов

Политический конфликт – разновидность социального конфликта. Социальный конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – взаимодействие социальных групп, у которых различия в интересах, потребностях, социальных ориентациях достигают предела. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ: По масштабам проявления: Внешнеполитические Внутриполитические По степени публичности (насколько о них известно массам): Открытые Закрытые По степени и характеру нормативной регуляции: Институционализированные Неинституционализированные По продолжительности действия: Кратковременные Долговременные Политический кризис – крайняя степень обострения политического конфликта. ВИДЫ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ: Правительственный кризис Кризис президентской власти Парламентский кризис Кризис судебной власти Конституционный кризис Общенациональный кризис Основные способы разрешения конфликтов обычно делят на две группы: мирные военные К средствам мирного урегулирования можно отнести следующие: Политические дискуссии, переговоры между участниками конфликта Компромисс Судебные способы разрешения политических конфликтов Осуществление реформ, которые устраняют причины конфликта Когда мирные способы разрешения политических конфликтов не дают результата, то применяются военные, силовые, репрессивные способы как внутри страны, так и в отношениях между государствами на международной арене. К таким можно отнести: Применение силы Применение репрессивных действий

Изображение слайда
33

Слайд 33: Понятие и типы избирательных систем

Избирательная система в широком смысле слова – общий порядок проведения выборов в органы власти. Избирательная система в узком смысле слова – способ определения результатов голосования (подсчет голосов). Типы избирательных систем: Мажоритарная избирательная система (от фр. majorite – большинство) – для победы необходимо набрать большинство голосов избирателей. Данная система имеет следующие разновидности: А) Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства - победившим на выборах становится кандидат, набравший более половины голосов избирателей (минимум – 50% + 1 голос) Б) МИС относительного большинства – победившим на выборах становится кандидат, набравший больше голосов по сравнению с остальными кандидатами. В) МИС квалифицированного большинства – для победы необходимо значительное большинство голосов избирателей (2/3 или 3/5). Данная система применяется обычно при проведении референдумов. Пропорциональная избирательная система Основа ее – прямо пропорциональное соотношение между количеством голосов избирателей, поданных за ту или иную партию, и количеством мест в парламенте, полученных каждой партией в парламенте Голосование осуществляется за партии, а не за индивидуальных кандидатов в депутаты.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Институты государственной власти в Республике Беларусь

Система законодательной власти. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Национальное собрание Республики Беларусь является высшим представительным и законодательным органом страны и состоит из двух палат: нижней – Палаты представителей и верхней – Совета Республики. В состав Палаты представителей входят 110 депутатов, избрание которых осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тай­ном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Совет Республики – палата территориального представительства. От каждой области и г. Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня и Минского городского Совета депутатов избираются по восемь членов Совета Республики; восемь членов назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее пяти лет. Система исполнительной власти. Правительство. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. В состав Правительства входят председатель – Премьер-министр, его заместители, министры, а также руководители иных республикан­ских органов государственного управления. Глава государства – Президент. В Беларуси институт президентства был впервые введён в 1994 г., под данным институтом следует понимать совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Бела­русь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Судебная система. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Судебная власть. Суды в политической системе общества: виды, функции

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Республиканская система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из: Конституционного Суда системы общих и хозяйственных судов.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Институты государственной власти в Республике Беларусь

Законодательным органом является Национальное собрание, состоящее из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. В отдельных случаях, предусмотренных Конституцией, Особое место в политической системе общества занимает Президент. Президент является Главой государства, олицетворением единства народа, гарантом Конституции, прав, свобод человека и гражданина, реализации основных направлений внутренней и внешней политики. Президент и Парламент могут выступать от имени белорусского народа. В политической системе белорусского общества функционирует более десяти политических партий, многочисленные общественные объединения - профсоюзы, женские, молодежные, ветеранские и другие формирования.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Политические партии в политической системе общества: сущность, социальная база, социальный состав, функции. Классификация партий

Политическая партия (от лат. р artis – часть чего-либо) – организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и стремящаяся их реализовать путем завоевания государственной власти. Политическая партия состоит из: Лидеров и идеологов (теоретиков) партии Партийного актива Рядовых членов партии Функции партии: Борьба за завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающей ее группы населения. Рекрутирование (формирование) политических лидеров и элит. Политические партии осуществляют подготовку и выдвижение кадров для государственного аппарата и всех уровней политической системы; Функция контроля над властью. Существование и активная деятельность политических партий предотвращает узурпацию власти, способствует реализации принципов демократии. Идеологическая – разработка комплекса идей, направленных на преобразование общества. Политические партии путем пропаганды этих идей стремятся привлечь в свои ряды новых членов и граждан, которые будут поддерживать партию на выборах.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Общественные объединения и общественные движения в политической системе общества. Политический лоббизм

Общественное движение – это относительно массовое объединение граждан, стремящихся к реализации общей цели. Для общественного движения характерны следующие черты : отсутствие жёстко централизованной организации и фиксированного членства; неоднородный состав участников, объединённых на добровольной основе; деятельность направлена на достижение определённых социально значимых целей. Общественная организация - это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Политический процесс: сущность, структура, стадии

Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов (индивидов, групп, партий, классов), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества. Политический процесс, как правило, состоит из нескольких стадий (этапов): 1. Формирование (вызревание) политической проблемы; 2. Принятие политического решения, направленного на разрешение проблемы (выбор эффективной альтернативы); 3.Приведение в действие механизма реализации конкретных мер принятого решения; 4. Получение результата и его оценка.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Виды политических процессов: Внутриполитические – процессы, которые происходят внутри отдельной страны (избирательный процесс, законодательный процесс и др.) Внешнеполитические – процессы, реализующие отношений государств между собой, на международной арене (война, переговоры между государствами о строительстве совместных предприятий); Эволюционные - совершаются постепенно, без коренной ломки основ общества Революционные – совершаются скачкообразно, с коренной ломкой основ общества; Открытые – процессы, освещаемые СМИ и делающие их известными населению. Политический курс государства свободно обсуждается общественностью, властные структуры учитывают общественное мнение Скрытые – не доступные для СМИ и неизвестные населению. С убъекты политики скрывают от общественности объективную информацию, а также негативные факты своей деятельности. Стабильные – процессы, в которых взаимодействие участников носит характер партнерства или цивилизованной конкуренции. Преобразования в обществе осуществляются последовательно, политические отношения отличаются устойчивостью и цивилизованностью Нестабильные – процессы, в которых взаимодействие их участников носит характер борьбы или нецивилизованной конкуренции. Неустойчивость политической ситуации в обществе. Массовое недовольство граждан уровнем и качеством жизни.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Политическая элита: типология и специфические черты

Политическая элита – слой общества, который занимает руководящие посты в государственных и негосударственных политических институтах общества ВИДЫ ЭЛИТ ОБЩЕСТВА: Экономическая элита – социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников Культурная элита – наиболее авторитетные и влиятельные деятели искусства, просвещения, литературы Научная элита - ученые, которые с помощью своих открытий и изобретений внесли кардинальные изменения в существующую материальную и духовную культуру общества Политическая элита – слой общества, который занимает руководящие посты в государственных и негосударственных политических институтах общества

Изображение слайда
42

Слайд 42: Природа политического лидерства: основные функции, типы

Термин «лидер » ( от англ. leader ) в переводе означает «ведущий», «руководитель», «вождь». Политическими лидерство представляет собой постоянное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. Многие исследования лидерства опираются на типологию, разработанную М. Вебером, выделяются: традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях привычке последователей к подчинению; харизматическое лидерство, основывающееся на вере в не обыкновенные, выдающиеся качества вождя; рационально-легальное (бюрократическое) лидерство. Выделяются три стиля лидерства: авторитарный, демократический и невмешивающийся.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Избирательное право. Ключевые принципы избирательного права: всеобщность, равенство избирателей, свободное волеизъявление. Абсентеизм и его причины

Избирательное право в более узком, смысле – это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах либо в качестве избирающего, либо в качестве избираемого. В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, свободных, прямых, равных выборов при тайном голосовании, что регламентируются конституциями и другими правовыми актами государства. Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, религии, места жительства и т.д. имеют право участвовать в выборах. Принцип прямого избирательного права является наиболее распространенным и демократичным и предполагает, что граждане напрямую выбирают все вертикали власти, т.е. отдают свои голоса непосредственно за конкретного кандидата или список кандидатов. Бывает и косвенное (непрямое) голосование, о чем говорилось выше. Принцип тайного избирательного права исключает контроль за волеизъявлением избирателей. Голосование осуществляется тайно, т.е. никто, без ведома самого гражданина, не вправе знать, за кого он голосовал. Для этого предусмотрен такой порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении (кабине) и лично опускает его в урну. Принцип равного избирательного права предполагает выполнение следующих требований: каждый избиратель должен иметь одинаковое количество голосов; все избиратели голосуют на равных условиях; каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей. Принцип свободного избирательного права предполагает право избирателя решать самому вопрос об участии в голосовании и право самостоятельного выбора кандидата на избираемую должность.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Понятие и типы избирательных систем

Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Выделяют три типа избирательных систем - мажоритарную; пропорциональную; смешанную. МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА - вид избирательной системы, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов выборов. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - вид избирательной системы, основанной на пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ими мандатами. СМЕШАННАЯ СИСТЕМА – вид избирательной системы, которая предполагает комбинирование элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем с целью минимизации тех недостатков, которыми обладает каждая из них в отдельности. При наличии такой системы одна часть парламента страны избирается по пропорциональной системе, а другая - по мажоритарной. Каждый избиратель в этом случаи обладает как минимум двумя голосами.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Политические конфликты и кризисы. Формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов

Политический конфликт – разновидность социального конфликта. Социальный конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – взаимодействие социальных групп, у которых различия в интересах, потребностях, социальных ориентациях достигают предела. Политический кризис – крайняя степень обострения политического конфликта. В современной политической науке большое значение уделяется выработке эффективных технологий разрешения политических конфликтов. Основные способы разрешения конфликтов обычно делят на две группы: мирные и военные. К средствам мирного урегулирования можно отнести следующие: Политические дискуссии, переговоры между участниками конфликта Компромисс Судебные способы разрешения политических конфликтов Осуществление реформ, которые устраняют причины конфликта

Изображение слайда
46

Последний слайд презентации: ВОПРОСЫ ПО ПОЛИТОЛОГИИ: Политическая культура: сущность, структура и функции. Основные типы политической культуры

Политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодейст­вия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей по­ведения. Политическая культура выполняет в обществе определенные  функции: идентификации, реализуя потребность человека в принадлежности к сообществу, группе; ориентации, объясняя   смысл политических явлений; адаптации и социализации  –  через приобщение к навыкам политического поведения; интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп; коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и инсти­тутов на основе стереотипов, мифов и символов.

Изображение слайда