Презентация на тему: Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание 9 ).
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Задание 9.
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Важно знать !
Важно знать!
Проверь себя
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Проверь себя
Алгоритм выполнения задания
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание
1/51
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 66)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1641 Кб)
1

Первый слайд презентации: Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание 9 )

Изображение слайда
2

Слайд 2

Задание 9 формулируется следующим образом: Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. Варианты заданий безударная проверяемая гласная корня безударная непроверяемая гласная корня. безударная чередующаяся гласная корня

Изображение слайда
3

Слайд 3: Задание 9

Что требуется знать? Правописание корней с проверяемой безударной гласной; правописание корней с чередующейся гласной; словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Изображение слайда
5

Слайд 5

Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением. д а лекий – д а ль в и згливый – в и зг соед и нение - ед и ный д и ректор ф и алка р е форма об о няние к а вычки

Изображение слайда
6

Слайд 6: Важно знать !

Гласную О в безударных корнях нельзя проверять формами несовершенного вида на – ЫВАТЬ, -ИВАТЬ : Опоздать – поздний (а не опаздывать), раскроить – кройка (а не раскраивать), поглощение – глотка ( а не проглатывать )

Изображение слайда
7

Слайд 7: Важно знать!

Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слова КОМПЬЮТЕР, ИГНОРИРОВАТЬ, ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ нельзя проверить словами КОМП, ИГНОР, ЭКСТРИМ (их нет в гнезде родственных слов ).

Изображение слайда
8

Слайд 8: Проверь себя

Подчеркните безударную гласную в корнях слов. Рядом с каждым словом запишите проверочное. Белизна - ____, приходить-____, флажок-____, цветной-______, родной-______,скрипучий-____, з олото-_______, уголок-______, стрелок-______.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Написание безударных гласных, не проверяемых ударением, определяется по орфографическому словарю. Авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, апелляция, аплодисменты, багаж, бойкот, вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет, габариты, гарнизон, горизонт, дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально,

Изображение слайда
10

Слайд 10

игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция, кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий, лелеять, меридиан, меценат, мотивация, наваждение, ностальгия, оригинальный,

Изображение слайда
11

Слайд 11

палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать, семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет, утрамбовать, факультет, филармония, фестиваль, шоколад, шовинизм, шоссе, экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция

Изображение слайда
12

Слайд 12

Изображение слайда
13

Слайд 13

I. Корни, в которых написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем

Изображение слайда
14

Слайд 14

- бер -/- бир - - дер -/- дир - -мер-/-мир- -пер-/-пир- -тер-/-тир- - блест -/- блист - -жег-/-жиг- -стел-/- стил - -чет-/- чит -

Изображение слайда
15

Слайд 15

Пишется И, если за корнем следует суффикс  - â -

Изображение слайда
16

Слайд 16

зам и р â ть – нет - â - зам е реть, бл и ст â ть – нет - â - бл е стеть

Изображение слайда
17

Слайд 17

Исключения:   соч е т â ть, соч е т â ние

Изображение слайда
18

Слайд 18

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!! 1)Чередование  и / е  в корнях  мир- / мер-  характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п. Вымирать – вымереть, замирать – замереть. В словах с корнем  мир-  со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется  и. Мир, мирный, усмирять. В словах с корнем  мер-  со значением «мерить, измерять» всегда пишется  е. Мерить, измерять, примерять платье, мерило.

Изображение слайда
19

Слайд 19

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!! 2) Чередование  и / е  в корнях  пир- / пер-  характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п. Запирать – запереть, отпирать – отпереть, выпирать – выпереть. В словах с корнем  пир-  со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется  и. Пир, пировать.

Изображение слайда
20

Слайд 20

10. -лаг-/-лож- 11. - кас -/-кос-

Изображение слайда
21

Слайд 21

Пишется А, если за корнем следует суффикс  - â -

Изображение слайда
22

Слайд 22

к а с â ться нет - â- к о снуться, предл а г â ть нет - â- предл о жить

Изображение слайда
23

Слайд 23

II. Корни, в которых написание гласной зависит от ударения

Изображение слайда
24

Слайд 24

12. - гар-/-гор- 13. -клан-/-клон- 14. -твар-/- твор - 15. -плав-/-плов-

Изображение слайда
25

Слайд 25

Под ударением – А, без ударения – О. Исключение: у́тв а рь

Изображение слайда
26

Слайд 26

-плав-/-плов- Без ударения О пишется только в словах: Пл о ве́ц, пл о вчи́ха

Изображение слайда
27

Слайд 27

Изображение слайда
28

Слайд 28

16.- зар-/- зор -

Изображение слайда
29

Слайд 29

Под ударением – О, без ударения – А.

Изображение слайда
30

Слайд 30

з А ря́ оз А ри́л з О ́ рька

Изображение слайда
31

Слайд 31

Исключение:  з О рева́ть

Изображение слайда
32

Слайд 32

III. Корни, в которых написание гласной зависит от  буквы (букв), стоящей (стоящих) за гласной

Изображение слайда
33

Слайд 33

17. - раст - (- ращ -)/-рос- Пишется А перед ст,  щ. В остальных случаях – О Р а сти́, ср а ще́ние – р о сла́ Исключения: р о сто́к, р о стовщи́к, подр о стко́вый, Р о сто́в, Р о стисла́в, о́тр а сль

Изображение слайда
34

Слайд 34

18. - скак -/- скоч - Пишется А перед  К, пишется О перед  Ч Ск а к а ́ ть – вск о ч и ́ ть Исключения: Ск а ч о ́ к, ск а ч у ́

Изображение слайда
35

Слайд 35

IV. Корни, в которых написание гласной зависит от  смысла

Изображение слайда
36

Слайд 36

19. -мак-/-мок- м а к = «погружать в жидкость», «макать» м о к = «пропускать жидкость», «мокнуть» М а ка́ть  (хлеб в молоко) Вы́м о кнуть (под дождем)

Изображение слайда
37

Слайд 37

20. - равн -/- ровн - Р а вн = «равный, одинаковый, наравне» р о вн = «ровный, гладкий, прямой» Вы́р о внять (поверхность) – ур а вня́ть

Изображение слайда
38

Слайд 38

Отдельную группу составляют корни с чередованием а (я) — им или а (я) — ин. Буква И пишется в том случае, когда за корнем следует суффикс - â -

Изображение слайда
39

Слайд 39

-а(я) – им- -а(я) – ин - Сж а ть - сж им â ть нан я ть - нан им â ть сн я ть - сн им â ть

Изображение слайда
40

Слайд 40

-а(я) – им- -а(я) – ин Прим я ть — прим и н â ть, пож а ть — пож и н â ть, нач а ть — нач и н â ть, прокл я сть — прокл и н â ть, расп я ть — расп и н â ть.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Изображение слайда
42

Слайд 42

Будьте внимательны! Существуют слова с корнями, которые похожи на чередующиеся корни. Их нужно относить к словам с проверяемыми и непроверяемыми гласными: При мир ить (детей) – мир (проверяемая гласная, пишется И) При мер ять (костюм) – при мер ка (проверяемая гласная, пишется Е) Из мер ять – мер а (проверяемая гласная, пишется Е) По тер ять – потер я (проверяемая гласная, пишется Е) Рас тер яться – растер янный (проверяемая гласная, пишется Е) По тер петь – терп ит (проверяемая гласная, пишется Е )

Изображение слайда
43

Слайд 43

Будьте внимательны! Существуют слова с корнями, которые похожи на чередующиеся корни. Их нужно относить к словам с проверяемыми и непроверяемыми гласными: С дер жать – держ ит (проверяемая гласная, пишется Е) Пир овать – пир (проверяемая гласная, пишется И) С бер ечь – береж ный (проверяемая гласная, пишется Е ) Бер еговой – берег (проверяемая гласная, пишется Е) С п и р аль – непроверяемая гласная, пишется И

Изображение слайда
44

Слайд 44

Будьте внимательны! Существуют слова с корнями, которые похожи на чередующиеся корни. Их нужно относить к словам с проверяемыми и непроверяемыми гласными: При гор одный – город (проверяемая гласная, пишется О) Ос лож нять – сложн ый (проверяемая гласная, пишется О) Рос истый, рос инка – рос ы (проверяемая гласная, пишется О) Рос кошный – роскош ь (проверяемая гласная, пишется О) Возв ращ ение, в ращ ение – возврат (проверяемая гласная, пишется А )

Изображение слайда
45

Слайд 45

Будьте внимательны! Существуют слова с корнями, которые похожи на чередующиеся корни. Их нужно относить к словам с проверяемыми и непроверяемыми гласными: О твор ить (окно) – с твор ки (проверяемая гласная, пишется О) От вар ить (картофель) – вар ит (проверяемая гласная, пишется А) Про зор ливый – в зор (проверяемая гласная, пишется О) О з о р ник, оз о рничать - непроверяемая гласная, пишется О Кос ички – кос ы (проверяемая гласная, пишется О ) По кос ившийся – кос о (проверяемая гласная, пишется О)

Изображение слайда
46

Слайд 46: Проверь себя

Вставьте пропущенные гласные, устно объясняя выбор написания. Водор.. сли, з.. ря, зам..рать, отп.. реть, пост..лить, отт..рать, к.. снуться, отл..жить, выр..стать, заг.. реться, прикл.. ниться, подб.. рёшь, зап..рать, зам.. реть, р..сток, ск.. чок, п рил.. гательное

Изображение слайда
47

Слайд 47: Алгоритм выполнения задания

1. Внимательно читаем задание, вспоминаем правило (чередование гласных в корне слова, проверяемые гласные в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова). 2. О пределяем правило, на котором основано написание каждого слова. 3. Записываем ответ.

Изображение слайда
48

Слайд 48

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. макнуть (в сметану), доложить (в тарелку), соприкасаться подскочить, выгарки, уничтожить озарять, преклонение, подрастать вакансия, слагаемое, уравнение предположение, равноденствие, самовозгорание 1 3

Изображение слайда
49

Слайд 49

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непрове­ряемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов. вестибюль, частота (удара), заложить (основу) ростовщичество, врасти, очарование презентовать, океанолог, баталия инцидент, контракт, натюрморт аккомпанемент, температура, гипотеза 3 4 5

Изображение слайда
50

Слайд 50

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная прове­ряемая гласная корня. Запишите номера ответов. вышколенный, копна, размягчить опалить, возгораемый, гиппопотам пловчиха, анаграмма, скачу поклониться, каллиграфия, диссертация вытесненный (из очереди), зачарованный, поласкать (щенка ) 1 5

Изображение слайда
51

Последний слайд презентации: Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. озвереть, вымокли, впечатляемость восходящий, скрипеть (зубами), изголодать роптание, молиться, дряхлеть (с годами) парадировать (на плацу), облачность, скачок пятачок, стоящим (на скатерти), проборонить 2 3 5

Изображение слайда