Презентация на тему: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Реклама. Продолжение ниже
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 1
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 1
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 1
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 2
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 2
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 2
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 2
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 2
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 2
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 2
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 4
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 4
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 4
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 4
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 5
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 5
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 5
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 5
1/27
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 28)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5363 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. 2. СМЫСЛ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА. 3. КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА. 4. ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. 5. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 1

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА МАКС ШЕЛЕР (1874 — 1928) Основатель философской антропологии Макс Шелер выделил следующие подходы к пониманию человека: 1. Религиозная концепция человека. Подлинная история человеческой души – это ее божественное происхождение, грехопадение, искупление и будущее спасение. 2. Концепция человека разумного ( homo sapiens ). Эту идею о человеке выражали стоики, Платон, Аристотель, Кант, Гегель и пр. 3. Концепция человека трудящегося ( h omo faber ). Ярким проявлением этой идеи являются концепции натурализма, позитивизма, прагматизма. 4. Человек – существо деградирующее (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Т. Лессинг, Ф. Теннис, О. Шпенглер, Э. Гартман, частично А.Бергсон и некоторые психоаналитики ): все, что человек создает, он создает только из-за своей биологической слабости и бессилия, из-за фатальной невозможности развиваться биологически. 5. Человек – это единственное принципиально свободное существо (свободное как от Бога, так и от природы ) - экзистенциализм.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
3

Слайд 3: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 1

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА А) НЕСВОДИМОСТЬ К БИОЛОГИЧЕСКОМУ. Человек несводим к своему биологическому виду: сущностью человека является ничто. Он ничто, которое не есть что-то ( законченное и ограниченное), а есть условие всякого что-то, которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Его ничто – это признак его универсальности, возможность свободы. Для обозначения сути человека нет другого слова, кроме ничто, так как все положительные определения ограничивают его. Б) НЕПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВНЕШНИМ МИРОМ. Человек никогда не бывает абсолютно свободным. Он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, отношение к окружающим: от наследственности, климата, культуры, государственного строя, заработной платы, семьи и т.д. и т.п. Мы зависим от многих вещей внешне, но мы не должны ни от чего зависеть внутренне. Мало ли причин влияет на меня, но если я живу определенным образом, потому что решил так жить, то я – главная причина моей жизни, а не внешние обстоятельства. В) НЕЗАМЕНИМОСТЬ И НЕПОВТОРИМОСТЬ. Незаменимость человека прежде всего выражается в том, что он должен найти свое дело, ради которого он пришел в мир. Точно так же и неповторимость является фундаментальной харак­теристикой человека. Каждый человек уникален и неповторим. Это особенно хорошо видно на примере великих людей. Но и любой человек, хотя он и не создал ничего великого в культуре или политике, может сказать о своей жизни: «Я чувствовал и переживал так, как никто еще не переживал и не чувствовал, и мои переживания, мое понимание мира так же дополняют Вселенную как переживания Шекспира или Пушкина, без них мир был бы беднее, был бы незавершенным». Г) НЕВЫРАЗИМОСТЬ. Человека можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам его творчества. Человек хочет выразить себя самого, свою сущность, но поскольку она несводима ни к словам, ни к нотам, ни к картинам, то никогда полного выражения не получается. Нам очень много известно о человеке благодаря науке, философии, искусству, но он все равно продолжает оставаться для нас непостижимой тайной. Не загадкой, которую мы в конце концов разгадаем, а «явственной тайной», по выражению Гёте. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 1

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 1

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА – это то, что дано человеку от рождения и от чего невозможно отказаться. Измерения природы человека: 1. БИОЛОГИЧЕСКОЕ: телесность человека. 2. Под ПСИХИЧЕСКИМ понимается внутренний душевно-духовный мир человека – его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д. 3. СОЦИАЛЬНОЕ : сформированность личности обществом. 4. КОСМИЧЕСКОЕ : зависимость состояния организма человека от природных процессов. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – это выбор доминанты из двух возможностей (духовное - животное). Один выбор - «регрессивный», он предполагает возврат к животной жизни, к предкам, к природе, погружение в первичную коллективность. Проявления этого выбора: а) агрессивность как способ решения проблем ; б) эгоизм ; в) конформизм. Другой путь – «прогрессивный». Этот путь основан на формировании в себе культуры (светской или духовной). УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 1 ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЦЕЛОСТНОЕ ЕДИНСТВО БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ЕГО ПОСТОЯННОГО СВОБОДНОГО ВЫБОРА ИЗ ДВУХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЕМУ ЕГО ПРИРОДОЙ

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 2

СМЫСЛ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 2 В древнеиндийской философии смыслом жизни считается освобождение души человека от власти колеса сансары - постоянных перерождений и обретение нирваны – посмертного состояния абсолютного покоя, невозмутимости. В философии древнего Китая смысл жизни – стать мудрецом, добиться единства индивидуальности с космосом. Характер мудреца - это «внутренняя мудрость и внешняя царственность». То есть, с помощью внутренней мудрости он достигает духовного совершенства, с помощью внешней царственности он действует в обществе. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЕСЛИ ДЛЯ ИНДИЙЦА СМЫСЛ ЖИЗНИ ВИДИТСЯ ВНЕ ЕЕ, В ОБРЕТЕНИИ ПОТУСТОРОННЕГО МИРА, ТО ДЛЯ ДРЕВНЕГО КИТАЙЦА СМЫСЛ ЖИЗНИ В НЕЙ САМОЙ, В НАХОЖДЕНИИ ГАРМОНИИ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ И ОБЩЕСТВОМ.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
6

Слайд 6: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 2

ЭВДЕМОНИЗМ УТИЛИТАРИЗМ НАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО СЕМЬЯ ГЕДОНИЗМ ЭГОИЗМ АЛЬТРУИЗМ РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ ИММАНЕНТНЫЕ (СМЫСЛ ЖИЗНИ В ЕЕ ПРЕДЕЛАХ) КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ (СМЫСЛ ЖИЗНИ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ) ЛОГОС ЕДИНОЕ БОГ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
7

Слайд 7: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 2

СМЫСЛ СМЕРТИ ЭТАПЫ УМИРАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 1. Социальная смерть. 2. Психическая смерть. 3. Мозговая смерть. 4. Физиологическая смерть. ЗНАЧЕНИЕ СМЕРТИ: - экологическое; - гуманистическое; - аксиологическое

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 2

ФЕНОМЕНЫ СМЕРТИ 1. САМОУБИЙСТВО АЛЬБЕР КАМЮ ( 1913 - 1960) ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858 - 1917) ЭГОИСТИЧЕСКОЕ самоубийство — намеренный разрыв человеком своих социальных связей. АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ самоубийство — в его основе гипертрофированное чувство солидарности. АНОМИЧЕСКОЕ самоубийство — связано с тем, что старые социальные нормы уже не работают, а новые — ещё не сформировались. ФАТАЛИСТИЧЕСКОЕ самоубийство — возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
9

Слайд 9: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 2

ФЕНОМЕНЫ СМЕРТИ 2. ЭВТАНАЗИЯ Деятельность врача, направленная на ускорение смерти безнадежно больного и испытывающего непереносимые мучения пациента ЭВТАНАЗИЯ С ПОЗИЦИИ С ПОЗИЦИИ ВРАЧА ПАЦИЕНТА АКТИВНАЯ ПАССИВНАЯ ДОБРОВОЛЬНАЯ НЕДОБРОВОЛЬНАЯ АРГУМЕНТЫ «ЗА» АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ» Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции - над отрицательными Этическая санкция эвтаназии увеличивает опасность злоупотреблений со стороны врачей и родственников. Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений. Эвтаназия нарушает принцип святости человеческой жизни. Поддержание жизни на стадии умирания, осуществляемое с помощью сложных технологий, обходится слишком дорого

