Презентация на тему: УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
1/21
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 61)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (478 Кб)
1

Первый слайд презентации

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ» ТЕЛЕФОН ПРИЕМНОЙ : 20-23 ЧЕРНЫШ Анатолий Яковлевич ПРОРЕКТОР ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР

Изображение слайда
2

Слайд 2

2 В О П Р О С Ы Л Е К Ц И И: 1. СИСТЕМНЫЙ МЕТОД НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2. ПОНЯТИЯ «МОДЕЛЬ» И «МОДЕЛИРОВАНИЕ» В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ. 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ.

Изображение слайда
3

Слайд 3

ВОПРОС 1. СИСТЕМНЫЙ МЕТОД НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 3

Изображение слайда
4

Слайд 4

4 СИСТЕМНЫЙ МЕТОД НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ: целостным рассмотрением, установлением взаимодействия составных частей или элементов совокупности, несводимостью свойств целого к свойствам частей СИСТЕМА – это множество элементов, находящихся в отношениях и связанных друг с другом, образующих определенную целостность СТРУКТУРА СИСТЕМЫ – совокупность специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым возникают новые целостные свойства, присущие только системе и отсутствующие у отдельных ее компонентов СИСТЕМЫ ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ РАЗЛИЧАЮТ: АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ

Изображение слайда
5

Слайд 5

5 ВАРИАНТЫ КЛАССИФИКАЦИИ СИСТЕМ МАТЕРИАЛЬНЫЕ подавляющее большинство систем неорганического, органического и отчасти социального характера ИДЕАЛЬНЫЕ научная теория, в которой с помощью понятий, обобщений и законов выражаются объективные, реальные связи и отношения, существующие в конкретных природных и социальных системах СТАТИЧЕСКИЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ Условное деление, так как все в мире находится в постоянном изменении и движении ДЕТЕРМИНИСТКИЕ (ОПРЕДЕЛЕННЫЕ) СТОХАСТИЧЕСКИЕ (ВЕРОЯТНОСТНЫЕ)

Изображение слайда
6

Слайд 6

6 ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ СИСТЕМНОГО МЕТОДА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРЫ Применение системных идей к анализу процессов способствовало появлению ТЕОРИИ ИГР и ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ВОЕННАЯ СФЕРА ПРОБЛЕМЫ: планирования и проведения военных операций, вопросы снабжения и организации армии, принятие решений в сложных условиях и т.п. На этой основе возникла дисциплина – ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ Деятельность можно рассматривать как процесс накопления, передачи и преобразования информации – появилась КИБЕРНЕТИКА

Изображение слайда
7

Слайд 7

7 СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО МЕТОДА ПОНЯТИЯ, ТЕОРИИ и МОДЕЛИ на которые он опирается, применимы для исследования предметов и явлений КОНКРЕТНОГО И РАЗЛИЧНОГО содержания. ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО: ОТВЛЕЧЕНИЕ от конкретного содержания отдельных, частных систем; ВЫЯВЛЕНИЕ общего, существенного, что присуще всему предмету или явлению исследования.

Изображение слайда
8

Слайд 8

8 СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО МЕТОДА МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – отображение наиболее существенных количественных и структурных СВЯЗЕЙ между элементами некоторых родственных систем. СВЯЗИ между многочисленными переменными, выражаются языком УРАВНЕНИЙ (СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ). Единицы измерения – ЧИСЛА. Отношения между свойствами исследуемого предмета отображаются – МАТЕМАТИЧЕСКИМИ УРАВНЕНИЯМИ и ФУНКЦИЯМИ. Преимущество математической модели: 1. Возможность делать точные количественные прогнозы о поведении систем. 2. Появляется эффективная возможность сопоставить качественные и количественные методы исследования.

Изображение слайда
9

Слайд 9

9 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЕТОДА СИСТЕМОТЕХНИКА – ЗАНИМАЕТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕМ, ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И КОНСТРУИРОВАНИЕМ НОВЕЙШИХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ (УЧЕТ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ, ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА, УПРАВЛЯЮЩЕГО ИМИ ) СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ – ЗАНИМАЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕМ КОМПЛЕКСНЫХ И МНОГОУРОВНЕВЫХ СИСТЕМ ТЕОРИЯ СИСТЕМ – ИССЛЕДУЕТ ОБЩИЕ СВОЙСТВА СИСТЕМ, ИЗУЧАЕМЫХ В ЕСТЕСТВЕННЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ РОЛЬ СИСТЕМНОГО МЕТОДА достигается наиболее полное единство научного знания, т.е. в установлении связей и отношений между самыми различными по сложности организации, уровню познания и целостности охвата концептуальными системами, с помощью которых отображается рост и развитие нашего знания о природе. ➨ ЧЕМ ОБШИРНЕЕ РАССМАТРИВАЕМАЯ СИСТЕМА, ЧЕМ ОНА СЛОЖНЕЕ ПО УРОВНЮ ПОЗНАНИЯ, ИЕРАРХИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ТЕМ БОЛЬШИЙ КРУГ ЯВЛЕНИЙ ОНА В СОСТОЯНИИ ОБЪЯСНИТЬ.

Изображение слайда
10

Слайд 10

ВОПРОС 2. ПОНЯТИЯ «МОДЕЛЬ» И «МОДЕЛИРОВАНИЕ» В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ 10

Изображение слайда
11

Слайд 11

11 ПОНЯТИЯ «МОДЕЛЬ» И «МОДЕЛИРОВАНИЕ» В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ МОДЕЛЬ (В ШИРОКОМ ТОЛКОВАНИИ) – ОТОБРАЖЕНИЕ: ЦЕЛЕВОЕ; АБСТРАКТНОЕ ИЛИ РЕАЛЬНОЕ, СТАТИЧЕСКОЕ ИЛИ ДИНАМИЧЕСКОЕ; КОНЕЧНОЕ, УПРОЩЕННОЕ, ПРИБЛИЖЕННОЕ; ИМЕЮЩЕЕ НАРЯДУ С БЕЗУСЛОВНО-ИСТИННЫМ УСЛОВНО-ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ; ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ И РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ЕГО СОЗДАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. МОДЕЛЬ (В КРАТКОМ ТОЛКОВАНИИ) – СИСТЕМНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ОРИГИНАЛА. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – СЛОЖНАЯ СИСТЕМА КАК МНОЖЕСТВО СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕДИНСТВО ЭЛЕМЕНТОВ, ИХ СВЯЗЕЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МЕЖДУ СОБОЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ, ОБРАЗУЮЩИХ ПРИСУЩУЮ ДАННОЙ СИСТЕМЕ ЦЕЛОСТНОСТЬ, КАЧЕСТВЕННУЮ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ. ДЛЯ РАСКРЫТИЯ (ОТОБРАЖЕНИЯ) ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА В ОПРЕДЕЛЕННОМ ЦЕЛЕВОМ СООТВЕТСТВИИ ПРИМЕНЯЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ (ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ) СИСТЕМЫ – МОДЕЛИ.

Изображение слайда
12

Слайд 12

12 ПРИМЕР ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬ МОДЕЛЬ (ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ) ПОЗВОЛЯЕТ: 1. СФОРМИРОВАТЬ УПРОЩЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЕКТЕ. 2. ПОЛУЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ НАМНОГО ПРОЩЕ, ЧЕМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕАЛЬНОГО ОБЪЕКТА. 3. ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАТЬ И ИЗУЧИТЬ ДО СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТА Процесс построения и исследования (изучения) моделей – МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изображение слайда
13

Слайд 13

13 ЭТАПЫ ПРОЦЕССА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕРВЫЙ ЭТАП ВТОРОЙ ЭТАП ТРЕТИЙ ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ДАЛЕЕ ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ – НАЛИЧИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗНАНИЙ О РЕАЛЬНОМ ОБЪЕКТЕ ОТОБРАЖАЕТ (ИМИТИРУЕТ) ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ РЕАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ➨ ДЛЯ ОДНОГО ОБЪЕКТА МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТРОЕНО НЕСКОЛЬКО МОДЕЛЕЙ, ВЫДЕЛЯЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА МОДЕЛИРОВАНИЕ – МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ВЫСТУПАЕТ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ (ПОЛУЧАЕМ СОВОКУПНОСТЬ СВОЙСТВ И ПОВЕДЕНИЕ МОДЕЛИ) ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕНОС ЗНАНИЙ С МОДЕЛИ НА ОБЪЕКТ И ПОЛУЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ О РЕАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЗНАНИЙ О РЕАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛЕЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ, РАЗВИТИЯ, МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ КОРРЕКТИРОВКА МОДЕЛИ ИЛИ ПОСТРОЕНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ

Изображение слайда
14

Слайд 14

14 КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ПО ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВЕННЫЕ (МАТЕРИАЛЬНЫЕ) (МОДЕЛИ ПОДОБИЯ И АНАЛОГОВЫЕ) СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ И ОТНОШЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНЫ СЕМАНТИ-ЧЕСКИМИ, МАТЕМАТИЧЕСКИМИ И ЛОГИЧЕСКИМИ СИМВОЛАМИ ПО ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ОБЪЕКТА ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВРЕМЕНИ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СЛУЧАЙНЫХ ФАКТОРОВ ДИНАМИЧЕСКИЕ СТАТИЧЕСКИЕ СТОХАСТИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ ПО ХАРАКТЕРУ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПТИМИЗАЦИОННЫЕ – НАЛИЧИЕ КРИТЕРИЕВ ОПТИМАЛЬНОСТИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СРАВНЕНИЯ И ВЫБОРА НАИЛУЧШЕГО ВАРИАНТА ОПИСАТЕЛЬНЫЕ (КРИТЕРИЯ НЕТ) РЕШЕНИЕМ СЧИТАЕТСЯ НАБОР ВЫХОДНЫХ И ВХОДНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТА, СОВОКУПНОСТЬ ЗНАЧЕНИЙ В ДОПУСТИМОЙ ОБЛАСТИ ПО СТЕПЕНИ ФОРМАЛИЗАЦИИ СВОЙСТВ ОБЩИМИ ЧАСТНЫМИ ПО СТЕПЕНИ УПРОЩЕНИЯ СТРУКТУРЫ АГРЕГИРОВАННЫЕ ДЕТАЛИЗИРОВАННЫЕ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ СТРУКТУРНЫЕ ОТОБРАЖАЮТ СОСТАВ И СВЯЗИ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ И ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВКЛЮЧАЮТ ШИРОКИЙ СПЕКТР ДИНАМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ (МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СИСТЕМЫ) СТОИМОСТНЫЕ СОПРОВОЖДАЮТ СТРУКТУР-НЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И ПО ОТНОШЕНИЮ К НИМ ВТОРИЧНЫ (ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ, ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕС-КИЙ И ДРУГИЕ ВИДЫ АНАЛИЗА ОБЪЕКТА) ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТОБРАЖАЮТ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ ИСТОЧНИКИ И ПОТРЕБИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ, ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ, ХАРАКТЕР ЕЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ВРЕМЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Изображение слайда
15

Слайд 15

ВОПРОС 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ 15

Изображение слайда
16

Слайд 16

16 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЕ РЕАЛЬНОГО МИРА ВСЕГДА ОПИРАЛОСЬ НА МОДЕЛИ. ОТ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ, К АБСТРАКТНОМУ МЫШЛЕНИЮ И ОТ НЕГО – К ПРАКТИКЕ, ТАКОВ ПУТЬ ПОЗНАНИЯ. в процессе живого созерцания человечество строило ОПИСАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ явлений и процессов окружающего мира в процессе абстрактного мышления эти модели обобщались, получали ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ и ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНЫЕ свойства Далее на основе этих обобщенных моделей человечество вырабатывало практические методы воздействия на окружающий мир, позволяющие внести в него желаемые изменения и применяло эти методы в практике. ➨ МОДЕЛИРОВАНИЕ – ЭТО ПУТЬ ПОЗНАНИЯ МИРА, а общепризнанный инструмент моделирования – М А Т Е М А Т И К А

Изображение слайда
17

Слайд 17

17 НЕОБХОДИМОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФОРМАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМА – ПРОВЕДЕНИЕ ПРЯМЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОБРАТЬ ДОСТАТОЧНО ПОЛНУЮ И ОБЪЕКТИВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ИССЛЕДУЕМОЙ РЕАЛЬНОСТИ, В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО. ➨ НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НАД МАТЕМАТИЧЕСКИМИ МОДЕЛЯМИ ИССЛЕДУЕМЫХ ПРОЦЕССОВ. ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖЕ ПРОВЕРКЕ ПОДЛЕЖАТ ТОЛЬКО ДОСТУПНЫЕ ДЛЯ ПРЯМЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ СЛЕДСТВИЯ. ВОЗНИКАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ВИДЕНИИ ИЗУЧАЕМОЙ РЕАЛЬНОСТИ, КОТОРОЕ И ПРИДАЕТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ДАННЫМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ СМЫСЛ, ПРЕВРАЩАЕТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В ОБЪЕКТИВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О РЕАЛЬНОСТИ. ➨ МОДЕЛЬ РЕАЛЬНОСТИ – МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

