Презентация на тему: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Три постулата современного урока:
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Традиционные элементы структуры урока
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА УРОКА (линейная модель)
БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА УРОКА (нелинейная модель)
Инвариант структуры современного урока
Организационный блок
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Основные способы определения целей обучения по М.В.Кларину
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Данные формулировки можно считать целями урока?
Цель урока
От учителя
Задачи в структуре урока
Триединая цель урока
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Учебные цели на языке наблюдаемых действий
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Ожидаемые результаты
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Варианты формулировки цели
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Определение качества знаний, умений и навыков, которые планируются сформировать у учащихся на уроке
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Урок загадка человека
Планируемые результаты
Учебная цель- это совместная постановка цели с детьми (учебная ситуация)
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Мотивационный блок
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Способы передачи информации
Аналитический блок
Аналитический блок
Оценочный блок
РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Анализ урока (прослеживая карту по вертикали)
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Тема урока «Теорема о сумме внутренних углов треугольника»
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
5 класс Древний Восток Имя: «Ассирийская держава: цена жестоких побед»
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Эпилог
Продолжение следует…
Незаконченные предложения
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
1/57
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 11)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5956 Кб)
1

Первый слайд презентации: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Изображение слайда
2

Слайд 2

В чём НОВИЗНА ??? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Три постулата современного урока:

1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. 2. Урок есть часть жизни ребёнка и учителя, проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. 3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Знание главного объекта/субъекта своей работы – ученика и использование этого знания при планировании и проведении урока Знание обученности, обучаемости, воспитательных и учебных возможностей в зоне ближайшего развития конкретного ребенка, доминирующего канала восприятия учебного материала (аудиал, визуал, кинестетик), функциональной асимметрии полушарий головного мозга, типа темперамента, интересов, состояния здоровья, социально-психологического статуса в группе.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Оказание помощи детям в раскрытии для себя личностного смысла любого изучаемого на уроке материала.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Требования к современному уроку: •     хорошее начало и хорошее окончание; •     четко сформулированные тема, цель, задачи урока; •     урок должен быть проблемным и развивающим; •    учитель активизирует деятельность учащихся; •    вывод делают сами учащиеся; •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; •    времясбережение и здоровьесбережение; •    учет уровня и возможностей учащихся; •    урок должен быть добрым.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Принципы педагогической техники •    свобода выбора; •    открытость; •     деятельность; •    идеальность (высокий КПД); •    обратная связь. - урок, на котором учитель, лишь направляет детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. «Высший пилотаж»

Изображение слайда
8

Слайд 8: Традиционные элементы структуры урока

1. Изучение нового материала. 2. Закрепление пройденного. 3. Контроль и оценка знаний. 4. Домашнее задание. 5. Обобщение и систематизация знаний. (учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого)

Изображение слайда
9

Слайд 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА УРОКА (линейная модель)

1. Организационный блок 2. Мотивационный блок 3. Информационный блок 4. Аналитический блок 5. Оценочный блок 6. Рефлексивный блок

Изображение слайда
11

Слайд 11: БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА УРОКА (нелинейная модель)

Организацион- ный блок Мотивацион- ный блок Информацион- ный блок Рефлексив- ный блок Аналитичес- кий блок Оценочный блок

Изображение слайда
12

Слайд 12: Инвариант структуры современного урока

Организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового материала – активное целеполагание В качестве основного выступает этап, отвечающий главной обучающей цели данного урока Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока Взаимосвязь этапов урока Деятельностный подход в организации работы учащихся на уроке

Изображение слайда
13

Слайд 13: Организационный блок

Ожидаемые результаты (цель, задачи) Инструкции и пояснения Вводное слово учителя Распределение по группам Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) Конструирование пространства

Изображение слайда
14

Слайд 14

Варианты формулирования целей урока

Изображение слайда
15

Слайд 15: Основные способы определения целей обучения по М.В.Кларину

Изображение слайда
16

Слайд 16

Изображение слайда
17

Слайд 17: Данные формулировки можно считать целями урока?

