Презентация на тему: Великие вокалисты. Наследие выдающихся русских и зарубежных исполнителей

Великие вокалисты. Наследие выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
ВОКАЛЬНЫЕ ГОЛОСА
Сопрано
Мария Каллас
Антонина Нежданова
Галина Вишневская
Анна НЕТРЕБКО
Аида Гарифуллина
Меццо-сопрано
Надежда Обýхова
Елена Образцова
Любовь Казарновская
Контральто
Лина Мкртчян
Кэтлин Ферриер
Тенор
Энрико Карузо
Иван Козловский
Сергей Лемешев
Пласидо Доминго
Лучано Паваротти
Андреа Бочелли
Баритон
Дмитрий Хворостовский
Бас
Федор Шаляпин
1/26
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 75)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2416 Кб)
1

Первый слайд презентации: Великие вокалисты. Наследие выдающихся русских и зарубежных исполнителей

Изображение слайда
2

Слайд 2: ВОКАЛЬНЫЕ ГОЛОСА

Регистр Мужской Исполнители Женский Исполнители ВЫСОКИЙ ТЕНОР Энрико Карузо, Леонид Собинов, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Марио Ланца, Пласидо Даминго, Лучано Паваротти СОПРАНО Антонина Нежданова, Мария Каллас, Галина Вишневская, Галина Ковалёва, Монтсеррат Кабалье, Анна Нетребко СРЕДНИЙ БАРИТОН Титта Руффо, Пантелеймон Норцов, Тито Гоби, Дмитрий Хворостовский Ренат Ибрагимов, Муслим Магамаев, Иосиф Кобзон МЕЦЦО-СОПРАНО Надежда Обухова, Полина Виардо-Гарсиа, Вера Давыдова, Ирина Архипова, Елена Образцова НИЗКИЙ БАС Фёдор Шаляпин, Максим Михайлов, Александр Пирогов, Борис Штоколов, Евгений Нестеренко КОНТР-АЛЬТО Лина Мкртчян, Кэтлин Ферриер

Изображение слайда
3

Слайд 3: Сопрано

Самым высоким женским голосом (но иногда и детским) принято считать именно сопрано. Голос является прозрачным и серебристым по звучанию. Если говорить о рабочем диапазоне, то он характеризуется: До первой октавы и  Фа — Ля третьей октавы. Различают 3 основные разновидности сопрано: Колоратурное. Оно отличается некой подвижностью, а также способностью брать достаточно высокие ноты. Единственным недостатком для обладательниц такого типа голоса считается тот факт, что они не смогут исполнять партии в хоре. Среди наиболее ярких обладательниц колоратурного сопрано можно отметить Амелиту Галли-Курчи и Диану Дамрау. Лирическое. Отличительной чертой этого голоса является мягкость звучания. Если рассматривать лирическое сопрано на примере, то в число обладательниц данного голоса можно включить Рене Флеминг и Кири Те Канава. Драматическое. Для данного типа характерна мощная сила и полнота звучания. Как пример драматического сопрано можно назвать таких исполнительниц, как: Мария Гулегина, Леонтин Прайс и Биргит Нильсон. Многие музыкальные эксперты считают, что наиболее важной в хоре партией является именно сопрановая. Это связано с тем, что ей чаще всего поручают  мелодию. Исходя из этого, возникает необходимость ее динамичной гибкости, красоты и подвижности Известные вокалистки (сопрано):  Р. Флеминг, М. Каллас,  Г. Вишневская, М. Кабалье, С. Брайтман, М. Кэрри, Л. Сенчина

Изображение слайда
4

Слайд 4: Мария Каллас

«Величайшая певица всех времен и народов" — этот титул не может оспорить ни одна из ныне живущих оперных певиц. Вероятно, даже если это и удастся кому-нибудь, то очень не скоро. Такие голоса рождаются раз в столетие, не чаще. А, может быть, и раз в тысячелетие. Кто знает? La Divina ( "Божественная") — так называли ее даже критики. Voce ( "Голос") — так коротко и ёмко назвали её итальянцы, настоящие ценители и знатоки вокального искусства. Не Италия, а Греция подарила миру это сокровище. Мария Каллас, самая знаменитая гречанка и самая великая певица мира была человеком неординарным, неоднозначным. Её могли не только любить, но и ненавидеть за её сложный характер. Но её великое искусство воистину бессмертно и никого не могло и не может оставить равнодушным.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Антонина Нежданова

