Презентация на тему: Выявление, устранение и предупреждение дисграфии и дислексии у младших

Выявление, устранение и предупреждение дисграфии и дислексии у младших школьников
Неуспеваемость – это результат школьных трудностей, не выявленных вовремя, не скомпенсированных
Истоки проблемы
Дидактогенные факторы риска (социально-педагогические)
Эндогенные факторы
По данным ИВФ РАО
Как понять, что ребенку действительно трудно дается правописание?
* Письмо: « Требуется помощь !» ЕЕ
Специфические ошибки на письме:
Специфические ошибки на письме:
Специфические ошибки на письме:
Специфические ошибки на письме : оптические и кинетические
Как понять, что ребенку действительно трудно дается чтение?
* Чтение
Типизация специфических ошибок чтения (дислексических)
Выявление, устранение и предупреждение дисграфии и дислексии у младших
* Трудности во время письма и чтения могут сохраняться в течение всего периода обучения в школе *
ЧТО ГОВОРИТ НАУКА?
Функциональная система письма и чтения (Ж. М. Глозман, 2009)
Выявление, устранение и предупреждение дисграфии и дислексии у младших
Выявление, устранение и предупреждение дисграфии и дислексии у младших
Письмо как вид деятельности (навык) включает операции :
Выявление, устранение и предупреждение дисграфии и дислексии у младших
* Письмо как комплексный навык
Выявление, устранение и предупреждение дисграфии и дислексии у младших
А.Н. Корнев
О.Б. Иншакова, А.А. Назарова
В помощь учителю!
Как помочь ребенку овладеть правописанием? Играть с ребенком!
А.Е. Соболева Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии им. А.Р.Лурия
Л.В. Лопатина, Е.А. Л огинова
Спасибо за внимание!
1/32
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 47)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3915 Кб)
1

Первый слайд презентации: Выявление, устранение и предупреждение дисграфии и дислексии у младших школьников

А.С. Саблева, к.п.н., доцент кафедры логопедии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Изображение слайда
2

Слайд 2: Неуспеваемость – это результат школьных трудностей, не выявленных вовремя, не скомпенсированных

Изображение слайда
3

Слайд 3: Истоки проблемы

На начальных этапах владения навыками чтения и письма ( 1 класс) трудностям не уделяется должного внимания Своевременно не выявляются причины и механизмы трудностей Не реализуется комплексная система работы учителя, логопеда, психолога (нейропсихолога) Наблюдаем стойкие трудности в процессе чтения и письма * Специфические (дислексия, дисграфия, дизорфография) * Неспецифические проблемы правописания («безграмотность»), затруднения в овладении технической стороной чтения (недостаточная скорость чтения), нелюбовь к чтению и пр. Осложняется изучение всех школьных дисциплин

Изображение слайда
4

Слайд 4: Дидактогенные факторы риска (социально-педагогические)

Дефицитарность игрового развития в дошкольном возрасте Очень раннее обучение письму и чтению. Дети, которые рано начинают писать: * часто неправильно держат ручку, испытывают сильное мышечное напряжение. И как результат имеют стойкое нарушение почерка * Испытывают трудности звуко -буквенного анализа И как результат: «срисовывание» букв и слов при списывании; трудности в выполнении операции моделирования слова, приводящие к пропускам и перестановкам букв и пр. Интенсификация учебного процесса Несоответствие технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей Стрессовые факторы Ограничение времени в процессе деятельности Страх упрека в несостоятельности: «медленно читаешь», «плохой почерк»

Изображение слайда
5

Слайд 5: Эндогенные факторы

Состояние здоровья ребенка Особенности нейропсихологического развития : функциональная неготовность ребенка к письму, чтению, т.е. недостаточное развитие психических функций, необходимых для осуществления деятельности письма, чтения (внимания, памяти, мышления, речи, пространственных представлений и пр.) Нарушения в развитии определенных систем: нарушения речевого развития, расстройства памяти, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и пр. Психологически аспект: мотивация ребенка к занятиям по письму, чтению и обучению вообще

Изображение слайда
6

Слайд 6: По данным ИВФ РАО

У значительной части детей, поступающих в школу, отмечена несформированность речи (до 60% ) моторики (30-35%) з рительного и зрительно-пространственного восприятия (до 50%) з рительно-моторных и слухо -моторных координаций (до 35%) Все это базовые функции, обеспечивающие формирование навыков письма и чтения У части детей к моменту обучения в школе еще недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции (до 70%). Письмо и чтение - сложные виды произвольной деятельности, требующей концентрации внимания, программирования и текущего контроля деятельности

Изображение слайда
7

Слайд 7: Как понять, что ребенку действительно трудно дается правописание?

