Презентация на тему: выставки «Почтовые открытки 1-й половины ХХ века в собрании Подосиновского

выставки «Почтовые открытки 1-й половины ХХ века в собрании Подосиновского
Исторический экскурс
Пик развития и бум (мода) на открытое письмо пришлись на1894 – 1917 гг.
Причина введения открытого письма (открытки) как вида почтового перевода.
Социально-экономические и технологические предпосылки появления почтовых переводов в виде открытых писем.
Продолжение
Культурные корни явления открытого письма:
Страна – пионер введения открытого письма в почтовой пересылке
Распространение открыток.
Стандартизация размера и вида открыток.
выставки «Почтовые открытки 1-й половины ХХ века в собрании Подосиновского
Массовый выпуск открыток в России
Изменения в стандартах бланка открытого письма.
Виды открыток в 1894 – 1917 гг. по изображениям и назначению.
Изменения в советский период 1920-х – 1940-х гг.
Основные способы получения печатного оттиска (тиражирования) изображения на открытках в 1890-е – 1920-е гг.
Крупнейшие издатели открыток в России в 1894 – 1917 гг.
Издательство А.С. Суворина.
Основатель морской фотографии, издатель Апостоли Николай Николаевич (1861 - 1937)
Экспозиция открыток. Источник поступления.
Принципы построения экспозиции.
Обзорный вид выставки
Разделы экспозиции.
Фотографии раздела «Почтовые открытки с видами городов и мест Вологодской и Вятской губерний. 1900-е – 1910-е гг.».
Раздел 2
Фотографии раздела «Почтовые открытки I Мировой войны».
Раздел 3
Фотографии раздела «Русские и японские почтовые открытки периода русско-японской войны 1904 – 1905 гг ».
Раздел 4
Фотографии раздела «Письменные и фотоматериалы о семье Деяновых».
Раздел 5
Фотографии раздела «Почтовые открытки 1930-х – 1940-х гг. из стран Европы».
Раздел 6
Фотографии раздела «Почтовые открытки из переписки Деяновых в 1900-е – 1910-е гг.».
Раздел 7
Фотографии раздела «Почтовые открытки 1920-х гг. с фотопортретами актеров театра и кино».
Раздел 8
Фотографии раздела «Почтовые открытки 1920-х гг. с репродукциями произведений русских художников из Третьяковской галереи».
Раздел 9
Фото раздела «Почтовые открытки России – СССР 1900-х – 1940-х гг. с фотопейзажами ».
Раздел 10
Фото раздела «Почтовые открытки 1950-х гг. с фото Г. Петрусова московского Кремля».
Спасибо за внимание.
1/43
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 76)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (43322 Кб)
1

Первый слайд презентации

выставки «Почтовые открытки 1-й половины ХХ века в собрании Подосиновского краеведческого музея» Открыта с 12 февраля ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Исторический экскурс

Почтовые открытки как историко-культурное явление появились благодаря синтезу 4-х отраслей культуры и промышленности Фотография Полиграфия Эпистолярные материалы Художественное творчество

Изображение слайда
3

Слайд 3: Пик развития и бум (мода) на открытое письмо пришлись на1894 – 1917 гг

Почему именно в это время? Филокартист Н.С. Тагрин Годовой тираж открыток в России неизвестен. 7  миллиардов  открыток отправлены по почте во всем  мире   в  1905 г. (по 4 открытки на человека). Ленинградский филокартист Н.С. Тагрин (1907-1981) собрал 690 тыс. открыток.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Причина введения открытого письма (открытки) как вида почтового перевода

Причина введения открытого письма (открытки) как вида почтового перевода – необходимость удешевления. Так появилась идея убрать конверт: так дешевле. Стоимость марок в России в начале ХХ века – от 3-х копеек + стоимость бумажного бланка – карточки.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Социально-экономические и технологические предпосылки появления почтовых переводов в виде открытых писем

Предпосылки Следствия Увеличение внутренней миграции из деревни в город и урбанизация. Меньше личных контактов с родственниками и близкими, меньше свободного времени, развитие культуры заочного общения; коротких сообщений, обмена поздравлениями. Открытка – прообраз современного СМС. Экономический бум 1880 – 1890-х гг.; появление, как грибов после дождя, акционерных обществ и товариществ. Приходилось чаще переписываться по деловым вопросам, оповещать о текущих организационных вопросах. Появилась необходимость в рекламе своей фирмы. Открытка – как одна из возможностей. Развитие ж.д. транспорта. Ускорение сроков доставки: в пределах европейской части России письмо шло не более недели. Развитие туризма.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Продолжение

Предпосылки Следствия Развитие бумажной и полиграфической промышленности. Дефицита в бумаге уже не было и стоимость бланков доступна для каждого. Развитие международных связей, увеличение трансграничного потока людей. Приходилось поддерживать связи с соотечественниками, снижать стоимость пересылки писем. Возникла необходимость унификации (стандартизации) на международном уровне почтовых бланков. Развитие фотографии и технических способов переноса фотоснимков на бумагу и их тиражирования. Самым массовым способом стала фототипия - фотомеханический процесс, предназначенный для получения типографского клише и тиражирования высококачественных полутоновых изображений методом плоской печати. Возможность печатать привлекающие взгляд фотооткрытки, удешевление стоимости, развитие туризма, появление своеобразной моды на открытки.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Культурные корни явления открытого письма:

Обмен визитками аристократами Европы (и не только, в Китае тоже, например) с приглашениями в гости, с поздравлениями. Ввиду созревания вышеперечисленных предпосылок этот обмен краткими сообщениями приобрел массовый народный характер к концу XIX – началу ХХ века.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Страна – пионер введения открытого письма в почтовой пересылке

1 октября 1869 г. в Вене в продажу вышла «корреспондентская карточка». Идея Эммануила Германа, профессора экономики Высшей технической школы.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Распространение открыток

В начале 1870-х гг. открытое письмо вводится в большинстве стран Европы. С 1870-х годов, почти сразу, открытые письма стали иллюстрировать. Идею издателям – полиграфистам дали прусские солдаты во время франко-прусской войны, отправлявшие открытки домой, делая на них зарисовки карандашом.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Стандартизация размера и вида открыток

В 1874 г. Всемирный почтовый конгресс основал Всемирный почтовый союз (штаб-квартира - Берн, Швейцария). Россия – член союза. 1878 г. – утверждение размера и реквизитов открытки для стран-участниц союза: 9 х 14 см. (с 1925 г. 10,5 х 14,8 см.); Одна сторона строго для адреса, другая для письма. Флаг Всемирного почтового союза (192 страны - члена).

Изображение слайда
11

Слайд 11

ВЫПУСК ПЕРВЫХ ОТКРЫТОК В рОССИИ 26 марта 1872 года почтовая карточка под названием «Открытое письмо» поступила в оборот в Российской империи. Стандартная адресная сторона открытого письма почтового ведомства с 1872 по 1894 г. До 1894 г. печать таких открыток была монопольным правом почтового ведомства (находилось в составе МВД). В 1894 г. разрешение издавать открытки частным производителям: так начался бум их выпуска, иллюстрирование и, в целом, «золотой век».

Изображение слайда
12

Слайд 12: Массовый выпуск открыток в России

начался в 1894 г. после разрешения печатать их частным издателям. В этом году сразу же появились первые иллюстрированные открытки - видовые фотографические открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Такой вид имели открытки Общества св. Евгении Комитет попечения о сестрах милосердия Красного Креста и его отделение – Община Святой Евгении – в 1898 г. выпустили первые художественные открытки, отпечатанные с 4-х акварелей художника Н.Н. Каразина - «Пахарь», «У часовни», «Весна», «Тройка летом».

Изображение слайда
13

Слайд 13: Изменения в стандартах бланка открытого письма

В 1904 г. адресная сторона была разделена ( циркуляром начальника главного управления почт и телеграфов № 21 от 16 февраля ) на две части: одна, снабженная горизонтальными линейками, предназначалась собственно для адреса; другая – для письменного послания. С 1 мая 1909 г. наименование «Открытое письмо» было заменено надписью «Почтовая карточка». Зная это, можно довольно точно датировать открытки по периодам: 1872 – 1894 гг.: государственный. Маркер – без иллюстраций. 1894 – 1904 гг.: начало частного выпуска. Маркер – с иллюстрациями или рекламой. 1904 – 1909 гг.: разделение бланка на 2 части. 1909 – 1917 гг.: название – «Почтовая карточка». Учитывая знания датировки по издателям ( см. далее ), точность еще более хронологически фокусируется.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Виды открыток в 1894 – 1917 гг. по изображениям и назначению