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 2

АРГУМЕНТЫ «ЗА» АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ» Смертная казнь есть справедливое возмездие и является нравственным деянием, поскольку применяется в качестве наказания за убийство. Смертная казнь оказывает нравственно развращающее воздействие на общество. Смертная казнь оправдана, ибо своим устрашающим воздействием предотвращает совершение таких же преступлений другими. Смертная казнь является антиправовым актом. Смертная казнь приносит благо обществу тем, что освобождает его от особо опасных преступников. Смертная казнь нечестива и лжива в том отношении, что она явно нарушает пределы компетенции человека. Смертная казнь может быть оправдана гуманными соображениями по отношению к самому преступнику, ибо пожизненное, беспросветное, невыносимо тяжелое заключение в одиночной камере хуже, чем мгновенная смерть. ФЕНОМЕНЫ СМЕРТИ 3. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 2

БЕССМЕРТИЕ НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ ФЁДОРОВ (1829 — 1903) ВИДЫ БЕССМЕРТИЯ: - телесно-духовное бессмертие в потустороннем мире ; - телесно-духовное бессмертие в этом мире; метафизическое бессмертие души ; реинкарнация или переселение душ ; бессмертие в потомках; материальное, физико-химическое бессмертие атомов ; социокультурное бессмертие.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
12

Слайд 12: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3

КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3 АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ (от греч.— anthropos — человек, лат.— societas общество и греч. genesis — происхождение) — процесс перехода от биологической формы движения материи к социальной, являющийся неразрывным единством превращения животного в человека и объединения животных в человеческое общество. КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА РЕЛИГИОЗНЫЕ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАУЧНЫЕ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3 К. Маркс и Ф. Энгельс Движущей силой антропосоциогенеза было развитие производственной деятельности. Возникнув, производственная деятельность потребовала и сделала неизбежным зарождение мышления, воли, языка и социальных, прежде всего производственных, отношений, т. е. превращение животного в человека, биологического объединения в человеческое общество. Зигмунд Фрейд По мнению З.Фрейда, человек обладает совестью, которой нет в животном мире. Фрейд выводил феномен совести из первородного греха, совершенного пралюдьми, — убийства первобытного «отца» (тотема). В первобытной орде, как он полагал, вся власть принадлежала отцу, который не допускал к женщинам подраставших сыновей. Однажды изгнанные сыновья объединились, убили и съели отца. Поскольку бог для Фрейда не что иное, как сублимированный физический отец, то сам бог убивался и приносился в жертву на тотемных пиршествах. Сексуальное соперничество детей с отцом привело к тому, что они у истоков истории решили избавиться от него. Вот почему дети убили главу рода, а затем закопали его. Однако этот поступок не прошел для них бесследно. Страшное преступление пробудило раскаяние. Дети поклялись никогда больше не совершать таких деяний. Так произошло, по Фрейду, рождение человека из животного.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
14

Слайд 14: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3

ЭРНСТ КАССИРЕР (1874 – 1945) Человек утратил свою первоначальную природу. Не имея четкой инстинктуальной программы, не ведая, как вести себя в конкретных природных условиях с пользой для себя, человек бессознательно стал присматриваться к другим животным, более прочно укорененным в природе. Он как бы вышел за рамки видовой программы. Превращаясь как бы то в одно, то в другое существо, он в результате не только устоял, но постепенно выработал определенную систему ориентиров, которые надстраивались над инстинктами, по-своему дополняя их. Первоначально она складывалась из самой природы, из попытки уцелеть, подражая животным, более укорененным в естественной среде. Потом у человека стала складываться особая система. Он стал творцом и создателем символов. В них отразилась попытка закрепить различные стандарты поведения, подсказанные другими живыми существами. Борис Федорович Поршнев (1905 - 1972) Согласно теории Поршнева, прачеловек был неплохо укоренен в природе, но он не занимался хищничеством. Однако впоследствии произошло фатальное расщепление вида гоминид. Иначе говоря, каким-то образом возник подвид прачеловека, который превратился в хищника-людоеда ( адельфофагия ). Поскольку в природе представители одного вида крайне редко поедают своих сородичей, то названное событие вызвало настоящий взрыв в плавном эволюционном развитии животных. Сторонники данной концепции полагают, что жертвы этой метаморфозы как раз и пошли по пути собственного очеловечивания. Внушаемость стала в итоге центром сапиентации, оразумения гоминид.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3

НАУЧНЫЙ ПОДХОД К АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗУ катализаторы эволюции геологические (вулканы, разломы, изменение магнитного поля) АБИОТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ географические БИОТИЧЕСКИЕ (изменение очертаний материков, оледенения) прямохождение развитие руки развитие мозга способствовали вытеснению биологического социальным УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3

ЭТАПЫ СОЦИОГЕНЕЗА ИСТОЧНИКИ: этнология (исследует общества на ранних ступенях развития), зоопсихология; археология. ПРОСТЫЕ ОБЩЕСТВА (БРОДЯЧИЕ ОХОТНИКИ И СОБИРАТЕЛИ). - этот период занимал 99, 9% человеческой истории - простые общества представляли собой небольшие объединения от 20 до 60 человек, связанных кровным родством; - вели бродячий образ жизни; - отсутствовала социальная дифференциация; - важнейшее событие периода: МЕЗОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ( от мезо - средний и греч. lithos — камень, средний каменный век, переход от палеолита к неолиту ( ок. 10-го — 5-е тыс. до н. э.): ее сущность заключается в переходе от биологических способов регуляции общественной жизни к социальным: - во-первых, абсолютный запрет на кровосмесительство; - во-вторых, абсолютный запрет на убийство соплеменника (в дальнейшем - сородича, близкого); - в-третьих, требование поддержания жизни (прокормления) любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3

2. ПЕРЕХОДНЫЕ ОБЩЕСТВА (ВОЖДЕСТВА) основа хозяйственной деятельности – огородничество; появляется имущественное неравенство; возникает социальная дифференциация: вожди, бигмены, рядовые соплеменники; происходит НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (от нео... и греч. lithos — камень), новый каменный век, период ( ок. 8 — 3-го тыс. до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
18

Слайд 18: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3

3. СЛОЖНЫЕ (АГРАРНЫЕ) ОБЩЕСТВА Английский археолог В. ЧАЙЛД выделил следующие признаки сложных обществ: • расселение людей по городам; • развитие неаграрной специализации труда; • появление и накопление прибавочного продукта (т.е. появляется эксплуатация человека человеком); • возникновение четких классовых дистанций; • переход от обычного права к юридическим законам; • зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид; • появление заморской торговли; • возникновение письменности, математики и элитарной культуры. Вир Гордон Чайлд ( Чайльд ) 1892-1957 УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 3

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
19

Слайд 19: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 4

ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕК – это родовое понятие для обозначения биологического вида Homo sapiens. ИНДИВИД – это конкретный представитель вида. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это специфические черты индивида, которые позволяют отличать его от других членов рода. ЛИЧНОСТЬ - человек, усвоивший в процессе социализации нормы и ценности общества (культуру) и оказывающий на общество какое-либо влияние. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 4

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 4

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ 1. БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ. 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ (ПРИРОДА). 3. КУЛЬТУРА. Каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, модальной (от взятого из статистики термина «мода», обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. 4. БЛИЖАЙШЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный. 5. УНИКАЛЬНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ. ЧАРЛЬЗ КУЛИ (1864 –1929) УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 4

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 4

АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. АГЕНТЫ ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Термин "первичная" относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека – первичные группы, неформальные организации. АГЕНТЫ ВТОРИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ Осуществляется, в основном, в первой половине жизни Осуществляется, в основном, во второй половине жизни Межличностные отношения Социальные отношения Агенты имеют множество функций Агенты имеют одну-две функции Агенты взаимозаменяемы Агенты узко специализированы Не получают вознаграждение Работают за плату УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 4

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 4

ВИДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ 1. НОРМАЛЬНАЯ ВОЗРАСТНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ. 2. ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - о тучение от прежних ценностей, норм, ролей и правил поведения. Бывает «мягкая» и «жесткая». 3. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 4

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 5

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СВОБОДА - ВОЗМОЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ МЫСЛИТЬ И ПОСТУПАТЬ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ И ЖЕЛАНИЯМИ, А НЕ ВСЛЕДСТВИЕ ВНЕШНЕГО ПРИНУЖДЕНИЯ. А. ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 1. СОКРАТ И ПЛАТОН – свобода есть независимость от судьбы. 2. АРИСТОТЕЛЬ – свобода есть независимость от от политического деспотизма. 3. ЭПИКУР – свобода есть независимость от бедствий человеческого существования. 4. В СРЕДНИЕ ВЕКА свобода понималась как дар Божий и заключалась в возможности выбора для каждого человека между добром и злом. 5. В эпоху РЕНЕССАНСА и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности. 6. СПИНОЗА – свобода есть осознанная необходимость. 7. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ – свобода как естественное право всякого человека. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 5

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 5

8. КАНТ: свобода – это независимость воли от природного закона; то, что вне каузального механизма. Свобода – качество воли самоопределяться посредством только чистой формы закона, не спрашивая о его содержании. 9. ГЕГЕЛЬ: свобода есть проявление абсолютного духа. 10. МАРКСИЗМ считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, причем основную роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Гуманистическая ориентация марксизма состоит в стремлении к достижению такого общественного состояния, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. 11. НИЦШЕ – свобода есть утверждение своей воли к власти. 12. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТЫ – свобода есть возможность выбора своей сущности, человек «приговорен быть свободным». 13. Н.А. БЕРДЯЕВ : свобода коренится в «ничто», которое предшествует Богу и миру; зло есть «несотворенная свобода»; свобода есть добытийная творческая энергия.

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 5

Б) СВОЙСТВА СВОБОДЫ 1. САМОДЕТЕРМИНИЗМ. Желание, воля, выбор могут быть причинно обусловленными, но в той степени, в какой причины выступают в качестве собственных, т.е. частью «Я», тогда индивид - свободен. 2. СООТВЕТСТВИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Проводится разграничение на два вида «способностей», а именно, на те, что внутри нас, как «умения» и на те, что вне нас, как «возможности». Поскольку «свобода» означает «способность делать то, что вы хотите делать», то вы можете обладать такой способностью только, если у вас есть требуемые «возможности» и необходимые «умения». Причем эти два аспекта должны присутствовать одновременно. 3. ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР СВОБОДЫ. « Декларации прав человека и гражданина » (1789, Франция) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом». УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 5

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
27

Последний слайд презентации: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 5

В) СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СВОБОДА «ОТ» И СВОБОДА «ДЛЯ» «СВОБОДА ОТ» (свобода как дозволенность ) - возможность действовать без ограничений. В частности, без ответственности. Подразумеваются внешние рамки и ограничения, стесняющие жизнедеятельность человека, от которых он хотел бы избавиться. Зачастую люди хотят иметь свободу и иметь же возможность не отвечать за свои поступки. Это есть свобода, подпитанная безответственностью. Зовётся она уже произволом. «СВОБОДА ДЛЯ» (свобода как обязанность ) - это существенно другое определение свободы. Оно апеллирует к сознательной социально-нравственной активности, направленной на реализацию жизненных целей и принципов, за осуществление которых личность чувствует себя персонально ответственной и которые не разобщают, а соединяют ее с другими. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Личность является ответственной за все совершаемые ею поступки. Здесь подразумевается то, что она выступает как свободный агент и источник своих действий. Личность должна осознавать последствия своих поступков и ответственность за них. Личность должна возместить причиненный вред. Личность должна осознавать свои возможности возмещения вреда. Нельзя, например, восполнить утрату человека для его близких. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВОПРОС № 5 Г.Л. Тульчинский : «Границы свободы и ответственности совпадают, как две стороны одного листа бумаги. Только там, где я свободен, где мною свободно приняты решения, свободно совершены действия, я и отвечаю за них и их последствия. И наоборот - я могу быть ответствен только за то, в чем проявилась моя свобода».

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже