Презентация на тему: Устные высказывания профессионального характера

Устные высказывания профессионального характера
План работы
План работы
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Виды вопросов
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Устные высказывания профессионального характера
Список литературы
1/31
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 5)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (661 Кб)
1

Первый слайд презентации: Устные высказывания профессионального характера

Мезенцева ДС-16-ДО

Изображение слайда
2

Слайд 2: План работы

1. Функции и специфика устных профессиональных жанров. 2. Оценочные высказывания в ситуации опроса, проверки домашнего задания, беседы и т. п. Цели и структура оценочного высказывания. Способы выражения оценки. 3. Педагогический диалог в ситуации опроса, повторения и обобщения изученного, объяснения нового материала.Коммуникативно -речевые умения, необходимые для организации и ведения диалога на уроке. 4. Способы предъявления информации в педагогическом диалоге.

Изображение слайда
3

Слайд 3: План работы

5. Характер реплик в диалоге. Характер вопросов, требования к их формулировке. Языковые и речевые средства оформления диалогического высказывания. 6. Развернутые монологические реплики учителя в структуре педагогического диалога, их функции, специфика, особенности оформления. Объяснительный монолог учителя в ситуации изучения нового материала.

Изображение слайда
4

Слайд 4

1. Функции и специфика устных профессиональных жанров.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Профессиональная устная речь  - это коммуникация между специалистами на профессиональные темы, которая осуществляется в устной форме, в официальной или неофициальной обстановке, то есть коммуникация как особый, вспомогательный, вид деятельности, обеспечивающий осуществление основной профессиональной деятельности» [1, c. 3 Гарбовский ]. Особенности устной профессиональной речи определяют сфера профессиональной деятельности, характер коммуникативной ситуации, цели, задачи, условия общения. Профессиональная устная речь представляет собой совокупность жанров, обслуживающих разные сферы профессиональной коммуникации. Жанровое разнообразие устной профессиональной речи зависит от особенностей коммуникативных задач, решаемых членами определенного коллектива в ходе выполнения должностных обязанностей.

Изображение слайда
6

Слайд 6

« Жанр − очень важное понятие в профессиональной коммуникации, поскольку представители той или иной специальности объединяются еще и определенным набором устных и письменных жанров, используемых ими в профессиональном общении» [А.В. Коренева]. Устная профессиональная речь реализуется в следующих жанрах: публичная речь, информативное сообщение, деловая беседа, доклад и т.д.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Объяснительный монолог учителя — одно из самых важных на уроке речевых произведений. Четкая, определенным образом организованная речевая структура объяснения даст возможность учащимся следить за мыслью учителя, понимать, для чего нужны те или иные доказательства, предугадывать ход рассуждения и учиться использовать образцы речи учителя для построения собственных высказываний. Диалог в количественном отношении он даже более частотен на уроках.

Изображение слайда
8

Слайд 8

2. Оценочные высказывания в ситуации опроса, проверки домашнего задания, беседы и т. п. Цели и структура оценочного высказывания. Способы выражения оценки.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Оценочным высказыванием называется высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта, дающее ему оценку. Например: «Хорошо иметь много друзей» Ситуации оценивания, безусловно, относится к разряду типичных, т.к. характеризуется рядом определенных признаков, названных выше, и обучающийся оказывается в ней неоднократно то в роли субъекта оценки, то в роли ее объекта. И владение умением создавать оценочное высказывание становится для него необходимым.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Субъект оценки — лицо (или социум), определяющее ценность того или иного явления путем выражения оценки: На мой взгляд, тема сочинения не раскрыта, поэтому больше семи баллов я поставить тебе не могу. Субъект оценки в УПД — это лицо, наделенное полномочиями, властью, поэтому имеет право на оценочные высказывания. Объект оценки — это предмет или явление, которому приписывается ценность (или антиценность ), например: Бесполезных знаний не бывает. Субъект и объект часто соединяются оценочными предикатами мнения, ощущения, восприятия, сравните: считать, полагать, ставить, казаться, расценивать и др. Лингвисты выделяют следующие свойства оценочного предиката : эмотивность : Ты молодчина!, эмоциональность и рациональность: Молодец! и Я считаю, что это хорошо; экспрессивность: Это потрясающе!; аффективность ; интенсификацию, т.е. усиление признака « хорошо» или «плохо».

