Презентация на тему: Учебная дисциплина: История политических и правовых учений

Учебная дисциплина: История политических и правовых учений
В результате изучения курса «История политических и правовых учений» студенты магистратуры должны:
ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Учебная дисциплина: История политических и правовых учений
ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Учебная дисциплина: История политических и правовых учений
Методологическая основа политико-правовых учений
Учебная дисциплина: История политических и правовых учений
Тема   «Политические и правовые учения Древнего Востока, Древней Греции и Рима»
Учебная дисциплина: История политических и правовых учений
Особенности ППУ стран Древнего Востока.
Особенности политико-правовых учений Древнего востока
В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.
Учебная дисциплина: История политических и правовых учений
Характерные черты политической и правовой идеологии Древней Индии.
Идеология брахманизма.
Брахманизм -
"Артхашастра" ("Наставления о пользе") брахмана Каутильи.
варновая структура общества в брахманизме
Ключевые политико-правовые понятия брахманизма
Семичленное государство в брахманизме (Законы Ману)
Буддизм
Идеология буддизма.
Учебная дисциплина: История политических и правовых учений
Учебная дисциплина: История политических и правовых учений
Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Идеология даосизма.
Политико-правовые понятия даосизма
Политико-правовые взгляды Лао-цзы
конфуцианство
Идеология конфуцианства.
Конфуцианская модель государства
Политико-правовые понятия конфуцианства
Патерналистское государство Конфуция
моизм
Идеология моизма.
Политико-правовые идеи моизма
Легизм ( фацзя )
Источники легизма
Политико – правовые положения легизма ( Шан Ян)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Развитие демократических учений. Старшие софисты
Старшие софисты (прод.)
Платон (427–347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма.
Платон (прод.)
Диалог “Законы”
Платон о законах.
Диалог “Политик”.
Идеология полисной землевладельческой знати Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.).
Аристотель (прод.)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Учебная дисциплина: История политических и правовых учений
Тема дистанционного занятия « Политические и правовые учения периода феодализма »
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД СРЕДНИХ ВЕКОВ
Учебная дисциплина: История политических и правовых учений
Учебная дисциплина: История политических и правовых учений
Тема дистанционного занятия  ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА И ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Учение Н. Макиавелли о государстве и политике
Учебная дисциплина: История политических и правовых учений
Учебная дисциплина: История политических и правовых учений
Учебная дисциплина: История политических и правовых учений
Учебная дисциплина: История политических и правовых учений
1/61
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 44)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (738 Кб)
1

Первый слайд презентации: Учебная дисциплина: История политических и правовых учений

Направления подготовки: 40.04.01 Юриспруденция Вид занятия – лекция Преподаватель: профессор Буреев А.А. 1

Изображение слайда
2

Слайд 2: В результате изучения курса «История политических и правовых учений» студенты магистратуры должны:

знать: критерии оценки политико-правовых доктрин (ПЦ.ЗН.1) становление и развитие политико-правовой идеологии (ПЦ.ЗН.2) политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков (ПЦ.ЗН.3) теории естественного права (ПЦ.ЗН.4) теорию разделения властей (ПЦ.ЗН.5) ранний социализм (ПЦ.ЗН.6) политические и правовые учения в России (ПЦ.ЗН.7) либеральные политико-правовые доктрины (ПЦ.ЗН.8) социалистические политико-правовые теории (ПЦ.ЗН.9) марксистские политико-правовые учения (ПЦ.ЗН.10) основные политические и  правовые учения современности (ПЦ.ЗН.11) методику преподавания истории политических и правовых учений (ПЦ.ЗН.2д) уметь: самостоятельно анализировать многообразие политических и правовых научных школ (ПЦ.УМ. 1д ) использовать на практике полученные знания основных закономерностей зарождения и развития политико-правовой мысли (ПЦ.УМ.2д) применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права (ПЦ.УМ.1) владеть: методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых доктрин, исторического процесса становления и развития политико-правовой идеологии, юридической науки, международного права и национальных правовых систем (ПЦ.ВЛ.1) 2

Изображение слайда
3

Слайд 3: ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

3 ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Задачей учебного курса является формирование теоретического мышления и исторического сознания студента-юриста, воспитание умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины современности. Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику. Политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.; 3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Изображение слайда
4

Слайд 4

4 • ЛИТЕРАТУРА 1 Воротилин Е.А., Лейст О.Э., Струнников В.Н., Томсинов В.А. История политических и правовых учений: Учебник для вузов Зерцало ЭБС IPRbooks 2009 2 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник 2012 3 История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. 2011 4 Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учебник 2012

Изображение слайда
5

Слайд 5: ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Изображение слайда
6

Слайд 6

Изображение слайда
7

Слайд 7: Методологическая основа политико-правовых учений

Изображение слайда
8

Слайд 8

Изображение слайда
9

Слайд 9: Тема   «Политические и правовые учения Древнего Востока, Древней Греции и Рима»

Вопросы лекции: 1. Становление и развитие политико-правовой идеологии Древнего Востока как специфической формы общественного сознания. 2. Политические и правовые учения Древней Греции и Рима 9

Изображение слайда
10

Слайд 10

10

Изображение слайда
11

Слайд 11: Особенности ППУ стран Древнего Востока

1.Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения. 2.Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. 3.Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами. 4.Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными представлениями 11

Изображение слайда
12

Слайд 12: Особенности политико-правовых учений Древнего востока

12

Изображение слайда
13

Слайд 13: В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания

13 В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания. Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следующем. Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. В политических доктринах разрабатывались не столько теоретические обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления власти. Во-вторых, политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Само искусство управления подчас сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. В-третьих, для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. В-четвертых, развернутые религиозные учения были созданы идеологами господствующих сословий (культ фараона в Египте, идеология брахманизма в Индии и др.). Эти учения освящали социальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки. В-пятых, господствующей идеологии противостояли политические взгляды угнетенных. Они критиковали официальные религиозные догмы, искали новые формы веры (например, ранний буддизм), выступали против гнета и произвола, выдвигали требования в защиту справедливости.

Изображение слайда
14

Слайд 14

14

Изображение слайда
15

Слайд 15: Характерные черты политической и правовой идеологии Древней Индии

15

Изображение слайда
16

Слайд 16: Идеология брахманизма

1.Она была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. 2. Наиболее авторитетным среди источников был трактат "Манавадхармашастра" ("Наставления Ману о дхарме" — составлен в период II в. до н. э. — II в. н э.). 3.Одним из краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ. 4.Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости оттого, как он выполняет предписания дхармы — культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны. 5.Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство народом и обучение его религии; кшатриям полагалось заниматься военным делом. 6.Идеологический смысл учения о дхарме заключался в том, чтобы обосновать кастовый строй и привилегии наследственной знати, оправдать подневольное положение трудящихся. 7.Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона в отношении светского. 16

Изображение слайда
17

Слайд 17: Брахманизм -

идеология, основанная на религиозно- мифологических представлениях и направленная на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах Источники: " Манавадхармашастра " ("Наставления Ману о дхарме" — составлен в период II в. до н. э. — II в. н. э.); " Артхашастра " ("Наставления о пользе") Его автором считается брахман Каутилья — советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н. э могущественную империю Маурьев. Первоначальная рукопись трактата перерабатывалась и дополнялась примерно до III в. н. э. 17

Изображение слайда
18

Слайд 18: Артхашастра" ("Наставления о пользе") брахмана Каутильи

1.Трактат воспроизводит положения брахманизма о кастовых предписаниях. 2.Проводится идея господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому Жрецу, говорится в трактате, "как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину". 3.Главную роль в законодательной деятельности принадлежит государю. "Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу" 4.Отстаивается идея сильной централизованной царской власти. "Артхашастра" — наиболее полный в индийской литературе свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедия политического искусства. 5.Идеи "Артхашастры" выражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и жречества. 18

Изображение слайда
19

Слайд 19: варновая структура общества в брахманизме

19

Изображение слайда
20

Слайд 20: Ключевые политико-правовые понятия брахманизма

20

Изображение слайда
21

Слайд 21: Семичленное государство в брахманизме (Законы Ману)

21

Изображение слайда
22

Слайд 22: Буддизм

возник в VI — V вв. до н.э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т.е. просветленным. 22

Изображение слайда
23

Слайд 23: Идеология буддизма

1.Возник в VI—V вв. до н.э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. Просветленным. 2.В качестве центральной была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. 3.Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. 4.Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. 5.Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. Первые цари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом. 23

Изображение слайда
24

Слайд 24

24

Изображение слайда
25

Слайд 25

25

Изображение слайда
26

Слайд 26: Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Идеология даосизма

1. Основатель - Лао-цзы, живший по преданию в VI в. до н.э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). 2.Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей. усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. 3.В основе учения лежит понятие "дао" (буквально —путь). 4.Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало. Человеку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром. 5.В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности. "Кто много накапливает, — учил Лао-цзы, — тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи" Хороший купец, имея полные амбары, делает вид, что они у него пусты. 6.Социально-политическая концепция даосизма представляла собой реакционную утопию. 26

Изображение слайда
27

Слайд 27: Политико-правовые понятия даосизма

27

Изображение слайда
28

Слайд 28: Политико-правовые взгляды Лао-цзы

« Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи» «Дао отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято» «Если знать и государи могут его ( дао ) соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится» «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует» «В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний» 28

Изображение слайда
29

Слайд 29: конфуцианство

Родоначальник этого направления Конфуций (551—479 гг. до н.э.). Защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Изречения мыслителя собраны его учениками в книге "Лунь юй " ("Суждения и беседы"). 29

Изображение слайда
30

Слайд 30: Идеология конфуцианства

30

Изображение слайда
31

Слайд 31: Конфуцианская модель государства

31

Изображение слайда
32

Слайд 32: Политико-правовые понятия конфуцианства

32

Изображение слайда
33

Слайд 33: Патерналистское государство Конфуция

Идеальное государство Государю вменялось в обязанность относиться к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. "Управлять — значит поступать правильно". В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Путь построения идеального государства Исправление имен, т.е. восстановление истинного, изначального смысла существующих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей. "Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном". 33

Изображение слайда
34

Слайд 34: моизм

Мо-цзы (приблизительно 479—400 гг. до н. э.) — основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге " Мо-цзы ». 34

Изображение слайда
35

Слайд 35: Идеология моизма

1.С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно 479—400 гг. дон. э.) — основатель школы моистов. 2.Его учение изложено последователями в книге "Мо-цзы". 3.Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди равны перед божественным небом: "Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди — слуги неба". 4.На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. 5.Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. 35

Изображение слайда
36

Слайд 36: Политико-правовые идеи моизма

36

Изображение слайда
37

Слайд 37: Легизм ( фацзя )

37

Изображение слайда
38

Слайд 38: Источники легизма

38

Изображение слайда
39

Слайд 39: Политико – правовые положения легизма ( Шан Ян)

39

Изображение слайда
40

Слайд 40: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Во-первых, политико-правовые концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософских учений. Во-вторых, на содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. В-третьих, политико-правовые учения Древней Греции складывались в результате сложных взаимодействий политической идеологии с иными формами общественного сознания. В-четвертых, политическая идеология Древней Греции формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. 40

Изображение слайда
41

Слайд 41: Развитие демократических учений. Старшие софисты

1.Возникновение школы софистов как общественного движения было вызвано укреплением демократического строя Афин. 2. Софистами (слово произошло от греческого “ во второй половине V в. до н.э. софос” – мудрый) называли философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. В этом отношении софисты реализовывали практически одну из программных идей демократии – идею обучения мудрости, распространения знаний. 3.В центре внимания софистов находились вопросы права и политики, морали, приемы доказательств и ораторского искусства. Знаниям отводилась роль критерия при отборе кандидатов на государственные должности. 4. Старшие софисты (Протагор, Горгий, Гиппий и Антифонт) придерживались в целом прогрессивных, демократических воззрений. 5.Законы относятся к произведениям искусства и что, подобно любому другому ремеслу, справедливости в общественных делах можно научиться. “Добродетель, – замечал Протагор, – дело наживное”. 41

Изображение слайда
42

Слайд 42: Старшие софисты (прод.)

6.Идея одинаковой причастности людей к справедливости приводилась в обоснование того, что в управлении государством должны участвовать все граждане. 7.Лозунг софистов:“Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что не существуют”. 8.Софисты старшего поколения наполнили учение о морали индивидуалистическим содержанием. 9.Законы являются той высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельным он ни был. Закон есть выражение согласованной, “взаимной справедливости” (Протагор). 10.Старшие софисты пополнили политическую теорию определением закона как договора, как совместного Установления граждан или народа. 42

Изображение слайда
43

Слайд 43: Платон (427–347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма

1.Сердцевину платоновской философии составляет теория идей. Миру чувственных предметов и явлений Платон противопоставил особый мир идей, или общих понятий, которые якобы существуют где-то за пределами неба. Платон писал: “Пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом бог, гораздо более, чем какой-либо человек, вопреки утверждению некоторых”. 2.Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона “Государство” и “Законы”. 3.В диалоге “Государство” идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники. 43

Изображение слайда
44

Слайд 44: Платон (прод.)

4.В проекте идеальной организации власти Платон отходит от принципов “аристократии крови” и заменяет ее “аристократией духа”. Он наделил философов-правителей качествами духовной элиты – интеллектуальной исключительностью, нравственным совершенством и т.п. 5.Формы государства Платон располагал в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом. Тимократия (от “тиме” – честь), господство сильнейших воинов. Олигархия появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Демократия – власти народа. В демократии царят своеволие и безначалие. Тирания наихудший вид государства. 6.Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю – правлению мудрых. 44

Изображение слайда
45

Слайд 45: Диалог “Законы”

Основные отличия диалога “Законы” от диалога “Государство” таковы. Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда (в диалоге “Государство” рабы упоминались, но Платон не нашел для них места в экономике идеального полиса). В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта, здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми. В-пятых, идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). 45

Изображение слайда
46

Слайд 46: Платон о законах

В диалоге “Законы” Платон писал: “Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги”. Под законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенном фрагменте речь идет о подчинении правителей божественным законам (точнее, установлениям легендарного Кроноса, правившего людьми в глубокой древности). 46

Изображение слайда
47

Слайд 47: Диалог “Политик”

1.Платон выделил формы государства, основанные на законе. Монархия, аристократия и демократия опираются на закон, тогда как тирания, олигархия и извращенная демократия управляются вопреки существующим в них законам и обычаям. 2.Однако, все перечисленные формы правления являются отступлениями от идеального, “подлинного” государства, где политик единолично осуществляет власть, “руководствуясь знанием”. Смысловое содержание учения Платона не совпадает с современными формулами правового государства. 3.Землевладельческая знать приспособилась к отношениям частной собственности и рабства, признала необходимость закона, но продолжала твердо настаивать на сохранении полисного землевладения. Именно этим объясняется ее стремление законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его экономическую независимость, или самодостаточность, предотвратить территориальное расширение государства. 47

Изображение слайда
48

Слайд 48: Идеология полисной землевладельческой знати Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.)

1.Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах “Политика” и “Никомахова этика”,“Афинская полития” и др. 2.Согласно его взглядам, каждая вещь состоит из материи и формы. Изучение природных закономерностей у Аристотеля подменяется телеологией – учением о целесообразном строении мира. 3.Положение о предустановленных в природе целях составило методологическую основу политико-правовой теории Аристотеля. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие от природы. 4.Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Человек, гласит знаменитое изречение философа, “по природе своей есть существо политическое”. 5.Государство – это “общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни”. Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. 6.Аристотель обосновывает рабство. 7.Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. 48

Изображение слайда
49

Слайд 49: Аристотель (прод.)

8.Классификация форм государства в “Политике” проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. К правильным государствам относятся монархия, аристократия и полития; к неправильным – тирания, олигархия и демократия. 9.Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. 10.Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. 11.Политическое право делится на естественное и условное (установленное). “Естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено [это безразличие прекращается]”. 12.Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. 13.Аристотель подчеркивал, что постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера. “Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов”. 49

Изображение слайда
50

Слайд 50: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

50 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ Идеологические представления, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие римской политико-правовой мысли: изменения в политической теории, обусловленные развитием отношений частной собственности и рабства изменения в политической теории, отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда республиканская форма правления была заменена промонархическим режимом

Изображение слайда
51

Слайд 51

51 ППУ древнего РИМА Но Сит ели Марк Туллий Цицерон Римские юристы Первоначальное христианство Теократические доктрины Августин Блаженный

Изображение слайда
52

Слайд 52: Тема дистанционного занятия « Политические и правовые учения периода феодализма »

Вопросы лекции: 1. Основные черты и особенности феодальной политической и пра­вовой мысли. 2. Формирование и укрепление религиозного мировоз­зрения. 52

Изображение слайда
53

Слайд 53: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД СРЕДНИХ ВЕКОВ

53 Средневековая схоластика Фома Аквинский Средневековые ереси Марсилий Падуанский В средние века человек был настолько подчинен церкви и государству, что только от дуализма духовной и светской властей что-то выигрывала его свобода: борьба церкви за политическую власть компрометировала идею неограниченности прав светских правителей, и, наоборот, отстаивание суверенности светских властей сеяло идеи хоть какого-то выхода из-под духовного диктата церкви. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД СРЕДНИХ ВЕКОВ

Изображение слайда
54

Слайд 54

54 Фома Аквинский (1225 или 1226-1274 гг.). Естественный закон трактуется как отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Вечным законом Фома называет “сам божественный разум, управляющий миром”; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества. Человеческий закон, под которым Фома разумел действовавшее феодальное право, он рассматривал как выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией. к божественному, или откровенному, закону, Фома относил Библию.

Изображение слайда
55

Слайд 55

55 Тема дистанционного занятия « Политические и правовые учения в период ранних буржуазных революции »

Изображение слайда
56

Слайд 56: Тема дистанционного занятия  ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА И ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

56 1.Политические и правовые идеи Древней Руси. “Повести временных лет” 2.ППУ периода образования Московского царства. Теория “Москва – третий Рим” 3.Укрепление самодержавия. Иван Пересветов. Андрей Курбский Тема дистанционного занятия  ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛИЗМА И ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Изображение слайда
57

Слайд 57: Учение Н. Макиавелли о государстве и политике

57 Учение Н. Макиавелли о государстве и политике

Изображение слайда
58

Слайд 58

58

Изображение слайда
59

Слайд 59

59

Изображение слайда
60

Слайд 60

60

Изображение слайда
61

Последний слайд презентации: Учебная дисциплина: История политических и правовых учений

61

Изображение слайда