Презентация на тему: Великие бии Казахского ханства

Великие бии Казахского ханства
Великие бии Казахского ханства
Роль биев в казахском ханстве
Великие бии Казахского ханства
Толе би
Великие бии Казахского ханства
Великие бии Казахского ханства
Памятники Толе би
Великие бии Казахского ханства
Великие бии Казахского ханства
АЙТЕКЕ БИ
Великие бии Казахского ханства
Великие бии Казахского ханства
Памятник великих биев
Великие бии Казахского ханства
Казыбек би
Великие бии Казахского ханства
Великие бии Казахского ханства
1/18
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 3)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (761 Кб)
1

Первый слайд презентации: Великие бии Казахского ханства

Подготовила: Бурандыкова Диана 109 група

Изображение слайда
2

Слайд 2

«Бий» в переводе с казахского означает «судья, избранный народом». Из поколения в поколение они передавали юридические знания, основанные на законах шариата и житейского нравственно-правового опыта. Мы гордимся именами великих сынов народа, трех славных мудрецов – Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Они стали для казахов непреходящим символом народного единства. Их страстные речи овладели умами потомков, как изречения из священных книг. Их историческое значение перед казахским народом, их значимость в нашей истории невозможно переоценить.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Роль биев в казахском ханстве

Какова же была их роль в общественной жизни казахов в XVII-XVIII веках? Со сложным историческим периодом борьбы Казахского ханства О чем свидетельствует, например, всеказахский съезд, который состоялся осенью 1726 года в местности Ордабасы. На съезд были приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс, султаны, бии разных родов во главе с Толе би Алибекулы, Казыбек би, Айтеке би и другие полководцы и батыры. Целью этого съезда было проведение широкой политики по объединению всех казахских родов против джунгар.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Вышеназванные бии в эпоху Тауке хана входили в высший законодательный совет «Жеты жаргы». Поскольку они представляли интересы целых жузов, их называли «Орда би». В каждом роде были также свои предводители-бии; уполномоченные советом аксакалов. Сегодня суд биев сохранился и утвердился в памяти поколений как независимое, профессиональное и мудрое правосудие,  оставившее неизгладимый след в истории казахского народа. И эта тема поныне не утратила своей актуальности. Суд биев был идеалом и для современных государственных деятелей республики. К примеру, Динмухамед Кунаев, долгое время руководивший КазССР, будучи членом Политбюро ЦК КПСС и первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, оставаясь активным членом правящей партии коммунистов, идеология которой не была совместима с преклонением перед средневековой историей, особенно ранее угнетенных народов, питал особое уважение одному из легендарных казахских биев-судей Толе би. Говорят, что у него на рабочем столе дома лежали три фотографии: его – Димаш Ахметовича, Толе бия (в центре) и супруги – Зухры Шариповны. Первый и ныне действующий президент (с 1990 года) независимой Республики Каз

Изображение слайда
5

Слайд 5: Толе би

Толе би Алибекулы – выдающийся общественный деятель, бий Старшего жуза, один из авторов свода законов «Жеты жаргы», оратор и поэт. Толе происходит из дулатовского рода жаныс, восходящего к Кудайберды, известного тем, что у него было девять сыновей. В их роду, принадлежащем к простонародью, до Толе не было ни баев, ни биев. Толе родился в 1663 г. в урочище Жайсан в Жамбылской области. Умер в 1756 г. в Акбурхан-орде, Ленгерском районе Шымкентской области. После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса он правил Ташкентом в течение шести лет (1743-1749).

Изображение слайда
6

Слайд 6

Толе би был человеком образованным, грамотным, с детского возраста впитавшим традиции ораторско-поэтического искусства своего народа За находчивость, мудрость и тонкость суждений Толе би считали опорой для ханов и заступником простого народа. В его речах нашли отражение темы честности и справедливости. «Мог конский волосок рассечь мечом правды повдоль», — так говорили о его справедливости. О его мудрых речах рассказывают многие легенды-предания, завещанные предками. Вора, укравшего тороку от седла, он приговорил возместить чапан и коня. «Как так?! – удивились люди. – За какой-то ремешок целую лошадь да еще чапан?» Толе би ответил: «К тороке можно привязать шубу, а шуба в стужу согреет путника». Другой вор украл конские путы, а Толе би заставил его выплатить девять голов скота со скакуном во главе. И объяснил свое решение так: «Путы сберегут коня, конь сбережет удальца, удалец защитит народ». А защита народа, укрепление государства, справедливое управление страной, умение говорить от имени людей и выносить решения — вот главные цели его жизни. Еще больше повысился авторитет Толе би в связи с его призывом к народу взяться за земледелие, перейти от кочевья к оседлости, сочетая разведение скота с устоями городской жизни, учиться хорошим примерам у соседних народов, дабы позаботиться о грядущих поколениях. «Кто отца видел, стрелять научится, кто мать видел, шубу шить умеет», — говорил Толе би.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Толе би также приложил много усилий к формированию и развитию отношений между Россией и Старшим жузом. В 1733 году он стал инициатором послания к императрице Анне Иоанновне вместе с группой султанов и биев – вслед за принятием Младшим жузом российского подданства в 1731 году. Толе би был сторонником равноправия женщин и мужчин. Своей невестке Данагуль он говорил: «Не избегай свекра. Это – устаревший обычай». Пересказывая основные положения «Жеты жаргы», Толе брался за их реальное воплощение, в частности, в вопросах о земельных спорах, о барымте и воровстве, о куне, о воспитании детей, о защите отечества, в спорах о вдовах. Он культивировал роль семьи в жизни человека. Толе би призывал народ к терпеливости и настойчивости. Много было красноречивых и таких, которые мнили себя вождями, говорил Толе, а не смогли собрать воедино казахов. Вот почему страдают они от внешнего насилия, чуждаются друг друга, терпят поражение даже от немногочисленных врагов.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Памятники Толе би

Изображение слайда
9

Слайд 9

Изображение слайда
10

Слайд 10

Изображение слайда
11

Слайд 11: АЙТЕКЕ БИ

Айтеке, настоящее имя Айтык Байбекулы, один из знаменитых правителей Младшего Жуза, родился в 1681 году. В 1652 году при правлении хана Тауке укрепилась роль биев, как высших судебных лиц и ведущей политической силы в ханском совете. Они привлекались к участию в съездах родовой знати, где решали наиболее важные вопросы жизни ханства. Все крупные межродовые споры также разрешались при участии биев тех родов, интересы которых эти усобицы задевали.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Айтеке би с детства отличался находчивостью и красноречием, чем поражал своих сородичей. Широко известен случай, когда он смог рассудить спор, предвосхитив Косуак бия. Мимо мальчика, пасшего ягнят за аулом, проезжали всадники. Юный Айтеке приветствовал их такими словами: «Разве сыновья казахов чужие друг - другу? Если вы из Старшего жуза, то будьте моими старшими братьями, если вы из Среднего жуза, то будьте моими средними братьями, если же вы из Младшего жуза, то будьте моими младшими братьями». Путников привлекла степенная и уважительная манера приветствия и они рассказали о цели своей поездки. Как оказалось они выехали за куном, который должны были выплатить сородичи Косуак бия. «Конь человека из этого края, привязанный к аркану, опоясывающему юрту, лягнул и убил мальчика из нашего рода, игравшего возле юрты», - пояснили они. В ответ Айтык предположил: «Если конь ударил мальчика у двери, вы получите полный кун, а если подальше - половину, а если конь стоял за юртой, получите четверть куна». Как оказалось в последствии, Косуак би рассудил спор таким же образом.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Уже в двадцатилетнем возрасте Айтеке стал известным бием, популярным судьей - посредником. В народной памяти зафиксировалась выразительная простота, подлинная философичность его речей и решений. Если Казыбек бия называли «звонкоголосым», упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточеность рассуждений, сравнивая его изречения с острым мечом. Сородичи, по достоинству оценив заслуги Айтеке би, в тридцать лет избрали его главным бием Младшего жуза. Тауке хан пригласил Айтеке би войти в состав семи биев - разработчиков свода норм обычного права «Жеты жаргы» определившего в последствии главные принципы государственного устройства и правопорядка в Казахском ханстве. Многим запомнились слова бия, отражающие его искреннюю любовь к Родине: «Если ты богат, принеси пользу народу. Если ты воин, сокруши врага. Если же ты, будучи богатым не принесешь пользу народу, будучи воином, не сразишь врага, то станешь чужаком своего народа». Умер в 1766 году.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Памятник великих биев

Изображение слайда
15

Слайд 15

Изображение слайда
16

Слайд 16: Казыбек би

Казыбек Би Казыбек Келдибек Улы (1667-1764) - известный в народе как Каз дауысты Казыбек ("Казыбек, непревзойденный в слове и слоге", буквально "Казбек с непревзойденным голосом"), получивший это название, как говорит легенда, от заклятого врага казахов, Контайчи Галдан Церена, пораженного и загипнотизированного его красноречием. Родился он на берегах Сыр-Дарьи (точное место рождения неизвестно), принадлежал к Среднему жузу, к разделу Каракесек племени Аргын. Отца называли Келдибек, деда Шанкар. Имя Шанкара было настолько известно и популярно, что дед по материнской линии - Сулеймен издалека прикочевал к Шанкару, которого за начитанность, мудрость прозвали Абыл. Благодаря семейной традиции Казбек уже в детские годы проявил красноречие и острый ум, став с годами прославленным бием.

Изображение слайда
17

Слайд 17

О роли Казыбек-бия в судьбах казахского народа можно сказать следующее: он один из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, В нем нашли конституционное закрепление подходы к проблемам, связанным с землей, имущественными отношениями, семьей, определением наказаний за преступления, международными отношениями, сватовством, разводом, положением вдов. Казбек лично участвовал в переговорах с Галдан Цереном, отстаивая интересы народа, женщин, военнопленных

Изображение слайда
18

Последний слайд презентации: Великие бии Казахского ханства

Одна из поездок к калмыцкому правительству была связана со стремлением вызволить из плена Аблая.  Известно, что Аблай попал в плен после нападения калмыков в 1741 г. на Средний жуз и два года провел в зиндане (тюрьме). Возможно, что его выдали родичи в ответ на требования Галдан Церена, сына которого Шарыша Аблай убил в единоборстве. Видя в Аблае большую будущность, ценя его характер, крепость характера, преданность идее единства казахского народа, Казбек-бий проявил большую настойчивость и добился возвращения Аблая на родину, где Аблай сразу же возглавил ханство в Сары-Арке, не будучи формально ханом. Неустанно на всем протяжении жизни он призывал к единству народа, к единомыслию, стремясь погасить раздоры между родами и между ханами в борьбе за власть, а также найти достойный путь сохранения цивилизованных отношений с соседними народами. Умер Казбек-бий в декабре 1764 г. у подножья горы Семизбуга у источника Теректи. Похоронен в Туркестане, в мавзолее Ахмета Ясави

Изображение слайда