Видовые (пейзажные) фотооткрытки – самый распространенный вид, в том числе, на выставке ( см. далее ): фотопейзажи мест, городов, сел, улиц, зданий. Ценность таких открыток велика: многие запечатлели то, что не сохранилось до нашего времени. Фотооткрытка – слепок времени. Портретные фотооткрытки : известных лиц – актеров, атлетов, политиков; женские портреты ( есть на выставке, см. далее ). Поздравительные открытки – рождественские, пасхальные, новогодние, к дню рождения (именинам) – (выделены по назначению, но имели и специфические изображения): раскрашивались орнаментом, виньетками. Художественные открытки ( есть на выставке, см. далее ) – с репродукцией произведений классиков живописи и современных профессиональных художников, которые специально привлекались для написания картинок на открытках. Например, иллюстратор Е.М. Бём специализировалась на детских портретах.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Изменения в советский период 1920-х – 1940-х гг

В годы Революции и Гражданской войны провал в объеме выпуска открыток. Выпуск открыток под контролем государства. Возрастание объема художественных открыток: ряд Обществ художников трудились над иллюстрированием и изданием открыток, при этом учитывая запрос государства на показ достижений советской власти. В 1920-е гг., например, много открыток выпустила Ассоциация художников революционной России. 1920-е гг. : изменения в стилистике: часто открытка – политический плакат в миниатюре с политическими лозунгами и идеями. К сожалению, в такой стилистике в музее открыток нет. В целом, этот период можно назвать агитационно-пропагандистским. Открытка как политическое оружие.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Основные способы получения печатного оттиска (тиражирования) изображения на открытках в 1890-е – 1920-е гг

Ф о т о т и п и я : тиражировались черно-белые фотоснимки. Х р о м о т и п и я - типографский способ многокрасочного печатания и разновидность литографии: совмещение на бумаге нескольких одноцветных элементов рисунка, написанных на камне.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Крупнейшие издатели открыток в России в 1894 – 1917 гг

Издательское товарищество «Р. Р. Голике и А. И. Вильборг » (Петербург): 1902 – 1918 гг. – годы существования фирмы. На выставке много открыток этого издательства, выпущенных в период I Мировой войны. Вильборг Артур Иванович, совладелец Голике Роман Романович, совладелец «Фототипия Шерер, Набгольц и К о » (Москва): 1863 – 1918 - годы существования фирмы. Значительная доля видовых фотооткрыток на рынке России была отпечатана в типографии этой фирмы ( ее продукция есть на выставке ).

Изображение слайда
18

Слайд 18: Издательство А.С. Суворина

Издательство «Контрагентство А.С.Суворина и Ко», имевшее с середины 1880-х гг. монопольное право на торговлю издательской продукцией (газетами, журналами, дешевыми книгами и открытками на железнодорожных станциях и речных пристанях. Открытка. Тверь. Издание А.С. Суворина. Алексей Сергеевич Суворин, издатель (1834 - 1912)

Изображение слайда
19

Слайд 19: Основатель морской фотографии, издатель Апостоли Николай Николаевич (1861 - 1937)

Пример открытки с выставки, изданной Апостоли. Вообще же, он сфотографировал большую часть кораблей российского ВМФ начала ХХ в.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Экспозиция открыток. Источник поступления

Большая часть экспонируемых открыток данного периода поступила в музей из архива семьи Деяновых, переехавших в д. Лубяное Раменье (откуда неизвестно, возможно, из В. Устюга) в 1894 г. ( на выставке есть копия приговора сельского схода деревни с главой семьи Александрой Алексеевной Деяновой (видимо, вдовой ) ). Затем семья обосновалась в Подосиновце. Переданы семьей Кисляковых из пгт Подосиновец. Открытки, как и воспоминания А.И. Баданиной, внучки А.А. Деяновой, расскажут нам о судьбе детей и внуков А.А. Деяновой. Фото. А.А. Деянова с сыновьями Александром и Петром. 1890-е гг. Фото Н.Д. Головина. В. Устюг.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Принципы построения экспозиции

Принцип разделения – синтез тематического и хронологического подходов. Для лучшей обзорности сторона открыток с изображениями увеличена до формата А4. Оригиналы, как и копии, также размещены компактными комплексами. Копии с оригиналами совмещены номерками.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Обзорный вид выставки

Изображение слайда
23

Слайд 23: Разделы экспозиции

Раздел 1 «Почтовые открытки с видами городов и мест Вологодской и Вятской губерний. 1900-е – 1910-е гг.». Продемонстрируют облик родной традиционной русской северной глубинки с ее городами, усыпанными церквями, селами, спрятанными в лесах, широкими реками.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Фотографии раздела «Почтовые открытки с видами городов и мест Вологодской и Вятской губерний. 1900-е – 1910-е гг.»

