Презентация на тему: Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и

Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и
«Живи и помни»
Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и
Вот как автор вспоминает об истории создания повести:
Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и
Проблематика повести «Живи и помни»(1977 год)
Основной конфликт повести
Особенности композиции повести
Война и Андрей
Вот что я скажу тебе, Настёна. Ни одна собака не должна знать, что я здесь. Скажешь кому – убью. Убью – мне терять нечего. Так и запомни.
Семья Гуськовых
Настена
Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и
Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и
Я к тебе шёл. Не к отцу, не к матери – к тебе. И никто: ни мать, ни отец – не должен обо мне знать. Не было меня и нету. Пропал я без вести. Убили по дороге,
Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и
Душевное омертвление Гуськова
Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и
Господи, научи, что делать! Не вынести Андрею этой вины. Так что же, отказаться от него? Это совсем надо не иметь сердца.
Все держались открыто и ясно. Настёна таила такое, что было против всех. Она была уже чужой, посторонней…
Настёна думала об Андрее, любя его горькой любовью. Она любила его жалея и жалела любя – эти два чувства неразрывно сошлись в одно. И ничего с собой Настёна
Как быть? Что делать? Счастье-то, где ж оно было раньше жданное – пережданное, почему открылось только сейчас?
Возьми сердце в камень. Я знаю. Что тебе придётся ходить по раскалённым углям. Вытерпи, Настёна.
И грех родительский достанется ему, суровый, истошный грех, - куда с ним деваться?! И не простит, проклянет он их – поделом. Память о человеке, которая идет к
Простить его – не простят: горе народное не позволит. Вину Андрея она берёт на себя. А как с таким грузом жить? Дитя рожать? Что ребёнку передать в наследство?
Ночь была тихая, потёмистая. На Ангаре виделось хорошо. Настёна сняла с берега лодку, оттолкнула её…Надо успеть предупредить. Надо попрощаться. Навсегда, до
Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и
Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и
Живи и помни
Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и
Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и
Героиню какого романа напоминает Настена?
Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и
Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и
1/34
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 54)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2449 Кб)
1

Первый слайд презентации

Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и тупик.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Живи и помни»

Повесть была написана в 1974 году и сразу же после издания вызвала живой интерес читателей и получила европейское признание.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изображение слайда
4

Слайд 4: Вот как автор вспоминает об истории создания повести:

Сначала было просто впечатление. Через деревню вели заросшего страшного человека, пойманного в лесу. Тогда впервые детского слуха коснулось странное слово – дезертир. То первое, еще детское впечатление отложилось где-то в глубинах подсознания и время от времени, как дремлющий вулкан, давало знать о себе.

Изображение слайда
5

Слайд 5

А однажды мелькнула мысль, вопрос: как бы к такому человеку, переступившему черту закона, отнеслась его жена? Вот тут-то и проклюнулось зернышко сюжета…

Изображение слайда
6

Слайд 6: Проблематика повести «Живи и помни»(1977 год)

1.Проблема нравственного выбора 2.Проблема ответственности за свои поступки 3. Проблема ответственности за судьбу близкого человека 4.Проблема долга, соотношения личного и общественного 5.Проблема нравственных ценностей 6. Проблема памяти

Изображение слайда
7

Слайд 7: Основной конфликт повести

Трусость Долг Жестокость Совесть Индивидуализм Нравственность Предательство

Изображение слайда
8

Слайд 8: Особенности композиции повести

1.Отсутствие строгой хронологической последовательности повествования 2.Использование ретроспекции (РЕТРОСПЕКЦИЯ – экскурс в прошлое героя), позволяющей высветить в прошлом мотивы, истоки поведения героев, психологически убедительно выстроить финал повести

Изображение слайда
9

Слайд 9: Война и Андрей

С какими чувствами он покидал Атамановку, отправляясь на фронт? Как воевал Андрей Гуськов? Что можно сказать о солдате Гуськове ?

Изображение слайда
10

Слайд 10: Вот что я скажу тебе, Настёна. Ни одна собака не должна знать, что я здесь. Скажешь кому – убью. Убью – мне терять нечего. Так и запомни

Как же этот человек, честно защищавший от врагов родину, заслуживший уважение товарищей, решился на поступок, презираемый всеми? Как решает Распутин проблему личного выбора и ответственности через его образ?

Изображение слайда
11

Слайд 11: Семья Гуськовых

Какова история семьи Гуськовых ? На каких основах она держится? Какую роль в ней играют отец? Мать? Под влиянием чего сформировался такой характер? Где разворачивается действие повести? Выводы…

Изображение слайда
12

Слайд 12: Настена

Как Настена вышла замуж за Андрея? Насколько типична её судьба для русской женщины? В чем истоки её характера? Почему довоенная жизнь молодоженов не складывалась? В чем счастье в понимании Настены ? ВЫВОДЫ…

Изображение слайда
13

Слайд 13

- Но как, как ты насмелился? Это непросто. Как у тебя духу хватило? - Дышать нечем было – до того захотелось вас увидеть. Оттуда, с фронта, конечно, не побежал бы… Тут показалось вроде рядом. А где ж рядом? Ехал, ехал… до части скорей доехать. Я ж не с целью побежал. Потом вижу: куда ж ворочаться? На смерть. Лучше здесь помереть. Что теперь говорить! Свинья грязи найдет. -… Война кончится, - может, простят. - Нет. За это не прощают!

