Презентация на тему: ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
ТИП (греч. — отпечаток, модель).
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
Типология культур
Типология по основному материалу, используемому в культуре
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
Типология по особенностям духовной жизни общества
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
По значению религиозного компонента в культуре
Деления, основанные на типологии тех социальных общностей, которые являются носителем определённой культуры.
Культуры этнические и культуры национальные
Этнос
Понятие «этнос» отражает прежде всего представление о социокультурной групповой специфике, разделяемое как сторонними наблюдателями (людьми других этносов),
Этническая группа выделяет себя как некое особое образование, сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с иными группами. Эта идентификация закрепляется через
Чувство этнической принадлежности воспринимается современным человеком как ещё одна «подкрепа» в противостоянии давлению среды. Роль этнического самосознания в
Главный источник этнической связи, этнической культуры – общность генетических характеристик людей и природных условий их бытия, приводящих к выделению данной
Национальность
Этнос, национальность, нация…
В политике нация -
В конституционном праве англо- и романоязычных стран
Нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную структуру и политическую организацию. Национальная
Нации начали формироваться в ХУ11-ХУ111 веках.
Нация – большая социальная группа, сформировавшаяся, как правило, на основе близких этносов вследствие необходимости достижения культурной однородности,
Все граждане Франции считаются французами.
Napoleone Buonaparte (итал.)
Формирование немецкой нации
Объединителем Германии считается прусский канцлер Отто фон Бисмарк
Как правило, ареал пространственной локализации нации совпадает с границами национального государства. Но бывают и иные ситуации.
Есть ли арабская нация?
Лига арабских государств.
Идея формирования единого арабского государства по принципу халифата 9 века в сознании арабов не умерла. Страны ЛАР имеют население около 345 млн человек и
Этнос и нация
Становление и развитие нации связано с развитием
Тарас Шевченко
Шандор Петефи
Русские как этнос
На основе различий в типе хозяйства, особенностей народной культуры, конфессиональных отличий среди русских выделяется ряд этнографических групп
Семейские старобрядцы
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
Россиянин и русский
В XVII—XIX веках
?
Н. Гончарова. Бабы с граблями.
Рябушкин А.И.
«Бал 1903 года» в русских костюмах
Князь Феликс Юсупов на балу 1903 г.
Русский имперский стиль
Б. Кустодиев
Рекламные материалы в «имперском стиле».
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
Национальный стиль рекламы -
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
Но если интеграционные механизмы ослабевают, то, зачастую, именно по этнокультурному признаку начинает идти раскол единого государства
Виктор Лысаков
Понятие национальной культуры в последнее время все чаще связывается с такими понятиями, как менталитет, ментальность.
Менталитет и ментальность
В основе ментальности может лежать
Ментальность определенной нации трудно описать в логических понятиях
Нередко тютчевский катрен соотносили и с известной фразой германского «железного канцлера» Отто фон Бисмарка: «Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
Культурная картина мира-
"Быть русским - по приколу!". 2011 год. РА «ПАПА»
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
Изменение жизненной среды, условий жизни предполагает и изменение менталитета
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
Ещё раньше такое же предложение сделал великий французский архитектор Ле Корбюзье (Шарль-Эдуар Жаннере-Гри).
Проект Нового Берлина. Автор - А. Шпеер.
Очень часто выделяют два базовых типа ментальности:
В современной культурологии под
Основные различия:
2. Отношение человека к внешнему миру.
3. Отношение к природе.
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
4. Отношение к обществу, государству.
5. Отношение к возможностям разума
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
6. Соотношение разных видов культуры
Русская культура
Русская культура как «вторая природа» русских людей это:
У каждой национальной культуры есть свои конкретные плоды:
Выдающийся русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948 г.г.) о сложностях в понимании природы России и ее культуры:
Первая особенность русской культуры.
Вторая особенность русской культуры – её амбивалентность. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (греч. amphi - вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia - сила) -
Третья особенность русской культуры – евразийский характер.
Четвертая особенность: полиэтничность, легкость культурных «перениманий».
Пятая особенность – это православная культура.
Массовая, элитарная, народная культура.
Народ
У этого слова много смыслов
Преамбула Конституции США, 1787 г.
Большая советская энциклопедия
Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. Чацкій.
Социальная элита
И.Репин. Заседание Государственного совета 7 мая 1901 г. (Властная элита).
Аристократия – наследственная властная верхушка в рабовладельческом и феодальном обществе. Не случайно, когда на смену наследственной сословной власти пришла
Народная культура – это культура «неэлиты», «простонародья». Концепция «двух культур» сформировалась на рубеже ХУ111-Х1Х веков.
Народная культура (и ее часть – народное искусство)
Элитарная культура – культура, ориентированная на элиту, недоступная или малодоступная остальным слоям общества вследствие отсутствия у них причастности к
Элитарное искусство – труднодоступные для понимания художественные произведения, для восприятия которых нужна особая образованность или особое эстетическое
В истории культуры много примеров, когда элитарное становилось народным и наоборот
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
У Лукоморья дуб зелёный…
Термин «фольклор» изобрели в 1846 г. в Германии
До Х1Х века во всех странах «широким слоем населения» было крестьянство.
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
В массовом обществе народная художественная культура
В рамках массовой культуры
Массовая культура – это, одновременно
Массовая культура – это не массовое безвкусие, а реализация новой культурной парадигмы
Суть этой парадигмы – широкое освоение народом жанров и принципов построения произведений элитарной культуры (романа, например) на базе новой социальной
Массовая культура сформировалась в результате целого ряда взаимосвязанных процессов:
Упрек в «примитивности» произведений массовой культуры, в общем-то, справедлив.
Массовая культура полностью функционирует в режиме рынка, когда объем, качество и цена товара на рынке является результатом довольно сложных колебаний спроса и
Антикультура
Контркультура
Субкультура
Авангард
Неужели Всё?
1/128
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 57)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (51851 Кб)
1