Понять, что дело не в лени или элементарной Невнимательности Обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика

Изображение слайда
8

Слайд 8: Письмо: « Требуется помощь !» ЕЕ

Если: Отсутствуют пропуски между словами и предложениями Имеет место зеркальное письмо: буквы С, Э, З, Б, В и др., перевернутые в другую сторону; эта же картина может быть и с цифрами Повторяется одна и та же буква в написании слова, например: пиро п вместо пиро г Имеет место замена букв: Б – Д (коло д ок), Ж – Х ( му ж омор ), И – У ( кл у мат ), Т – П ( п игр ) и др. Ошибки в правописании гласных в ударных слогах ( уч е тель вместо учитель ) Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов ( га ма зин вместо ма га зин ) Забывание начертаний редко встречающихся букв ( Ъ, Э ) или прописных букв Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса Нечитаемый п очерк, слишком мелкое или слишком крупное написание букв, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному )

Изображение слайда
9

Слайд 9: Специфические ошибки на письме:

Форма дисграфии Симптоматика Артикуляторно -акустическая Замены букв, пропуски букв в соответствии с заменами и пропусками звуков в устной речи Дисграфия акустическая Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам замены гласных ошибки обозначения мягкости согласных Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Пропуски согласных при их стечении пропуски гласных перестановки букв, слогов добавления букв, слогов слитное написание слов и их разрывы Аграмматическая Неправильное написание приставок, суффиксов, падежных окончаний нарушение предложных конструкций, изменение падежа местоимений, числа существительных нарушение согласования Трудности конструирования сложных предложений пропуски членов предложения нарушение последовательности слов в предложении Оптическая Замены графически сходных букв зеркальное написание букв пропуски элементов букв, их неправильное расположение Диспраксическая (моторная ) Замены букв по кинетическому сходству б-д, и-у, т-п, и-ш, х-ж, л-я, Г-Р :

Изображение слайда
10

Слайд 10: Специфические ошибки на письме:

Изображение слайда
11

Слайд 11: Специфические ошибки на письме:

Изображение слайда
12

Слайд 12: Специфические ошибки на письме : оптические и кинетические

Изображение слайда
13

Слайд 13: Как понять, что ребенку действительно трудно дается чтение?

Понять, что дело не в лени или элементарной Невнимательности Обратить внимание на характер ошибок при чтении

Изображение слайда
14

Слайд 14: Чтение

Наиболее часто встречающиеся проблемы чтения: неправильное прочтение слов, пропуск, перестановка и замена букв и слогов недостаточная скорость чтения непонимание смысла прочитанных слов непонимание смысла прочитанного на уровне предложений и текстов игнорирование знаков препинания и смысловых пауз нелюбовь или даже ненависть к чтению

Изображение слайда
15

Слайд 15: Типизация специфических ошибок чтения (дислексических)

Тип Проявление Замены и смешения звуков при чтении замены фонетически близких звуко -букв замены графически сходных букв (Х – Ж, П – Н, З – В и др. Побуквенное чтение нарушение слияния звуков в слоги и слова Искажение звуко -слоговой структуры слова пропуски согласных при стечении пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения добавления звуков перестановки звуков пропуски, перестановки слогов Нарушения понимания прочитанного на уровне отдельного слова, на уровне предложения на уровне текста Аграмматизмы при чтении в падежных окончаниях в согласовании существительного и прилагательного. в изменениях окончаний глаголов и др.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Этап овладения чтением Ошибки Форма дислексии Аналитический этап овладение звуко -буквенными обозначениями послоговое чтение трудности усвоения букв замены и смешения звуков нарушение слияния звуков в слоги (побуквенное чтение) искажение звукослоговой структуры слова Мнестическая Оптическая Фонематическая Аналитико-синтетический этап (переход к синтетическим приемам чтения) искажение структуры трудных слов замены слов аграмматизмы нарушение понимания прочитанного на уровне слова Фонематическая Семантическая Аграмматическая Мнестическая Этап синтетического чтения замены слов аграмматизмы нарушения понимания прочитанного на уровне предложения и текста Семантическая Аграмматическая

Изображение слайда
17

Слайд 17: Трудности во время письма и чтения могут сохраняться в течение всего периода обучения в школе *

Несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов Слабость фонематического восприятия Обилие шибок «на правило». Несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма Неумение составлять связные, логические тексты Нечитаемый почерк

Изображение слайда
18

Слайд 18: ЧТО ГОВОРИТ НАУКА?

Изображение слайда
19

Слайд 19: Функциональная система письма и чтения (Ж. М. Глозман, 2009)

Компонент системы Симптомы нарушений Блок регуляции тонуса и бодрствования Поддержание активного тонуса коры головного мозга при письме и чтении Микрография и колебания нажима, высоты и наклона букв на письме, несоразмерность интервалов, медленное письмо, задержанная автоматизация процесса письма, трудности удержания рабочей позы, тихий голос при чтении Устойчивость активного состояния Резкие колебания темпа и успешности письма и чтения на протяжении занятия

Изображение слайда
20

Слайд 20

2. Блок приема, хранения и переработки информации Фонетический слух, вербальная память Смешения и замены букв, обозначающих оппозиционные согласные ( Б – П ) трудности удержания в кратковременной памяти информации для написания отчуждения смысла слов при чтении Кинестетический анализ Смешения и замены букв, обозначающих звуки, реализуемые одинаковыми органами артикуляции ( Л – Н – Д; Б – М - П Снижение скорости чтения, непонимание смысла читаемого при отсутствии артикуляции Зрительное восприятие ( гнозис ) и зрительная память Смешения и замены перцептивно близких букв ( Т – Г, Ж – Х ); распад графемы, зрительных образов букв (особенно прописных) и слов и замены рукописных букв печатными Несформированность навыков автоматизированного письма, раздельное написание букв внутри слова или приставки отдельно от корня, слова слитно с предлогом Пространственное восприятие ( гнозис ), пространственная память, зрительно-моторная координация Зеркальность ( З – Е ), трудности ориентации элементов буквы ( У – Ц ), трудности удержания строки в пространстве, смешение пространственных деталей буквы ( Ш – Щ, И - Н ), несоответствие элементов букв по размеру игнорирование части зрительного поля и трудности в нахождении начала строки при письме и чтении Стратегия целостного, «глобального» чтения и письма или аналитическая стратегия при чтении: «А-а-а» - «А, а, а» Неспособность гибкого перехода от восприятия элемента буквы или слова к целостному образу или, наоборот, от целостного образа к анализу элементов

Изображение слайда
21

Слайд 21

3. Блок программирования, регуляции и контроля Кинетическая (серийная) организация движения при письме и чтении Персеверации (повторения) букв, слогов, слов, элементов буквы нарушения последовательности букв в слове ( ко но – окно ); слитное написание слов ошибки в ударениях при чтении Планирование, инициация и контроль действий письма и чтения «Глупые» ошибки, пропуски гласных в ударных позициях несоблюдение прописной буквы трудности кинестетического программирования графических движений угадывающее чтение

Изображение слайда
22

Слайд 22: Письмо как вид деятельности (навык) включает операции :