Изображение слайда
14

Слайд 14

Что же это за выбор такой, который хуже вражеской пули? Можно ли это назвать преступлением? Как вы отнеслись к поступку Гуськова? Как он сам объяснил свой поступок Настене? В чем безнравственность такого объяснения?

Изображение слайда
15

Слайд 15: Я к тебе шёл. Не к отцу, не к матери – к тебе. И никто: ни мать, ни отец – не должен обо мне знать. Не было меня и нету. Пропал я без вести. Убили по дороге, сожгли… Я теперь в твоих руках…

Изображение слайда
16

Слайд 16

Вместе… А муж ли? Не оборотень ли это с ней был?

Изображение слайда
17

Слайд 17: Душевное омертвление Гуськова

Проследите путь Андрея от передовой до его последнего прибежища? Какие изменения происходят с героем? Как он постепенно превращается в зверя? Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. Почему для него важно, не было ли с момента его возвращения в деревне похоронок? Чем он пытается оправдаться? Чего ждет от рождения ребенка Гуськов? Каков финал Гуськова, по-вашему?

Изображение слайда
18

Слайд 18

Моя судьба известная, нечего теперь о ней хлопотать. Я шел и думал: приду, погляжу на Настену, попрошу прощенья, что сломал ей жизнь, что гнул без нужды да изгалялся, когда можно было жить…Придет пора, я сгину. Но потерпи. Раз ты там виноват, то и я с тобой виноватая. Вместе будем отвечать. Почему она винит себя? Как это характеризует её?

Изображение слайда
19

Слайд 19: Господи, научи, что делать! Не вынести Андрею этой вины. Так что же, отказаться от него? Это совсем надо не иметь сердца

Почему Настёна не отказалась от мужа? Как с возвращением мужа изменилась её жизнь? Что свидетельствует о преданности Настёны мужу? Сцена встречи воина – однополчанина Максима Вологжина. Её роль? Почему Настена не может быть счастлива?

Изображение слайда
20

Слайд 20: Все держались открыто и ясно. Настёна таила такое, что было против всех. Она была уже чужой, посторонней…

Изображение слайда
21

Слайд 21: Настёна думала об Андрее, любя его горькой любовью. Она любила его жалея и жалела любя – эти два чувства неразрывно сошлись в одно. И ничего с собой Настёна сделать не могла

Изображение слайда
22

Слайд 22: Как быть? Что делать? Счастье-то, где ж оно было раньше жданное – пережданное, почему открылось только сейчас?

Она взяла его ладонь и приставила туда, где начинал бугриться, уже чем-то упираясь, ребёнок. В чем противоречивость её чувств при первых признаках беременности?

Изображение слайда
23

Слайд 23: Возьми сердце в камень. Я знаю. Что тебе придётся ходить по раскалённым углям. Вытерпи, Настёна

Изображение слайда
24

Слайд 24: И грех родительский достанется ему, суровый, истошный грех, - куда с ним деваться?! И не простит, проклянет он их – поделом. Память о человеке, которая идет к людям, наверняка знает себе цену, поэтому память о тебе вечно будет стыдиться и прятаться, как прячешься ты. Не надейся, ни на что не надейся – тебе и тут ничего не светит…

Изображение слайда
25

Слайд 25: Простить его – не простят: горе народное не позволит. Вину Андрея она берёт на себя. А как с таким грузом жить? Дитя рожать? Что ребёнку передать в наследство?

Почему гибнет Настёна ? Почему героиня погибла именно среди реки? Кто виноват в её гибели? Ваше отношение к Настене и её поступку?

Изображение слайда
26

Слайд 26: Ночь была тихая, потёмистая. На Ангаре виделось хорошо. Настёна сняла с берега лодку, оттолкнула её…Надо успеть предупредить. Надо попрощаться. Навсегда, до других времён – неизвестно. Стыдно…почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?

Изображение слайда
27

Слайд 27

Стыдно…почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой! Где набрала она вины для такого стыда?... сладко жить, страшно жить, стыдно жить.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Поперёк Ангары проплыла широкая тень. Далеко из воды шло мерцание, в нём струилось и трепетало небо. Сколько людей решилось пойти туда и скольким ещё решаться! - Настёна, не смей! Настё-ё-о-на !.. -последнее, что довелось ей услышать, и осторожно перевалилась в воду.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Живи и помни

Изображение слайда
30

Слайд 30

Живи и помни, человек: в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытания место твое – с твоим народом – всякое отступничество, вызванное слабостью твоей, неразуменьем ли, оборачивается большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя. В.П.Астафьев. В чем смысл названия повести?

Изображение слайда
31

Слайд 31

В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство, А есть ещё: Совесть, Честь. А если бы все понимали, Что это не просто слова, Каких бы мы бед избежали…

Изображение слайда
32

Слайд 32: Героиню какого романа напоминает Настена?

Изображение слайда
33

Слайд 33

Есть ли нечто, объединяющее Андрея Гуськова и Родиона Раскольникова?

Изображение слайда
34

Последний слайд презентации: Урок – размышление по повести В.Распутина «ЖИВИ и ПОМНИ» Две судьбы: трагедия и

Темы сочинений 1.Что нового открыло мне произведение в понимании темы … 2. Всегда ли любовь делает человека счастливым? 3. Какие проблемы, поднятые В.Распутиным, современны, актуальны? 4. Тернист путь человека, противопоставившего себя людям, вставшего на путь предательства.

Изображение слайда