Слайд 2: В XI—XII вв. появились своеобразные руководства по семейному воспитанию — «Поучения», имевшие хождение среди определенной части населения. Они создавались священниками, образованными людьми вообще и, несмотря на то, что были адресованы детям, воспринимались родителями как рекомендации к воспитанию. Таким было «Поучение», написанное князем Владимиром Мономахом своим детям и получившее популярность в других семьях
Слайд 3: Владимир Мономах (XII в.) — великий князь киевский, был в близких отношениях со многими европейскими государями и с некоторыми из них породнился через женитьбы и замужества своих детей
Матерью его была дочь византийского императора Константина Мономаха, а первой супругой — дочь английского короля. Владимир Мономах прославился как человек необыкновенно деятельный и образованный, умелый военачальник и книголюб.
Слайд 4: Поучение» Владимира Мономаха
«Дети мои или кто иной, прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое.» «Поучение» Владимира Мономаха
Слайд 5: Леность — всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее. Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела»
Слайд 6
Мастера грамоты крестьяне, делавшие из обучения грамоте промысел. Кроме собственно мастеров, обучением занимались дьячки, иногда монахи, были еще и мастери пения, которые ходили по городам и учили церковному песнопению.
Слайд 7: Мастера грамоты появились в начале XIII в., и их можно было встретить еще и в XIX в
Слайд 8: Другой орган древнерусского просвещения — школа
Слайд 9: Чтению учились по азбукам и букварям; славянские буквы сложнее русских. Буквы назывались по-старинному: аз, буки, веди... Способ обучения чтению был буквослагательный, малопонятный и неудобный. Лишь в XVII в. начали появляться буквари с приемами звукового способа произношения, за буквами следовали слоги. Осложняло освоение азбуки множество различных надстрочных знаков, служивших для обозначения ударения в словах; к ним прибавлялись еще знаки препинания со своей системой правописания
Слайд 10: Все книги были рукописными, причем в старину слова писались слитно, не отделяясь друг от друга. Каждая буква писалась по-разному, часто сокращенно. И только постепенно письмо упорядочилось и появилась определенная орфография. Чтение в древности было очень трудным искусством, особенно чтение Псалтири (одна из книг Ветхого Завета, содержащая 150 псалмов — хвала Богу, мольбы, жалобы, прошения и др.), являвшейся основной учебной книгой. Читать учились по рукописному тексту, изготовленному учителем
Слайд 11: В 1574 г. была издана славянская «Азбуки» Ивана Федорова, которая занимает особое место среди учебных книг, так как она послужила образцом печатной светской книги. За нею последовали буквари других авторов: Симеона Полоцкого, Кариона Истомина и др
Слайд 12: Древнее образование постоянно твердило о Боге, грехе, покаянии, добродетелях, церковных службах. Оно хотело воспитывать детей в страхе Божием. О бразование отличалось непедагогичностью всей постановки обучения
Слайд 13
Н аиболее любимым чтением в Древней Руси становится апокрифическая литература. Апокрифы — сочинения, восполняющие священные книги (о детстве Иисуса, его родителях, о блаженном состоянии Адама и Евы в раю и т.п.).
Слайд 14: Во второй половине XVI в. и в XVII в. незнание грамматики стало считаться признаком невежества. У чебный курс становился шире, в него стали включаться математика, риторика, другие предметы западного средневекового образования
Последний слайд презентации: Типы обучения на Руси
Внешкольное образование до XVIII в. имело такой же церковный характер, что и школьное. Все знания основывались на религии, научного в них было мало, зато много фантастического и невероятного, что, однако, сомнений в подлинности прочитанного не вызывало. Но, несмотря на все трудности самообразования, оно все-таки помогло ряду выдающихся лиц подняться на высокую ступень образованности.