Нежданова А.В.— русская советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). С огромным успехом выступила Нежданова в 1912 на сцене парижского театра "Гранд Опера" в партии Джильды.     Большое значение имело творчество певицы для развития вокального концертного исполнительства в России. Она была одной из первых и постоянных участниц исторических концертов, организованных в Москве С. Н. Василенко, выступала с А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, А. Н. Скрябиным, пропагандируя русскую и западноевропейскую камерную вокальную музыку (среди произведений, посвящённых Неждановой,— "Вокализ" Рахманинова). В обширном концертном репертуаре певицы значительное место занимали также русские, украинские и белорусские народные песни.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Галина Вишневская

Для многих имя этой великой русской певицы не нуждается в представлении. Вся её жизнь, весь её творческий путь — это прославление величайших русских оперных традиций. Галина Вишневская — воплощение стойкости, настоящего человеколюбия, величия и твёрдости духа, патриотизма, женской красоты и обаяния. Она – почётный доктор ряда университетов, на протяжении многих лет она работает с творческой молодёжью, даёт мастер-классы по всему миру и выступает в качестве члена жюри крупнейших международных конкурсов. 1 сентября 2002 года в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, о создании которого великая певица давно мечтала. Здесь она передаёт свой опыт и уникальные знания талантливым молодым певцам с тем, чтобы они могли достойно представлять российскую оперную школу на международной сцене.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Анна НЕТРЕБКО

Анна Нетребко – одна из самых знаменитых современных оперных звезд, которую наперебой приглашают все главные мировые театры и фестивали. Она – «певица, у которой есть все: голос удивительной красоты, точность и размах, большая динамика и диапазон, воображение, интуиция и юмор – все в сочетании с яркой харизмой, отчего во время ее исполнения невозможно оторвать глаза от сцены» («San Francisco Chronicle»).

Изображение слайда
8

Слайд 8: Аида Гарифуллина

В 13 лет Аида Гарифуллина стала стипендиатом фондов имени Ф. И. Шаляпина и «Голос года» в номинации «Академический вокал». В 2001-м году Аида выступила на сцене Большого концертного зала МГК им. П. Чайковского в рамках Фестиваля «Одаренные дети Татарстана» (г. Москва). Аида с успехом принимает участие в различных всероссийских и международных вокальных конкурсах. В ее багаже - Гран-при конкурса «Песни магии» (Болгария), первая премия конкурса «Созвездие» (Казань), вторая премия конкурса «Зажги свою звезду» (Москва). Также Аида – лауреат телевизионного конкурса «Утренняя звезда». Аида продолжает свое обучение вокальному мастерству в «Венской консерватории», она - Посол Универсиады 2013 года в Казани, Аида выступала на Открытии этого грандиозного спортивного праздника!

Изображение слайда
9

Слайд 9: Меццо-сопрано

Если говорить о таком женском голосе, как меццо-сопрано, то для него характерна средняя высота (между контральто и сопрано). С итальянского «mezzo-soprano» обозначает как «средне верхний». Рабочий диапазон меццо-сопрано находится между Ля малой октавы и Ля второй октавы. Среди основных видов меццо-сопрано различают такие, как: высокое меццо-сопрано. Оно по характеру звучания наиболее близко соотносится с  драматическим сопрано. Здесь стоит отметить глубокий голос, который является по тембру светлым. Если данный тип меццо-сопрано рассматривать на примере исполнительниц, то среди них можно отметить: Ирину Архипову и Марию Максакову. колоратурное меццо-сопрано. Это голос является очень редким.  Колоратурное меццо-сопрано относят к средним женским голосам, которые наделены одновременно большой яркостью и объемом. Также, в этом голосе прослеживается подвижность и гибкость. Счастливыми обладательницами колоратурного меццо-сопрано являются такие исполнительницы, как Тереза Берганца и Чечилия Бартоли. низкое меццо-сопрано. Этот тип голоса по характеру звучания чем-то схож с контральто. В нем отмечается сила, полнота и крупность голоса, который при этом имеет более яркие и звучные нижние ноты. Низкое меццо-сопрано можно услышать на примере композиций  Тамары Синявской. Исполнительницы:  Елена Образцова, Надежда Обухова, Любовь Казарновская, Тамара Синявская, Людмила Зыкина

Изображение слайда
10

Слайд 10: Надежда Обýхова

Великая русская певица, меццо-сопрано. Редкий, такой узнаваемый тембр голоса, выразительность исполнения, трепетное отношение к тексту исполняемого произведения отличают эту певицу от всех других. Она была необыкновенно популярна в советское время, несмотря на довольно меланхоличную манеру пения, контрастирующую с общей партийной установкой на "бодрость и оптимизм". Пожалуй, можно сказать, что она была (вольно или невольно) диссидентствующей певицей, оппозиционной "генеральной линии партии". Её голос был совершенно непригоден для исполнения песен советской тематики, зато идеально подходил для пения русских романсов и шедевров зарубежной классики.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Елена Образцова

Многие ее роли стали живой классикой современной оперной сцены. Природа щедро одарила Елену Образцову. У нее голос (меццо-сопрано) редкой красоты тембра, бархатистости, органной сочности звучания, яркая сценическая внешность, придающая ее оперным героиням редкую художественную рельефность и выразительность, талант настоящей драматической актрисы. И все это соединено в художнике, фанатично преданном музыке. Для Образцовой пение - не просто профессия, а содержание, высший смысл жизни. Поэтому художественные трактовки певицы обладают такой огромной притягательной силой, безраздельно захватывают слушателей. Образцова - властительница душ зрителей, личность поистине магнетическая.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Любовь Казарновская

Любовь Юрьевна КАЗАРНОВСКАЯ. - Лауреат международных конкурсов, доктор музыкальных наук, профессор. Еще в начале своей оперной карьеры она стала первым российским сопрано, приглашенным в Зальцбург Гербертом фон Караяном. Ныне в репертуаре певицы – оперные партии, требующие тонкости, совершенства владения тембром, техникой, музыкальностью. Любовь Казарновская – единственная российская певица, исполнившая моцартовские партии на родине композитора в Зальцбурге на его 200-летнем юбилее.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Контральто

Этот голос относят к категории самих низких женских голосов бархатистого грудного тембра. Раньше контральто называлось альтом (приравнивали его к струнному инструменту). Если говорить о рабочем диапазоне, то он находится между Фа малой октавы и Фа второй октавы. Этот тип голоса встречается достаточно редко. Да и сами композиторы не особо часто используют его в своей музыкальной практике. К контральто нередко обращался Петр Ильич Чайковский, так как написал специально для данного типа голоса партию Полины в «Пиковой даме» и Ольги в «Евгении Онегине». Правда, в некоторых операх к контральто обращаются, когда необходимо исполнить партии юношей. В результате этого Глинка специально для известной контральто-певицы Воробьевой-Петровой создал партию Вани (был приемным сыном Сусанина в опере «Иван Сусанин»). Что касается обладательниц данного типа голоса, то контральто отмечается у таких исполнительниц, как: Кэтлин Ферриер и Эулы Беал, Лина Мкртчян. Часто контральто называют бархатным женским голосом.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Лина Мкртчян

Обладательница редкого по красоте и уникального по регистровым возможностям контральто Лина Мкртчян – певица широчайшего творческого диапазона. Ей равно доступны классика и джаз, духовная музыка и народная песня. В репертуаре певицы более трехсот произведений западноевропейских, русских и советских авторов. Лина Мкртчян поёт труднейшие и редкоисполняемые вещи, пропагандирует сочинения незаслуженно забытых и малоизвестных авторов, лучшую музыку молодых начинающих композиторов. Знаменитая флейтовая мелодия Глюка из оперы «Орфей и Эвридика» (в переложении для голоса и органа Григория Зингера) звучит как вечный гимн нетленности любви, красоты, музыки.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Кэтлин Ферриер

Музыковед В.В. Тимохин писал: «Кэтлин Феррьер обладала одним из красивейших голосов нашего столетия. У нее было настоящее контральто, отличавшееся особой теплотой и бархатистостью тона в нижнем регистре. На протяжении всего диапазона голос певицы звучал насыщенно и мягко. В самом его тембре, характере звучания были какие-то„изначальная“ элегичность и внутренний драматизм. Подчас нескольких фраз, спетых певицей, было достаточно, чтобы создать у слушателя представление об образе, полном скорбного величия и строгой простоты. Неудивительно, что именно в этой эмоциональной тональности решены многие замечательные артистические создания певицы».

Изображение слайда
16

Слайд 16: Тенор

Тенор считается высоким мужским певческим голосом. Он проявляется обертонально на определенном диапазоне. Отличительной чертой такого голоса является то, что у мужчины, который им владеет, есть природная способность создавать вокальный звук с доминированием грудного регистра на высоких нотах. Разновидноститенора: драматический (или tenore di forza); лирический (или tenore di grazia); тенор-альтано – он является очень редким голосом и стоит между лирическим и драматическим видом. Для тенор-альтано характерен развитый верхний регистр — выше до2). Известные теноры: Лучано Паваротти,  Энрико Карузо,  Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Андреа Бочелли, Иван Козловский, Сергей Лемешев,   Александр Градский, Николай Басков

Изображение слайда
17

Слайд 17: Энрико Карузо

Энрико Карузо (1873 - 1921) – итальянский певец (тенор) до сих пор считается одним из самых талантливых и популярных оперных певцов, которых когда-либо знал музыкальный мир. Родившись в трущобах Неаполя в семье, где кроме него было еще 20 детей, Энрико сам сумел выбраться из нищеты лишь потому, что еще в детстве осознал, что у него поистине золотой голос. Воспитанный великими итальянскими певцами, Карузо добился огромного успеха, как в Европе, так и в Америке. Обладал голосом неповторимого тембра, в котором естественное баритональное, бархатистое звучание нижнего и среднего регистров сочеталось с блестящими теноровыми верхами. Благодаря исключительному владению дыханием, безупречной интонации и, главное, высокой исполнительской культуре стал легендой вокального искусства 20 века, образцом для будущих поколений оперных теноров. Карузо с равным успехом исполнял партии лирического и драматического плана. В концертном репертуаре Карузо основное место занимали неаполитанские песни.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Иван Козловский

ИВАН КОЗЛОВСКИЙ (1900-1993), - русский певец (лирический тенор). Голос Ивана Козловского — высокий тенор красивого и очень индивидуального, сразу распознаваемого тембра; обладая счастливой внешностью, певец был в высшей степени артистичен (и на сцене, и на концертной эстраде) и, как крупные русские артисты старой школы, умел выразительно артикулировать текст. Пение Козловского было исключительно эмоциональным, иногда даже балансирующим на границе строгого вкуса (это случалось преимущественно в западном репертуаре). Зато его можно считать непревзойденным интерпретатором таких оперных партий, как Юродивый и Царь Берендей, и многих старинных романсов; в поздние годы Козловский также пел и записывал русскую духовную музыку.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Сергей Лемешев

Популярность Лемешева в истории русской оперы можно сравнить лишь с популярностью Шаляпина. Трудно представить себе музыку, больше подходящую Лемешеву, чем широкая, полная неги и страсти музыка самого романтического русского композитора. Плюс к слащавой порой красоте голоса Лемешев был хорош собой, что не могло не повлиять на карьерный рост. Особую, поистине народную популярность нежный тенор завоевал, снимаясь в художествен- ных фильмах. Но визитной карточкой нежного тенора, его символом в истории мировой оперы навсегда стал Ленский. Томный, романтически изнеженный Ленский практически отождествлялся с Лемешевым. "Ленский целиком заполнил мою жизнь, - говорил певец. - Из моих более чем тридцати ролей эта - самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества". Лемешев исполнил любимую партию 500 раз, в том числе и в день своего 70-летия.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Пласидо Доминго

Пласидо Доминго начинал петь как баритон, а затем "переквалифицировался" в теноры. В его голосе звучат одновременно мужественность, нежность и благородство, свойственные истинным испанцам. Знаменитая "Баркаролла" написана Ж. Оффенбахом для двух женских голосов - сопрано и меццо-сопрано. Но великому тенору оказалось вполне по силам спеть дуэтом со скрипкой. И как спеть!

Изображение слайда
21

Слайд 21: Лучано Паваротти

Luciano Pavarotti (1935-2007), итальянский тенор, один из самых популярных у публики и безусловно признаваемых критикой оперных теноров в эпоху после Э.Карузо. Среди достоинств пения Паваротти — превосходная высокая постановка голоса; солнечный полетный тембр; на редкость совершенное вокальное мастерство и как следствие легкость звукоизвлечения. Сочетание подобных качеств с невероятно сильной индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность, сделали певца одной из "суперзвезд" оперной сцены 20 столетия.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Андреа Бочелли

Несмотря на слепоту, итальянский оперный певец Андреа Бочелли стал одним из наиболее запоминающихся голосов современный оперы и поп-музыки. Бочелли одинаково хорошо удается и исполнение классического репертуара, и поп-баллад. В 6 лет начал учиться играть на фортепиано, а позже освоил флейту и саксофон. Страдая недостаточным зрением, он стал полностью слепым в 12 лет после несчастного случая. Несмотря на очевидные музыкальные таланты, Бочелли не рассматривал музыку как свою дальнейшую карьеру, пока не закончил юридический факультет университета в Пизе, и не получил звание доктора. Только тогда Бочелли стал серьезно заниматься своим голосом

Изображение слайда
23

Слайд 23: Баритон

Если сравнивать с тенором, который на сегодняшний день считаются «дефицитным» мужским голосом, то баритон является более распространенным. Достаточно много композиций написано для него. Правда, как самостоятельный голос баритон начали квалифицировать только лишь в конце XVIII века. Ведь до этого времени все мужские голоса разделяли только на два вида: басы и тенора (которыми обладали зачастую кастраты).Правда, когда кастраты, исполнявшие героические партии на протяжении нескольких веков, начали утрачивать в опере свое доминирующее положение, освобождающуюся нишу пополнили насыщенные и красивые баритоны (от греческ. «вarytonos», что означает «тяжелый»). Многие эксперты утверждают, что баритон считается определенной квинтэссенцией мужского начала, сочетая в себе гибкость и выразительность тенора. Известные баритоны: Дмитрий Хворостовский, Андрей Марков, Муслим Магомаев, Николай Носков,,  Григорий Лепс, Александр Серов, Иосиф Кобзон, Юрий Гуляев, Эдуард Хиль.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Дмитрий Хворостовский

Дмитрий Хворостовский был признан "Лучшим Баритоном 2010" по мнению известного итальянского журнала  L'opera, это была первая награда от издания, которое освещает главные оперные события Италии. Такое признание сибирский баритон получил за свое восхитительное выступление в роли Графа ди Луны в опере "Трубадур" Верди на фестивале в 2010 году.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Бас

Бас (от итал. «basso», что означает «низкий») считается наиболее низким мужским певческим голосом. Главными отличительными чертами этого голоса является полнота, а также глубина звучания. Если рассматривать диапазон звучания этого голоса, то находится он между Фа большой октавы и Фа первой октавы. Бас бывает следующих разновидностей: бас-баритон; глубокий (профундо); центральный; бас-буффо. Известные басы: Ф. Шаляпин, Е. Нестеренко, Б. Штоколов, Поль Робсон

Изображение слайда
26

Последний слайд презентации: Великие вокалисты. Наследие выдающихся русских и зарубежных исполнителей: Федор Шаляпин

Федор Иванович Шаляпин (1873-1938) - легендарный певец (бас). Обладал мощным, гибким богатым тембровыми оттенками голосом, огромным драматическим дарованием. Представитель русского реалистического исполнительского искусства. Создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир героя. Его репертуар включал до 400 песен, романсов и других жанров камерно-вокальной музыки. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым мягким тембром звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

Изображение слайда