Презентация на тему: Византийское искусство

Византийское искусство
Собор Святой Софии
История создания собора
Византийское искусство
Византийское искусство
Византийское искусство
Византийское искусство
Османское завоевание и дальнейшая судьба собора
Византийское искусство
Византийское искусство
Архитектурные особенности
Византийское искусство
Мозаичный цикл
Византийское искусство
Византийское искусство
Исламские элементы архитектуры и убранства
Византийское искусство
Рунические надписи
Византийское искусство
Византийское искусство
Источники
Спасибо за внимание!
1/22
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 26)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (32985 Кб)
1

Первый слайд презентации: Византийское искусство

Храм святой Софии выполнила: Апёнышева А 191-гд

Изображение слайда
2

Слайд 2: Собор Святой Софии

Собо́р Свято́й Софи́и — Прему́дрости Бо́жией [1], Святая София Константинопольская, Айя-София — бывший патриарший православный собор, находящийся в историческом центре современного Стамбула (ранее Константинополь ), район Султанахмет. Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название на сегодня — Большая мечеть Айя-София Вид на Софийский собор

Изображение слайда
3

Слайд 3: История создания собора

Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при императоре Константине I [4]. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II [5].. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: « по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля » [7]. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом [8].

Изображение слайда
4

Слайд 4

План этажа Собора Святой Софии

Изображение слайда
5

Слайд 5

Расположенные рядом храмы Святой Софии и Святой Ирины получили свои названия в честь божественных Мудрости и Мира, соответственно обожествления абстрактных понятий) [9]. Первый храм Софии сгорел во время народного восстания в 404 году [10]. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора. Константиновский и Феодосиевский храмы были большими вытянутыми с запада на восток пятинефными базиликами [11]. Скудное представление о них дают только археологические находки, которые позволяют судить только о внушительных размерах.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Фрагменты базилики Феодосия Строительство Святой Софии (миниатюра из хроники Константина Манассии )

Изображение слайда
7

Слайд 7

1 — вход; 2 — императорские ворота; 3 — плачущая колонна; 4 — михраб (алтарь); 5 — минбар; 6 — ложа султана; 7 — омфалос («пуп мира»); 8 — мраморные урны из Пергама; a — баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I ; b — минареты султана Селима II

Изображение слайда
8

Слайд 8: Османское завоевание и дальнейшая судьба собора

Храм был захвачен турками 29 мая 1453 года. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы … Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли» [29]. Согласно позднейшим описаниям, все молящиеся в храме были убиты, и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного ныне на одной из колонн красной полосой

Изображение слайда
9

Слайд 9

Центральный вид северного нефа в 1852 году. С картины Гаспаре Фоссати

Изображение слайда
10

Слайд 10

Султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, 30 мая 1453 года вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю (победную) суру Корана [9], после чего собор был обращён в мечеть, что потребовало пристройки четырёх минаретов [32]. Поскольку здание ориентировано по христианской традиции ( алтарь на восток), мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку ), с неприглядным скосом вправо [9]. Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой [33].

Изображение слайда
11

Слайд 11: Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа : средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырёхугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня [65]. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола [66].

Изображение слайда
12

Слайд 12

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренний вид сводов собора

Изображение слайда
13

Слайд 13: Мозаичный цикл

Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века. Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде

Изображение слайда
14

Слайд 14

Святитель Иоанн Златоуст Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Изображение слайда
15

Слайд 15

Мозаики в помещении над южным вестибюлем К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль, первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия. В. Н. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [72].

Изображение слайда
16

Слайд 16: Исламские элементы архитектуры и убранства

Минареты Айя-Софии были возведены в различное время: первый кирпичный юго-западный минарет построен при султане Фатихе Мехмеде, северо-восточный — в правление Баязида II, два минарета в западной части построил архитектор Синан при султанах Селиме II и Мураде III. Мраморный резной минбар был построен в конце XVI века при султане Мураде III. При султане Махмуде I в 1739—1742 годах была проведена перестройка собора, в ходе которой в алтарной части появился михраб. Современный михраб относится к XIX веку и был отреставрирован архитектором Густавом Фоссати в 1847—1849 годах. По обеим сторонам михраба установлены бронзовые подсвечники, привезенные в 1526 году султаном Сулейманом Великолепным из Буды.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Михраб, расположенный в апсиде Ложа Султана, декорированная братьями Фоссати Минбар, откуда имам читал проповеди

Изображение слайда
18

Слайд 18: Рунические надписи

На мраморных парапетах собора Святой Софии встречаются надписи скандинавскими рунами. Вероятно, они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем был найден еще ряд надписей. Предполагается возможность существования и других рунических надписей, но специальные изыскания подобного рода в соборе не проводились [

Изображение слайда
19

Слайд 19

Одна из рунических надписей в соборе Святой Софии

Изображение слайда
20

Слайд 20

В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО [2]. В 2020 году он снова стал мечетью [3].

Изображение слайда
21

Слайд 21: Источники

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Византийское%20искусство.%20Храм%20святой%20Софии https://zen.yandex.ru/media/id/5ca8056989a7d300b343dc10/istoriia-hrama-sviatoi-sofii-v-stambule-kotoryi-prevrascaiut-v-mechet-5f1bb72059aa2b431efb9546 https://foma.ru/velikie-sooruzheniya-hram-svyatoy-sofii-v-stambule.html https://1chudo.ru/khramy/85 https://moystambul.ru/sobor-svyatoj-sofii/

Изображение слайда
22

Последний слайд презентации: Византийское искусство: Спасибо за внимание!

Изображение слайда