Презентация на тему: Выборное самодержавие: Московия в XVII в

Реклама. Продолжение ниже
Выборное самодержавие: Московия в XVII в.
Выборное самодержавие: Московия в XVII в.
1. Выборное самодержавие и новые политические идеи
1.1. Выход из Смуты: самоорганизация общества, народное представительство и легитимация власти «по указу земли»
1.2. Сдвиги в народной политической культуре
Выборное самодержавие: Московия в XVII в.
2. Поиски выборной властью новой модели легитимации
Выборное самодержавие: Московия в XVII в.
Выборное самодержавие: Московия в XVII в.
Выборное самодержавие: Московия в XVII в.
3. Западное влияние в Московии. Вестернизация власти / элиты и ортодоксальное православное сознание
Вынужденные двигаться по пути вестернизации светская власть столкнулись с двумя проблемами:
Выборное самодержавие: Московия в XVII в.
Выборное самодержавие: Московия в XVII в.
Выборное самодержавие: Московия в XVII в.
Выборное самодержавие: Московия в XVII в.
Литература:
1/17
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 30)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (68 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации

Выборное самодержавие: Московия в XVII в.

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2

Структура лекции: 1. Выборное самодержавие и новые политические идеи 1.1. Выход из Смуты: самоорганизация общества, народное представительство и легитимация власти «по указу земли»; 1.2. Сдвиги в народной политической культуре; 1.3. Земский собор и авторитарная (самодержавная) модель властвования. 2. Поиски выборной властью новой модели легитимации 2.1. Способы укрепления позиций выборного царя, консолидации власти и народа ; 2.2. Повышения международного статуса государства и царя через трансформацию национальной православной церкви во вселенскую. 3. Западное влияние в Московии. Вестернизация власти / элиты и ортодоксальное православное сознание. Системный кризис. Московское царство – расколотая цивилизация.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: 1. Выборное самодержавие и новые политические идеи

Смута (от: мутить, смутить) – «восстание, мятеж <…> общее неповиновение, раздор между народом и властью » (В.И. Даль) (1598-1613) Причины Идеология московского самодержавия базировалась на идее: божественное происхождени е царской власти предопределяет и ее божественные полномочия ; Традиция отождествления власти земных правителей с властью Бога. («земной царь является как бы копией царя небесного, инкарнацией божества, земным богом») Прерывание династии : страна (земля русская) народ оказалась без государя и без государства. Формула вотчинного государства: государь = государство государство = государь  Смута как кризис (сакральной) легитимности власти. ♦ Династический кризис ♦ Государственный кризис (полная потеря государственной власти) ♦ Социальный кризис

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: 1.1. Выход из Смуты: самоорганизация общества, народное представительство и легитимация власти «по указу земли»

Безвластие в стране  возрожденные на местах вечевые институты стали властью (политическими институтами). Самоорганизация народа – из старой вечевой традиции Решали ту же задачу, что и вече в ДРГ – организация народного ополчения в условиях военной угрозы. Русская государственность восстановлена в результате спонтанной самоорганизации народа (организации народного ополчения) Временное правительство Пожарского: Управляло территориями страны, опираясь на выборных представителей городов. Высшая власть в войске Пожарского – Земский собор. Особенность: консолидация широких слоев населения в 1612 г. – консолидация перед угрозой утраты религиозной идентичности, исходившей от католической Польши.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: 1.2. Сдвиги в народной политической культуре

традиционная формула: государство = государь В массовое сознание проникают новые идеи : 1. Царей стали выбирать  в народное сознание утверждается мысль: вторично  не государство, а государь и династия. Государство и государь перестали восприниматься как одно и то же. 2. Идея государства стала сливаться с понятием о народе новая формула: государство = государь + народ 3. Зарождается мысль: при отсутствии «природного» государя законным может быть лишь правитель, получивший власть «по указу всей земли» Зарождается представление о народе, как субъекте государственности. (будет вытеснено из сознания, из народной культурной матрицы).

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

1.3. Земский собор и авторитарная ( самодржавная модель властвования Михаил Романов (1613-1645) Принципиальная новизна правления : все решения принимались совместно с Боярской думой и Земским собором (в 1613-1622 гг. работал на постоянной основе), обнародовались как постановления «всей земли». Функции (задачи) Земских Соборов : выбрать нового царя; помочь ему восстановить внутренний порядок и обороноспособность.  Не ставилась задача ограничить власть царя В.О. Ключевский: «Народное представительство возникло у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть ; в этом его отличие от западноевропейского представительства ». Земский Собор: не альтернатива самодержавию, а альтернатива смуте и безвластию.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: 2. Поиски выборной властью новой модели легитимации

Легитимность (власти): Оправдание правомерности власти; Согласие народа подчиняться ( авторитетной ) власти, поддержка действующей власти большинством населения. ♦ Рюрик овичи: сакральная (божественная) легитимность ♦ Смута – легитимация власти «по указу земли» (выборный царь, Земский собор как альтернатива безвластию). Факт выборности царя затруднял восприятие его народом как богопомазанного монарха. Выборный статус царя не является статусом сакральным. ♦ Романовы: поиски адекватной замены (эквивалента) традиционной божественной легитимации власти.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

2.1. Способы укрепления позиций выборного царя, консолидации власти и народа 1. Придание новой династии сакрального характера; 2. Военный победы; 3. Повышения международного статуса государства и царя. 1. Придание новой династии сакрального характера ♦ акцент на родство М. Романова с предыдущей династией ♦ 1647: Алексей Михайлович объявил наследником старшего сына  первая заявка на превращение новой династии в «природную». Военный победы как способ легитимации власти. Важнейшая государственно-управленческая функция власти – военная. Самый древний механизм легитимации власти – военными победами. В традиционном обществе легитимность власти (готовность населения ей подчиняться) определялась тем, насколько успешно она выполняет функцию защиты от внешних угроз и присоединяет новые территории. Победы в войнах – главное подтверждение благоволения небес (Бога) к правителям. В XVII веке этот способ укрепления власти, повышения ее авторитета был для Москвы нереализуем.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

3. Повышения международного статуса государства и царя через трансформацию национальной православной церкви во вселенскую Проект создания вселенского православного царства во главе с русским царем (в Москве или Константинополе) Новое смысловое измерение формулы « Москва – Третий Рим » («эволюция во времени») ♦ XVI в. восприятии Руси как единственного царства, сохранившего в чистоте православную веру, и потому единственного, которое вправе рассчитывать на спасение. ♦ XVII в. придании русской церкви общеправославного статуса Русский царь должен « отвоевать Константинополь », «занять престол Константина Великого», т.е. отвоевать у турок и Святую Землю, которая при императоре Константине была неотъемлемой частью Восточной Римской империи. Речь уже шла не о Москве – Третьем Риме, а о Москве – Новом Иерусалиме.  проект воссоздания Святой земли ( 1656- Никон основал Воскресенский Новоиерусалимский монастырь) Формула становилась имперской идеологией русского самодержавия (на столетия вперед). Б. Акунин. Турецкий гамбит.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

Предпосылки (условия) для возникновения вселенского православного царства : создание единого для всех православных церквей церковного канона  изменить обрядность и русские духовные книги в соответствии с общеправославным византийским образцом  Церковная реформа Никона

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: 3. Западное влияние в Московии. Вестернизация власти / элиты и ортодоксальное православное сознание

Неудачные войны  осознание военно-технологического отставания от Запад а  стремление заимствовать у Запада технологические и организационные достижени я ♦ от приглашения наемников – к изучению западной тактики ведения войны ♦ от покупки оружия к его производству (28 металлургических мануфактур, из них 20 – на средства иностранного капитала) У иностранцев стали перенимать и научные знания, культуру (европейские книги, обустройство жилища и быта, одежда, развлечения…).

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Вынужденные двигаться по пути вестернизации светская власть столкнулись с двумя проблемами:

Сопротивление церкви (церковь: вестернизация – угроза истинной православной вере ) Отношение к (западным) наукам: Наставление из московитских школьных прописей XVII в.: «Если спросят тебя, знаешь ли философию, отвечай, еллинских борзостей не текох, риторических астрономов не читах, с мудрыми философами не бывах». Древнерусское поучение: « Богомерзостен пред богом всякий, кто любит геометрию ; а ее душевные грехи – учиться астрономии и еллинским книгам; <…> люби простоту больше мудрости». 2. Обострение отношений между народными низами и элитой. Народ стал воспринимать элиту (господ) как культурно чужих, как вероотступников. А. Ахиезер: « Московская элита ускоренно вестернизировалась, повергая в смятение ортодоксальное православное сознание». наметился социокультурный раскол общества. Вестернизация создавала серьезную угрозу консолидации общества, объединение общества вокруг власти

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

 попытки нейтрализовать вестернизацию духовно-религиозной консолидацией, укреплением веры  беспрецедентное усиление церкви, ее роли в государственной жизни Особенность вестернизации XVII в.: попытка совместить с верностью отечественной идеологической старине, оглядка на традицию (« стыдливая» вестернизация» ).

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14

А. Оболонский : в XVII в. « впервые обнаружилась одна примечательная особенность русской модернизации и " вестернизации ", неоднократно проявлявшаяся затем в более поздние периоды нашей истории и сохранившаяся в несколько видоизмененной форме вплоть до настоящего времени. Речь идет о постоянном стремлении власти, инстинктивно чувствовавшей (и чувствующей) смертельную для себя угрозу в бесконтрольном распространении среди русского общества западных образцов мышления и поведения, во-первых, ограничить этот процесс только теми областями, в которых он " работает " на цели государственной политики (например, повышает боеспособность армии), и во-вторых, сбалансировать его " укреплением морального единства народа ", подчеркивая идеологическую " особость " русских, их монопольное владение " единственно верным " мировоззрением ».

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Цель Романовых : укрепление власти и консолидация общества (вокруг власти) Результаты: ♦ Вестернизации: наметился социокультурный раскол общества ♦ Религиозной реформы Никона – церковная катастрофа: религиозный раскол внутри русской православной церкви, распад религиозной общности. Миллионы старообрядцев отделились и от церкви, и от государства и от социума.  СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС (Московское царство – расколотая цивилизация)

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16

Петр I отказывается от попытки примерить вестернизацию и верность православной старине  Открытая борьба со старой идеологической традицией  Построение светского государства

Изображение слайда
1/1
17

Последний слайд презентации: Выборное самодержавие: Московия в XVII в: Литература:

Ахиезер А., Клямкин И., Яковенки И. История России: конец или новое начало? М., 2005. URL : http://www.4plus5.ru/ist/ahcontent.html Бауэр Е.А. Идея «Москва — третий Рим» в русской общественной мысли конца XV — начала XVII вв.: отечественная историография XX столетия. Нижневартовск, 2011. URL : http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1116/Bauer E.A. Ideya Moskva - tretiy Rim - Monografiya - 2011.pdf Воронцов А. Патриарх Никон и Вселенское Православное царство // Русский Дом. 2011. N 8. URL : http://www.russdom.ru/node/4201 Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти томах. М., 1987–1999. Курс русской истории. Т. III. Лекции LIII, LIV, LV. Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России I Х – начала ХХ вв. М., 1991. URL: http://scepsis.net/library/id_2584.html Ланцов С. А.  Политическая история России: Учебное пособие. СПб., 2009. URL : http://all-politologija.ru/knigi/politicheskaya-istoriya-rossii-lancov Оболонский  А.В. Человек и власть: перекрестки российской истории. М., 2002. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/19198417/ Оболонский  А.В. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994. Сазанов Д. Судьбы России: третий Рим или второй Иерусалим ? URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/02/16/sudby_rossii_tretij_rim_ili_vtoroj_ierusalim http://www.bogoslov.ru/text/4437297.html Янов А. У истоков трагедии. 1462–1584. Заметки о природе и происхождении русской государственности. М., 2001.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже