Презентация на тему: Учебная деятельность как условие и средство развития учащихся

Учебная деятельность как условие и средство развития учащихся
Учебная деятельность — это особый вид деятельности, от­личный, например, от трудовой. Изменяя материал, работая с ним, человек в процессе трудовой деятельности
Учебная деятельность как условие и средство развития учащихся
Учебная деятельность — это специфическая форма индиви­дуальной активности. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и трудовая,
Структура учебной деятельности. Д. Б. Эльконин и  В. В. Давыдов  рассматривают учебную деятельность в единстве нескольких ее компонентов: учебной задачи,
Действие  самоконтроля  — есть действие сличения, соотнесения учебных действий с образцом, который задается извне. В практике работы школы обучение контролю
Действие  самооценки  составляет процесс оценивания ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления. Самая общая и важная функция самооценки —
Самостоятельное  выполнение компонентов учебной деятельности будет свидетельствовать об определенном уровне сформированности учебной деятельности. Только в
Учебная деятельность как условие и средство развития учащихся
1/9
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 24)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (11202 Кб)
1

Первый слайд презентации: Учебная деятельность как условие и средство развития учащихся

Подготовила: Божанова В.О.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Учебная деятельность — это особый вид деятельности, от­личный, например, от трудовой. Изменяя материал, работая с ним, человек в процессе трудовой деятельности создает новый продукт. Сущность трудовой деятельности состоит именно в создании продукта. Сущность же учебной деятельности состоит в присвоении научных знаний. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями

Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьника. Под ведущей деятельностью в детской психологии понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Но свою ведущую функцию та или иная деятельность, — как считает  Д. Б. Эльконин, — осуществляет наиболее полно в период, когда она складывается, формируется. Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Цель учения в отечественной психологии рассматривается не только в плане приобретения знаний, а главным образом в плане обогащения, «перестраивания» личности ребенка. По мнению Д. Б. Эльконина, «результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. В общем виде можно сказать, что это изменение есть приобретеность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте».

Изображение слайда
4

Слайд 4: Учебная деятельность — это специфическая форма индиви­дуальной активности. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и трудовая, учебная деятельность характеризуется целями, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем делать, как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т. е. он не обладает учебной деятельностью. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия

Эти изменения составляют: - изменения в уровне знаний, умений, навыков, обученности; - изменения в уровне сформированное отдельных сторон учебной деятельности; - изменения в умственных операциях, особенностях личности, т. е. в уровне общего и умственного развития.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Структура учебной деятельности. Д. Б. Эльконин и  В. В. Давыдов  рассматривают учебную деятельность в единстве нескольких ее компонентов: учебной задачи, учебных действий, действий самоконтроля и самооценки

Учебную задачу  надо отличать от конкретно-практической. Например, перед учащимися может стоять задача выучить сти­хотворение. А может стоять задача научиться заучивать сти­хотворение. И в первом случае дети кое-чему научатся, но вряд ли в следующий раз они будут заучивать стихотворение более рациональными способами. Во втором же случае перед ребенком стоит действительно учебная задача. Решение может быть достигнуто разными путями. Можно просто сообщить детям, из каких частей состоит слово, показать на примере, затем предложить ряд задач на определение корня и других морфологических частей слова, и это будет традиционным обучением по образцу-результату, а можно вооружить ребенка способами, посредством которых определяются части слова. Во втором случае дети выполняют специальное учебное действие, которое складывается из ряда учебных операций. Например, при усвоении морфологического состава слова это такие операции, как изменение формы слова, сравнение слов, установление их смыслового и фонетического сходства и различия, сравнение формы слова и его значения. Знание способов действия обеспечивает успешный результат, придает деятельности смысл, ставит ученика в позицию ее субъекта, что в свою очередь стимулирует и поддерживает интерес ребенка к учению. Итак, полноценное обучение ребенка начинается тогда, когда он  учится учиться,  овладевает учебной деятельностью. При обычном обучении по образцам оценивается, прежде всего, результат, овладение же способом действия считается при получении результата достигнутым. Но стоит немного отойти от образца, как дети уже не справляются с задачей. Они учатся повторению по образцу, а не овладению общим способом решения.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Действие  самоконтроля  — есть действие сличения, соотнесения учебных действий с образцом, который задается извне. В практике работы школы обучение контролю идет путем прямого подражания учителю, формирование контроля осуществляется стихийно, путем примеривания и бесчисленных проб и ошибок. Контроль, как правило, осуществляется только по конечному результату: «Проверь, сошелся ли ответ»; «Проверь, не сделал ли ошибки при диктанте»

Изображение слайда
7

Слайд 7: Действие  самооценки  составляет процесс оценивания ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления. Самая общая и важная функция самооценки — регулятивная

Изображение слайда
8

Слайд 8: Самостоятельное  выполнение компонентов учебной деятельности будет свидетельствовать об определенном уровне сформированности учебной деятельности. Только в этом случае можно говорить о том, что учебная деятельность стала ведущей

Н. А. Менчинская связывает понятие умственного развития с понятием  обучаемости. Под этим термином понимается «способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения». Н. А. Менчинская связывает обучаемость с высоким уровнем выполнения умственных операций: анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования, с легкостью перехода от конкретного вида мышления к абстрактному, и обратно, с активностью и гибкостью мыслительных процессов. И. Калмыкова ведущим показателем умственного развития считает экономичность и самостоятельность мышления. Внешне процесс решения задач у учащихся, характеризующихся «экономичностью» мышления, отличается лаконичностью, краткостью, выражением лишь ключевых моментов решения. Учащиеся с низким уровнем умственного развития слабо используют информацию, заложенную в условие задачи, часто решают ее на основе слепых проб. Путь к решению оказывается малоэкономичным, перегружен ложными суждениями. Вопросы психического развития младших школьников в учебно-воспитательном процессе глубоко изучались Л. В. Занковым и его сотрудниками. Л. В. Занков выделяет три линии развития: развитие деятельности наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий. Учащийся должен овладеть приемами выполнения каждой из них. Прогресс общего развития проявляется в том, насколько учащиеся могут объединить все эти приемы в единую систему.

Изображение слайда
9

Последний слайд презентации: Учебная деятельность как условие и средство развития учащихся

Изображение слайда