Презентация на тему: Урок обществознания в 10 классе Семья как малая группа

Урок обществознания в 10 классе Семья как малая группа
План урока.
Особенности семьи как малой группы.
1. Особенности семьи как малой группы.
Особенности семьи как малой группы
Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):
Типы семейных структур
1) По количеству детей:
Типы семейных структур
2) Традиционная или патриархальная семья
Типы семейных структур
3) Полные и неполные семьи
Типы семейных структур
4) Современные семьи: нуклеарные и расширенные
Типы семейных структур: 5) моногамная и полигамная
Типы семейных структур: 5) моногамная и полигамная
6) Патрилинеальные и матрилинеальные семьи
7) Патриархальные и матриархальные семьи
8) Гомогенные и гетерогенные семьи
9) Партнерская или эгалитарная семья
Задания для закрепления :
2. Функции семьи
Функции семьи
Репродуктивная
воспитательная функция
Хозяйственно-экономическая функция
Эмоционально-психологическая функция -
Рекреационная функция
Социально-статусная функция
Проблемы современной семьи
Количество браков и разводов в Тамбовской области за 2011-2012 гг
Статистика родившихся, умерших в 2012 г в Тамбовской области
Статистика числа браков и разводов в РФ за 2012 год
Кризис семьи проявляется:
Гражданский брак:
Гражданский брак: за или против?
Урок обществознания в 10 классе Семья как малая группа
3. Гендерное поведение
Гендерное поведение
Вопросы классу:
4. Стили воспитания
Стили воспитания
Стили воспитания
Стили воспитания
Стили воспитания
Вопросы для закрепления:
Домашнее задание: §37
Литература:
1/48
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 60)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1732 Кб)
1

Первый слайд презентации: Урок обществознания в 10 классе Семья как малая группа

Изображение слайда
2

Слайд 2: План урока

Особенность семьи как малой группы. Функции семьи. Проблемы современной семьи

Изображение слайда
3

Слайд 3: Особенности семьи как малой группы

Вопрос классу: 1. Как вы думаете, почему семья занимает во многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами? 2. Что для вас семья? Назовите ассоциации с этим словом.

Изображение слайда
4

Слайд 4: 1. Особенности семьи как малой группы

Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Особенности семьи как малой группы

Изображение слайда
6

Слайд 6: Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):

первобытное состояние (неупорядоченные половые связи); кровно - родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми); парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие) парная демократическая \ патриархальная традиционная

Изображение слайда
7

Слайд 7: Типы семейных структур

Изображение слайда
8

Слайд 8: 1) По количеству детей:

малодетные (1—2 ребенка), среднедетные (3—4 ребенка) многодетные семьи (5 и более детей).

Изображение слайда
9

Слайд 9: Типы семейных структур

Изображение слайда
10

Слайд 10: 2) Традиционная или патриархальная семья

предполагает главенство мужчины. такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Типы семейных структур

Изображение слайда
12

Слайд 12: 3) Полные и неполные семьи

Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками).

Изображение слайда
13

Слайд 13: Типы семейных структур

Изображение слайда
14

Слайд 14: 4) Современные семьи: нуклеарные и расширенные

нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д. – относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной (3-4 поколения родственников).

Изображение слайда
15

Слайд 15: Типы семейных структур: 5) моногамная и полигамная

Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Типы семейных структур: 5) моногамная и полигамная

Полигамия — брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;

Изображение слайда
17

Слайд 17: 6) Патрилинеальные и матрилинеальные семьи

В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, в матрилинеальных — по матери;

Изображение слайда
18

Слайд 18: 7) Патриархальные и матриархальные семьи

В патриархальных семьях главой является отец, в матриархальных — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

Изображение слайда
19

Слайд 19: 8) Гомогенные и гетерогенные семьи

В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

Изображение слайда
20

Слайд 20: 9) Партнерская или эгалитарная семья

(Семьи равных) можно отнести: справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Задания для закрепления :

Семья Л. состоит из шести человек: отец, мать, четверо детей. В семье нет четкого разделения обязанностей по гендерному признаку. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать. К каким типам (по разным основаниям) можно отнести семью Л.? Укажите в каждом случае признаки, по которым вы это определили.

Изображение слайда
22

Слайд 22: 2. Функции семьи

Вопрос классу: Как вы считаете, какие функции выполняет семья?

Изображение слайда
23

Слайд 23: Функции семьи

Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Репродуктивная

функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.

Изображение слайда
25

Слайд 25: воспитательная функция

новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей

Изображение слайда
26

Слайд 26: Хозяйственно-экономическая функция

охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Эмоционально-психологическая функция -

семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса

Изображение слайда
28

Слайд 28: Рекреационная функция

включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Социально-статусная функция

семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества

Изображение слайда
30

Слайд 30: Проблемы современной семьи

Задание классу: Современные ученые говорят о кризисе семейных отношений. Как вы думаете в чем причины и каковы последствия кризиса семейных отношений?

Изображение слайда
31

Слайд 31: Количество браков и разводов в Тамбовской области за 2011-2012 гг

Изображение слайда
32

Слайд 32: Статистика родившихся, умерших в 2012 г в Тамбовской области

Изображение слайда
33

Слайд 33: Статистика числа браков и разводов в РФ за 2012 год

Изображение слайда
34

Слайд 34: Кризис семьи проявляется:

в росте числа разводов; в увеличении количества добрачных и внебрачных детей; во взаимном отчуждении членов семьи; в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей; в увеличении числа неполных семей.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Гражданский брак:

Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор. Обсуждение проблемы по вопросам: Кто и почему вступает в гражданский брак? Когда такой брак уместен? Каковы издержки такой формы брачного союза?

Изображение слайда
36

Слайд 36: Гражданский брак: за или против?

Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников) Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни. Гражданский брак может стать временной формой личной жизни. Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются. Отрицательные стороны гражданского брака Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений. Они лишены определенного социального статуса. Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов. Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети. В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права суп­ругов и детей

Изображение слайда
37

Слайд 37

Изображение слайда
38

Слайд 38: 3. Гендерное поведение

Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens — род): во-первых, подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями), во-вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Гендерное поведение

Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли, т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению. Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения

Изображение слайда
40

Слайд 40: Вопросы классу:

Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические эпохи (эпоха Античности, Средние века, Новое время). Как они развивались на протяжении веков: что изменялось, а что, наоборот, оставалось неизменным? Как вы думаете, почему?

Изображение слайда
41

Слайд 41: 4. Стили воспитания

Изображение слайда
42

Слайд 42: Стили воспитания

Диктат в семье характеризуется: стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших. Инициатива детей всячески пресекается. Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей. Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Стили воспитания

Опека в семье — это система отношений, при которых: родители, обеспечивая удовлетворение потребностей, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе

Изображение слайда
44

Слайд 44: Стили воспитания

Невмешательство — система межличностных отношений в семье, строящаяся на: признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию

Изображение слайда
45

Слайд 45: Стили воспитания

Сотрудничество характеризуется: стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самосто­ятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Вопросы для закрепления:

Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите? Разъясните мысль Л.Н.Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Домашнее задание: §37

Изображение слайда
48

Последний слайд презентации: Урок обществознания в 10 классе Семья как малая группа: Литература:

Боголюбов Л.Н. Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. -М.: Просвещение, 2011. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. –М.: ВАКО, 2008.- 512 с.

Изображение слайда