Презентация на тему: Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе

Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе
Какую характеристику даёт себе сам герой?
Сегодня мы попытаемся понять особенности платоновского героя, особенности его миросозерцания и миропонимания. Писатель любил слово “сокровенный”, в котором
Каково значение слова “сокровенный”?
Что стоит за понятием сокровенного в человеке?
Как в повести раскрывается сущность Фомы Пухова?
Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе
наиболее ярко образ Фомы раскрывается через его отношение к машине. Как автор показывает эту неразрывную связь?
в
Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе
Что ещё кажется Пухову гармоничным? Что даёт ощущение счастья?
Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе
Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе
Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе
Каким мы видим героя в конце пути?
Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе
1/16
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 73)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (491 Кб)
1

Первый слайд презентации: Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе

Изображение слайда
2

Слайд 2: Какую характеристику даёт себе сам герой?

“Придурковатый мужик”, “Смутный человек”, Я – природный дурак”, “Я – человек облегчённого типа”.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Сегодня мы попытаемся понять особенности платоновского героя, особенности его миросозерцания и миропонимания. Писатель любил слово “сокровенный”, в котором одновременно слышатся и кров, и кровь, и откровенность, и покров, и сокровище

Изображение слайда
4

Слайд 4: Каково значение слова “сокровенный”?

Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный; хранимый в глубине души, заветный. В словаре В.И. Даля следующее определение: “Сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого”.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Что стоит за понятием сокровенного в человеке?

Святое, хранимое в глубине души, то, что определяет сущность человека, истину. Как автору удаётся раскрыть тайное, овенное в человеке? Через портрет героя, отношение к другим людям. Рисует ли нам автор портрет героя? повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности. Есть только поведенческий портрет. Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…

Изображение слайда
6

Слайд 6: Как в повести раскрывается сущность Фомы Пухова?

Через отношение героя к труду. Фома Пухов “…чувствует странное удовольствие от предстоящего трудного беспокойства…” В записной книжке Андрея Платонова было записано: “Труд есть совесть”. Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия “совесть”. Совесть – этическая категория, выражающая способность личности к моральному самоконтролю. Совесть обязывает человека своими действиями заслужить уважение к себе.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Сущность героя раскрывается через отношение к революции. В рассказе мы читаем: “Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость, хотя к ней мало был причастен”. После смерти жены “почуял – куда и на какой конец света идут все революции”. “Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком”. Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции. Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой. Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу “увидеть, значит поверить”, чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа.

Изображение слайда
8

Слайд 8: наиболее ярко образ Фомы раскрывается через его отношение к машине. Как автор показывает эту неразрывную связь?

“Ему лишь бы машина была, там он считал себя дома…” “Близ машины он всегда был добродушен…” “Писал рапорты о болезнях машины…” “Переделал двигатель по своему пониманию…”

Изображение слайда
9

Слайд 9: в

Вряд ли такого человека мы можем назвать природным дураком. Оригинальность самовыражения – принцип его поведения. По отношению к машине Платонов создаёт свою философию, философию техники. В чём её сущность? Она живое существо. “День и ночь вращается машина – умная, как живая, неустанная и верная, как сердце”.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Машина для Платонова - особая субстанция. “Людей много, машин мало; люди живые и сами за себя постоят, а машина - нежное, беззащитное, ломкое существо…” - продолжит автор в “Чевенгуре”. Рядом с машиной Фома словно выпускает спрятанные чувства, потаённые где-то в душе заботу, любовь, доброту. Изначально полноту и радость жизни Фома ощущает только в общении с машиной, ибо видит в отлаженном механизме гармоничное сочетание частей.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Что ещё кажется Пухову гармоничным? Что даёт ощущение счастья?

Мир природы, пространство, движение. “Пухов всегда удивлялся пространству…” “Чувствовал землю… “Неиспытанное чувство полного удовольствия…” к же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”? Как же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”? Перед нами чувствующий герой. Автор постоянно подчёркивает это: “осунулся от сочувствия к лошади”, “бессильно сочувствовал к людям, тонущим на “Марсе”, горевал о жене…

Изображение слайда
12

Слайд 12

Андрей Платонов указывает иную причину поступка Пухова: он проголодался. Жест эксцентричного человека. В первой фразе повести обнаруживается ключевая оппозиция: жизнь и смерть, единство вечного и повседневного, бытового о бытийного. Герой показан не только через его отношение к природе, людям, но и через движение, путь, проделанный им самим. Ученик представляет карту странствий Фомы Пухова.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Изображение слайда
14

Слайд 14

Перемещения Пухова весьма хаотичны, логически не мотивированы: “почти бессознательно он гнался за жизнью по всяким ущельям земли”. У героя нет пространственной цели, он ищет не места, а смысла, поэтому дорога у Платонова теряет своё пространственное значение, становясь синонимом духовного поиска. Во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема пути выступает метафорически, как обозначение линии поведения, особенно духовного. Для структуры архетипа пути характерно испытание. Постоянное и неотъемлемое свойство пути – его трудность. Путь строится по линии всё возрастающих трудностей, опасностей, поэтому преодоление пути есть подвиг. Отмеченность начала и конца пути как двух крайних точек – состояний выражается предметно – изменением статуса персонажа, достигшего конца.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Каким мы видим героя в конце пути?

Пухов прошел испытания, не сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил себя, сохранил чистое, светлое начало, чистую душу. Таким образом, Андрей Платонов приводит нас с вами к глобальному выводу, к мысли о возможностях человеческой души, к мысли, которая была его мукой, его радостью, вечно неуловимой и влекущей загадкой: “Главное – сеять души в людях”.

Изображение слайда
16

Последний слайд презентации: Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе

Что значит сокровенный человек по А.Платонову?

Изображение слайда