Презентация на тему: Л-7 Умственное воспитание дошкольников

Л-7 Умственное воспитание дошкольников
План:
Проблема умственного воспитания
Л-7 Умственное воспитание дошкольников
Понятие умственное развитие
Л-7 Умственное воспитание дошкольников
Понятие умственного воспитания
Л-7 Умственное воспитание дошкольников
Понятие сенсорное воспитание
Понятие сенсорных эталонов
Задачи сенсорного воспитания
Периоды освоения сенсорных эталонов в дошкольном возрасте:
2. З адачи и функции умственного воспитания
Функции умственного воспитания
Л-7 Умственное воспитание дошкольников
Основа умственного воспитания
Л-7 Умственное воспитание дошкольников
Л-7 Умственное воспитание дошкольников
3. Развитие мыслительной деятельности
Мыслительные операции
Виды мышления
Педагогические условия активизации мыслительной деятельности
4.Любознательность и познавательный интерес
5. Характеристика детских вопросов
6.Средства умственного воспитания
выводы:
Л-7 Умственное воспитание дошкольников
1/27
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 55)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (135 Кб)
1

Первый слайд презентации: Л-7 Умственное воспитание дошкольников

Изображение слайда
2

Слайд 2: План:

Понятие умственное развитие и воспитание в дошкольном детстве. Сенсорное воспитание Задачи и функции умственного воспитания Развитие мыслительной деятельности Любознательность и познавательный интерес Характеристика детских вопросов Средства умственного воспитания Ключевые понятия:  мышление, умственное воспитание, сенсорное воспитание, умственное развитие, мыслительная деятельность.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Проблема умственного воспитания

Во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения – от дошкольных учреждений до университетов – отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний, умственного развития детей.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Д ошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания.  Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, – Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Понятие умственное развитие

Умственное развитие  - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребен ка.

Изображение слайда
6

Слайд 6

На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков. По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень – до 80%).

Изображение слайда
7

Слайд 7: Понятие умственного воспитания

Умственное воспитание  – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Понятие сенсорное воспитание

Сенсорное воспитани е- система педагогических влияний, направленных на формирование способов чувственного познания Сенсорное развитие – развитие чувств, восприятия, формирование представлений о внешнем виде предметов, их форме, размере, расположении в пространстве. Составляет фундамент умственного развития Сенсорная культура - результат освоения ребенком сенсорной культуры человечества (общепринятые представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов)

Изображение слайда
10

Слайд 10: Понятие сенсорных эталонов

Сенсорные эталоны- это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю развития. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры длины, меры веса, цветовой спектр, плоскостные и объемные геометрические фигуры и т.д.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Задачи сенсорного воспитания

На первом году жизни: -развитие слуха, зрения, формирование предметности восприятия- освоение предметной деятельности; в дошкольном возрасте: - освоение игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной деятельности - словесное обозначение признаков и свойств предметов, расширение словаря ребенка названиями различных признаков (кислый, сладкий, горький, соленый и т.д ), что помогает развивать способность к сравнению –важнейшей мыслительной опер

Изображение слайда
12

Слайд 12: Периоды освоения сенсорных эталонов в дошкольном возрасте:

от рождения до 3-х лет - предэталонный период (ребенок отображает отдельные особенности предметов, главным образом существенные для непосредственного использования- сенсомоторные эталоны; до 5-ти лет - период предметных эталонов (образы предметов сравниваются с определенными предметами- торанжевый цвет- как морковка, апельсин, квадрат- кармашек- платочек); от 5-ти и далее - качества предметов приобретает эталонное значение- период соотнесения с эталонами (ребенок соотносит их с общепринятыми эталонами предметов)- солнце как шар, лимон, огурец - овал; крышка стола прямоугольная, яблоко- круглое, лампочка стеклянная и т.д )

Изображение слайда
13

Слайд 13: 2. З адачи и функции умственного воспитания

1-я группа задач приобретение знаний об окружаю щем 2-группа задач формирование навыков и умений умственной деятельности 4-я группа задач формирование познавательных интересов и любознательности 3-я группа задач развитие умственных способностей