Первый слайд презентации: ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

Савельева О.О.

Изображение слайда
2

Слайд 2: ТИП (греч. — отпечаток, модель)

Предмет или явление, заключающие в себе черты, повторяющиеся в большом ряде других, подобных им, явлений или предметов. Элементарным носителем типичности является наш язык. В нем все многообразие вещей или явлений данной категории сводится к одному охватывающему его собой слову. Кроме имён собственных, все слова нашего языка имеют нарицательное, т.-е. типическое значение.

Изображение слайда
3

Слайд 3

1. Культуры схожи. Причина: любая культура сформировалась в процессе взаимодействия человека с природой, с другими людьми. 2. Культуры разнообразны. Условия, обстоятельства этого взаимодействия были разными.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Типология культур

Типы культур могут быть выделены по очень разным критериям. Культура традиционная и культура современная (по доле инноваций в общем массиве культурных проявлений, по лёгкости восприятия инноваций в социуме, являющемся носителем культуры).

Изображение слайда
5

Слайд 5: Типология по основному материалу, используемому в культуре

Каменный век (до 6,5 тыс. лет до н.э.) Бронзовый век (длился около 3,5 тыс. лет) Железный век (2- 1,5 тыс. лет до н.э. вплоть до середины ХХ в.). - ? пластмассы, композиты, "особо чистые металлы" и другие материалы. Это не означает, что прежний материал перестаёт использоваться, но он перестаёт определять «лицо» культуры.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Изображение слайда
7

Слайд 7: По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры

культура охотников и собирателей, культура скотоводов; культура земледельцев; промышленная (индустриальная) культура постиндустриальная культура

Изображение слайда
8

Слайд 8

Изображение слайда
9

Слайд 9

Изображение слайда
10

Слайд 10

Изображение слайда
11

Слайд 11: Типология по особенностям духовной жизни общества

1. Культура дионисийская, основанная на эмоциях, чувственном восприятии мира.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Культура аполлоническая - рациональная культура, регулирующая, подчиняющая, контролирующая мир чувств. Аполлон Бельведерский

Изображение слайда
13

Слайд 13: По значению религиозного компонента в культуре

Культура светская Культура религиозная: Христианская (католическая, православная и т.д.). Исламская (суннитская, шиитская, ….). Буддистская ………………………..

Изображение слайда
14

Слайд 14: Деления, основанные на типологии тех социальных общностей, которые являются носителем определённой культуры

Изображение слайда
15

Слайд 15: Культуры этнические и культуры национальные

Изображение слайда
16

Слайд 16: Этнос

социальная межпоколенная группа, сформировавшаяся изначально в условиях длительного проживания в определённом географическим ареале, обладающая антропологическим единством, психофизиологическим сходством, общностью языка, нравов, обычаев, быта, а также особым самосознанием, чувством принадлежности к этой культуре.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Понятие «этнос» отражает прежде всего представление о социокультурной групповой специфике, разделяемое как сторонними наблюдателями (людьми других этносов), так и представителями данного этноса. Ощущение инаковости, непохожести на других лежит в основе этнической идентификации

Изображение слайда
18

Слайд 18: Этническая группа выделяет себя как некое особое образование, сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с иными группами. Эта идентификация закрепляется через особые знаки принадлежности (одежду и пр.), символы, мифы, легенды, святыни

Изображение слайда
19

Слайд 19: Чувство этнической принадлежности воспринимается современным человеком как ещё одна «подкрепа» в противостоянии давлению среды. Роль этнического самосознания в современном мире растёт, особенно в условиях кризиса

Изображение слайда
20

Слайд 20: Главный источник этнической связи, этнической культуры – общность генетических характеристик людей и природных условий их бытия, приводящих к выделению данной группы. Этносы существовали на протяжении всей мировой истории

Изображение слайда
21

Слайд 21: Национальность

Национальность - устойчивое культурно-историческое объединение людей, сложившееся на основе: исторического родства, единства бытовой культуры (включая язык общения, религиозный культ, нормы повседневного поведения и др.), существующей (или существовавшей) общности территории обитания (вмещающего ландшафта) и обладающее сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме – татары, французы, русские). ЭТНОС = НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Изображение слайда
22

Слайд 22: Этнос, национальность, нация…

На́ция (от лат.   natio  — племя, народ ) — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе: Общности происхождения, Общности языка, Общности территории, Общности сферы общественного управления и самоуправления, Общности психического склада, проявляющегося в общности культуры.

Изображение слайда
23

Слайд 23: В политике нация -

- Сообщество людей, устойчиво, осознанно и единообразно самопозиционирующееся в пространстве и времени и ассоциирующее себя с определённой территорией и историей. В некоторых случаях синонимом нации является понятие « народ »;

Изображение слайда
24

Слайд 24: В конституционном праве англо- и романоязычных стран

Нация – это термин, обычно имеющий значения « государство », « общество », «совокупность всех граждан».

Изображение слайда
25

Слайд 25: Нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную структуру и политическую организацию. Национальная культура включает наряду с традиционной и обыденной также специализированные области культуры (культуру, освоение которой требует специального (профессионального) образования)

Изображение слайда
26

Слайд 26: Нации начали формироваться в ХУ11-ХУ111 веках

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы управления, хозяйства, созданием и распространением общего литературного языка, средств коммуникации, общих элементов культуры и т. д. 1635: основание Французской Академии — центра по изучению и сохранения французского языка и культуры.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Нация – большая социальная группа, сформировавшаяся, как правило, на основе близких этносов вследствие необходимости достижения культурной однородности, диктуемой потребностями эпохи. Коммуникативная активность в пределах этой группы существенно выше, чем за ее пределами

Изображение слайда
28

Слайд 28: Все граждане Франции считаются французами

Но не все они сами считают себя французами! В общем этническом смысле под "французами" следуют понимать самоиндентифицирующих себя таким образом лиц, говорящих на французском языке, которые живут или их предки жили на территориях, входящих в состав Франции. С этнической точки зрения к собственно французам не принадлежат бретонцы Бретани, говорящие на языке кельтской группы, эльзасцы и лотарингцы, говорящие соответственно на диалекте немецкого языка, корсиканцы, разговаривающие на диалекте итальянского языка, и баски. Особый случай – современные мигранты, получившие гражданство.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Napoleone Buonaparte (итал.)

Наполеон был императором Франции, но французом его никто не считал, в том числе и он сам. Он был корсиканцем, его родным языком был корсиканский диалект итальянского. Французский он выучил в школе. Всю жизнь он говорил по-французски с сильным акцентом.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Формирование немецкой нации

В 20-х годах Х1Х в. на месте современной Германии было около 40 государств (королевств, княжеств, герцогств), население которых говорило на разных диалектах немецкого языка и придерживалось немецкой этнической культуры. Прусское королевство. Саксонское королевство. Княжество Ангальт-Цербст. Герцогство Голштиния. Герцогство Мекленбург. Вольные города Любек,Бремен, Гамбург, Франкфурт.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Объединителем Германии считается прусский канцлер Отто фон Бисмарк

Постепенно Королевство Пруссия объединяло вокруг себя эти государства Некоторые вошли добровольно, другие были завоёваны. В 1868 г. было провозглашено создание Германской империи, король Пруссии стал германским императором.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Как правило, ареал пространственной локализации нации совпадает с границами национального государства. Но бывают и иные ситуации

Изображение слайда
33

Слайд 33: Есть ли арабская нация?