Изображение слайда
18

Слайд 18: Цель урока

– ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»; - обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата ); - абстрактный характер и ценностное наполнение; - может относиться к теме и к курсу в целом (спор в педагогике о наличии цели у отдельного урока); - обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.); - могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д.

Изображение слайда
19

Слайд 19: От учителя

Цель – сущест. Три задачи - глаголы Образовательная Развивающая воспитательная

Изображение слайда
20

Слайд 20: Задачи в структуре урока

- формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.) ; - задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными; - относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии); - задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия. использовать таксономию Блума

Изображение слайда
21

Слайд 21: Триединая цель урока

Изображение слайда
22

Слайд 22

Возможные виды целей: - дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным – излишне широким); - развивающие (связаны с умениями); воспитательные (могут формулироваться и как ценностные).

Изображение слайда
23

Слайд 23: Учебные цели на языке наблюдаемых действий

Изображение слайда
24

Слайд 24

В классе возникает коллективно рожденное имя урока, уточняющее, раскрывающее, поднимающее до философского уровня его первое учебно-программное название, раскрывающее каждому личностный смысл конкретного учебного материала. Нельзя сводить постижение личностного смысла учебного материала только к практическому применению идеи, формулы, знания, это профанация анализируемого требования к уроку, т.к. серьезная идея поиска личностного смысла сводится к утилитарным потребительским факторам, в то время как нравственные, этические и другие духовные факторы упускаются.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Ожидаемые результаты

- связаны с целями и задачами; - могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные; - соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения и ценностных ориентиров; - включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата); - имеют конкретный и проверяемый характер; - формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»); - могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися; - возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Рекомендуется формулировать цели и задачи от учащихся в следующей форме: «В результате проведения занятия учащиеся смогут: -узнать (рассмотреть, познакомиться, расширить представления, характеризовать, закрепить, называть основные причины, выделять главное, обобщить, изучить, составить представление о, сопоставлять, отличать); -анализировать (участвовать в дискуссии, уметь отстаивать собственное мнение, высказывать свою точку зрения, аргументировать, приобрести умения и навыки, формулировать, демонстрировать, определять круг проблем, обсуждать, принимать участие); -понять (уважать, устанавливать коммуникацию, обсуждать, сформировать, выработать, задуматься, осознать, увидеть, занять позицию, признавать право).

Изображение слайда
27

Слайд 27: Варианты формулировки цели

«изучить тему «Дворцовые перевороты», «углубить знания по теме» не конкретные, не проверяемые, не имеющие четких критериев достижения «ознакомиться с понятием общество, изучить его отличительные признаки» четкая, конкретная, достижимая и проверяемая.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Изображение слайда
29

Слайд 29: Определение качества знаний, умений и навыков, которые планируются сформировать у учащихся на уроке

Уровни целей по Б.Блуму: Знание – это запоминание специфической информации - Учащийся должен знать, показывать, давать определение, решать, вычислять и т.д. Понимание – это воспроизведение специфической информации в сходной ситуации - Учащийся должен понимать, объяснять, интерпретировать, обнаруживать взаимосвязи и т.д. Применение – это воспроизведение специфической информации в новой ситуации – Учащийся должен применять, приводить примеры, сравнивать, преобразовывать, определять и т.д. Анализ – это расчленение информации на составляющие элементы - Учащийся должен классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, различать и т.д. Синтез – это составление целого из отдельных частей - Учащийся должен доказывать, аргументировать, обобщать, систематизировать, строить и т.д. Оценка – это определение ценности изучаемого материала - Учащийся должен оценивать, делать выводы,, диагностировать, прогнозировать и т.д.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Таксономия Б. Блума в когнитивной области Знания ( факты, определения, терминология) Понимание (перевод с одного языка на другой) Применение (использование на практике): Анализ (разбиение на части для видения структуры объекта): Синтез (комбинирование, получение целого обладающего новизной): Оценка (оценивает значение): - узнает - распознает - воспроизводит - перечисляет - дает определение - указывает - подчеркивает - формулирует правила - припоминает - - кратко излагает - объясняет - приводит примеры - расставляет по порядку - выполняет последовательность действий - сравнивает - задает вопрос - сравнивает по аналогии - - повторяет стандартную процедуру - выполняет известный алгоритм - демонстрирует - применяет - преобразует - переносит - находит - подбирает - - - рассуждает - классифицирует - описывает - разбивает - различает - исследует - соотносит - устанавливает причинно-следствнные связи - находит и выделяет вспомогательную задачу - определяет - опровергает - вычленяет часть от целого - сообщает - разрабатывает план - разрабатывает модель - конструирует - упорядочивает - создает алгоритм - обобщает - интегрирует - организует - строит - переформулирует - доказывает - - комплексно сравнивает по собственному основанию - высказывает суждение - обсуждает - дает рекомендации - проектирует - прогнозирует критически мыслит - интерпретирует - вносит изменения -

Изображение слайда
31

Слайд 31: Урок загадка человека

Кравченко 5 кл. Обществознание Планируемые результаты

Изображение слайда
32

Слайд 32: Планируемые результаты

предметные регулятивные коммуникативные познавательные личностные Смогут объяснить значение понятий социальный, биологический Смогут оценить результаты своей деятельности Смогут подготовить сообщение о происхождении человека Смогут провести сравнительный анализ отличия человека от животного Смогут высказать свое мнение

Изображение слайда
33

Слайд 33: Учебная цель- это совместная постановка цели с детьми (учебная ситуация)

Изображение слайда
34

Слайд 34

Триединые цели при осуществлении образовательного процесса в разной мере позволяет получить те или иные предметные, метапредметные и личностные результаты. Но образовательный процесс носит вероятностный характер Цель и результат связаны, но не тождественны друг другу

Изображение слайда
35

Слайд 35

Ц Е Л И обучающая Образовательный процесс предметные метапредметные личностные Р Е З У Л Ь Т А Т ы воспитательная личностные метапредметные предметные развивающая метапредметные личностные предметные

Изображение слайда
36

Слайд 36

Цель урока, включает с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно – воспитательного процесса, а с другой – программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата. Эффективность урока определяется степенью адекватности результатов и цели. Конечный результат урока складывается из качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Мотивационный блок

Интерес Проблема (ситуация-проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие), ситуация – иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг) Побуждение к совершенствованию определенных действий Мотивация – совокупность всех факторов, которые побуждают человека к активности. СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Рассмотрение ситуации Работа с понятиями (терминами) Анализ документа (текста) Работа с высказыванием (афоризмом) Графическое изображение. Загадка. Опыт. Нестандартное поведение.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Зачем я это изучаю? Для чего мне это надо знать, уметь? Необходима проблематизация (и даже нарочитая провокация) в содержании урока. Парадокс-провокация переводится в интеллектуальное, логическое затруднение, проблему, может быть философскую, жизненную. Широко используются афоризмы от пословиц до высказываний знаменитых людей (так называемое имя урока)

Изображение слайда
39

Слайд 39

Результаты мотивации на урок: - интерес к изучаемым вопросам; - умение формулировать проблемы для рассмотрения; - совместное формулирование темы урока; - актуализация имеющихся знаний.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Информационный блок Источники информации: Устные источники Письменные источники Графические источники (схемы, диаграммы) Электронные источники Видео источники ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) Учебная задача На познавательные УУД Найди, выбери…, изучи…

Изображение слайда
41

Слайд 41: Способы передачи информации

Лекция (монолог, рассказ) Беседа (развернутые ответы на вопросы, рассуждения, пресс-конференции и т.п.). Работа с документом (индивидуальное чтение, анализ или групповое обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т.п.). Обмен опытом (социальным и другим, в том числе и через проведение исследования). Интернет коммуникация (электронная почта, поисковые сайты, скайп ).

Изображение слайда
42

Слайд 42: Аналитический блок

Обобщение Обсуждение Сравнение Синтез Выбор (отбор) Творчество (деятельность по созданию нового продукта)

Изображение слайда
43

Слайд 43: Аналитический блок

Учебная задача На познавательные УУД - спроектируй стратегию поиска сравни, оцени, классифицируй исследуй… На коммуникативные УУД на учет позиции партнера (выслушай, пойми…) на сотрудничество (договоритесь о…)

Изображение слайда
44

Слайд 44: Оценочный блок

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Самооценка Взаимооценивание Экспертиза Учебная задача: На регулятивные УУД на самоконтроль ( определи критерии оценки… на самооценку (…. на коррекцию (… на выбор(…

Изображение слайда
45

Слайд 45: РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК

Отношение к произошедшему Выделение трудностей Присвоение опыта Учебная задача: На личностные УУД -на самоопределение ( выбери… -на смыслообразование ( сформулируй свое понимание, смоделируй… -на мотивацию ( выскажи свою позицию, видение…) -на нравственную оценку ( оцени факт относительно своего видения…

Изображение слайда
46

Слайд 46

Тема урока : Авторы Тип урока : Планируемые результаты : - личностные: - метапредметные: - предметные: Цель урока / Задачи урока: учебник № п / п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Задания

Изображение слайда
47

Слайд 47

Этапы проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты Предметные УУД I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) III. Открытие нового знания (10 мин) IV. Закрепление нового (15 мин) V. Контролирующее задание (12 мин) VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) . .

Изображение слайда
48

Слайд 48: Анализ урока (прослеживая карту по вертикали)

реализацию учителем ЗАДАЧ урока; использование развивающих форм, методов и способов формирование УУД; осуществление оценивания и контроля.

Изображение слайда
49

Слайд 49

Обеспечить этически выверенную ценностную составляющую урока, не только в содержании учебного материала, но и в методах, средствах, формах обучения, воспитания и развития

Изображение слайда
50

Слайд 50: Тема урока «Теорема о сумме внутренних углов треугольника»

Лабораторная работа: построить любой треугольник измерить транспортиром его углы и сложить их. ответы 18, 185, 169… Провокация ваши ответы неправильны, я знаю ответ, ничего не измеряя. Включите программу и выполните задание. 180. Двумя способами доказала теорему….

Изображение слайда
51

Слайд 51

Продолжите фразу М. Ломоносова: «Математику затем учить уже следует, что она ум в порядок приводит».. Ломоносов прав, на сегодняшнем уроке я понял/а: Теорема о сумме внутренних углов треугольника лично для меня значит, что…. Ответы - в бесконечном многообразии есть нечто неизменное - знание закона делает нас свободными и экономит время, т.к. нет необходимости каждый раз измерять, изучать частности.. Вопрос классу: Как теперь наш урок не только по геометрии можно было бы назвать? « Чувства могут обмануть, разум – нет».

Изображение слайда
52

Слайд 52: 5 класс Древний Восток Имя: «Ассирийская держава: цена жестоких побед»

Вопрос: Где же сегодня этот великий народ и его могущественное государство? Ценностная основа: Неизбежность исторической справедливости и достойного воздаяния за злодеяния»

Изображение слайда
53

Слайд 53

Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока. Критериями оценки урока НЕ являются: Объём написанного учениками в тетрадях. Количество выставленных ученикам отметок. Количество упражнений, выполненных за урок. Устная или письменная форма выполняемых заданий. Однотипность или разнотипность содержания урока. Наличие традиционных этапов урока. Распределение времени по различным этапам. Использование большого (малого) количества наглядных пособий. Использование для работы на уроке учебника.

Изображение слайда
54

Слайд 54: Эпилог

Бог слепил человека из глины и остался у него неиспользованный кусок. - Что еще слепить тебе? – спросил Бог. - Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины…

Изображение слайда
55

Слайд 55: Продолжение следует…

Изображение слайда
56

Слайд 56: Незаконченные предложения

Я считаю, что … Особенно удачным было … В то же время, я посоветую … Исходя из … хотелось бы … А мне бы хотелось … Мне мешало …, потому, что … Я понял(а), что … Увиденное поможет мне в …

Изображение слайда
57

Последний слайд презентации: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Источники информации: 1.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку. 3. http://www.myshared.ru/slide/231702/# 4.А.Н. Иоффе «Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся», Преподавание истории в школе,№1 2012 год, стр.7.

Изображение слайда