Изображение слайда
18

Слайд 18

18 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ЮРИДИЧЕСКИХ НАУКАХ И В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ – ДЛЯ СЖАТИЯ ИМЕЮЩЕЙСЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, КОМПАКТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ЯЗЫКЕ МАТЕМАТИКИ МОДЕЛИРУЕМОГО ОБЪЕКТА. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ – ПРЕДСТАВЛЯЮТ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ОБЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ МОДЕЛИРУЕМОГО ПРОЦЕССА (УСТАНОВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ПРИЧИН ЯВЛЕНИЙ, ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ИХ РАЗВИТИЯ). ПРОГНОЗНЫЕ (ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ и ОЦЕНОЧНЫЕ) – ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАИБОЛЕЕ НАДЕЖНОГО ПРОГНОЗА, ОСОБЕННО, КОГДА ЗНАЧЕНИЯ ПРОГНОЗИРУЕМОГО ПАРАМЕТРА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СТАТИСТИЧЕСКИ УСТОЙЧИВЫМИ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ – ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

Изображение слайда
19

Слайд 19

19 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПОДЧИНЯЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБЪЕКТИВНЫМ ЗАКОНАМ, В КАЖДОМ КОНКРЕТНОМ ПРОЦЕССЕ ЭТИ ЗАКОНЫ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ЧЕРЕЗ МНОЖЕСТВО НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ. ПРИМЕНИМОСТЬ МЕТОДОВ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ПРОЦЕССОВ МОЖЕТ БЫТЬ ОБОСНОВАНА ТОЛЬКО ЭМПИРИЧЕСКИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК ЭТИХ ПРОЦЕССОВ. ПРОЦЕССЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТО ИЛИ ИНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ, НОСЯТ СЛУЧАЙНЫЙ ХАРАКТЕР (Т.Е. ГИПОТЕЗА ОБ ИХ СТАТИСТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ИМЕЮЩЕМУСЯ ОПЫТУ). МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Сущность, условия применимости теоретико-вероятностных (стохастических) моделей и методов

Изображение слайда
20

Слайд 20

20 СТОХАСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СУЩЕСТВУЕТ ДВА ПОДХОДА К СТОХАСТИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ПОСТРОЕНИЕ СТОХАСТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДА СТАТИСТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ (ОНИ ПРИБЛИЖЕННО ВОСПРОИЗВОДЯТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА ОСНОВЕ ИМИТАЦИИ ЕГО ЭЛЕМЕНТАРНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ) ПОСТРОЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ СТОХАСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ГДЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДВА ОСНОВНЫХ УРОВНЯ МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ СОСТОИТ В ДЕТАЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ КАЖДОГО ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ТАКОЙ ПОДХОД ПРЕДПОЧТИТЕЛЕН В СЛУЧАЕ, КОГДА ТРЕБУЕТСЯ БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПОВЕДЕНИИ СИСТЕМЫ МАКРОСКОПИЧЕСКИЙ ИЗУЧАЕТ ТОЛЬКО МАКРО-СВОЙСТВА СИСТЕМЫ И УЧИТЫВАЕТ ТОЛЬКО СРЕДНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЛЯ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ (ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ДОСТАТОЧНО БЫСТРЫХ ОЦЕНОЧНЫХ РАСЧЕТОВ)

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ЛЕКЦИЯ №4 « ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

21 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. А.Я. ЧЕРНЫШ, Е.Г. АНИСИМОВ, Н.П. БАГМЕТ И ДР. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА И СПЕЦИАЛИТЕТА. – М.: ИЗД-ВО РТА, 2011 – РАЗДЕЛ 4. Дополнительная литература 1. В.Г. АНИСИМОВ, Е.Г. АНИСИМОВ, Г.А. БОТВИН. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.- СПБ.: С-ПЕТЕРБ.ПУ, 2006. 2. Е.С. ВЕНТЦЕЛЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ: ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, МЕТОДОЛОГИЯ. – М.: НАУКА, 1980. 3. Н.Г. ЛИПАТОВА. МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОН-НЫХ СИСТЕМ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. – М.: РИО РТА ФТС РОССИИ, 2006. 4. В.Н. ВОЛКОВА. ИСКУССТВО ФОРМАЛИЗАЦИИ. – СПБ.: С-ПЕТЕРБ. ГПУ, 2004. 5. П.С. КРАСНОЩЕКОВ, А.А. ПЕТРОВ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ.- М.: ВЦ РАН, 2000. 6. А.В. ЛОТОВ. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.- М.: НАУКА, 1984. 7. Б.З. МИЛЬНЕР. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ – М.: ИНФРА, 2003. 8. Ф.И. ПЕРЕГУДОВ, Ф.П. ТАРАСЕНКО. ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ. – М.: ВЫСШАЯ ШКОЛА, 1989.

Изображение слайда