Понятие "арабская нация" ("аль-умма аль-арабийя") появилось в 1905 г. на волне борьбы арабов с турками-османами. Есть единство языка, пространства, культуры. Но нет единого государства. «Арабский мир»: 18 государств, численность арабов в населении которых превышает 50%. Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис

Изображение слайда
34

Слайд 34: Лига арабских государств

Создана в 1945 г. Входят 22 страны С 2005 г. работает Арабский парламент (штаб-квартира в Дамаске) – по 4 представителя от каждой страны.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Идея формирования единого арабского государства по принципу халифата 9 века в сознании арабов не умерла. Страны ЛАР имеют население около 345 млн человек и общую площадь приблизительно 13 миллионов квадратных километров, что делает ЛАР второй по площади после России геолингвистической единицей в мире

Изображение слайда
36

Слайд 36: Этнос и нация

В отличие от становления этноса, которое идет «естественным» путем, на основе повседневной, обыденной жизнедеятельности людей, становление нации носит более «рукотворный» характер. Есть даже определение нации как «целенаправленно создаваемой общности».

Изображение слайда
37

Слайд 37: Становление и развитие нации связано с развитием

образования, литературы, книгопечатанием, распространением газет, журналов и других средств массовой информации. Именно они играют значительную роль в формировании чувства культурной общности, принадлежности к национальной культуре. Большую роль в становлении нации играет, как правило, творческая интеллигенция.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Тарас Шевченко

… Москалі чужі люди, Тяжко з ними жити Немає з ким поплакати, Ні поговорити.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Шандор Петефи

Как раз тот день был нашей свадьбы днём. Что нашей свадьбы, девочка, короче? За родину чтоб пасть мне под огнём, Ушёл я в полночь первой ночи. В день свадьбы, девочка, уйти на смерть, — Да, правда, это жребий страшный! Но грянет бой, и я уйду, поверь, Как я ушёл во сне вчерашнем.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Русские как этнос

Русские — восточнославянский народ, объединённый этническим происхождением, общей историей, культурой, языком и. Общая численность русских в мире в настоящее время составляет около 150 миллионов, из них в России — 116 миллионов (2002 год) или 80 % населения страны. По международным стандартам Россия это моноэтническая страна.

Изображение слайда
41

Слайд 41: На основе различий в типе хозяйства, особенностей народной культуры, конфессиональных отличий среди русских выделяется ряд этнографических групп

Среди русских выделяется ряд особых этнографических групп: горюны, затундренные крестьяне, казаки ( амурские, астраханские, донские, забайкальские, кубанские, некрасовские, оренбургские, семиреченские, терские, уральские,уссурийские), каменщики,камчадалы,карымы, кержаки, семейские, поморы и т.д.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Семейские старобрядцы

Изображение слайда
43

Слайд 43

Изображение слайда
44

Слайд 44

Изображение слайда
45

Слайд 45

Изображение слайда
46

Слайд 46: Россиянин и русский

С середины XIX века получает развитие разграничение россиянин как принадлежность к государству, русский (человек, язык) как принадлежность к народу.

Изображение слайда
47

Слайд 47: В XVII—XIX веках

оформляется теория о делении русского народа на три ветви: великорусов (великороссов), малороссов белорусов. С 1920-х гг. русскими стали обозначать лишь великорусов.

Изображение слайда
48

Слайд 48: ?

1). Русская нация или российская нация. 2). Россияне – нация, гражданская нация. 3) Русские – нация, этнонация, этнос. Поэтому возникает проблема с понятием « русская национальная культура », «русский национальный стиль», в том числе национальный стиль в рекламе.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Н. Гончарова. Бабы с граблями

Изображение слайда
50

Слайд 50: Рябушкин А.И

Изображение слайда
51

Слайд 51: Бал 1903 года» в русских костюмах

Изображение слайда
52

Слайд 52: Князь Феликс Юсупов на балу 1903 г

Изображение слайда
53

Слайд 53: Русский имперский стиль

Изображение слайда
54

Слайд 54: Б. Кустодиев

Изображение слайда
55

Слайд 55: Рекламные материалы в «имперском стиле»

Изображение слайда
56

Слайд 56

Изображение слайда
57

Слайд 57

Изображение слайда
58

Слайд 58

Изображение слайда
59

Слайд 59: Национальный стиль рекламы -

можно понимать как стиль, наиболее адекватный стереотипам и ценностям аудитории, самой широкой из всех возможных в данной стране. 80% населения русские. Соответственно – стереотипам, ценностям, визуальным и аудиальным константам русской этнонации.

Изображение слайда
60

Слайд 60

Национальная культура менее однородна, чем этническая, она включает в себя разные компоненты, дифференцированные по социальным, профессиональным, региональным и др. признакам. Чрезмерные различия, которые могут вызвать конфликт, снимаются через интеграционные механизмы (единая экономика, правовая система и пр.).

Изображение слайда
61

Слайд 61: Но если интеграционные механизмы ослабевают, то, зачастую, именно по этнокультурному признаку начинает идти раскол единого государства

В ХХ в. распались: Австро-Венгерская империя, Югославия, СССР, Чехословакия. Попытки к отделению этнических областей есть в Канаде, Бельгии, Великобритании, Испании, Турции, Индии, некоторых постсоветских государствах.

Изображение слайда
62

Слайд 62: Виктор Лысаков

Великий русский менталитет на коне

Изображение слайда
63

Слайд 63: Понятие национальной культуры в последнее время все чаще связывается с такими понятиями, как менталитет, ментальность

М енталитет – «призма», через которую человек смотрит на мир и воспринимает его. В трудах учёных ХХ века встречались и иные схожие понятия: Социолог Эрих Фромм – социальный характер Психолог Карл Густав Юнг - архетип А нтрополог Люсьен Леви- Брюль - коллективные представления Э тнограф А.Бастиан – изначальные мысли Философ Освальд Шпенглер – мирочувствование «Каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто принадлежит данной культуре», - писал Шпенглер.

Изображение слайда
64

Слайд 64: Менталитет и ментальность

Менталитет – присущая личности или общности совокупность специфических эмоциональных реакций на действительность, психологических установок, сложившихся под влиянием географических условий, генетических и социокультурных факторов. Ментальность – это способность общности или человека воспринимать реальность под своим, уникальным углом зрения, создавать свою неповторимую картину мира.

Изображение слайда
65

Слайд 65: В основе ментальности может лежать

романтическое начало или прагматизм, образное мышление или рациональный анализ, ориентация на социальные институты или на собственные силы, верность традиции или склонность к инновации, привязанность к традиционному месту расселения или лёгкость перемены места жительства…. И т.д.

Изображение слайда
66

Слайд 66: Ментальность определенной нации трудно описать в логических понятиях

«Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить». Федор Тютчев, 1866 год.

Изображение слайда
67

Слайд 67: Нередко тютчевский катрен соотносили и с известной фразой германского «железного канцлера» Отто фон Бисмарка: «Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью»

Изображение слайда
68

Слайд 68

Изображение слайда
69

Слайд 69: Культурная картина мира-

следствие восприятия мира через призму менталитета. Содержательная основа культурной картины мира – система ценностных отношений и социальных ориентаций общности. В нее входят представления о добре и зле, счастье, справедливости, красоте, времени и прстранстве. Именно эта система представлений придает те черты самобытности, которые позволяют отличать одну культуру от другой.

Изображение слайда
70

Слайд 70: Быть русским - по приколу!". 2011 год. РА «ПАПА»

Никола - "русский, современный парень, характеру которого присущи черты традиционности и патриотизма". ОАО «ДЕКА»

Изображение слайда
71

Слайд 71

Изображение слайда
72

Слайд 72: Изменение жизненной среды, условий жизни предполагает и изменение менталитета

Hизкий дом без меня ссутулится, Cтаpый пес мой давно издох. Hа московских изогнутых улицах Помеpеть, знать, судил мне бог. Я люблю этот гоpод вязевый, Пусть обpюзг он и пусть одpях. Золотая дремотная Азия Опочила на куполах. С.Есенин. Москва. 1922.

Изображение слайда
73

Слайд 73

В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы, разработанный архитекторами В. Н. Семёновым и С. Е. Чернышёвым. От старой Москвы должен был остаться только Кремль. (Фильм «Новая Москва». 1938 г.)

Изображение слайда
74

Слайд 74

Изображение слайда
75

Слайд 75: Ещё раньше такое же предложение сделал великий французский архитектор Ле Корбюзье (Шарль-Эдуар Жаннере-Гри)

Дом Центросоюза на Мясницкой улице. 1928 г.

Изображение слайда
76

Слайд 76: Проект Нового Берлина. Автор - А. Шпеер

Изображение слайда
77

Слайд 77: Очень часто выделяют два базовых типа ментальности:

Запад Восток. О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд. Р. Киплинг

Изображение слайда
78

Слайд 78: В современной культурологии под

"Западом" подразумевается европейская, американская и австралийская и новозеландская культура. "Востоком" - культура стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. У этих двух "противоположных" типов культуры можно выделить присущие им черты, отличительные особенности.

Изображение слайда
79

Слайд 79: Основные различия:

Динамика социокультурного развития. Запад – волны, рывки, неравномерность. Быстрая ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур. Восток - до XIX века замкнутые системы. Верность традициям, изменения медленные, эволюционные. Новое не отвергает старое, а вписывается в него. Например, основные черты китайской цивилизации оформились в III в. до н.э. - III в. н.э. (эпоха Хань ) и в сущности своей не менялись до XIX в.

Изображение слайда
80

Слайд 80: 2. Отношение человека к внешнему миру

Запад -  активное. Нужно изменять мир вокруг себя. Ускоренный прогресс техники и технологии, быстрое изменение предметного мира. Восток – относительно пассивное. Важно духовное совершенствование самого человека. Доктрина "недеяния" во внешнем мире, уход в себя, идея нирванны, которая предполагает отрешенность от внешнего мира, отсутствие страсти, жажды жизни.

Изображение слайда
81

Слайд 81: 3. Отношение к природе

Запад: утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. "Природа - мастерская, и человек в ней работник". Восток: созерцание природы, координация своего поведения с законами природы, приспособление к ней.

Изображение слайда
82

Слайд 82

ЗАПАД ВОСТОК

Изображение слайда
83

Слайд 83: 4. Отношение к обществу, государству

Запад - понимание человека как автономной, независимой личности, наделенной естественными правами (данными от рождения), которые должно гарантировать правовое государство. Восток - важны интересы не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства. Воспитывалось преклонение перед властью. Для восточных обществ характерны коллективистские традиции.

Изображение слайда
84

Слайд 84: 5. Отношение к возможностям разума

Запад - рационалистическая тенденция, отдававшая приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению. Она проявлялась во всех видах культуры: науке, философии, искусстве. Восток - образное, ассоциативное мышление, интуитивное познание. Внимание к медитации, самоанализу, самовнушению. Главные факторы художественного творчества - воображение, интуиция, озарение, просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном; постижение скрытой красоты, которое требует сосредоточенного, неспешного созерцания.

Изображение слайда
85

Слайд 85

Изображение слайда
86

Слайд 86: 6. Соотношение разных видов культуры

Запад- разные виды культуры (наука, религия, философия) существовали самостоятельно, раздельно, конфликтно. Сформировался материализм, рационализм, эмпиризм. Наука рассматривалась как средство технического прогресса, развития производства. Восток - тесное переплетение философских, научных и религиозных идей. Наука - средство совершенствования человека. Она не выделялась в самостоятельную область знаний. Научные сочинения (математические, астрономические) появлялись как части духовных поучений - сутр.

Изображение слайда
87

Слайд 87: Русская культура

Изображение слайда
88

Слайд 88: Русская культура как «вторая природа» русских людей это:

материальные и духовные ценности народа, созданные им в ходе своей длительной истории; способ жизнедеятельности и мироустройства русских людей; своеобразие жизни русских в конкретных природно-географических, исторических и этносоциальных условиях; религия, мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-историческом проявлении; совокупность русских социальных норм, законов, обычаев, традиций; способности, потребности, знания, умения, социальные чувства, мировоззрение русских.

Изображение слайда
89

Слайд 89: У каждой национальной культуры есть свои конкретные плоды:

Язык. Фольклор (мифы, сказания, легенды, сказки, былины и т.д.); Литература и искусство; Наука, философия, образование; Нравственно-этические и эстетические ценности; Система жизнеустройства, Способы жизнедеятельности в конкретных условиях.

Изображение слайда
90

Слайд 90: Выдающийся русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948 г.г.) о сложностях в понимании природы России и ее культуры:

"Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации. В русской истории … нельзя найти органического единства … В истории России мы видим пять разных Россий: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию».

Изображение слайда
91

Слайд 91: Первая особенность русской культуры

Отсутствие непрерывного органичного развития. Любая попытка представить русскую культуру в виде "идеально" целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего раз и навсегда заданной логикой и единым национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия.

