Презентация на тему: Трансгенная мышь с геном гормона роста

Трансгенная мышь с геном гормона роста
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 45)

Трансгенная мышь с геном гормона роста

Как определить экспрессию гена Найти мРНК данного гена с помощью молекулярного зонда Обнаружить белок с помощью АТ Выделить тотальную мРНК, получить кДНК и с помощью зонда найти кДНК данного гена

Регуляция экспрессии генов на разных уровнях

1 уровень регуляции активности генов Это формирование активно транскрибируемого эухроматина и молчащего, компактизованного гетерохроматина Гетерохроматин подразделяется на конститутивный и факультативный Конститутивный – в цетромерах, теломерах, интеркалярный. Наполнен повторяющимися последовательностями и мобильными элементами Метилирование лизина по положению 9 в гистоне Н3 – подавление транскрипции

Модификация гистонов В регуляции активности генов

Нуклеосома – это октамер гистонов и 1,7 витка суперспирали фрагмента ДНК длиной 146 пар оснований В целом нуклеосомная упаковка ограничивает узнавание последовательности ДНК факторами транскрипции, репликации и рекомбинации По отдельным генам нуклеосомы распределяются неслучайным образом - позиционирование Позиционирование нуклеосом на промоторе может быть фактором регуляции транскрипции, как +, так и -

Ремоделирование нуклеосом – это изменение их связывания с ДНК. Осуществляют белки Перемещение нуклеосом Изменение расстояния между нуклеосомами Удаление гистонов Сборка гистонов

Ковалентная модификация включает – Ацетилирование – деацетилирование Фосфорилирование – дефосфорилирование Метилирование убиквитирование Метилирование лизина по положению 9 в гистоне Н3 – подавление транскрипции, часто это сочетается с метилированием ДНК по цитозину Ацетилирование лизина по положению 9 в гистоне Н3 в сочетании с метилированием лизина в положении 4– подавление транскрипции

Гистоновый код- Аминокислотный остаток – разные АМК могут Подвергаться модификации – Лиз, Арг, Сер, Тре 2. Модифицирующие ферменты – их много 3. Белки, воспринимающие модификацию гистонов Комбинация всех этих факторов – и есть гистоновый код Обеспечивают активацию и сайленсинг генов, очевидно помогая факторам транскрипции

Регуляция изменением количества генов и структуры ДНК Утрата генетического материала –диминуция хроматина, разрушение ядра у эритроцитов Амплификация генов – Р-гликопротеина, рРНК Реаранжировка генных сегментов А) в генах И Б) у сальмонеллы инверсия промотора обусловливает разные типы флагеллина и обеспечивает ускользание от И.О. ·    Роль транспозонов в регуляции активности генов. ·  Эу- и гетерохроматин. Двойная спираль может принимать разные формы ·   Инактивация Х-хромосомы ·    Роль метилирования ДНК в регул я ции экспрессии генов

Активный хроматин – эухроматин Нуклеосомная упаковка изменена или отсутствует Длинные участки, чувствительные к ДНК-азе 1, указывающие на возможность транскрипции Гиперчувствительные сайты к ДНК-азе 1, ассоциированные с энхансерными элементами у начала гена Более слабая упаковка ДНК под электронным микроскопом В политенных хромосомах – это пуфы

Метилирование ДНК Открыто еще до открытия Уотсона и Крика, но до сих пор остается много интригующих загадок Метилируется цитозин в 5 положении и аденин в 6 положении Регуляция транскрипции Клеточная дифференцировка и эмбриональное развитие Геномный импринтинг Инактивация мобильных элементов Канцерогенез Генетические заболевания человека Замалчивание генов

Загадки- Отсутствует у дрозофилы и др. Обеспечивает накопление мутаций

У Dr дрожжейи C.elegans метилирования нет. Нарушение метилирования у человека приводит к остановке эмбрионального развития. Метилирование запрещено в сайтах старта транскрипции почти половины генов человека. метилирование связано с гетерохроматином При раке метилирование понижено, что приводит к геномной нестабильности, может и наоборот – повышение метилирования генов –супрессоров Метилтрансфераза в соответствии с матрицей метилирует сайт на дочерней нити ДНК. Как узнает ???

Неактивный хроматин – гетерохроматин Конститутивный - центромера, теломера, интеркалярный Факультативный - при гаметогенезе в Х-хромосоме гетерохроматин превращается в эухроматин

Транспозоны имеют рег элементы Транспозоны ограничены инвертированными повторами. При вырезании Т они сближаются и точно отрезаются от основной ДНК. Затем транспозаза делает разрез в новом месте, куда внедряется Т по типу «вырезание-встраивание» Ретротранспозоны – ограничены длинными концевыми повторамираспространяются с пом обр транскрипции с использованием закодированной в них интегразы Нарушают работу гена Вызывают мутации Меняют регуляцию гена

Величина генома может бстро увеличиваться за счет распространения транспозонов 4 хр-ма Др. буквально набита Т У-хр-ма человека, Х хр-ма, 21 и 22 содержат много Т Сайт-специфические ретроТ- это те, которые внедряются только в определенном месте. Например Het.Nart, у Др отвечают за целостность теломер Р-элемент Др внедряется в 5 ’ регулир область БТШ 70 Т могут одомашниваться, т.е. выполнять функцию промотора, инсулятора и т.д.

Регуляция на уровне репликации – В ядрышках ооцитов образуются экстрахромосомные копии генов рРНК. Этим достигается усиление синтеза рибосом

Регуляция генной активности на уровне транскрипции Регуляция транскрипции у прокариот( лактозный оперон) Позиционирование нуклеосом Регуляция транскрипции гормонами- один гормон, например ГК, может регулировать несколько ГК зависимых генов. ГК связывается с R – это и есть фактор транскрипции Транскрипция с разных промоторов (альтернативные промоторы) Базальный транскрипционный комплекс Факторы транскрипции. Локусконтролирующие районы РНК-интерференция Транскприпционная синергия Рибопереключатели – аптамеры, например соединенные с глицином. Когда его много, они включают гены для использования его как источник энергии

Структура факторов транскрипции ДНК-связывающий домен Домены активации транскрипции Антирепрессорные домены Домены, связывающие лиганды Лиганды-индукторы –гормоны, ретиноевая кислота, гормон щитовидной железы и лиганды –репрессоры- конечные продукты метаболических путей

Типы факторов транскрипции

Факторы транскрипции – главные регуляторы генной активности

Транскрипция с разных промоторов В гене коллагена 43 экзона и 2 промотора варианты транскрипции приводят к образованию 3 изоформ белка – 1 короткой и 2 длинных. Дисбаланс изоформ приводит к патологии сетчатки глаза Фрагмент С-концевого участка коллагена – эндостатин содержит 2 дисульфидные связи ( 183 АМК) Рецептор пролактина имеет 3 промотора, обладающих разн тканеспецифичностью

Регуляция экспрессии генов у прокариот – на примере лактозного оперона

В lac -опероне оператор перекрывает промотор и 5-конец 1 структурного гена

Метаболизм лактозы

При отсутствии в среде лактозы белок-репрессор связывается с оператором и препятствует соединению РНК-полимеразы с промотором и отменяет транскрипцию 3-х генов.

При появлении лактозы репрессор связывается с ней, а не с оператором, транскрипция идет