Презентация на тему: Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку

Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку
Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку
Принципы отбора темы
Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку
Принцип научности
Доступность
Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку
Посильность
Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку
Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку
Принцип проблемности
Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку
Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку
Ориентиры выбора темы
Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку
Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку
Какой же должна быть хорошая тема?
Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку
Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку
Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку
Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку
Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку
1/22
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 79)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (62 Кб)
1

Первый слайд презентации: Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку

Изображение слайда
2

Слайд 2

Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу. Необходимы принципы отбора темы.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Принципы отбора темы

Принцип добровольности. Принцип личной заинтересованности – основополагающий при организации УИР. На этапе выбора темы выявляются личные интересы, пристрастия учащихся.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Удобнее всего узнать о них из анкеты или беседы, в которую обязательно должны быть включены вопросы: «Чем вы любите заниматься в свободное время?», «О чем вы хотели бы узнать побольше?», «Что у вас вызывает интерес при знакомстве с разными языками?» и т.п.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Принцип научности

подразумевает обращение к научно-понятийному аппарату лингвистики (терминам, теории), использованию научных методов исследования языкового материала, причем в рамках определенной теории и научной школы. Выразительная роль знаков препинания.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Доступность

– принцип, связанный с учетом возрастных особенностей учащихся. Школьникам, впервые приобщающимся к исследовательской работе в средней школе, можно предложить более простые в теоретическом плане темы, например, «Правописание е/и в корнях -сед-/-сид »;

Изображение слайда
7

Слайд 7

«Язык развлекательных телепередач (на примере передач “Кто хочет стать миллионером”); Языковая игра в текстах телеперадач (КВН), «Этимология названий месяцев в календарях разных народов». Темы, названные выше, условно можно назвать монотемами, т.к. в центре внимания одно явление.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Посильность

– это принцип учета возможностей школьников. Опыт показывает, что при самостоятельном выборе темы ученики плохо представляют границы своих возможностей и глубину выбранного предмета исследования.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Так, одна из юных участниц конференции «Языкознание для всех» выразила желание исследовать современные тенденции развития русского языка. На городских конференциях нередко бывают представлены работы на такие непомерно широкие темы, как, например, «Язык и стиль современных СМИ»; «Международная коммуникация, языковые трудности в общении представителей разных народов».

Изображение слайда
10

Слайд 10

«Изменения в русской графике и грамматике (по статье, посвященной 100-летию со дня рождения А.Пушкина, опубликованной в журнале “Юный читатель” за 1899 год)»; «Речевые ошибки спортивного комментатора канала НТВ+ Елизаветы Кожевниковой».

Изображение слайда
11

Слайд 11: Принцип проблемности

При выборе темы важно придерживаться следующего : «Исследование всегда начинается с вопроса, с постановки новой проблемы, что позволяет уточнить старую или открывает новую истину», причем проблема должна быть именно лингвистической, а не философской, этической и др.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Удачно сформулированы темы: «Свобода слова на телевидении. Языковой аспект»; «Влияние Интернета на СМИ и на нашу речь»; «Нарушение норм литературного языка в телевизионной рекламе»; «Сопоставительный анализ языковых средств в текстах экономических документов начала и конца ХХ века».

Изображение слайда
13

Слайд 13

А вот примеры неудачных формулировок, не отражающих связи исследования с проблемами русского языка: «Реклама в современном метрополитене»; «Феномен анекдота»; «Юмор в школе»; «Черты представителей различных профессий в анекдотах».

Изображение слайда
14

Слайд 14: Ориентиры выбора темы

Выбор темы зависит от интересов школьника и научного руководителя. Каковы лингвистические интересы школьников? Вопросы культуры речи, употребление слов-паразитов, жаргонизмов, молодежного сленга, использование в речи заимствованных слов, смс-общение

Изображение слайда
15

Слайд 15

Выбор темы УИР определяется не только перечисленными принципами. Исследовательские работы чаще всего проводятся в рамках элективного или факультативного курсов. Их направленность зависит от профиля школы. Очевидно, что школа или гимназия гуманитарного профиля предложит своим ученикам большее разнообразие курсов гуманитарной направленности.

Изображение слайда
16

Слайд 16

К тому же современные школы сотрудничают с вузами, преподаватели и аспиранты которых вносят в школьную исследовательскую работу свои научные интересы.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Какой же должна быть хорошая тема?

Хорошая тема: интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности; интересна научному руководителю; опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их; соответствует принципу научности; доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя; посильна по объему и времени, необходимому для ее выполнения; содержит проблему, требующую решения.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Еще один важный ориентир в выборе темы исследовательской работы – тематика конференции, участие в которой, как правило, планируется научным руководителем и исследователями. Если тема конференции заявлена очень широко, например, «Человек и общество. XXI век» или «Юность. Наука. Культура», она вряд ли поможет школьнику выбрать тему исследовательской работы

Изображение слайда
19

Слайд 19

Конференция «Языкознание для всех» г. Москвы ежегодно изменяет тему своей конференции, детализируют направление возможных исследований.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Оцените достоинства и недостатки следующих тем учебно-исследовательских работ: Проблемы русского языка на современном этапе. Язык интернет-общения. Узелковое письмо у славян. Изменение в тематической группе лексики со значением «еда». Русская кулинарная лексика и ее происхождение. Нарушение норм литературного языка в телевизионной рекламе. Сленг как самостоятельное явление в русском языке.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Фамилии учеников физико-математического лицея № 27 г. Харькова. Явление паронимии и парономазии в русском языке. Собственные имена города Сарова. Современные русские семейные имена и прозвища. Ассоциативный словарь школьника.

Изображение слайда
22

Последний слайд презентации: Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку

Молодежный жаргон XXI века как сегмент повседневного языка (на примере речи учащихся гимназии № 1514). Графф и ти Приэльбрусья. Попытка классификации. Классификация заимствований в современном русском языке.

Изображение слайда