Изображение слайда
92

Слайд 92: Вторая особенность русской культуры – её амбивалентность. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (греч. amphi - вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia - сила) - двойственное, противоречивое отношение Всякий раз при попытке сделать тот или иной однозначный вывод оказывается, что на любом важном этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы "двоится", являя исследователю то одно, то другое лицо. "Языческое" и "христианское", "оседлое" и "кочевое", "религиозное" и "светское", "европейское" и "азиатское", "общинно-коллективистское" и "частнособственническое" - эти и подобные пары противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются до настоящего времени

Изображение слайда
93

Слайд 93: Третья особенность русской культуры – евразийский характер

Её нельзя однозначно отнести к восточным или западным культурам. Г.В.Вернадский : «История распространения русского государства есть, в значительной степени, история приспособления русского народа к своему месторазвитию - Евразии, а также и приспособление всего пространства Евразии к хозяйственно-историческим нуждам русского народа".

Изображение слайда
94

Слайд 94: Четвертая особенность: полиэтничность, легкость культурных «перениманий»

Важнейшей особенностью русской национальной культуры, как и самой цивилизации, является то, что она складывалась не внутри континента, а на стыке материков: Запад-Восток; Юг-Север. Исторически Россия формировалась и развивалась как многонациональная держава с полиэтничной культурой.

Изображение слайда
95

Слайд 95: Пятая особенность – это православная культура

Далеко не все русские мыслители считали это положительной чертой. Точка зрения П.Я.Чаадаева (1794-1856) – выдающегося русского мыслителя и публициста на роль православия в истории русской культуры: "Одна из самых прискорбных особенностей нашей (т.е. русский – В.С.) цивилизации состоит в том, что мы все ещё открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами …

Изображение слайда
96

Слайд 96: Массовая, элитарная, народная культура

Изображение слайда
97

Слайд 97: Народ

Народ – глобальная социальная группа, появившаяся с возникновением классового общества и продолжающая существовать и в настоящее время.

Изображение слайда
98

Слайд 98: У этого слова много смыслов

1. Народ – все «народонаселение» страны, региона. 2. Определенная этническая группа. 3. Та часть населения, которая не принадлежит к «элите».

Изображение слайда
99

Слайд 99: Преамбула Конституции США, 1787 г

«Мы, народ Соединённых Штатов, дабы образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать общему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, провозглашаем и учреждаем настоящую Конституцию для Соединённых Штатов Америки».

Изображение слайда
100

Слайд 100: Большая советская энциклопедия

Грузинский народ сложился из 3 крупных близкородственных этнических групп: картов, мегрело-чанов (занов) и сванов, каждая из которых, в свою очередь, образовалась в результате длительного процесса консолидации более мелких племён.

Изображение слайда
101

Слайд 101: Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. Чацкій

Воскреснемъ ли когда отъ чужеземныхъ модъ, Чтобъ умный, добрый нашъ народъ, Хотя по языку насъ не считалъ за нѣмцевъ. Колин Ферт в роли Чацкого

Изображение слайда
102

Слайд 102: Социальная элита

в буквальном переводе – «лучшие члены общества». Это та часть общества, которая обладает наибольшим доступом к ресурсам этого общества – к ресурсам власти («политическая элита»), материальным благам («экономическая элита»), интеллектуальным ресурсам (интеллектуальная элита»).

Изображение слайда
103

Слайд 103: И.Репин. Заседание Государственного совета 7 мая 1901 г. (Властная элита)

Изображение слайда
104

Слайд 104: Аристократия – наследственная властная верхушка в рабовладельческом и феодальном обществе. Не случайно, когда на смену наследственной сословной власти пришла власть богатства, ее представителей стали называть «аристократией денежного мешка»

Изображение слайда
105

Слайд 105: Народная культура – это культура «неэлиты», «простонародья». Концепция «двух культур» сформировалась на рубеже ХУ111-Х1Х веков

Изображение слайда
106

Слайд 106: Народная культура (и ее часть – народное искусство)

культура непривилегированных слоев общества, «широких масс населения». Если вспомнить, что народ по-гречески «демос», то народная культура – демократическая культура, т.е. культура, доступная широким слоям, не требующая для своего освоения образования, воспитания и средств, выше «средненормального» для данного общества уровня. Все народное довольно долго рассматривалось как «низкое», «подлое», «некультурное ».

Изображение слайда
107

Слайд 107: Элитарная культура – культура, ориентированная на элиту, недоступная или малодоступная остальным слоям общества вследствие отсутствия у них причастности к соответствующим финансовым ресурсам, образованию, модели социализации ( в том числе, в области воспитания вкуса) и т.д

Изображение слайда
108

Слайд 108: Элитарное искусство – труднодоступные для понимания художественные произведения, для восприятия которых нужна особая образованность или особое эстетическое чутье. ( Марк Ротко, Россия-США, 1903-1970)

Изображение слайда
109

Слайд 109: В истории культуры много примеров, когда элитарное становилось народным и наоборот

Изображение слайда
110

Слайд 110

Изображение слайда
111

Слайд 111: У Лукоморья дуб зелёный…

Изображение слайда
112

Слайд 112: Термин «фольклор» изобрели в 1846 г. в Германии

Фольклор – художественная культура, созданная в широких слоях населения, не относящихся к элите данного общества. Это более узкое понятие, чем народная культура, так как охватывает именно художественную культуру (народное искусство).

