Презентация на тему: Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология

Реклама. Продолжение ниже
Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология
ГЕТЕРОХРОННОСТЬ - Неравномерность и разномерность развития различных психофизиологических функций у человека
Согласно гипотезы Моргана (1988г)
Согласно гипотезы Моргана (1988г)
Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология
Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология
Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология
Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология
Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология
Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология
Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология
Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология
Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология
Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология
Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология
Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология
Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология
1/17
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 7)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (307 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология

Лекция 3 ГЕТЕРОХРОННОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОЗРЕВАНИЯ МОЗГА. ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: ГЕТЕРОХРОННОСТЬ - Неравномерность и разномерность развития различных психофизиологических функций у человека

Закон гетерохронности  – разновременность прохождения основных стадий и внутреняя противоречивость соматического, полового и нервно-психического развития человека). Гетерохронность развития существует как в раннем (детство), так и в позднем (старение) онтогенезе. Общая закономерность такова: развиваются те функции, которые имеют наибольшее значение в данный момент; это экономит суммарный запас энергии, отпущенный человеку на жизнь.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Согласно гипотезы Моргана (1988г)

- сначала идет созревание блока глубоких структур, отвечающих за активационные процессы (1 функциональный блок мозга). Структуры 1 блока морфологически и функционально оформляются внутриутробно и в 1 год жизни. - затем созревают первичные сенсорные и моторные зоны. Оформляясь к моменту рождения, они также полностью входят в работу в течение первого года жизни и создают основу для сенсомоторной стадии развития. - созревание вторичных полей сенсорных и моторных зон мозга осуществляется в период от 2 до 5 лет, что создает условия для обеспечения связей между отдельными модальностями. Указанные первичные и вторичные зоны входят в состав 2 и 3 функциональных блоков мозга. Согласно гипотезы Моргана (1988г)

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Согласно гипотезы Моргана (1988г)

- следующим идет созревание третичной, теменно-височно-затылочной зоны (ТРО), представляющей заднюю ассоциативную область, входящую во 2 функциональный блок мозга. Ее созревание дает возможность перехода на стадию конкретных операций. - последними, в возрасте от 12 до 14 лет, созревают префронтальные отделы лобных долей, составляющие переднюю ассоциативную область мозга. Они относятся к 3 блоку мозга, функцией которых является произвольная (в том числе и речевая) регуляция всех видов психической деятельности. Их созревание создает условия для перехода мышления на стадию формальных операций. Согласно гипотезы Моргана (1988г)

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

Правое полушарие демонстрирует свою морфо-функциональную зрелость уже к 5 годам, а левое (в частности, его речевые зоны) — только к 8—12. Эти закономерности развития мозга необходимо учитывать в построении коррекционных программ для детей, имеющих отклонения в развитии.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

Сами анализаторные системы так же развиваются гетерохромно. Так, еще в эмбриогенезе закладываются анатомические предпосылки для наиболее раннего становления кожно-кинестетического и двигательного анализаторов, что указывает на их базисную роль в развитии ребенка. Зрительная система развивается и чувствительна к внешним воздействиям до 15-летнего возраста. Наиболее бурное созревание слухового анализатора происходит до 3 лет жизни, но чувствительный период в целом продолжается до 13-16 лет. Существуют возрастные пики, связанные с достижением зрелости у целого ряда мозговых структур. Наиболее значительные из них приходятся на первые два года и на возраст 6-7 лет. Более полное становление произвольной регуляции деятельности происходит в 7-10 лет.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7

Наиболее чувствительные к внешним воздействиям периоды развития анализаторных систем названы сензитивными периодами. Следует подчеркнуть, что в сензитивные периоды функциональные системы чувствительны к внешним воздействиям, как положительным, так и отрицательным (депривация).

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

Сензитивный период развития  (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог  Мария Монтессори  выделяла следующие сензитивные периоды развития: Сензитивный период развития речи (0-6 лет) Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года) Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет) Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет) Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года) Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

Сторонники теории научения считают, что развитие не происходит без специального влияния извне. Если нет специфического внешнего события, то нет и развития, вообще ничего не происходит. Организм просто остается в стационарном состоянии, пока не произойдут какие-то внешние изменения

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11

Сторонники теории созревания утверждают, что развитие успешно совершается и без определенных внешних событий. Они подчеркивают зависимость приобретения навыков от процессов созревания мозга. Г.Айзенк считал, что интеллектуальные возможности на 80% обусловлены влиянием наследственности и на 20% - среды.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

Итак, после накопления данных ученые выясни, что лишь достижение определенного уровня зрелости мозговых структур делает возможным участие и влияние различных факторов среды, в том числе педагогических воздействий. Любая из психических способностей (равно как и способность к обучению) неразрывно связана с деятельностью определенных структур и систем мозга. Более того, нейробиологическое созревание этих структур должно опережать их функционирование как носителей психического. Развитие тех или иных аспектов психики ребенка, начиная с внутриутробного периода, прямо зависит от того, насколько созрел связанный с ним мозговой субстрат.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

Ученые пришли к выводу, что чем младше ребенок, тем более его развитие определено биологическими факторами. Чем старше становится ребенок, тем сильнее его развитие и поведение обуславливается социальными факторами.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14

Таким образом, созревание мозга оказывается недостаточным для формирования психических функций. Необходимым условием является наличие внешних, в частности, социальных воздействий. В условиях депривации общения ребенка с внешним миром в целом и, прежде всего, другими людьми, церебральные механизмы модифицируются, искажаются и нарушаются вплоть до полной деградации (сначала функциональной, а затем и нейробиологической вообще).

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Самыми уязвимыми оказываются в таких случаях именно наиболее филогенетически молодые мозговые системы: межполушарные взаимодействия транскаллозального (мозолистое тело) уровня и лобно-височные отделы левого полушария. Это, как правило, закономерно сочетается с гиперфункцией, высвобождением, растормаживанием более фило - и онтогенетически старых функциональных систем, обеспечиваемых правым полушарием и особенно субкортикальными (подкорковыми) отделами мозга.

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16

В педагогике и психологии детского возраста есть понятие «зоны ближайшего развития». Это понятие было введено Л.С.Выготским, оно описывает соотношение обучения и психического развития. ЗБР составляют еще несозревшие, но созревающие процессы. Это то, что ребенок может делать с помощью взрослого, это то, что формируется в настоящее время. Без участия взрослого по созданию условий, в которых формирующаяся функция становится востребованной, нет дальнейшего развития. В отсутствии обогащенных и постоянных контактов психический потенциал, которым одарила ребенка природа, так и останется потенциалом, а затем и вовсе сойдет на нет, «атрофируется ».

Изображение слайда
1/1
17

Последний слайд презентации: Тольяттинский Г осударственный Университет Нейропсихология

Обнаруживается двусторонний характер взаимодействия между морфогенезом (созреванием) мозга и социальными воздействиями при формировании психики. Для появления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой стороны — само функционирование оказывает влияние на созревание соответствующих структурных элементов. Процесс созревания детского организма, ход формирования его морфологических и функциональных особенностей определяются и генетической программой, и условиями жизни.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже