Презентация на тему: Тинторетто. В чем гениальность художника

Тинторетто. В чем гениальность художника
Тинторетто. В чем гениальность художника
Тинторетто. В чем гениальность художника
Тинторетто. В чем гениальность художника
Тинторетто. В чем гениальность художника
Тинторетто. В чем гениальность художника
Тинторетто. В чем гениальность художника
Тинторетто. В чем гениальность художника
Тинторетто. В чем гениальность художника
Тинторетто. В чем гениальность художника
Тинторетто. В чем гениальность художника
Тинторетто. В чем гениальность художника
Тинторетто. В чем гениальность художника
1/13
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 3)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (16122 Кб)
1

Первый слайд презентации: Тинторетто. В чем гениальность художника

Изображение слайда
2

Слайд 2

Кто сегодня знает художника Якопо Робусти ? А вот его звучный псевдоним знаком, наверное, каждому. Тинторетто. Словно ритмичный аккорд, звонкий, танцевальный. А это всего лишь «маленький красильщик» в переводе. Такое прозвище никак не соответствовало масштабу этого художника позднего Возрождения (Венеция, 16 век). Понимал ли сам Тинторетто свой гений? Ещё как! Он не очень-то отличался скромностью. Тинторетто – маркетолог Тинторетто (1518/1519-1594 гг.) родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень. Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У  Тициана.  Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента. Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто. А пока, 20-летнему юноши надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются в очередь. Тогда мастер придумывает гениальный рекламный ход – на двери в мастерскую он размещает табличку: «Рисунок – как у Микеланджело, цвет – как у Тициана».

Изображение слайда
3

Слайд 3

И он не сильно преувеличивал. Сравните фрагмент его картины тех лет “ Чудо святого Марка ” и одну из сивилл Микеланджело. Обе женщины написаны в сложных разворотах. А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует. Слева: Тинторетто. Фрагмент “Чуда святого Марка”. 1848 г. Галерея Академии, Венеция. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Часть росписи Сикстинской капеллы в Ватикане

Изображение слайда
4

Слайд 4

А что же с колоритом? Мог ли на самом деле Тинторетто соперничать с великим Тицианом? Здесь все тоже было по-честному: Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Лондонская национальная галерея

Изображение слайда
5

Слайд 5

То есть он говорит потенциальным клиентам : я собрал всё лучшее, что есть в искусстве. Заказчики пошли из праздного интереса. А убедившись, что молодой живописец не хорохорится, а действительно владеет мастерством, всё охотнее делают заказы. Картины, принесшие славу Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Потому что именно здесь во всей мощи раскрылись его новаторства. Он был решительным и напористым в жизни. Такими же были его работы. Он не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов. Легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты. При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, “ Брак в Кане ”. 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои … на втором плане. Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта

Изображение слайда
6

Слайд 6

Тинторетто был мастером пространства. До него, да и после него художники размещали главных героев на переднем плане. У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломленного света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное. В работе «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит влетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика. Сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток. Кажется, что можно услышать стенания молодого человека, который ещё не осознал своего спасения. А ещё удивленный вздох толпы, которая видит, как копья ломаются о тело христианина, но не пробивают плоть. Картина произвела большой эффект. Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь. Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте. Он на самом деле много и быстро работал. Он понимал, что так просто в истории живописи на века не остаться. Нужно создать как можно больше грандиозных работ. И он делал все для этого. Тинторетто. Чудо святого Марка. 1548 г. Галерея Академии, Венеция

Изображение слайда
7

Слайд 7

Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция

Изображение слайда
8

Слайд 8

Тинторетто напористый Вазари, биограф художников Эпохи Возрождения описывает один интересный случай. Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель. Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса. Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им. Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании. Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции. Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан- Рокко, Венеция

Изображение слайда
9

Слайд 9

Тинторетто магический У Тинторетто есть необыкновенная работа на один из сюжетов о ранних христианах-мучениках. Похищение тела святого Марка. Молодой человек, как христианин, был схвачен и замучен до смерти язычниками. Его тело хотели сжечь на площади Александрии. Но тут произошло невероятное природное явление. Почернело небо, грянул гром и вспыхнула такой силы молния, что собравшиеся на площади люди чуть не обезумели от страха, бросились врассыпную. В это время другие христиане смогли подобрать тело святого Марка, чтобы предать его земле. Вот этот момент Тинторетто и изобразил. В секунду, когда молния осветила площадь. Мы видим, как часть душ вылетели из тел язычников. Токи бегут по пространству в виде дымчатых волн. Площадь холодного белого цвета, освещённая вспышкой молнии. Разряженный воздух, который сделал мир ирреальным. Чувствуется, как заложило уши от резкого перепада давления. Ещё мгновение, и все погрузится во тьму. Ну кто ещё мог изобразить так это событие в истории живописи? Столько магии на одном полотне даже сюрреалистам не снилось, как выразился художник Григорий Брускин. Тинторетто. Похищение тела святого Марка. 1562-1566 гг. Галерея Академии, Венеция

Изображение слайда
10

Слайд 10

Тинторетто – импрессионист Творчество Тинторетто не было равномерным. В молодости он с предельной внимательностью относился к рисунку, прорабатывал каждый штрих. Вспомните его ранние работы, например, “Сусанну и старцев”. Насколько досконально выписаны аксессуары красавицы. В поздний период творчества Тинторетто был вынужден оправдываться: «У меня слишком много заказов, чтобы выписывать каждую мышцу лица». Но среди этих поздних работ есть невероятные вещи. Которые, наоборот, выигрывают благодаря своей небрежности и быстроте мазка. Как в картине “Крещение Христа”. Трава, вода написаны единичными мазками. Тела героев очерчены небрежно и быстро. Но цвет такой всепроникающий, что можно долго простоять у работы, покрывшись мурашками. Мастер сделал выбор. Не в пользу деталей, а в пользу света, цвета и пространства. Никакой красивости. Только эмоциональное воздействие на зрителя. Прямо как импрессионисты 300 лет спустя. Сусанна и старцы. Деталь. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена Тинторетто. Крещение Христа. 1580 г. Церковь Сан- Сильвестро, Венеция

Изображение слайда
11

Слайд 11

Последний шедевр Нельзя не упомянуть последний шедевр мастера, написанный в последний год перед смертью. Тайная вечеря. В ней весь Тинторетто. Полупрозрачные ангелы. А рядом кошка заглядывает в корзину, ищет, чем бы поживиться. Соседство удивительное. А ещё невероятный свет. Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. В его мастерской было несколько коморок с маленькими отверстиями, в которые он направлял свет. Так он изучал свет, падающий на предметы под разным углом. Вот откуда такая невероятная правдивость. Смотришь и понимаешь: да, именно так оно и было. Разве что ангелов было не разглядеть. Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция

Изображение слайда
12

Слайд 12

Тинторетто в России Несколько картин хранятся в  Эрмитаже.  Мне больше всего нравится “ Святой Георгий убивает дракона ”. Она наиболее характерная для Тинторетто. Самый драматичный момент. Эмоции. Каскад событий в одной работе. Вообще примечательно, что именно картина со святым Георгием попала в Россию. Произошло это давно. Работа входила в коллекцию барона Пьера Кроза. В 1772 году она и была куплена Екатериной II. Святой Георгий, убивающий дракона. 1561 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Изображение слайда
13

Последний слайд презентации: Тинторетто. В чем гениальность художника

Подведем итог Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил. Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма. Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро. Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.

Изображение слайда