Изображение слайда
23

Слайд 23

Операции навыка письма Предпосылки Базис I уровня → Базис II уровня → Базис III уровня 1 Навык (операция) символизации ( звуко -буквенная символика) Интеллектуальное развитие Способность к символизации Графическая символизация Зрительный гнозис, зрительная память Зрелость наглядно-образного мышления Осознание звуковой оболочки слова Развитие устной речи Зрелость фонематического восприятия 2 Навык (операция) моделирования звуко -буквенного состава слова Сформированность сукцессивных функций Сукцессивная слухо -речевая память Навык фонематического анализа Мыслительные операции анализа, синтеза 3 Графо-моторный Навык (операция) (каллиграфический навык) Моторная зрелость Пальцевой праксис ( динамический и кинестетический) Зрительно-моторная координация (межанализаторная интеграция кинестетических ощущений и зрительных образов) Функциональный базис процесса овладения навыком письма (А.Н. Корнев)

Изображение слайда
24

Слайд 24: Письмо как комплексный навык

требует интеграции, координации и автоматизированности всех перечисленных операций. Затруднения в каком либо звене приводят к адаптационным перестройкам в других звеньях Например : неавтоматизированность каллиграфического навыка приводит к переключению внимания на выполнение этой операции, степень произвольности этого звена повышается и одновременно ослабевает контроль за выполнением остальных операций (фонематического анализа, обнаружения орфограмм и др.) и снижается точность и эффективность их реализации (А.Н. Корнев).

Изображение слайда
25

Слайд 25

Изображение слайда
26

Слайд 26: А.Н. Корнев

Методика раннего выявления дислексии ( Методика МРВД ) Описаны методы выявления предрасположенности детей к  расстройствам письменной речи до начала обучения в школе. Стандартизованная методика исследования навыка чтения ( Методика СМИНЧ ) Тест оперативных е диниц чтения ( Методика ТОПЕЧ ) применяется для определения предельных по количеству знаков оперативных единиц чтения, которые автоматизированы у ребенка. Можно использовать с детьми 1-го класса и старше для выбора типа слогов, слияние которых у данного ребенка необходимо формировать на начальном этапе работы. Также эта же методика позволяет опре­делить момент, когда можно переходить к автоматизации более сложных слогов

Изображение слайда
27

Слайд 27: О.Б. Иншакова, А.А. Назарова

Методика, позволяющая специалистам выявить у учащихся младших классов нарушение письма - дизорфографию - и определить степень eё выраженности Она включает приемы отграничения дизорфографии от дисграфии, иллюстрируемые наглядными примерами. Носит тестовый характер Позволяет получить не только количественную оценку, но также качественную характеристику дизорфографических ошибок Д ает возможность наиболее точно составить перспективный план коррекционной работы и выбрать адекватные технологии преодоления данного нарушения Адресовано логопедам, психологам, дефектологам, студентам дефектологических факультетов и учителям начальных классов

Изображение слайда
28

Слайд 28: В помощь учителю!

Изображение слайда
29

Слайд 29: Как помочь ребенку овладеть правописанием? Играть с ребенком!

Игровые методы позволяют отрабатывать наиболее трудные правила грамматики, а также формировать другие навыки, необходимые для грамотного письма. Книги предназначены для учителей начальных классов, русского языка и литературы общеобразовательных школ, а также родителей детей школьного возраста, вдумчиво относящихся к воспитанию своих детей.

Изображение слайда
30

Слайд 30: А.Е. Соболева Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии им. А.Р.Лурия

Предназначена для учителей начальной школы, логопедов, школьных психологов и родителей, дети которых испытывают трудности с усвоением грамоты. Игровые формы и методы направлены на формирование лингвистической зоркости и чувства языка у ребенка, умения воспроизводить образ слова графически Описанные приемы и упражнения помогут в формировании механизмов описания, пересказа, усвоения и закрепления основных орфографических правил, будут способствовать устранению путаницы букв на начальном уровне дисграфии Приведенные в этой книге рекомендации помогут научить детей правописанию, как в условиях школьного обучения, так и занимаясь с ребенком дома

Изображение слайда
31

Слайд 31: Л.В. Лопатина, Е.А. Л огинова

Упражнения способствуют развитию у детей дошкольного и младшего школьного возраста навыков языкового анализа и синтеза, необходимых для овладения письмом

Изображение слайда
32

Последний слайд презентации: Выявление, устранение и предупреждение дисграфии и дислексии у младших: Спасибо за внимание!

Изображение слайда