Изображение слайда
25

Слайд 25: Раздел 2

«Почтовые открытки периода I Мировой войны». Поведают о планах России в этой войне: карты Польши, Червонной Руси, тиражируемые на открытках, выражают идею объединения славян в одном государстве. Открытки несут и образы германской армии как варварской, а союзников – французов как борцов с захватчиками родной земли. Открытка с фото из лазарета подчеркнет единство фронта и тыла.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Фотографии раздела «Почтовые открытки I Мировой войны»

Изображение слайда
27

Слайд 27: Раздел 3

«Русские и японские почтовые открытки периода русско-японской войны 1904 – 1905 гг.». Будут объективными свидетельствами больших планов России заполучить незамерзающий порт на Дальнем Востоке, осваивать Северный Китай, и как эти планы провалились с утратой флота в Порт-Артуре, станут свидетельствами нелегкой доли русских пленных моряков в японском плену, одним из которых был наш земляк Деянов.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Фотографии раздела «Русские и японские почтовые открытки периода русско-японской войны 1904 – 1905 гг »

Изображение слайда
29

Слайд 29: Раздел 4

«Письменные и фотоматериалы о семье Деяновых». Материалы, полученные от А.И. Баданиной, внучки А.А. Деяновой, которая одна с детьми переселилась в Подосиновец, дадут интересные сведения, как сложилась судьба детей, для некоторых, увы, трагически.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Фотографии раздела «Письменные и фотоматериалы о семье Деяновых»

Изображение слайда
31

Слайд 31: Раздел 5

«Почтовые открытки 1930-х – 1940-х гг. из стран Европы». Открытки из Европы 1930-х гг. станут немыми доказательствами, кто выиграл 2-ю Мировую войну. Интересно прочувствовать такой момент: открытки не пахнут войной; простые европейцы не хотели и не ждали войны, жили обычной жизнью.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Фотографии раздела «Почтовые открытки 1930-х – 1940-х гг. из стран Европы»

Изображение слайда
33

Слайд 33: Раздел 6

«Почтовые открытки из переписки Деяновых в 1900-е – 1910-е гг.». Благодаря ним есть возможность заметить прямую связь выбора открытки с местом пребывания отправителя, датой отправления, темой сообщения. Даже не читая письмо, открытка очень информативна. Эти открытые письма приоткроют некоторые важные страницы жизни Деяновых, например, такие: 1) между братьями, младшими Александром и Петром, и старшим Николаем, велась активная переписка с сестрой Лизой ; 2) младшие выучились, как и Лиза, на учителей (братья в Тотьме, Лиза в Никольске); 3) молодая учительница Елизавета Ивановна, в будущем обладательница ордена Ленина, в то время имела проблемы с дисциплиной на уроках; 4) Александр был призван на войну и пребывал в августе 1914 г. в школе прапорщиков в Киеве.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Фотографии раздела «Почтовые открытки из переписки Деяновых в 1900-е – 1910-е гг.»

Изображение слайда
35

Слайд 35: Раздел 7

«Почтовые открытки 1920-х гг. с фотопортретами актеров театра и кино». Продемонстрируют появление в 1920-х гг. нового, «самого важного из искусств», - кино - и то, что роль актеров в деле воздействия на публику стала весомым фактором, чему были свидетелями открытки, одновременно сопутствуя его усилению.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Фотографии раздела «Почтовые открытки 1920-х гг. с фотопортретами актеров театра и кино»

Изображение слайда
37

Слайд 37: Раздел 8

«Почтовые открытки 1920-х гг. с репродукцией произведений русских художников из Государственной Третьяковской галереи». Покажут сохранение дореволюционной традиции популяризации высокого художественного искусства в массах.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Фотографии раздела «Почтовые открытки 1920-х гг. с репродукциями произведений русских художников из Третьяковской галереи»

Изображение слайда
39

Слайд 39: Раздел 9

«Почтовые открытки России – СССР 1900-х – 1940-х гг. с фотопейзажами ».

Изображение слайда
40

Слайд 40: Фото раздела «Почтовые открытки России – СССР 1900-х – 1940-х гг. с фотопейзажами »

Изображение слайда
41

Слайд 41: Раздел 10

«Почтовые открытки 1950-х гг. с фото Г. Петрусова московского Кремля». Возвещали всем советским гражданам о красоте и величии Москвы и ее духовного центра – Кремля, показывали непобедимость страны, только что вышедшей из войны, вселяли оптимизм, веру в светлое будущее, поднимали патриотическое настроение.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Фото раздела «Почтовые открытки 1950-х гг. с фото Г. Петрусова московского Кремля»

Изображение слайда
43

Последний слайд презентации: выставки «Почтовые открытки 1-й половины ХХ века в собрании Подосиновского: Спасибо за внимание

Автор Сергей Кочкин.

Изображение слайда