Презентация на тему: Типология государств

Типология государств
План
ТИПОЛОГИЯ
Формационный подход
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД
ПЕРЕХОДНЫЙ ТИП
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1/8
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 63)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (25172 Кб)
1

Первый слайд презентации: Типология государств

Презентацию подготовила Пономаренко Виктория с тудентка 1МП 2 академ. группы

Изображение слайда
2

Слайд 2: План

Понятие, содержание, предпосылки типологии, социальное значение Критерии классификации Формационный подход Цивилизационный Переходный тип Вывод

Изображение слайда
3

Слайд 3: ТИПОЛОГИЯ

Социальное значение: 1. Понимание процесса смены исторических явлений 2. основа научного прогнозирования развития государства и права 3. сочетание общих положений с конкретными и специфическими ситуациями 4. широкое обобщение, систематизация и анализ истории становления двух явлений 5. научная объективная основа в изучении феноменов государства и права ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД ПЕРЕХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ТИП – совершенное существо данного мыслимого рода, как идея, несовершенно проявляющаяся в индивидах (Платон) ТИП - совершенное существо данного мыслимого рода, как активная, формирующая сила, создающая отдельные экземпляры рода (Аристотель) Тип государства это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками. Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность. Исходные посылки : 1) развитие человечества - непрерывный естественно-исторический процесс. 2) процесс связанный с развитием социальной природы, назначения государства и права, их функционирования 3) эволюционность государственно-правовых явлений в процессе перехода государства и права от одной ступени к другой

Изображение слайда
4

Слайд 4: Формационный подход

Достоинства   формационной типологии: продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий. Недостатки   формационной типологии: она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные) Критерий - социально-экономические признаки Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим. Маркс К. 1818-1883 гг. Энгельс Ф. 1820-1895 гг. «Капитал» «Манифест Коммунистической партии» Формация - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.

Изображение слайда
5

Слайд 5: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Достоинства   цивилизационного подхода: определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях. в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств Недостатки  цивилизационного подхода: недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны. выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия. Критерий - духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков. Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей. 1880 - 1936 «Закат Европы» 1864-1920 «Социология государства» »Политические сочинения» 1889-1975 «Исследование истории» «Роль личности в истории»

Изображение слайда
6

Слайд 6: ПЕРЕХОДНЫЙ ТИП

Все государства и правовые системы переходных типов возникают, по общему правилу, не иначе, как в результате различных социальных потрясений в виде революций, войн, неудавшихся радикальных реформ. Переходное состояние государства, права и самого общества содержит в себе несколько возможных вариантов дальнейшей эволюции социальной и государственно-правовой материи, альтернативу развития государства, права и общества по тому или иному пути. Переходное состояние государства, права и самого общества связано с резким изменением характера и масштабов традиционных экономических связей, временным расстройством экономики, ослаблением материальной основы государства и правовой системы, резким падением уровня жизни значительной части населения. Для переходного типа государства и права свойственно временное ослабление их социальных и политических основ. «Революции, – писал французский писатель Ф. Шатобриан, – сметают со своего пути не только старый мир, но и сокрушают нравственность». Переходный тип государства и права отличаются, как правило, доминированием в системе разделения государственных властей исполнительно-распорядительной власти. Другие особенности: повышение роли и значения субъективного фактора в развитии государства и права в переходный период; сочетание в государственно-правовом механизме переходного периода элементов старого и нового; периодическая смена в процессе развития общества в переходный период государственных форм и режимов. Государство и право переходного периода  обладают всеми теми же признаками чертами, которые свойственны любому государству и праву. Однако, в отличие от государства и правовых систем «классических» типов, они обладают также и своими особенностями. Находясь в центре данного процесса и оказывая на него влияние, государство в данный период решает две взаимосвязанные между собой и дополняющие друг друга комплексные группы задач: ОСОБЕННОСТИ: Переходный период в развитии любой страны – это особый этап эволюции не только государства и права, но и самого общества, на базе которого они возникают и развиваются, но и экономики, политической и социальной жизни, идеологии.

Изображение слайда
7

Слайд 7: ВЫВОД

Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы, а также подход к наличию переходного типа дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.

Изображение слайда
8

Последний слайд презентации: Типология государств: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина Теория государства и права: учебник, схемы, хрестоматия. 2 изд. М: Проспект, 2018. 720 с. Елинек Г. Общее учение о государстве. СПб: Юридический центр Пресс, 2004. 1050 с. Аристотель Политика. М: АСТ, 2017. 381 с. Платон Государство. М: АСТ, 2017. 377 с. Тойнби А. Постижение истории. М: Академический проект, 2019. 802 с. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М: ИТРК, 2016. 68 с. Гумпилович Л. Общее учение о государстве. СПб: Издание Юридического книжного магазина Н. К. Мартынова., 1910. 516 с. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. Вып. 2. — М.: ИНИОН, 1991.

Изображение слайда