Презентация на тему: ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ

ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
Нарушения письменной речи
Дисграфия
Механизмы дисграфии Психологический подход к анализу механизмов дисграфии
Механизмы дисграфии Психолингвистический подход к анализу механизмов дисграфии
Классификация дисграфий (каф. логопедии РГПУ им. А.И. Герцена)
Механизмы дисграфии Нейропсихологический подход к анализу механизмов дисграфии
Классификация дисграфий по А.Н.Корневу (1997, 2003)
Классификация дисграфий по Т.В. Ахутиной (2001)
Дизорфография -
Распределение школьников в зависимости от структуры дизорфографического нарушения (в % от количества школьников ЭГ).
Типология специфических симптомов дизорфографии
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
Вариативные стратегии логопедической работы по преодолению нарушений письма
Лев Рафаилович Зиндер, 1903-1995
Иван Александрович Бодуэн де Куртене, 1845-1929
Алексей Алексеевич Леонтьев, 1936-2004
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
Лев Владимирович Щерба, 1880-1944
Фонетический принцип
Морфологический принцип
Традиционный принцип
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
Письмо как навык
Алексей Николаевич Леонтьев, 1903-1979
а) Символизация фонем и фонематическое восприятие
б) Моделирование звуковой структуры слова с помощью букв ( фонематический анализ)
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
в) Графо-моторные навыки
Александр Николаевич Корнев, 1949
Роза Евгеньевна Левина, 1908-1989
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ
1/51
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 16)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (31099 Кб)
1

Первый слайд презентации: ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ

Канд. пед. наук, доц. О.В. Елецкая О.В. Елецкая: логопедам: https ://vk.com/eletskaya_olga olga_eletskaya@mail.ru

Изображение слайда
2

Слайд 2: Нарушения письменной речи

Изображение слайда
3

Слайд 3: Дисграфия

это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Механизмы дисграфии Психологический подход к анализу механизмов дисграфии

Изображение слайда
5

Слайд 5: Механизмы дисграфии Психолингвистический подход к анализу механизмов дисграфии

Изображение слайда
6

Слайд 6: Классификация дисграфий (каф. логопедии РГПУ им. А.И. Герцена)

Изображение слайда
7

Слайд 7: Механизмы дисграфии Нейропсихологический подход к анализу механизмов дисграфии

Изображение слайда
8

Слайд 8: Классификация дисграфий по А.Н.Корневу (1997, 2003)

Изображение слайда
9

Слайд 9: Классификация дисграфий по Т.В. Ахутиной (2001)

Изображение слайда
10

Слайд 10: Дизорфография -

специфическое системное расстройство формирования и автоматизации орфографического навыка письма, препятствующее полноценному овладению школьниками письменной речью и совершенствованию их лингвистических способностей. В основе этого расстройства лежит нарушение онтогенеза базовых предпосылок психической деятельности, отрицательно влияющие на своевременное и полноценное развитие операционально-технологических составляющих функциональной системы орфографически правильного письма.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Распределение школьников в зависимости от структуры дизорфографического нарушения (в % от количества школьников ЭГ)

21% 26% 53% дизорфография, в структуре дефекта которой преобладает недостаточность регуляторных компонентов учебной деятельности дизорфография с преимущественной обусловленностью недоразвитием речи и несформированностью лингвистических способностей дизорфография с преимущественной обусловленностью недостаточностью когнитивной сферы