Изображение слайда
11

Слайд 11

Характер оценки — это признание ценности (положительной, отрицательной или нулевой) объекта оценки: Лень твоим знаниям очень вредит. Основание оценки — это ее мотивация или оценочный признак, т.е. то, с точки зрения чего производится оценивание; доводы, которые склоняют субъект к одобрению, порицанию объекта оценки или выражению безразличия по отношению к нему, например: Если вы не будете тщательно готовить домашние задания, вам трудно будет усвоить последующие темы. Основанием оценки здесь является ‘если вы не будете тщательно готовить домашние задания’, т.к. лишь с точки зрения данного условия производится оценивание. В качестве основания оценок могут выступать чувства или ощущения, образец, идеал, стандарт.

Изображение слайда
12

Слайд 12

3. Педагогический диалог в ситуации опроса, повторения и обобщения изученного, объяснения нового материала.Коммуникативно -речевые умения, необходимые для организации и ведения диалога на уроке.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Ситуация опроса, как и любая другая учебно-речевая ситуация, включает в себя совокупность таких смысловых компонентов, которые, будучи взаимообусловленными, определяют речевое поведение учителя и учащихся в соответствии с поставленной (и решаемой в процессе общения) задачей. Педагогический диалог в ситуации опроса выступает как процесс совместного решения задачи урока, подчиненный смысловым компонентам ситуации.

Изображение слайда
14

Слайд 14

В широком понимании диалог - это конкретное воплощение языка, сфера проявления речевой деятельности человека, сама форма существования языка, наконец, форма речевого общения. Узкое понимание диалога связывается с непосредственным речевым общением двух или более лиц в конкретной ситуации жизнедеятельности. Диалог представляет собой речевое произведение, которое складывается из отдельных высказываний его участников, так что каждое высказывание является этапом на пути к достижению конечной цели, а потому обретает свое место в развертывании смыслового целого.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Педагогический диалог целесообразно рассматривать как модель, отражающую специфические условия и цели общения преподавателя и учащихся на уроке, как жанр педагогического общения. Для организации успешного учебно-педагогического диалога необходимо создать обстановку, в которой протекает общение. Обстановка общения на уроке всегда публична, осуществляется по коммуникативной формуле «один» (преподаватель - ведущий партнер диалога ) - много (учащиеся). Обстановка на уроке предопределяет фактор публичности речи, что оказывает влияние на развитие темы и на речевое поведение участников диалога. Преподаватель в ситуации учебно-речевого диалога должен учитывать: насколько студенты осведомлены в ситуации, обладают ли специальными учебными знаниями по теме общения, каковы их мнения по обсуждаемой проблеме, убеждения и предубеждения, симпатии и антипатии. Речь преподавателя рассчитана на коллективного адресата, поэтому она массово-адресованная. При учебно-научном общении коммуниканты не равны по своему положению, по уровню образования.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Обучение представляет собой сложный, многогранный процесс, в основе которого лежат два вида деятельности: деятельность преподавателя и деятельность учащихся. Названные виды деятельности не выступают в изолированном друг от друга виде, они теснейшим образом взаимосвязаны. Урок состоит из этапов, каждый из которых предназначен для реализации поставленных целей. Одним из важнейших в структуре урока считается этап объяснения нового материала. Диалог в ситуации объяснения используется в качестве средства развития мышления и коммуникативно-речевых умений студентов.

Изображение слайда
17

Слайд 17

4. Способы предъявления информации в педагогическом диалоге.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Среди основных направлений в развитии образовательного процесса современной школы ведущее место занимает переход к личностно-ориентированной системе. Такая система признает главной ценностью личность учащегося, его качества как основание организации учебного процесса. В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми. Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют: Идеи гуманизации ; Осуществление воспитания в контексте культуры; Создания открытых воспитательных систем; Возврата воспитания в семью; Поддержки и развития индивидуальности; Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Педагогический диалог целесообразно рассматривать как модель, отражающую специфические условия и цели общения преподавателя и учащихся на уроке, как жанр педагогического общения. Для организации успешного учебно-педагогического диалога необходимо создать обстановку, в которой протекает общение. В профессионально- педагогическом диалоге для преподавателя важно правильно выстраивать свое речевое поведение, оно позволяет раскрыть преподавателю свои личные качества (умение создать на уроке творческую обстановку, стремление к установлению со студентами гуманных взаимоотношений).

Изображение слайда
20

Слайд 20

Методы воспитания нельзя рассматривать вне педагогической системы, в которой они применяются, вне особенностей отношений педагога со школьниками, с их группами и коллективами. Выбор и использование методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста и индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровня воспитанности конкретных коллективов.

Изображение слайда
21

Слайд 21

5. Характер реплик в диалоге. Характер вопросов, требования к их формулировке. Языковые и речевые средства оформления диалогического высказывания.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное не передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Также, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В ней отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. Также, в связной речи проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком

Изображение слайда
24

Слайд 24

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Виды вопросов

Открытые вопросы - предполагают получение со стороны собеседника развернутой, объемной информации. Такие вопросы задают, когда нужны сведении или когда необходимо выявить реальные мотивы и позицию собеседника. Закрытые вопросы (уточняющие ) - предполагают ответ со стороны собеседника в форме «да» или «нет». Простые (элементарные) вопросы - включают в себя только один вопрос, одно вопросительное слово.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Сложные вопросы - включают в себя несколько простых вопросов или несколько вопросительных слов или простых вопросов, связанных посредством союзов. Острые вопросы - это вопросы актуальные, жизненные, важные, принципиальные. Провокационные вопросы — это вопросы, которые задаются для того, чтобы поставить спрашиваемого в неловкое положение, вызвать ответ, который может повлечь неприятные для от­вечающего последствия. Поэтому обычно советуют не отвечать на вопрос, если за ним, на ваш взгляд, есть какой-то подвох.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Монолог – это высказывание, не всегда рассчитанное на словесную реакцию другого человека. Монолог характеризуется полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Мимика и жесты играют меньшую роль. Одной из характеристик монологической речи является ее произвольность, т.е. умение выбирать языковые средства и пользоваться теми, которые наиболее полно и точно передают смысл того, что говорится

Изображение слайда
29

Слайд 29

Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (события во времени и в движении), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

Изображение слайда
30

Слайд 30

Воздействие речи педагога зависит от следующих факторов: 1. Логическое построение речи (умение убеждать). 2. Владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией. 3.Экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи. 4.Использование вспомогательных средств: жестов, мимики, пластики, дистанции общения. 5.Дискуссионные умения, этико-психологическое конструирование совместной со слушателями деятельности. 6. Перцептивные умения, связанные с учетом реакции слушателей, умение использовать наглядность.

Изображение слайда
31

Последний слайд презентации: Устные высказывания профессионального характера: Список литературы

1. Колтунова М. В. Язык и деловое общение. М.: Экономика, 2000. 152 с. 2. Паршина О. Н. Профессиональный диалог: Дис.канд. филол. наук, Саратов, 1994. 180 с. 3. Современная устная научная речь. Т. 1: Общие характеристики / Под общ. ред. О. А. Лаптевой. М., 1985. 336 с. 4. Гарбовский Н. К. Сопоставительная стилистика профессиональной речи (на материале русского и французского языков). М.: МГУ, 1988. 144 с.

Изображение слайда