Изображение слайда
14

Слайд 14: Функции умственного воспитания

Функция умственного воспитания – формирование познавательной деятельности. Познавательная деятельность осуществляется в формах  восприятия и мышления Восприятие ↔ мышление  ( В  формируется в первые годы жизни,  М около 2 лет ( Л.С.Выготский ). В основе мышления лежит восприятие, которое даёт пищу для анализа, сравнения, обобщения. Мышление усиливает целенаправленность восприятия. В результате восприятия и мышления формируется система знаний

Изображение слайда
15

Слайд 15

Познание строится на : ОЩУЩЕНИЯХ (первый источник знаний о мире, познание отдельных свойств предметов) → ВОСПРИЯТИИ (более сложный познавательный процесс )→ МЫШЛЕНИЕ Ощущения и восприятие – особые действия анализаторов, направленные на обследование предметов. Развивать анализаторы – значит обучать действиям обследования, которые называются ПЕРЦЕПТИВНЫМИ ДЕЙСТВИ ЯМИ или обследовательскими

Изображение слайда
16

Слайд 16: Основа умственного воспитания

Сенсорное воспитание (развитие)   –специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурой человечества с целью развития ощущений, восприятия и представлений о внешних свойствах предметов

Изображение слайда
17

Слайд 17

Изображение слайда
18

Слайд 18

Изображение слайда
19

Слайд 19: 3. Развитие мыслительной деятельности

Мышление –  процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами. Стадии развития мышления в дошкольном возрасте н аглядно-действенное мышление( основано на действиях с предметами); наглядно- образное (в основе мышления образы предметов) ; словесно-логическое (понятийное мышление)

Изображение слайда
20

Слайд 20: Мыслительные операции

Анализ- мысленное разложение целого на части или, выделение из целого части( предметов, действий, о тношений); С интез -мысленное объединение частей ( сторон. действий, отношений) в целое; Сравнение - установление сходства или различия между предметами или явлениями; Обобщение - мысленное объединение предметов или явлений по каким-либо существенным свойствам; Абстракция - мысленное выявление каких-либо сторон предмета или объекта при отвлечении от остальных

Изображение слайда
21

Слайд 21: Виды мышления

Наглядно-действенное   мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность. Образное   мышление – это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Индукция  –  это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедукция  –  это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции (от общего к частному).

Изображение слайда
22

Слайд 22: Педагогические условия активизации мыслительной деятельности

Знания детям не должны даваться в «готовом» виде(ориентация на «добывание знаний»). Целесообразно учить детей анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать и т.д. Следует побуждать детей к высказыванию своих собственных предположений и аргументированному их отстаиванию. Перед детьми необходимо ставить задачи проблемного характера, стимулирующие их познавательную активность и требующие размышления и сравнительного анализа. С помощью специальных игр, упражнений, заучивания стихотворения и т.п. необходимо развивать память детей. Важно научить дошкольников не только экспериментировать, но и развернуто объяснять процесс и итоги данной деятельности

Изображение слайда
23

Слайд 23: 4.Любознательность и познавательный интерес

Любознательность - особое качество, характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л.Рубинштейн, Д.П.Годовикова ). Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т.А. Куликова)

Изображение слайда
24

Слайд 24: 5. Характеристика детских вопросов

Детские вопросы свидетельствуют о наличие познавательного интереса В течение детского возраста они меняются по форме: простые вопросы(2-3 года) «Что это ?», « Кто это?» с ложные ( установление связей и зависимостей) « Где?», «Когда», «Куда?», «Откуда», « Почему?» «Зачем?» и «Как?»

Изображение слайда
25

Слайд 25: 6.Средства умственного воспитания

ознакомление с окружающей действительностью, природой, предметами и явлениями материальной и духовной культуры; Обучение (сенсорные, п ознавательные занятия и т.д.) ; Игры ( подвижные, дидактические, развивающие, творческие игры) ; общение со сверстниками и взрослыми; продуктивные виды деятельности ( трудовая, конструктивная, изобразительная)

Изображение слайда
26

Слайд 26: выводы:

Умственное воспитание – важный фактор…… Я узнала, ч то…….

Изображение слайда
27

Последний слайд презентации: Л-7 Умственное воспитание дошкольников

Спасибо за внимание!

Изображение слайда