Презентация на тему: ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ
Определение
Нормативно-правовое обеспечение деятельности тьютора
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
Требования к образованию и обучению:
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
Нормативно-правовые аспекты инклюзивного образования в Краснодарском крае:
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
Документы, регламентирующие деятельность тьютора в ОУ:
Основание работы тьютора
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
Условия введения тьюторской практики
Организация психолого-педагогического сопровождения в ОУ
Цель деятельности тьютора
Задачи деятельности тьютора
СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
Этапы организации тьюторского сопровождения
Этапы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках инклюзивной практики.
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
Программа тьюторского сопровождения в рамках индивидуальной образовательной программы учащегося
Необходимая документация
Дневник наблюдения тьютора
Командный стиль работы
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
Организация деятельности тьютора
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
Разделение компетенций педагога и тьютора
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
Литература
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ
1/38
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 17)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (140 Кб)
1

Первый слайд презентации: ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ

Тьютор МДОУ № 79 Тегза В.А.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Определение

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) Тьюторство - особый тип педагогического сопровождения. Сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Нормативно-правовое обеспечение деятельности тьютора

Приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н - должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») Включение тьютора в реестр профессий позволяет ввести должность в штатное расписание ОО и оплачивать его работу из бюджетных средств. Тьюторство может быть оформлено и как организация платных дополнительных образовательных услуг.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 года № 10 н Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» В профессиональном стандарте тьюторского сопровождения деятельность тьютора описана, как «педагогическое сопровождение реализации обучающимся, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов».

Изображение слайда
6

Слайд 6: Требования к образованию и обучению:

Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» Либо Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства. Требования к опыту практической работы отсутствуют.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» В ФГОС говорится: «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ОВЗ, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения» (http://www.edu.ru).

Изображение слайда
8

Слайд 8

Нагрузка тьютора определяется исходя из его занятости с каждым ребенком. В каждом регионе и каждой образовательной организации с учетом конкретных условий реализуется своя модель, которая обеспечивается финансовыми, административными, организационными и прочими возможностями ОО. Например, возможно введение должности тьютора в штатное расписание или расширение, изменение должностных обязанностей педагога, дефектолога, социального педагога, психолога.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 17.07.2015 N 734) п.32. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Нормативно-правовые аспекты инклюзивного образования в Краснодарском крае:

Концепция развития системы комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра в Краснодарском крае; Приказ Управления по образованию и науке администрации г. Сочи Краснодарского края от 01.09. 2015 г. N 1030 «О плане развития инклюзивного образования в городе Сочи на 2015-2016 учебный год»; Приказ Управления по образованию и науке администрации г. Сочи Краснодарского края от 08.02.2016 г. N 142 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов в образовательных организациях города Сочи»; Приложение к письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 17.08.2016г. № 47-14612/16-11 Рекомендации по организации деятельности тьютора обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Краснодарского края;

Изображение слайда
11

Слайд 11

Приказ Управления по образованию и науке администрации г. Сочи Краснодарского края от 20.02. 2017 г. N 188 «О плане развития системы комплексного сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательных организациях города Сочи на 2017-2018 годы»; Приложение к письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 09.01.2017г. № 47-26/17-11 Методические рекомендации по организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях Краснодарского края.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Документы, регламентирующие деятельность тьютора в ОУ:

Заключение ПМПК; Устав ОУ, в котором определяются задачи индивидуализации и тьюторского сопровождения как обеспечения процесса индивидуализации; Локальные акты: Положение о работе с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; Должностная инструкция тьютора в ОУ; Договор с родителями и ОУ на оказание тьюторской услуги; План работы тьютора по сопровождению детей с ОВЗ; Циклограмма деятельности тьютора.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Основание работы тьютора

Решение о необходимости сопровождения ребенка в ОУ тьютором принимает Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Организационные условия сопровождения решаются с администрацией конкретного ОУ и окружным управлением образования.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Тьютор может рекомендоваться ПМПК конкретному ребенку (например, с расстройствами аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями), независимо от того, обучается он по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования в школе или в отдельном классе или обучается в условиях инклюзивного образования по адаптированной образовательной программе.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Условия введения тьюторской практики

психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии; наличие необходимых специалистов; наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Организация психолого-педагогического сопровождения в ОУ

Появление в д/с «особого» ребенка Психолого-медико-педагогический консилиум д/с (ПМПк) Психолого-медико-педагогическая комиссия г. Сочи (ПМПК) Создание в д/с специальных образовательных условий Тьютор

Изображение слайда
17

Слайд 17: Цель деятельности тьютора

успешное включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения, развитие успешности в образовательной и коммуникативной деятельности.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Задачи деятельности тьютора

создание условий для успешного обучения ребенка; создание условий для успешной социализации ребенка; максимальное раскрытие потенциала его личности.

Изображение слайда
19

Слайд 19: СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ

организация и адаптация жизненного пространства : рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок; понимание тьютором и педагогом зон ближайшего развития ученика с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Этапы организации тьюторского сопровождения

Сбор информации о ребенке (знакомство с результатами диагностики ребенка, проведенной другими специалистами, медицинской картой, образовательным маршрутом) Знакомство, установление контакта с ребёнком и его семьей Наблюдение за поведением ребенка (дневник наблюдения) Анализ проблемного поведения, выявление основных трудностей (анализ полученной информации и собственных наблюдений) Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного маршрута (заседание ПМПк) Решение поставленных задач (реализация индивидуального образовательного маршрута каждым специалистом) Анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии (плановые и внеплановые заседания ПМПк) Выход тьютора из системы сопровождения / уменьшение его влияния

Изображение слайда
21

Слайд 21: Этапы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках инклюзивной практики

Предварительный Знакомство и установление контакта Адаптационный Основной Завершающий

Изображение слайда
22

Слайд 22

Основное правило тьютора – не делать ничего того, что ребенок может сделать сам. Основная цель – стать ненужным.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Программа тьюторского сопровождения в рамках индивидуальной образовательной программы учащегося

1) пояснительная записка к программе: – учебная и психологическая характеристика ребенка; – рекомендации ПМПК; – семейный заказ к тьюторской программе; – особенности возраста (с учебной и образовательной точек зрения); – индивидуальные особенности подопечного; 2) тьюторская программа: – задачи работы; – ожидаемые результаты; – направления работы на текущий учебный год; – формы работы.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Необходимая документация

Документация тьютора включает в себя: Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ; план работы на год, квартал; индивидуальная карта ребенка (или ИОП/ИПР); дневник наблюдений.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Дневник наблюдения тьютора

Основная цель – выявление значимых проявлений поведения ребенка с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни. Задачи: выявление особенностей включения ребёнка в жизнь группы, принятия режимных моментов, включения в занятия, коммуникацию; выявление возникающих в процессе деятельности трудностей, как меняется поведение ребенка, в зависимости от реакции педагога и тьютора; отслеживание эмоционального и физического состояния ребенка. Дата и время Наблюдения Комментарии и замечания

Изображение слайда
26

Слайд 26: Командный стиль работы

Сотрудничество разных специалистов – залог успешности инклюзии ! Взрослые, работающие с особым ребенком, должны составлять одну команду, задача которой – объединение разносторонних усилий с целью успешного вовлечения ребенка с особенностями развития в жизнь. Основными членами такой команды должны стать воспитатель, педагоги, логопед-дефектолог, психолог и тьютор. В составе команды также могут быть и другие специалисты, в зависимости от кадрового состава ОУ.

Изображение слайда
27

Слайд 27

тьютор воспитатель дети группы д /с родители детей группы р одители ребенка специалисты д /с ребенок

Изображение слайда
28

Слайд 28: Организация деятельности тьютора

Тьютор и подопечный Тьютор: - формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; - следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть; следит, чтобы ребенок не был голоден, не испытывал жажды, при необходимости помогает сходить в туалет); - координирует общую деятельность воспитанника, дозирует учебную нагрузку

Изображение слайда
29

Слайд 29

Тьютор и подопечный Тьютор: - адаптирует учебную программу на занятиях под соответствующие образовательные возможности ребенка с особыми образовательными нуждами; - соотносит задания воспитателя с возможностями ребенка; варьирует количество заданий в зависимости от уровня понимания и темпа деятельности, если ребенок не успевает полностью выполнить задание – определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию; некоторые занятия, тема и содержание которых сложны для понимания могут пропускаться ради усвоения более важных тем во время индивидуальных занятий.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Тьютор и подопечный Тьютор: - следит за организацией рабочего пространства ребенка (расположение, маркировка, высота стола, стула, наличие помещения рядом с группой..); - привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на... (имя педагога), слушай...»; «Смотри на доску»; «Возьми карандаш, рисуй»; «Открывай тетрадь»; «Бери пластилин» и т.п. - при необходимости ведет коррекционно-развивающую работу с подопечным; - по необходимости оказывает помощь ребенку в самообслуживании (туалет, перемещение по помещениям ДОУ, питание, мед.помощь )

Изображение слайда
31

Слайд 31

Тьютор и воспитатель Тьютор обсуждает с воспитателем: - цели и задачи своей работы; особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; - возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного); - возможность вызвать ребенка к доске, предоставить слово (опыт успешного ответа перед группой детей); - каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Разделение компетенций педагога и тьютора

Педагог Тьютор Преподавание программного материала Предоставление информации о поведенческих особенностях воспитанника, особенностях усвоения им учебного материала Составление учебного плана. Адаптация учебного материала к уровню восприятия детей Входит в команду специалистов, осуществляющих корректировку учебного плана, индивидуального образовательного маршрута. Адаптация заданий для воспитанника по аналогии с тем как предлагает педагог. Работа с группой Индивидуальная работа с воспитанником

Изображение слайда
33

Слайд 33

Тьютор и другие дети Тьютор: - следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; - объясняет детям, как общаться со своим подопечным; - если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы; - наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного. Например, тьютор организует диалог детей, учит обращаться друг к другу с просьбой, благодарить за помощь; - вовлекает в совместные игры, делая акцент на том, что дети могут помочь научить играть ребенка в их игры; - помогает в разрешении конфликтных ситуаций.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Тьютор и родители Тьютор: – рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; – отвечает на вопросы родителей; – устанавливает контакт с родителями вновь прибывших детей, объясняет задачи, составляет плана совместной работы; – оказывает родителям эмоциональную поддержку; – содействует родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития; – формирует у родителей адекватное отношение к своему ребенку, умение принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи; – формирует интерес к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка; – проводит совместный анализ промежуточных результатов, разрабатывает дальнейшие этапы работы; – на плечи тьютора также ложится непростая задача, донести до родителей идею о том, что только в команде можно добиться желаемого результата.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Тьютор и другие специалисты (психолог, медицинские работники, и др.) Тьютор: - вносит предложения по оптимизации работы с тьюторантом; - помогает в составлении индивидуальных маршрутов; - осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьюторанта, помощь тьюторанту в ориентировании в задании и др.) Тьютор и другие специалисты (психолог, медицинские работники, и др.) Тьютор: - вносит предложения по оптимизации работы с тьюторантом ; - помогает в составлении индивидуальных маршрутов; - осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьюторанта, помощь тьюторанту в ориентировании в задании и др.)

Изображение слайда
36

Слайд 36

Участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Литература

Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующий инклюзивную практику. Методические рекомендации. Составитель: Кузьмина Е.В. – руководитель методического объединения тьюторов в Городском ресурсном центре по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ. Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования. Сборник материалов. Составители: Наталья Борисова, Мария Перфильева. Перевод: И. Аникеев, Н. Борисова. РООИ «Перспектива» 2012

Изображение слайда
38

Последний слайд презентации: ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ

Спасибо за внимание!

Изображение слайда