Презентация на тему: Творчество композиторов-романтиков

Творчество композиторов-романтиков
Романтизм в музыке
ШУБЕРТ (Schubert) Франц (1797-1828)
ШУМАН (Schumann) Роберт (1810-1856)
ВАГНЕР Рихард (1813-1883)
Романтизм во Франции
СЕН-САНС (Saint-Saens) Камиль (1835-1921)
МАССНЕ (Massenet) Жюль (1842-1912)
Романтизм. Национальные европейские школы
ЛИСТ (Liszt) Ференц Венгрия (1811-1886)
ШОПЕН (Chopin) Фридерик Польша (1 марта 1810, Желязова Воля, Польша — 17 октября 1849, Париж)
ПАГАНИНИ (Paganini) Никколо Италия (1782-1840)
ГРИГ Эдвард Норвегия (1843-1907)
Поздний романтизм
1/14
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 55)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (553 Кб)
1

Первый слайд презентации

Творчество композиторов-романтиков

Изображение слайда
2

Слайд 2: Романтизм в музыке

Романтизм. Термин происходит от французского слова romantisme. Романтизм -художественное течение, сформировавшееся в конце XVIII - начале XIX века сначала в литературе, а затем в музыке. В творчестве романтиков находит отражение обновление личности, утверждение ее духовной силы и красоты, индивидуалистический бунт против мещанства, возвышенная лирика, интерес к фантастическим сюжетам. Музыкальный романтизм, ощутимо проявивший себя в 20-х годах XIX века, обнаруживал преемственность с классицизмом (творчество Л. Бетховена). В инструментальной музыке на смену классическому сонатному циклу приходит сочетание сонатного цикла и вариационности, большую роль играет форма миниатюры: этюды, ноктюрны, вальсы, пьесы с программным содержанием. Появляется тенденция к объединению отдельных разнохарактерных пьес в циклы под общим названием. Получает развитие жанр симфонической поэмы. В опере возрастает роль оркестра и системы лейтмотивов, что наиболее ярко проявилось в творчестве Р. Вагнера.

Изображение слайда
3

Слайд 3: ШУБЕРТ (Schubert) Франц (1797-1828)

Австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Фореллен» («Форель», 1819); фортепианные сонаты, экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры. Аве Мария - https://www.youtube.com/watch?v=3d4xXvF2ukY

Изображение слайда
4

Слайд 4: ШУМАН (Schumann) Роберт (1810-1856)

Грёзы - https://www.youtube.com/watch?v=ikzkjEHOfl8 Немецкий композитор и музыкальный критик.Основатель и редактор «Нойе цайтшрифт фюр музик» («Новый музыкальный журнал», 1834). Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки», 1831; «Карнавал», 1835; «Фантастические пьесы», 1837; «Крейслериана», 1838), лирико-драматических вокальных циклов («Любовь поэта», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», все 1840); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций.

Изображение слайда
5

Слайд 5: ВАГНЕР Рихард (1813-1883)

Немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель. Реформатор оперного искусства. В опере-драме осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал. В произведениях это нашло выражение в развитой системе лейтмотивов, вокально-симфоническом стиле мышления. Новатор в области гармонии и оркестровки. Большинство музыкальных драм основано на мифологических сюжетах (собственные либретто). Оперы: «Риенци» (1840), «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер» (1845), «Лоэнгрин» (1848), «Тристан и Изольда» (1859), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867), «Парсифаль» (1882); тетралогия «Кольцо нибелунга» — «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» (1854-1874). Публицистические и музыкально-эстетические работы: «Искусство и революция», «Художественное произведение будущего» (1848), «Опера и драма» (1851). Полет валькирий - https://www.youtube.com/watch?v=26rD7yPTKLY

Изображение слайда
6

Слайд 6: Романтизм во Франции

В середине XIX века Франция стала оплотом зрелого романтизма, а Париж - его духовным центром. В Париже концентрировалась культурная, в том числе и музыкальная жизнь Европы. Творчество крупнейшего композитора, реформатора симфонического оркестра Г. Берлиоза, а также традиции французской «большой оперы» (Дж. Мейербер, Ф. Обер) привело к дальнейшему развитию романтизма - в произведениях К. Сен-Санса, С. Франка, Ж. Массне, Л. Делиба, А. Тома и др.

Изображение слайда
7

Слайд 7: СЕН-САНС (Saint-Saens) Камиль (1835-1921)

Французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик. Один из организаторов Национального музыкального общества (1871). Опера «Самсон и Далила» (1876), симфонии; «Интродукция и рондо каприччиозо» и 3 концерта для скрипки с оркестром, 5 концертов для фортепиано и 2 для виолончели с оркестром, фантазия для инструментального ансамбля «Карнавал животных». Лебедь из цикла «Карнавал животных» - https://www.youtube.com/watch?v=svsnQNbOe_k

Изображение слайда
8

Слайд 8: МАССНЕ (Massenet) Жюль (1842-1912)

Французский композитор, мастер лирической оперы (развивал лирико-романтическое направление). Оперы «Манон» (1884), «Вертер» (1886), «Таис» (1894), «Сафо» (1897). Профессор Парижской консерватории (1878-1896). Элегия - https://www.youtube.com/watch?v=2BPeeE31Zhw

Изображение слайда
9

Слайд 9: Романтизм. Национальные европейские школы

Национальные европейские школы также внесли свой значительный вклад в обогащение традиций романтизма. Среди известнейших европейских композиторов-романтиков: Ф. Лист (Венгрия), Ф. Шопен (Польша), Н. Паганини, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти (Италия), Э. Григ (Норвегия), К. Нильсен (Дания), Я. Сибелиус (Финляндия), Э. Элгар (Великобритания), А. Дворжак и Б. Сметана (Чехия), М. де Фалья и Э. Гранадос (Испания). В русской музыке черты романтизма прослеживаются у М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина.

Изображение слайда
10

Слайд 10: ЛИСТ (Liszt) Ференц Венгрия (1811-1886)

Венгерский композитор, пианист, дирижер. Создатель нового направления в пианизме. Придал фортепиано оркестровую мощь и красочность звучания, обогатил фортепианный репертуар (фантазии на оперные темы, обработки и транскрипции для фортепиано, симфонические произведения). Возглавлял веймарскую школу. Композитор-романтик, Лист стремился раскрыть в своих произведениях внутреннюю связь музыки с поэзией (многие сочинения Листа имеют литературно-сюжетную основу). Оратории, «Фауст-симфония» (1857), 13 программных одночастных симфоний-поэм,2 концерта для фортепиано с оркестром (1856, 1861); соната си-минор (1853), фортепианные циклы, 19 венгерских рапсодий, этюды, вальсы и другие произведения для фортепиано; хоры, песни (ок. 70), культовая музыка (был аббатом). Грёзы любви - https://www.youtube.com/watch?v=PDxVElf79bc

Изображение слайда
11

Слайд 11: ШОПЕН (Chopin) Фридерик Польша (1 марта 1810, Желязова Воля, Польша — 17 октября 1849, Париж)

Польский композитор и пианист. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством. 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. Этюд «Революционный» - https://www.youtube.com/watch?v=2_qeuc0BA9c

Изображение слайда
12

Слайд 12: ПАГАНИНИ (Paganini) Никколо Италия (1782-1840)

Итальянский скрипач и композитор. Один из основоположников музыкального романтизма, заложил основы современной скрипичной техники. Первый из скрипачей, игравший в концертах наизусть. 24 «каприса» (соло), 6 концертов для скрипки с оркестром и др. С 1954 в Генуе проводится Международный конкурс скрипачей им. Паганини. Соло на одной струне (фрагмент из фильма – https://www.youtube.com/watch?v=adHSRSMqTzg

Изображение слайда
13

Слайд 13: ГРИГ Эдвард Норвегия (1843-1907)

Норвежский композитор, пианист, дирижер. Крупнейший представитель национальной композиторской школы, ярко претворивший в своих сочинениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни. 2 сюиты из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1888, 1896), сонаты для скрипки с фортепьяно и виолончели с фортепьяно; Концерт для фортепьяно с оркестром (1868), «Лирические пьесы» для фортепьяно (10 тетрадей, 1867-1901), вокальные сочинения (около 150 романсов и песен). Утро. Пьеса из симфонической сюиты «Пер Гюнт» – https://www.youtube.com/watch?v=6n41kxhkZDs

Изображение слайда
14

Последний слайд презентации: Творчество композиторов-романтиков: Поздний романтизм

Поздний романтизм характеризуется дальнейшим развитием экспрессивности, утонченности, эмоциональной выразительности, богатейшим использованием тембровых возможностей большого симфонического оркестра. Это в свою очередь предопределило появление в европейской музыке новых течений - импрессионизма и экспрессионизма.

Изображение слайда