Презентация на тему: Великий русский педагог К. Д. Ушинский

Великий русский педагог К. Д. Ушинский
Содержание презентации:
Биография
Великий русский педагог К. Д. Ушинский
Великий русский педагог К. Д. Ушинский
Великий русский педагог К. Д. Ушинский
Великий русский педагог К. Д. Ушинский
Великий русский педагог К. Д. Ушинский
Философские и естественно-научные основы педагогической системы К. Д. Ушинского
Великий русский педагог К. Д. Ушинский
Великий русский педагог К. Д. Ушинский
К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания
Проблема народности в воспитании и роль родного языка
Трудовое и нравственное воспитание
Разработка Ушинским вопросов дидактики
Великий русский педагог К. Д. Ушинский
1/16
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 25)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (14915 Кб)
1

Первый слайд презентации: Великий русский педагог К. Д. Ушинский

Подготовили студентки 4 курса юридического факультета Ашурбекова Зухра и Мастратова Полина

Изображение слайда
2

Слайд 2: Содержание презентации:

Биография К. Д. Ушинского Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К. Д. Ушинского К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания Проблема народности в воспитании Роль родного языка Трудовое и нравственное воспитание Разработка Ушинским вопросов дидактики

Изображение слайда
3

Слайд 3: Биография

Константи́н Дми́триевич Уши́нский   — русский педагог, писатель, основоположник   научной педагогики  в России. Родился  19  февраля   1823  года  в  Туле.  Всё детство и отрочество  К. Д. Ушинскогопрошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх   верстах   от Новгород-Северского на берегу реки   Десны. В 11 лет Константин Ушинский поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году. После окончания гимназии он поступил на   юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории   Тимофей Николаевич Грановский  и профессор философии государства и права   Пётр Григорьевич Редкин. После окончания университетского курса в 1844 году кандидатом юриспруденции, Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к профессорскому званию. В круг интересов юного Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

Изображение слайда
4

Слайд 4

В 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора   камеральных наук   на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском   Демидовском лицее. С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты « Ярославские губернские ведомости ». Поселился Ушинский на Стрелецкой улице ( ныне  — ул. Ушинского ), в одном из флигелей усадьбы Вахромеева. Либеральные взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский оставил лицей. Некоторое время он зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными. Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в  Санкт-Петербург, где устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в  Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных « царю и отечеству », а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Ушинский так характеризовал позже институтские порядки : « Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание  — за дверьми здания ». Уже через год службы в Гатчинском сиротском институте он был повышен по службе и назначен инспектором классов.

Изображение слайда
5

Слайд 5

В стенах этого учебного заведения К. Д.  Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института  — Е. О.  Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, « полное собрание педагогических книг ». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы ». После огромного общественного успеха этой публикации, Ушинский стал постоянным автором « Журнала для Воспитания », где он помещал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Также он сотрудничал в журналах « Современник » (1852—1854) и « Библиотека для чтения » (1854—1855). В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов   Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на « благородных » и « неблагородных » ( то есть из   мещанского   сословия ), он ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д.  Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Одновременно с преподавательской работой Ушинский с 1860 года стал редактировать « Журнал Министерства народного просвещения », который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. После конфликта с начальницей института  М. П.  Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода, его под благовидным предлогом в 1862 году удалили из института  — он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения  — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье « Педагогическая поездка по Швейцарии ». За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу « Родное слово », а также книгу « Детский мир ». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему « Родному слову » — « Руководство к преподаванию по „ Родному слову “ для учителей и родителей ». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.

Изображение слайда
7

Слайд 7

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой работе К. Д. Ушинский дал ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание ; обосновал предмет педагогики, её основных закономерностей и принципов. В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в  Симферополь, Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище ; охотно встречался и с учителями, и с учащимися. При казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, К. Д.  Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П.  Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и К. Д.  Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский. Предложение было принято, выработанная на съезде « азбука » в том же 1870 году издана в Симферополе.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Летом 1870 года Ушинский лечился   кумысом  в  Альме   возле   Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор   Богданка   Глуховского уезда   Черниговской губернии ), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А.  Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать. В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел. После этого К. Д.  Ушинский решает переехать жить с семьёй в  Киев, для чего он купил в Киеве по ул.  Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в  Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в  Одессе, где и скончался  22  декабря  1870 (3  января  1871) года. Похоронен в Киеве на территории   Выдубицкого монастыря.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Философские и естественно-научные основы педагогической системы К. Д. Ушинского

В своем философском развитие Ушинский шел от  идеализма к материализму.  Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выработать свое, самостоятельное, оригинальное мировоззрение. В своих воззрениях на природу Ушинский следовал эволюционному учению Дарвина. В теории познания и в психологии у него много материалистических элементов. В противоположность метафизическим умозрительным абстрактным системам психологии, например Герберта, цель Ушинского была  построить психологию на основах физиологии. Но в вопросах социалистических он стоял на идеалистических позициях, признавая двигательной силой общественного развития разум, идеи. Еще в самой ранней своей работе, в речи «О камеральном образовании», Ушинский, стоя на позициях материалистического сенсуализма, писал: «Единственным критериумом для вещи есть сама вещь, а не наше понятие о ней.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Во второй половине 60-х годов, всякое положительное упоминание о материализме, встречалось правительственными кругами враждебно и преследовалось. Ушинский мужественно заявлял, что материалистическая философия внесла и продолжает вносить в науку и мышление много положительного. К.Д. Ушинский критикует Канта, Гегеля, а также психологическую теорию Гербарта, за его абстрактность и надуманность. Но в то же время, Ушинский резко отрицательно относился к довольно распространенному в то время вульгарному материализму. Ушинский, будучи буржуазным демократом, признавал право народа. Он горячо приветствовал падение крепостного права, мечтал о свободном развитии России. Но считал, что развитие страны должно происходить не революционным, а мирным путем. В начале деятельности Ушинского религия в его мировоззрении занимала значительно большее место, нежели в последние годы его жизни. Сначала он считал христианскую религию основой морали и воспитания, рекомендовал ставить священников заведующими и учителями народной школы, считал школу “ преддверием церкви ”.

Изображение слайда
11

Слайд 11

В конце жизни Ушинский, оставаясь по-прежнему верующим человеком, уже четко разграничивал науку и религию. В своих поздних работах, таких как   “ Человек как предмет воспитания ”,   Ушинский главной чертой человека считает любовь к людям. Он даже утверждает, что атеист, гуманно относящийся к людям, более христианин, чем верующий, который недостаточно проникнут чувством любви к ближнему. В своей предсмертной статье   “ Общий взгляд на возникновение наших народных школ ”   опровергает свои ранние взгляды о том, что лучшими учителями народных школы являются священники, утверждая, что идея церковной школы не пустила у нас корней ни в народе, ни в духовенстве.

Изображение слайда
12

Слайд 12: К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания

Согласно Ушинскому: 1) Теория педагогики должна быть основана на использовании законов:  Анатомии, Физиологии, Психологии, Философии, Истории и др. наук. 2) Должно быть, единство между теорией и практикой. Теории не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли. 3) Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях. В тот период в области психологии боролись два направления: *Метафизическая психология (представители этого направления пытались строить психологию умозрительно, начиная с определения души). *Эмпирическая психология (представители этого направления пытались строить психологию, опираясь на опыт, факты и отдельные стороны психической жизни, начиная с ее простейших проявлений. Ушинский стремился исходить из опыта, придавая большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он рассматривает психику не абстрактного человека, находящегося вне времени, а живущего, действующего, развивающегося в определенной среде.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Проблема народности в воспитании и роль родного языка

Основа педагогической системы Ушинского -  идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим, развитием, географическими и природными условиями. Статья “О народности в общественном воспитании ”(1857):  ·  Воспитание чувства патриотизма у детей. Лучшим выражением народности является родной язык. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине, путем ознакомления с русской историей, географией России, с ее природой. · Требование, предоставить народное образование самому народу, освобождая его от тягостной, тормозящей его развитие правительственной опеки. Статья “ Родное слово ”(1864) · Родной язык это : - лучший выразитель духовных свойств народа - лучший народный наставник ( учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ ) Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, но их сочетания и видоизменения, бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов

Изображение слайда
14

Слайд 14: Трудовое и нравственное воспитание

Классик отечественной педагогики рассматривал труд во благо общества как высшую форму проявления человеческой сущности, как необходимое и важнейшее социальное условие для становления и развития личности. Он подчеркивал, что стремление к деятельности - врожденное свойство и потребность человека, а у ребенка оно обнаруживает одно из основных качеств : " дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью ". На этой основе педагог сформулировал основной закон детской природы : чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности. Для педагогики это означало, что организация жизнедеятельности ребенка должна основываться на многообразии ее видов. Особый социальный смысл трудовой деятельности людей педагог видел в его соединительной, соборной функции : совместный труд объединяет и укрепляет семью, общество, государство. Такая деятельность составляет фундамент нравственного развития человека. Общественно направленный и социально значимый труд составляет основу, на которой развиваются и укрепляются гуманизм и нравственность. В простой крестьянской семье " ежедневно возникающая необходимость обоюдного труда " ведет супругов " через все ссоры и даже пороки и преступления ". Труд их соединяет и " свято поддерживает ", порождая и поддерживая искру взаимного сочувствия, уважения и доброжелательности. И, заключает педагог, " если мы не хотим быть слепыми, то убедимся, что без труда, дельного, серьезного труда, семейное счастье есть не что иное, как романтическая химера ".

Изображение слайда
15

Слайд 15: Разработка Ушинским вопросов дидактики

Дидактические взгляды Ушинского : 1. Построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологические способности. Он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения.  Согласно Ушинскому, существует два вида внимания : 1) Активное ( произвольное ) 2) Пассивное ( непроизвольное ) Ушинский считал, что с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, развивая в то же время внимание активное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем. 2.  Построения   обучения   на   принципах   посильности   и  последовательност Нельзя допускать перегрузки в первые годы обучения, во избежание переутомления. 3. Построения обучения на принципах   наглядности Единственный источник наших знаний - опыт. Ушинский говорил « Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями …» Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения - использование картины для беседы, которые следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы. 4. Построения обучения на принципах : ·   Осмысливания · Основательности   усвоения   детьми материала и  применение   этих принципов · Прочности

Изображение слайда
16

Последний слайд презентации: Великий русский педагог К. Д. Ушинский

Ушинский подробно разработал методику : 1) Повторения учебного материала - предупреждения забывания - Расширение учебного материала - углубление учебного материала Повторение - лучший способ понимания нового материала 2) Образование у детей общих представлений и понятий из наглядных представлений 3) Развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм. В процессе обучения Ушинский различает две стадии : ·  Первая стадия  - дети под руководством учителя, наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени : -  на первой ступени   дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление - на второй ступени   дети под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие - на третьей ступени   учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. ·  Вторая стадия  - обобщение и закрепление полученных знаний. Обучение - важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

Изображение слайда