Изображение слайда
12

Слайд 12: Типология специфических симптомов дизорфографии

Орфографические ошибки в окончаниях слов отсутствие подобных окончаний в системе флексий существительных: охотиться за рыб оми ; прилагательных: светл аи пятнышки, непралазн ай чащи ; глаголов: пен е тся, гоня и тся ; неправильный выбор безударных окончаний существительных 2 склонения при нейтрализация фонем <э> и <и>, когда такие грамматические особенностей части речи, как падеж и тип склонения не учитываются: в ма и, по округ и ; игнорирование типа склонения существительных при написании существительных с основой на шипящий: сосновых ча щ, из-за ту чь, но ч ; ошибочное написание Ь вследствие того, что необходимость маркирования мягкости согласных на письме по правилам графики школьниками осознаётся, а краткая форма имени прилагательного с основой на шипящий не опознана: голос всеведу щь и певу чь ; неправильное написание безударных окончаний, произведенное в результате отсутствия учёта грамматической характеристики рода, числа, падежа прилагательных: в яблонев а м саду, в берёзов а й роще [123]; ошибки вследствие трудности в осознании формы глагола: идё ш, дыши ш ; ошибки, обусловленные игнорированием типа спряжения глагола при выборе формообразующих аффиксов: начина и тся, завис е т. Орфографические ошибки в приставках написание звонких и глухих согласных на границе с корнем (на т строить, о д ступили) ; правописание гласных (п а бежали, пр а снулись) недостаточная сформированность у детей грамматических понятий и соответствующего терминологического словаря; низкий уровень усвоения правил и закономерностей функционирования языковых единиц; неполноценность лингвистического мышления (прежде всего, операций морфемного, морфологического и словообразовательного анализа) и чувства языка; слабая мотивация детей к изучению орфографических правил; неспособность опираться в письменной деятельности на правила, усвоить и применять в письме алгоритм орфографических действий. Орфографические ошибки в корнях слов смешение безударных гласных О-А, Е-И, Я-И-Е как стремление пишущего к фонематичности (ст а ловая, зат и мно, потр и сение) ; замены безударных гласных О-А, Е-И, Я-И-Е, происхождение которых можно объяснить орфографическим гиперизмом или ошибочным написанием, которое возникло в результате применения орфографического правила в том случае, когда использование его избыточно (фант о зировать, пос е нел, потр е сение); пропуск непроизносимых согласных: усный, лесница ; вставки непроизносимых согласных по ложной аналогии с известными словами: отвес т но как: честно, известно ; ошибки написания проверяемых согласных в корне слова: в словах со стечением согласных (тру п ка, ло т ка) и в конце слова (го т, ё ш) ; ошибки в правописании букв О-Ё после шипящих в корне слова (прич о ска, ш ё рох). СИМПТОМЫ ДИЗОРФОГРАФИИ II ТИП I ТИП

Изображение слайда
13

Слайд 13

Изображение слайда
14

Слайд 14: Вариативные стратегии логопедической работы по преодолению нарушений письма

Нарушение письма Пути логопедической работы Артикуляторно -акустическая дисграфия Звукопроизносительная сторона речи Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания Фонематическое восприятие Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Языковой анализ и синтез Аграмматическая дисграфия, дизорфография с преимущественной обусловленностью недоразвитием речи и и несформированностию лингвистических способностей Грамматический строй речи: словообразовательный, морфемный, морфологический анализ Оптическая дисграфия, зрительно-пространственная дисграфия (по Т.В. Ахутиной ) Зрительное восприятие, зрительная память, зрительно-пространственные функции Регуляторная дисграфия, дизорфография Формирование учебной деятельности Дисграфия, обусловленная трудностями поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры, «когнитивная» дизорфография Развитие памяти внимания, сукцессивных и симультанных процессов, операций мышления Диспраксическая дисграфия, кинетическая дисграфия Графо-моторные навыки

Изображение слайда
15

Слайд 15: Лев Рафаилович Зиндер, 1903-1995

Термин «письмо» объединяет три разных категории явлений: вид особой семиотической системы, способ перекодирования устного языка в письменный и особую форму коммуникации.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Иван Александрович Бодуэн де Куртене, 1845-1929

Письмо как ОСОБАЯ СЕМИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГРАФИЧЕСКИХ ЗНАКОВ хотя и связано с устным языком, но тем не менее и достаточно автономно [ Бодуэн де Куртене, 1912; Потебня А. А., 1976].