Изображение слайда
113

Слайд 113: До Х1Х века во всех странах «широким слоем населения» было крестьянство

Поэтому в обыденном понимании фольклор – художественная культура, сформировавшаяся в крестьянской среде. По мере формирования других социально значимых слоев населения, появился рабочий фольклор (уральские сказы, например), городской фольклор (романсы, баллады, анекдоты). Выделяют и детский фольклор (в него входят, в частности, детские страшилки), и литературный, и живописный (примитивная живопись).

Изображение слайда
114

Слайд 114

Изображение слайда
115

Слайд 115

Фольклор создается в рамках культуротворчества самого народа. До создания средств технического воспроизведения культурных продуктов понятия «народная художественная культура» и фольклор почти совпадали. Народ в массе своей сам себя «снабжал» культурными продуктами.

Изображение слайда
116

Слайд 116: В массовом обществе народная художественная культура

Разделилась на фольклорную культуру (народное культуротворчество) И массовую культуру (народное культуропотребление).

Изображение слайда
117

Слайд 117: В рамках массовой культуры

культурный продукт создаётся немногими (и, как правило, не «любителями», а профессионалами) и через каналы массовой коммуникации распространяется на самые широкие слои населения.

Изображение слайда
118

Слайд 118: Массовая культура – это, одновременно

1). система создания и распространения на широкие массы населения культурного продукта 2) культурный продукт, предназначенный для массового потребления

Изображение слайда
119

Слайд 119: Массовая культура – это не массовое безвкусие, а реализация новой культурной парадигмы

Изображение слайда
120

Слайд 120: Суть этой парадигмы – широкое освоение народом жанров и принципов построения произведений элитарной культуры (романа, например) на базе новой социальной ситуации (массовизации общества) и новых технических возможностей (средств тиражирования и трансляции изображений, текстов. звука)

Изображение слайда
121

Слайд 121: Массовая культура сформировалась в результате целого ряда взаимосвязанных процессов:

1.секуляризации культуры (отделения светской культуры от церковной), 2.урбанизации, 3.распространения рыночных отношений на область культуры, 4.становления системы всеобщего образования, 5. технического прогресса. Таким образом, появление массовой культуры связано с глобальными социокультурными сдвигами. Это следствие демократизации общества.

Изображение слайда
122

Слайд 122: Упрек в «примитивности» произведений массовой культуры, в общем-то, справедлив

Её «примитивность» объективно обусловлена. Она сформировалась в условиях индустриального труда и городской жизни, требующей быстрой рекреации. Расчёт на массовую аудиторию определяет простоту сюжетов, языка. Но эта примитивность – не следствие низкого качества продуктов массовой культуры. Продукты бывают весьма разные.

Изображение слайда
123

Слайд 123: Массовая культура полностью функционирует в режиме рынка, когда объем, качество и цена товара на рынке является результатом довольно сложных колебаний спроса и предложения, настройки их друг на друга

Изображение слайда
124

Слайд 124: Антикультура

– культурные продукты, апеллирующие к человеческой деструктивности, демонстративно нарушающие социальные нормы.

Изображение слайда
125

Слайд 125: Контркультура

– культура, направленная на создание принципиально новых образцов, моделей, жизненных стилей, противостоящих, противоположных господствующей на данный момент в обществе культуры. Ее отличие от антикультуры – она направлена все же на создание альтернативных форм общественного бытия, а не на разрушение. Это как бы альтернативная культура.

Изображение слайда
126

Слайд 126: Субкультура

– это культура в рамках господствующего культурного направления, основной культурной магистрали, но присущая какой-то определенной социальной группе. Группа эта может быть выделена по возрасту (молодежная субкультура), по этническому признаку (культура казаков), по месту жительства (культура мегаполиса), по социальному слою (культура среднего класса) и т.д.

Изображение слайда
127

Слайд 127: Авангард

Контркультура в рамках элитарного искусства. А.Лентулов. Василий Блаженный.

Изображение слайда
128

Последний слайд презентации: ТИПЫ КУЛЬТУРЫ: Неужели Всё?

Изображение слайда