Первый слайд презентации
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК Тема 6. Научный стиль речи Коновалова Юлия Олеговна
Слайд 2: Цель: познакомиться с основными признаками и жанрами научного стиля речи
Слайд 3: Задачи:
Систематизировать знания о научном стиле речи. Проанализировать композицию и языковые особенности выпускной работы бакалавра. Изучить языковые особенности жанров аннотации, конспекта и реферата. Узнать основные способы оформления цитат из научной литературы.
Слайд 4: Содержание:
Цель, задачи Ключевые слова темы Признаки научного стиля Композиция выпускной работы бакалавра Языковые средства, используемые в выпускной работе бакалавра Структура и языковые особенности аннотации Конспект и реферат: сходства и различия Способы цитирования Вопросы для самопроверки Литература
Слайд 5: Ключевые слова темы:
Научный стиль Выпускная квалификационная работа Структура Композиция Цитата Аннотация Реферат Конспект Тезисы
Слайд 6: Черты научного стиля
Сфера общественной жизни – наука. Жанры: статья, лекция, научный доклад, тезисы, монография, справочник, учебник, диссертация, дипломная работа, аннотация и др.
Слайд 7: Черты научного стиля
3. Главная функция – познавательная (передача информации). 4. Преобладающая форма речи – письменная.
Слайд 8: Черты научного стиля
5. Форма изложения – безличная. 6. Распространены пассивные конструкции ( было исследовано, результаты получены ). 7. Прямой порядок слов.
Слайд 9: Черты научного стиля
8. Глаголы в форме прошедшего или настоящего времени. 9. Термины. 10. Оценка верно/неверно (вместо хорошо/плохо )
Слайд 10: Черты научного стиля
11. Низкая эмоциональность. 12. Автор коллективный - МЫ (это значит, что автор опирается на мнение других учёных).
Слайд 11: Черты научного стиля
13. Вместо предложения с местоимением МЫ можно использовать другие конструкции: Мы думаем, что … = Представляется, что … Мы провели анализ … = Проведён анализ …
Слайд 12: Научные работы студента ВГУЭС
Реферат Курсовая работа (курсовой проект) Отчет по практике Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) Идентичная структура и оформление!!!
Слайд 13: Выпускная работа бакалавра
Работа, которую пишет студент, заканчивающий университет. Работа, которую нужно защитить. - Работа, после защиты которой студент получает диплом университета.
Слайд 14: Выпускная работа бакалавра
Структура Титульный лист Содержание Введение Теоретическая часть Исследовательская часть Заключение Список использованных источников Приложение
Слайд 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой канд. филол. наук ________ Ю.О. Коновалова БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА Изучение этнокультурной специфики речевого общения иностранных студентов ВГУЭС БЛГ-08-01. 45679 БР Студент _____________ М.Ю. Сидоров Руководитель ст.преподаватель ____________ М.И. Иванова Нормоконтролер Ассистент ____________ С.В. Петрова Владивосток 2011
Слайд 16
Содержание Введение ……………………………………………3 1 Основы психолингвистики …..…………………4 1.1 Основные понятия психолингвистики...…8 1.2 Этнопсихолингвистика как раздел психолингвистики ……………………………...15 2 Лингвистический анализ речевого общения иностранных студентов………………………..25 2.1 Выражение согласия …..…………………..26 2.2 Выражение несогласия ……..……………..34 Заключение …………………………………………37 Список использованных источников ……………38 Приложение А ………………………………………40
Слайд 17: Введение
Тема работы Цели и задачи Объект и предмет работы Актуальность работы Новизна работы Методы исследования Описание материала (вид, количество, время и место сбора и т.д.) Структура работы
Слайд 18: Теоретическая часть
Обзор литературы по данной теме - История вопроса Различные подходы (мнения) Суть вопроса Современное состояние проблемы Методы (принципы) разработки темы Наиболее важные положения, значимые для собственного исследования
Слайд 19: Исследовательская часть
Описание собственной работы - Анализ своего материала - Описание собственного проекта - Собственное решение поставленной проблемы и т.д.
Слайд 20: Оформление текстовой части
См. Требования ВГУЭС к оформлению работ! (портал ВГУЭС, справочные и нормативные материалы) Формат бумаги А4. Правое поле – 10 мм, левое – 30 мм, верхнее, нижнее – 20 мм. Шрифт Times New Roman, размер – 12, стиль (начертание) – обычный, цвет шрифта – черный.
Слайд 21: Оформление текстовой части
Выравнивание – по ширине; абзацный отступ – 1,25 см; межстрочный интервал – 1,5. Автоматический перенос слов. Номер страницы – в правом верхнем углу без точек. Цифры арабские.
Слайд 22: Заключение
Краткое описание проделанной работы Подведение итогов своей работы: сопоставление задач и результатов Заключение о достижении заявленной цели Заключительный вывод Представление перспектив исследования
Слайд 23: Список использованных источников
Список книг, которые вы читали и цитировали. ! Книги располагаются в том порядке, в котором вы их цитировали в работе ( не в алфавитном порядке)
Слайд 24: Список использованных источников
Каждая книга в списке имеет номер, который даётся при первом упоминании. Если в работе ещё есть ссылки на эту книгу, то её номер не меняется.
Слайд 25: Список использованных источников
Обязательные элементы описания книги: – фамилия и инициалы автора. Фамилию одного автора приводят в именительном падеже. При наличии двух и трех авторов указывают имя первого. – полное название книги; – место издания; – издательство; – год издания; – количество страниц.
Слайд 26: Образец оформления списка использованных источников
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник для вузов / М.А. Николаева. – М.: Норма, 2006. – 448 с. Чечеткина Н.М. Товарная экспертиза: учебник для студ. вузов / Н.М. Чечеткина, Т.И. Путилина, В.В. Горбунева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 509 с.: ил. – (Учебники и учебные пособия). Агафонова Н. Н. Гражданское право: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова; под. общ. ред. А. Г. Калпина ; авт. вступ. ст. Н. Н. Поливаев; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. юрид. акад. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 542 с.
Слайд 27: Приложение
Схемы Рисунки Таблицы Диаграммы Приложение – необязательный компонент работы
Слайд 28: Аннотация как жанр научного стиля
Аннотация – это краткое описание книги
Слайд 29: Аннотация как жанр научного стиля
В аннотации указывают: Какова тема книги Какие вопросы анализирует автор Как автор решает проблемы Для кого написана книга
Слайд 30: Аннотация как жанр научного стиля
В аннотации используют пассивные конструкции Книга написана / адресована / посвящена Вопросы рассматриваются Внимание уделяется Проблемы анализируются / характеризуется предложения без подлежащего (кроме первого) (слово книга / учебник встречается только один раз – в первом предложении )
Слайд 31: Аннотация как жанр научного стиля
Учебник посвящён основам коммуникативной деятельности. Излагаются основные понятия теории речевой коммуникации. Рассматриваются вопросы обучения чтению и слушанию. Приводится (приведена) система упражнений. Предназначен для студентов вузов. ( Адресован студентам вузов )
Слайд 32: Найдите и исправьте ошибки в аннотации:
Книга написана о способах создания различных интерьеров. Автор рассматривает теоретические понятия дизайна интерьера. В книге представлены описания интерьеров различных помещений. Книга написана для начинающих и опытных дизайнеров.
Слайд 33: Конспект и реферат
Конспект и реферат – жанры научного стиля, имеющие сходства и различия. Конспект - краткое изложение статьи (книги, лекции). Реферат – описание и анализ теоретических научных источников по какой-либо проблеме.
Слайд 34: Конспект и реферат
Навыки конспектирования и реферирования В основе навыков реферирования лежат навыки конспектирования
Слайд 35: Конспект
Конспектирование Один или несколько научных источников ( последовательно) Конспект = краткий пересказ Выделение главной и второстепенной информации Важная информация излагается более подробно Второстепенная информация упоминается кратко или опускается
Слайд 36: Реферат
Реферирование Один или несколько научных источников одновременно Реферат = критическое осмысление текста Выделение главной и второстепенной информации Сопоставление точек зрения разных учёных на проблему: нахождение в концепциях точек пересечения и принципиальных отличий Собственная оценка информации с позиций новое/старое, известное/неизвестное, верное/неверное, бесспорное/спорное, актуальное/неактуальное
Слайд 37: Реферат
Клише: 1. Данная статья (книга, работа) посвящена описанию (анализу, рассмотрению) … 2. В работе В.В.Иванова рассматриваются (описываются, анализируются; рассмотрены, описаны, проанализированы) вопросы … 3. По нашему мнению (на наш взгляд, с нашей точки зрения) наиболее значимым является положение (утверждение, заключение, мысль) о том, что …
Слайд 38: Реферат
Клише: 4. Автор /ы считает /ют (утверждает /ют, полагает /ют, рассматривает /ют, анализирует /ют, сравнивает /ют, описывает /ют )… 5. По мнению (с точки зрения) исследователя /ей, … 6. В соответствии с концепцией (позицией, взглядами, положениями) учёного /ых, …
Слайд 39: Реферат
Клише: 7. Не вызывает возражений мысль (положение, заключение, утверждение) автора о том, что … 8. Наиболее спорным представляется классификация (положение, заключение, утверждение) … 9. Вызывает сомнения заключение исследователей о том, что …
Слайд 40: Реферат
Клише: 10.Наиболее значительное различие в концепциях А.С.Иванова и А.Д.Петрова заключается (кроется, заключено) в том, что (как) … 11.Данные исследователи (ФИО) одинаково рассматривают … 12.Указанные ученые (ФИО) сходятся во мнении относительно того, что …
Слайд 41: Цитирование научной литературы
В процессе конспектирования и реферирования необходимо правильно оформлять цитаты. Цитаты – «чужие» слова, помещенные в собственный текст. Цитаты заключаются в кавычки. Раскавыченное цитирование – грубая ошибка! (возможно обвинение в нарушении авторских прав и в плагиате).
Слайд 42: Цитирование научной литературы
Изменения в науке имеют своей причиной, помимо внутренних факторов, универсальные законы изменения человеческого опыта о мире и человеке. (Р.М.Фрумкина) 1. Полное дословное включение цитаты: Р.М.Фрумкина считает (пишет, утверждает, заключает) : « И зменения в науке имеют своей причиной, помимо внутренних факторов, универсальные законы изменения человеческого опыта о мире и человеке ».
Слайд 43: Цитирование научной литературы
Изменения в науке имеют своей причиной, помимо внутренних факторов, универсальные законы изменения человеческого опыта о мире и человеке. (Р.М.Фрумкина) 2. Дословная передача слов учёного, включённых в собственный текст: А) Р.М.Фрумкина считает (пишет, утверждает, заключает), что « и зменения в науке имеют своей причиной, помимо внутренних факторов, универсальные законы изменения человеческого опыта о мире и человеке ».
Слайд 44: Цитирование научной литературы
Изменения в науке имеют своей причиной, помимо внутренних факторов, универсальные законы изменения человеческого опыта о мире и человеке. (Р.М.Фрумкина) 2. Дословная передача слов учёного, включённых в собственный текст: Б) По мнению (с точки зрения) Р.М.Фрумкиной, « и зменения в науке имеют своей причиной, помимо внутренних факторов, универсальные законы изменения человеческого опыта о мире и человеке ».
Слайд 45: Цитирование научной литературы
Изменения в науке имеют своей причиной, помимо внутренних факторов, универсальные законы изменения человеческого опыта о мире и человеке. (Р.М.Фрумкина) 3. Включение в собственный текст неполного предложения автора (многоточие ставится на месте пропуска текста – это может быть начало, середина или конец предложения): Р.М.Фрумкина считает (пишет, утверждает, заключает), что « и зменения в науке имеют своей причиной … универсальные законы изменения человеческого опыта о мире и человеке ».
Слайд 46: Цитирование научной литературы
Изменения в науке имеют своей причиной, помимо внутренних факторов, универсальные законы изменения человеческого опыта о мире и человеке. (Р.М.Фрумкина) 4. Текст автора частично передаётся своими словами и частично – словами автора (в случае, когда у автора заимствуются не целые предложения, а их части или развернутые словосочетания, многоточие не нужно): Р.М.Фрумкина считает (пишет, утверждает, заключает), что причины изменений в науке – не только внутренние факторы, но и « универсальные законы изменения человеческого опыта о мире и человеке ».
Слайд 47: Домашнее задание
Составить аннотацию к любому учебнику Написать КРАТКИЙ конспект статьи Подготовить реферат с использованием ВСЕХ клише по материалам двух статей (объём – не более 2-х страниц) Составить 5 предложений с РАЗЛИЧНЫМИ способами цитирования (выбрать любое сложное предложение из любого произведения Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского).
Слайд 48: Вопросы для самопроверки
Жанрами научного стиля являются … а) очерк б) лекция в) рассказ г) аннотация д) тезисы е) дипломная работа
Слайд 49: Вопросы для самопроверки
2. Признаками научного стиля являются … а) эмоциональность б) образность в) объективность г) точность
Слайд 50: Вопросы для самопроверки
3. Научный стиль используется для … а) познания б) общения в) развлечения
Слайд 51: Вопросы для самопроверки
4. Сфера, в которой используется научный стиль - … а) культура б) экономика в) наука
Слайд 52: Вопросы для самопроверки
5. В научном стиле преобладают … а) разнообразные синтаксические конструкции б) однообразные предложения с прямым порядком слов в) средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения)
Слайд 53: Вопросы для самопроверки
6. Критическое осмысление научной концепции должно присутствовать в … а) аннотации б) конспекте в) реферате
Слайд 54: Литература к теме:
Гойхман О.Я. Речевая коммуникация: учебник для студ. вузов. / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2008. – …
Последний слайд презентации: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт
Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.