Изображение слайда
17

Слайд 17: Алексей Алексеевич Леонтьев, 1936-2004

По мнению А. А. Леонтьева (1964), в мозгу грамотного человека существует две языковые системы, в языковом коллективе есть две нормы, два стандарта: устноязыковой и письменноязыковой.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Письмом мы называем и СПОСОБ ПЕРЕКОДИРОВАНИЯ, то есть набор правил перехода от одной системы символов к другой (от звукового языка к письменному языку), именуемый правописанием. В русской альфабетической системе письменности он включает операции символизации (обозначение звуков буквами) и процедуру моделирования фонематической структуры слова с помощью графических знаков.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Лев Владимирович Щерба, 1880-1944

Русское правописание базируется на нескольких основных принципах (разными авторами выделяется от четырех до восьми различных принципов). Среди них ведущими и наиболее общепринятыми можно считать: фонетический, или фонематический [ Зиндер Л. Р., 1987], т радиционный, или исторический и морфологический [Щерба Л. В., 1983; Зиндер Л. Р., 1987].

Изображение слайда
20

Слайд 20: Фонетический принцип

(основа графики): логически главенствующий, но его употребление резко ограничено морфологическим и традиционным принципами. Это как бы основное правило, имеющее массу исключений. В соответствии с фонематическим принципом буквенное обозначение полностью соответствует тем фонемам, которые слышны в слове вне зависимости от того, в сильной или слабой позиции они находятся («пиши как слышишь»).

Изображение слайда
21

Слайд 21: Морфологический принцип

заключается в том, что при написании сохраняется постоянство буквенного обозначения морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний) независимо от их произнесения. При этом фонемы слабых позиций, связанные отношением позиционного чередования фонемами сильных позиций, обозначаются буквами, адекватными фонемам сильных позиций. Именно на этом принципе основано большинство правил орфографии.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Традиционный принцип

создает еще один род исключений как из фонематического, так и (в меньшей степени) морфологического принципов. Он сохраняет исторически старое написание слов, неадекватное современному произношению и морфологическому принципу, и поэтому называется еще историческим [Щерба Л. В., 1983]. В школьной программе это так называемые «словарные слова».

Изображение слайда
23

Слайд 23

Письменная речь — ОСОБАЯ ФОРМА КОММУНИКАЦИИ с помощью системы письменных знаков. Она реализуется в таких жанрах, как эпистолярная продукция, дневниковые записи ( аутокоммуникация ), литературное творчество. Она отличается особыми стилистическими нормами, отличными от устноязыковых, сложной системой пунктуационных правил.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Три вышеописанных явления, объединяемые понятием «письмо», представляют лингвистические его аспекты. Кроме этого, с нашей точки зрения, правомерно выделять как особое такое явление, как навык письма, т. е. психомоторный, а не языковой феномен.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Письмо как навык

Все вышеперечисленные аспекты письма как языковой системы и языковой способности реализуются в акте письма, представляющем собой навык и вид графо-моторной деятельности. Навык письма, хотя и связан с устной речью и ее закономерностями, имеет собственную психологическую, сенсомоторную базу, обеспечивающую практическую реализацию всех вышеперечисленных форм письма.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Алексей Николаевич Леонтьев, 1903-1979

Как вид деятельности (в понимании А. Н. Леонтьева, 1983) письмо включает три основные операции: а) символическое обозначение звуков речи, т. е. фонем, б) моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов [ Журова Л. Е., Эльконин Д. Б., 1963] и в) графо-моторные операции. Каждая из них является как бы самостоятельным навыком (подсистемой) и имеет соответствующее психологическое обеспечение.

Изображение слайда
27

Слайд 27: а) Символизация фонем и фонематическое восприятие

Навык символизации, т. е. буквенного обозначения фонем формируется на основе развивающихся у ребенка способностей к символизации более широкого плана: символической игры, изобразительной деятельности и др. Кроме того, необходимой его предпосылкой является достаточная зрелость фонематического восприятия и языкового сознания [Левина Р. Е., 1940].

Изображение слайда
28

Слайд 28: б) Моделирование звуковой структуры слова с помощью букв ( фонематический анализ)

Реализация данного навыка на начальной стадии обучения грамоте происходит в два этапа: сначала выполняется фонологическое структурирование звуковой стороны слова, т. е. установление временной последовательности фонем, из которых оно состоит, а затем производится трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Нарушению фонологического структурирования, т. е. фонематического анализа, большинство исследователей отводит главенствующую роль в механизме дисграфий [ Садовникова И. Н., 1995; Catts H., 1993].

Изображение слайда
30

Слайд 30

Второй этап операции как бы не замечается или недооценивается. А между тем экспериментально-психологические данные свидетельствуют, что буквенная запись и результат фонематического анализа далеко не всегда совпадают [Карпенко Н. П., Подольский А. Н., 1980].

Изображение слайда
31

Слайд 31

Довольно часто при стойкой дисграфий после нескольких лет обучения ребенок устный фонематический анализ производит уже безукоризненно, а на письме продолжает допускать специфические ошибки. Одна из причин этого кроется в специфике второго этапа операции моделирования звуковой структуры слов.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Процесс трансформации временной последовательности фонем в пространственный ряд графем протекает у ребенка практически параллельно с фонематическим анализом и графо-моторными операциями записи букв. Это требует довольно сложной координации перечисленных сенсомоторных процессов и, что особенно важно, оптимальной концентрации и распределения внимания во время их протекания.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Есть еще один «подводный камень», который может играть не последнюю роль в трудностях осуществления этой операции. Как фонематический анализ, так и буквенная запись слов являются сукцессивными процессами, которые представляют собой легкоуязвимую предпосылку интеллекта и страдают даже при легких резидуально -органических поражениях ЦНС.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Если способность к удержанию в кратковременной памяти временной последовательности звуков или символов у ребенка нарушена, это неизбежно сказывается на овладении письмом.

Изображение слайда
35

Слайд 35: в) Графо-моторные навыки

являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребенка, что дезорганизует и все предшествующие операции.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Александр Николаевич Корнев, 1949

Незрелость сложных форм зрительно-моторной координации была обнаружена у большинства детей с дислексией и дисграфией, особенно в случаях наиболее тяжелых нарушений [Корнев А. Н., 1983].

Изображение слайда
37

Слайд 37: Роза Евгеньевна Левина, 1908-1989

В ряде случаев несформированность графо-моторных навыков служит причиной особого вида нарушений — моторной или кинетической дисграфии [Левина Р. Е., 1940; Садовникова И. Н., 1995].

Изображение слайда
38

Слайд 38

Сенсомоторная база, или комплекс функциональных предпосылок письма, представляет собой многоуровневую систему, включающую большое количество когнитивных и речевых функций. Достигая минимально необходимого уровня зрелости, они создают оптимальные возможности для осуществления операций звуко-буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слов и реализации графо-моторной программы.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Первые два рода операций в ситуациях фонетического письма (по правилам русской графики) протекают несколько иначе, чем в тех случаях, где требуется использование орфографических правил.

Изображение слайда
40

Слайд 40

В первом случае ключевым процессом является фонематический анализ, акустико-артикуляторная дифференциация фонем и установление звуко-буквенных соответствий по правилам графики. Основная нагрузка при этом падает на операции фонематического анализа и актуализацию звуко-буквенных ассоциаций.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Во втором — более важным становится морфологический и лексико-грамматический анализ слов и предложений. Говорить о графическом моделировании звуковой структуры слова в этом случае можно лишь с определенными оговорками. В строгом смысле слова это относится к той части слова, которая не содержит орфограмм.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Ключевой операцией здесь является решение орфографической задачи. Считается, что наибольшие трудности у детей вызывает не запоминание правил орфографии, а обнаружение орфограммы, выбор необходимого правила, адекватного данной ситуации, и решение орфографической задачи с помощью выбранного правила.

Изображение слайда
43

Слайд 43

Изображение слайда
44

Слайд 44

Изображение слайда
45

Слайд 45

Изображение слайда
46

Слайд 46

Изображение слайда
47

Слайд 47

Изображение слайда
48

Слайд 48

Изображение слайда
49

Слайд 49

Изображение слайда
50

Слайд 50

Изображение слайда
51

Последний слайд презентации: ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ

Изображение слайда